Научная статья на тему 'Фрактальность экономического спроса'

Фрактальность экономического спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СПРОС / УПРАВЛЕНИЕ / ФРАКТАЛ / КЛАСТЕР / ECONOMICS / DEMAND / MANAGEMENT / FRACTAL / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакал Н. Е., Бровкова М. Б.

Изложены принципы фрактального структурирования подсистем экономического спроса в кластерной промышленной корпорации. Показаны методы отображения объектных лидера и ведомого в цепных звеньях – фракталах – экономического спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRACTAL ECONOMIC DEMAND

Principles of fractal structurizations of subsystems of economic demand in cluster industrial corporation are stated. Methods of display of the object leader and dependent in chain links – fractals – of economic demand are shown.

Текст научной работы на тему «Фрактальность экономического спроса»

УДК 330.46:332.012.2.001

Н.Е. Бакал, М.Б. Бровкова ФРАКТАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПРОСА

Изложены принципы фрактального структурирования подсистем экономического спроса в кластерной промышленной корпорации. Показаны методы отображения объектных лидера и ведомого в цепных звеньях -фракталах - экономического спроса.

Экономика, спрос, управление, фрактал, кластер

N.E. Bakal, M.B. Brovkova FRACTAL ECONOMIC DEMAND

Principles of fractal structurizations of subsystems of economic demand in cluster industrial corporation are stated. Methods of display of the object leader and dependent in chain links - fractals - of economic demand are shown.

Economies, demand, management, fractal, cluster

В задаче фрактальной типологизации хозяйствующих субъектов необходимо показать методологическую симметрию структурных связей и фрактальность цепных звеньев в разветвленных лигандах кластерной социальной и экономической системы (СЭС), объектные отношения в которой основаны на принципе «предложение S (supply) - спрос D (demand)», как это показано на рис. 19-21, в сравнении с фракталами на рис. 10-18.

Используя результаты предшествующих трех статей и рис. 10-18, рассмотрим структурные особенности кластерного управления экономическим спросом D (рис. 19-21), сопряженного с кластерным управлением экономическим предложением S (рис. 16-18). Всякое D-звено имеет две главные объектные, экономические стороны: D-сторону спроса и S-сторону потребления.

С D-стороны фрактально типологизируемого D-звена спроса (v, n) (рис. 19) - это всегда двухмерная характеристика, содержащая выход v и вход n в нее: оплату v(t)=pn(t) S-благ объектным D-звеном или S * -D-подсистемой, D-выход звена во внешний экономический мир; поставку и приемку S-блага n(t) по стоимостной цене p=v/n=vn/1n, D-вход звена из внешнего экономического мира. Квант vn стоимости эквивалентен единице 1 n товара. Многообразие товаров «корзины» спроса приводимо к ее общей единице 1 n измерения поставки.

Фрактальность экономического спроса состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6): денежно-товарной (v, n), цено-потоковой (p, q) и т.д. - спрос всегда содержит выход во внешний мир и вход из него. Одномерный спрос: только оплата v или только приемка n - является объектным или юридическим, а не экономическим феноменом, и не имеет прямого отношения к системному управлению спросом в СЭС.

Спрос (рис. 19) телеологически направлен на объектные владение, потребительское пользование и/или распоряжение товаром, услугой или выполненной работой.

Потребление (рис. 19-21) имеет правовую, всегда субъектную, и юридическую, всегда объектную, законодательные основы. Спрос (v, n) (рис. 19) методологически симметричен снабжению S-звена (рис. 10), они представимы в одной основной системе объектных координат {n, v}, а D-потребление (n j, v j) методологически симметрично предложению (n, v) S-звена (рис. 16-18).

S* - D

Экономическая S * -D-психология (рис. 19-21)

Si - D

Объектное D-звено:

Э-Б^хозяйствующий субъект, предприятие, покупатель, потре битель , рынки Ба и Бу - как D-S1-фрактал S-D-кластера

Потребление

товара ni(t) Потребление (ni, vi) Ожидание кредита или

D-S | -состояния ожиданий

D-СК {v, n}

поставки n и финансирования vi

>1<-

[шнансирования v1(t)

Si-D * - лидер, собственная ^

S-СК {ni, vi}

i*

а - экономическое D-звено - S * -D-кластерообразователь - в экономико-психологических состояниях с пассивными входами ожиданий поставки n(t) и финансирования v1(t) спроса.

D-СК, S-СК - двухмерные системы координат спроса (demand) и предложения (supply)

S* - D

Si - D

Оплата v(t)

спроса

Спрос (v, n)

D - технологический

Ожидание ,

поставки n(t)

S *-D-лидер,

Цепное объектное D-звено:

Э-Б^хозяйствующий субъект, предприятие, покупатель, потре битель , рынки Ба и Бу - как D-S1-фрактал S-D-кластера

финансирование vi(t)

потребления

Транспонированное,

S-мотивационное потребление (vi, ni)

______Задержка ^

потребления ni(t) Si-D * -ведомый,

^ собственная Ь D-Si-состояния ожидания ^ I ^транспонированная

D-СК {v, n}

поставки n и задержки выхода ni

S-СК {vi, ni}

i*

б - й-кпастерообразоватепь (а) с транспонированным потреблением, со входом ожидания поставки п^) и выходом задержки спроса и потребления п^)

S* - D Лидер

Денежно е v(t)

движение Ожидание n(t)

поставки

Ведомый Si - Di Лидер

Кластероо бразователь, D-Si-фрактал экономического S-D-кластера

Финансиро в ание vi (t)

спроса и потребления Товарное ni(t)

движение

D1-подкластер или лиганды рынков Ба потребления и Бу финансирования

в - экономический Б * -Э-подкластер в основном экономико-психологическом

цепном состоянии (у, п): перечислены деньги v(t), ожидается поставка п(^)

Рис. 19. Феноменные модели экономико-психологических концепций (см. рис. 13-15) S * ^-кластерообразователя в Б * -й-подкпастере экономического

Б-й-движения денег V * и товаров п *. Пунктиром отмечены активные выходы (а-в) или вход (б), пассивные входы (ожидания) и выходы (задержки) разомкнуты

Б* - Б

Поставка п(0

Транспонированный спрос (п, V)

^ Задержка оплаты

V® поставок

Б * -Б-ведомый, транспонированная,

Б-СК {п, V}

Объектное Б-звено:

Б-Б^хозяйствующий субъект, предприятие, покупатель, потребитель, рынки Б<! и Бу - как Б-81-фрактал 8-О-кластера

Бі — Бі*

^финансирование v1(t) ;_______________

потребления

Транспонированное потребление С^ь п1)

______Задержка

1^ П-8|-состояния задержек ^I

1 оплаты V поставок и потребления Пі 1

потребления п^) Б1-Б * -ведомый,

транспонированная

Б-СК {v1, п1}

а - D-кластерообразователь в транспонированных экономико-психологических состояниях (см. рис. 19 а) с разомкнутыми, пассивными выходами: задержки оплаты v(t) поставок, задержки потребления п^) на S1-выходе

Б* — Б

Б1 — Б

Поставка п(0

Транспонированный,

Б-мотивационный спрос (п, V)

Задержка оплаты

V® поставок Б * -Б-ведомый,

Цепное объектное D-звено:

Б-Б^хозяйствующий субъект, предприятие, покупатель, потребитель, рынки Ба и Бу - как D-S1-фрактал S-D-кластера

Потребление

товара n1(t)

Потребление (п1, v1) Б-технологическое

Ожидание кредита или

финансирования v1(t)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б1-Б *-лидер, собственная ^

Б-СК {п, V}

оплаты V и ожидания кредита V!

Б-СК {п1, v1}

1*

б - D-кластерообразователь (рис. 19 а) с транспонированным спросом (п, V) в экономико-психологических состояниях с пассивными выходом (задержкой) оплаты v(t) поставок и входом (ожиданием) финансирования v1(t)

Б* — Б Ведомый

Лидер Б1 — Б1 Ведомый

По ставка ПЧ ) Кластероо бразователь, Т о в арное п 1 ( t )

Б-Б1-фрактал движение

Денежное у(0 экономического Финансирование у^)

движение Б-Б-кластера спроса и потребления

Б1-подкластер или лиганды рынков Ба потребления и Бу финансирования

в - экономический D-подкластер в транспонированном экономико-психологическом состоянии (п, V): осуществлена поставка п® товара, задержана оплата v(t) (см. рис. 19 в)

Рис. 20. Феноменные модели экономико-психологических концепций фрактального объектного D-звена как D-кластерообразователя в транспонированном Б * -й-подкпастере экономического Б-й-движения товаров п * и денег V * в едином объектном времени ^ Пунктиром отмечены замыкания одномерных активных входов (а-в) или выхода (б), пассивные входы и выходы разомкнуты

а - экономический в *-О-подкластер в основном экономико-психологическом

цепном состоянии (V, п): в *-О-подкластер - лидер; ожидаемый в-О * -подкластер - ведомый,

комплементарный; в *-О-кластерообразователь - лидер в спросе (V, п) и ведомый в потреблении (V!, п^ (рис. 19 б, в). 1 - единое объектное время

Б* - Б

движение Ожидание п(1;)

поставки

Денежно е у(0

Кластероо бразователь, Б-Бі-фрактал экономического Б-Б-кластера

Бі - Бі Т о в арное п 1 ( I )

движение

Финансирование у^)

спроса и потребления

Бх-подкластер или лиганды рынков Ба потребления и Бу финансирования

Б* - Б

б - экономический в *-О-подкластер (а) с транспонированным

потреблением (п1, v1); в *-О-кластерообразователь - двухсторонний лидер в спросе (V, п) и потреблении (п1, v1) (рис. 19 а)

- Б!

Товарное Кластероо бразователь, Т о в арное п х ( 1 )

движение п(1;) Б-Бі-фрактал движение

Задержка экономического Финансирование у^)

оплаты у(1;) Б-Б-кластера спроса и потребления

Бх-подкластер или лиганды рынков Бд потребления и Бу финансирования

в - экономический О-подкластер (а) в транспонированном экономико-психологическом

состоянии (п, V): в *-О-подкластер - ведомый; ожидаемый в-О * -подкластер - лидер; в * -О-кластерообразователь - ведомый в спросе (п, V) и лидер в потреблении (п1, ^) (рис. 20 б, в)

Б* - Б

Товарное

движение п(1;) Задержка

оплаты у(1;)

Кластероо бразователь, Б-Б1-фрактал экономического Б-Б-кластера

Бі - Бі Финансиро в ание уі (О

спроса и потребления Товарное п^)

-I-

движение

Б1-подкластер или лиганды рынков Бд потребления и Бу финансирования

г - экономический О-подкластер (а) с транспонированным спросом (п, V); в *-О-кластерообразователь - двухсторонний ведомый в спросе (п, V) и потреблении ^, п1) (рис. 20 а)

Рис. 21. Тетрада основных классов феноменных моделей сопряженных экономикопсихологических концепций в *-О-кластерообразователя в в *-О-подкластере экономического в-О-движения денег V * и товаров п *

внешнего экономического мира. Квант уп стоимости эквивалентен единице 1 п товара. Многообразие товаров «корзины» спроса приводимо к ее общей единице 1 п измерения поставки.

Фрактальность экономического спроса состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6): денежно-товарной (у, п), цено-потоковой (р, q) и т.д. - спрос всегда содержит выход во внешний мир и вход из него. Одномерный спрос: только оплата у или только приемка п - является объектным или юридическим, а не экономическим феноменом, и не имеет прямого отношения к системному управлению спросом в СЭС.

Спрос (рис. 19) телеологически направлен на объектные владение, потребительское пользование и/или распоряжение товаром, услугой или выполненной работой.

Потребление (рис. 19-21) имеет правовую, всегда субъектную, и юридическую, всегда объектную, законодательные основы. Спрос (у, п) (рис. 19) методологически симметричен снабжению Б-звена (рис. 10), они представимы в одной основной системе объектных координат {п, у}, а Б-потребление (п 1, у 1) методологически симметрично предложению (п, у) Б-звена (рис. 16-18).

С Б-стороны фрактально типологизируемого объектного Б-звена должно существовать потребление (п 1, у 1), основанное на том или ином финансировании и кредитовании спроса. Потребительское движение {п 1(1), у 1(1)} всегда определяется двухмерной характеристикой, содержащей выход п 1 и вход в нее у 1: потребление товара 1/р-у 1=п 1 объектным Б-звеном или Б1-Б1* -подсистемой, Б1-выход звена во внешний экономический мир; финансирование у 1(1) покупки Б-блага по товарной цене 1/р1=п1/у1=пу1/1 у1, Б1-вход звена из внешнего экономического, финансового, кредитующего мира. Квант п у1 товара эквивалентен единице 1 у его стоимости. Множество товаров в «корзине» п 1 потребления приводимо к предельной N потребительской способности Б-звена в интегральной товарной единице 1 п.

Фрактальность потребления состоит в том, что независимо от его двухмерной концепции (табл. 3-6) оно содержит выход во внешний мир и вход из него. Функционально и телеологически предложение (рис. 16) и потребление (рис. 19) различается по следующим принципам: Б-принцип - надо получить деньги у (Б-причина) за произведенный и проданный товар п (Б-следствие, рис. 16); Б-принцип - есть потребление п 1 (Б-следствие) и надо получать (зарабатывать, заимствовать и т.д.) деньги (Б-причина) для покупки товара п 1. Итак, Б-потребление методологически симметрично экономическому предложению Б.

Лидером и/или ведомым объектный Б-фрактал может быть как в его спросе, так и потреблении. Всего возможны четыре комбинации лидерства и подчиненности (рис. 21), как и в случае объектного Б-фрактала (рис. 16-18). Лидером хозяйствующий субъект будет тогда, когда он находится в собственной системе экономических координат: спроса {у, п}; потребления {п 1, у 1}; выход является ординатой, а вход - абсциссой. Ведомым хозяйствующий субъект будет в транспонированных системах объектных координат. Лидер характеризуется выходной характеристикой у(п) и/или п 1(у 1), а ведомый - входной характеристикой п(у) и/или у 1(п 1). Кластерообразователь как фрактал, связующий входные Б-лиганды и/или выходные Б-лиганды в кластерной СЭС (рис. 3, 12, 15, 18, 21), как правило, должен быть лидером в своем основном функциональном, социальном и экономическом назначении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методология первичной самоорганизации хозяйственных систем / под общ. ред. С.В. Павлова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 144 с.

2. Соболев Р.С. Хозяйственные системы промышленной экономики: методология, теория, моделирование / Р.С. Соболев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 288 с.

3. Кнышев Иг.В. Теоретические основы структурной логистики: монография / Иг.В. Кны-шев, Ил.В. Кнышев. Саратов, 2004. 274 с. Деп. в ВИНИТИ РАН 10.06.04, № 984-В2004.

Бакал Наталия Евгеньевна -

соискатель Саратовского государственного технического университета Бровкова Марина Борисовна -

доктор технических наук, профессор Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.