ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.17:378.18
ФУНКЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА1
Белгородский
государственный
университет
В. Н. Ирхин
В статье раскрывается сущность и содержание основных функций здоровьеориентированной педагогической системы высшей школы. Реализация указанных функций здоровьеориентированной педагогической системой университета рассматривается авторами статьи как один из возможных путей обеспечения здоровья студентов
e-mail:
Ключевые слова: здоровьеориентированная педагогическая система, здоровье студентов, функции.
В современных социально-экономических условиях перед высшей школой, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, ставится задача обеспечения здоровья студентов. Условием, процессом и результатом решение обозначенной выше задачи является осуществление здоровьеориентированной педагогической системой вуза специфических функций: социализационной, культурологической, профилактической, коррекционно-реабилитационной и укрепления здоровья [1].
Выделение социализационной функции определяется необходимостью решение педагогической задачи по включению студентов в систему общественных отношений, в которой происходили бы наименьшие потери здоровья будущих специалистов, осуществлялась их успешная адаптация к социальным условиям и возможность максимальной реализации социального и биологического потенциала личности. С другой стороны, важно обеспечить самостоятельное воспроизводство студентами системы общественных отношений, сориентированных на гуманистические ценности, включая ценности здоровья и здорового образа жизни. Наиболее ярко социали-зационная функция здоровьесберегающей педагогической системы проявляется в воспитательной деятельности. Повышение жизнеспособности студентов, как отличительного признака и результата осуществления социализационной функции здоровь-есберегающей педагогической системы вуза, достигается в процессе реализации принципа взаимосвязи валеообразования и валеовоспитания будущих специалистов. Одним из аспектов реализации социализационной функции в здоровьеориентированной педагогической системе Белгородского государственного университета следу-
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». № 2.2.3.3. / 3774 «Сохранение здоровья студентов в инновационной образовательной системе университета».
ет считать включение студентов в волонтерскую работу по утверждению ценностей здорового образа жизни среди населения, особенно детей и подростков. Свыше 300 студентов психологического, исторического, социально-теологического, медицинского, педагогического и других факультетов университета охвачено такой работой [2]..
Культурологическая функции заключается в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе опытом сохранения и укрепления своего здоровья, формированием позитивного, гуманистического сознания личности будущих специалистов. Культура здоровья характеризуется сформированностью у студентов структуры представлений (усвоенной информации о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире), структуры субъективного отношения (субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира); структуры стратегии и технологии взаимодействия (совокупность методов, приёмов, необходимых для выполнения определенной деятельности).
Проблема формирования культуры здоровья студентов может быть решена в ходе реализации образовательной системы, включающей в себя учебные курсы ва-леологического цикла: физкультура, ОБЖ, валеология, человековедение, психология, основы медицинских знаний и др.; осуществление валеологического потенциала содержания учебных предметов в вузе; внеаудиторную валеологическую работу.
Несмотря на разнообразие подходов к содержанию валеологического образования, можно выделить и общие аспекты, характерные для отмеченных программ обучения студентов культуре здоровья: опора на общедидактические принципы непрерывности, последовательности, преемственности, целостности и системности, ин-тегративности, обязательности и приоритетности, спиралевидности, гибкости и вариативности; требования к валеологическому образованию, отраженные в задачах: овладение системой знаний, приобщающих студентов к пониманию законов развития человека, его взаимосвязи с природой и окружающим миром; формирование установки на сохранение здоровья, следование системе здорового образа жизни в повседневной деятельности; формирование системы валеологических умений, помогающих молодому человеку жить в гармонии с собой и окружающей его социально-природной средой; «устоявшиеся» содержательные модули: индивидуальное здоровье и факторы, его обусловливающие; гигиена; психология здоровья; практические навыки ЗОЖ; нравственно-этический аспект здоровья; профилактика болезней; оказание первой медицинской помощи; анатомия и физиология; физическая культура; ОБЖ; половое воспитание и подготовка к семейной жизни.
Названные модули являются основой построения образовательных программ, учитывающих региональные и местные (для каждого вуза) особенности. По моему мнению, принцип сочетания федерального и регионального аспектов особенно важен, когда речь заходит о формировании культуры здоровья человека. Регионализация образовательной программы предусматривает учёт специфических особенностей конкретной территории и соответствующее усиление тех или иных содержательных аспектов с учетом таких показателей, как географический, экологический, социально-демографический, национально-культурный.
Анализ образовательных программ вузов и практической деятельности преподавателей свидетельствует о том, что каждая учебная дисциплина в высшей школе обладает большими потенциальными возможностями для формирования ценности интеллектуально-мировоззренческого, эмоционального, отношенческого аспектов валеологического сознания личности студента. Наряду с валеологическими спецкурсами, «традиционные» учебные курсы могут помочь студентам выйти на концептуальные, ценностные представления и идеалы здоровья, наполнить их нравственным смыслом и определить свою личную позицию через систему отношений.
Комплекс вузовских предметов, при соответствующей направленности преподавателей, позволяет представить студенту целостную картину мира, сформулировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире. Предметы гумани-
тарного цикла дают возможность сформировать социальное здоровье учащейся молодежи на основе общечеловеческих и национальных ценностей. На учебных занятиях с позиций конкретной науки рассматривается особенность взаимовлияния общих для гуманитарных дисциплин объектов изучения - индивидуального и общественного здоровья. В то же время содержание предметов естественнонаучного цикла раскрывает законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как факторов, обусловливающие здоровье человека.
Анализ учебно-методического комплекса вузовских предметов свидетельствует о недостаточной ориентации их содержания на культуру здоровья человека. В этой связи возникает проблема обновления вузовских учебников и наполнение их валеоло-гическим содержанием. Тем не менее, каждый преподаватель на своих учебных занятиях имеет возможность творчески подойти к отбору текстов для чтения, диктантов, изложений, разработке заданий, упражнений, задач, тем сочинений, творческих, курсовых, дипломных работ и исследовательских проектов по валеологической тематике, анализу образа литературных героев и биографии исторических деятелей и т.д.
Потребность в обеспечении здоровья учащихся определяет необходимость формирования и развития валеологических компетентностей учителей на всех этапах их многоуровневой подготовки. Названная задача предполагает обоснование ключевых компетенций (как внутренних, потенциальных психологических новообразований: знаний, умений, представлений, способностей) здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности (решающей задачи сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся) и раскрытие потенциальных возможностей содержания вузовских психолого-педагогических дисциплин в развитии данного вида компетентности (как интегрального личностного феномена и результата подготовки будущих учителей). Обучение студентов в сфере культуры здоровья возможно на учебных занятиях предметного блока «Человек и его здоровье» базисного учебного плана; на учебных занятиях 22-х элективных спецкурсов; в процессе внеаудиторной воспитательной работы.
Анализ вузовской программы позволяет выявить потенциальные возможности содержания психолого-педагогических дисциплин в формировании валеологиче-ских компетенций будущих учителей (табл. 1).
Таблица 1
Учебные курсы подготовки студентов педагогических вузов Валеологические компетенции
«Основы безопасной жизнедеятельности » Оказание первой медицинской помощи при функциональных изменениях в деятельности физиологических систем человека
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Знание возрастных особенностей развивающегося организма, его взаимоотношений с окружающей средой, закономерностей, обеспечивающих здоровье школьников, поддержание их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности
«Психология человека» Знание теоретических основ направленности личности и ее психологических проявлений, понимание своеобразия мотивационно-потребностной сферы, структуры, видов и характеристик деятельности, особенностей деятельностного подхода и др.
«Экспериментальная психология» Знание основ проведения научного исследования, общенаучных и специальных методов, в том числе психологического эксперимента, психологического тестирования
«Социальная психология» Социально-психологические механизмы социализации личности в обществе, знание особенностей деятельности малой группы, группового влияния на личность, знание методик противостояния групповому давлению и др.
Окончание табл. 1
«Психология личности» Знание механизмов установления контактов с учениками, коллегами, родителями, вооружение методами воздействия на личность
Возрастная психология» Знание основных закономерностей развития психики ребенка в связи с особенностями его биологической организации, определение значения факторов обучения, воспитания и самостоятельной активности в формировании способностей, социального опыта и личностной организации индивида, системы отношений, как фактора, включенного в процесс обучения и воспитания
« Педагогическая психология» Знание закономерностей психического развития ребенка в процесс обучения и воспитания; умение самостоятельно определять потенциальные возможности и тенденции развития у учащихся способностей, целей и мотивов учебной деятельности; своевременно выявлять причины отставания в учебе и отклоняющегося поведения отдельных учеников; определять наиболее эффективные пути устранения этих явлений. Знания о специфике педагогической деятельности и роли личности учителя как организатора образовательного процесса, о структуре педагогической деятельности, ее творческом характере.
«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» Знание об особенностях личности детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии; знание о способах организации специализированной помощи в современной образовательной системе
«Введение в педагогическую профессию» Направленность деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся; значимость, содержание и структура культуры здоровья учителя; роль современного образования для обеспечения здоровья подрастающего поколения, связь педагогики с гигиеной, физиологией, психологией, экологией человека
«Педагогические теории и системы» Теоретические основы современной педагогической науки, способы педагогических действий и опыт творческой деятельности по развитию здоровой личности в условиях существующих образовательных систем
« Педагогические технологии» Технологии формирования культуры здоровья учащихся; здоровьесбе-регающие технологии обучения школьников
«Философия и история образования» Идея воспитания здорового человека в гуманистической традиции отечественной и зарубежной педагогики, своеобразие традиций народной педагогики здоровья
«Основы управления педагогическими системами» Знание о сущности и основных принципах управления здоровьесбере-гающей образовательной системой; о взаимодействии социальных институтов в управлении педагогическим процессом, содействующим здоровью школьников, о формах и методах работы учителя и классного руководителя с родителями по формированию культуры здоровья учащихся
Ключевым элементом системы формирования и развития рассматриваемой профессиональной компетентности будущих учителей может стать учебный курс «Здоровьеориентированная профессионально-педагогическая деятельность», рассчитанный на 32 часа аудиторных занятий [3].. Данный интегративный курс восполняет пробелы блока психолого-педагогических дисциплин, включает 4 раздела и выстраивается в следующей логике:
1. Социально-педагогические факторы актуализации проблемы воспитания здорового поколения россиян. Цивилизационный, социальный, экономический и научный факторы, определяющие социальный заказ системе образования на воспитание здорового человека. Состояние здоровья подрастающего поколения и причины его снижения в образовательном процессе. Имманентное развитие отечественной системы образования как фактор, актуализирующий проблему воспитания здорового поколения россиян в современных условиях.
2. Теоретико-методологические основы здоровьеориентированной профессионально-педагогическая деятельности. Ключевые понятия курса: «здоровье»,
«здоровый образ жизни», «здоровьесозидающая профессионально-педагогическая деятельность», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесбе-регающий образовательный процесс» и др. Валеологический подход как методологический фундамент здоровьесозидающей профессионально-педагогической деятельности. Принципы сохранения, укрепления, формирования здоровья и здоровье-центризма, лежащие в основе здоровьесозидающей профессионально-педагогической деятельности. Характеристика современных концепций организации здо-ровьесозидающего образовательного процесса.
3. Сущность, содержание и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности. Целевой, содержательный, операциональный и результативный компоненты здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Характеристика гигиенического и валеологического подходов к организации процесса обучения на учебном занятии. Валеологизация занятия с помощью типодифференциального тестирования. Учет психосоматотипа детей на учебном занятии. «Психотерапия» педагогической деятельности. Требования к организации здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. Модель обучающей деятельности по валеологизации учебного занятия. Критерии и показатели оценки эффективности здоровьесозидающей деятельности педагога. Передовой опыт здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности в разных типах учебных заведений.
4. Содержание и организация профессионально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья учащихся. Программа «Здоровье» и способы ее реализации в образовательном учреждении. Модели изменения поведения человека с ориентацией на здоровье. Содержание, организация и методы формирования классным руководителем культуры здоровья учащихся. Социально-психологический тренинг как средство изменения поведения школьников в направлении здорового образа жизни.
Идея формирования культуры здоровья студентов, реализуемая через учебный процесс, находит своё продолжение и во внеаудиторной воспитательной деятельности преподавателей и студентов, где ярко проявляется социализационная функция здоровьесберегающей педагогической системы вуза.
Базовыми принципами такого рода воспитательной работы являются гуманистические отношения, добровольность и свобода в выборе деятельности, открытость, разумная опека, последовательность, преемственность и системность, единство требований, учёт половозрастных и индивидуальных особенностей, единство внеучеб-ной и учебной деятельности. Целью, объектом и результатом деятельности всех субъектов воспитательной системы является целостная, здоровая личность будущего специалиста, обладающего отменным здоровьем, повышенным уровнем образованности и культуры, гуманистической направленностью, социальной и экологической ответственностью, стремлением к творчеству и самосовершенствованию, трудолюбием и предприимчивостью, эмпатичностью и милосердным отношением к людям.
Содержание валеологической воспитательной работы включает вопросы личной и общественной гигиены, режима дня, полового воспитания и подготовки к семейной жизни, рационального и безопасного поведения, профилактики и преодоления вредных привычек, культуры питания, дыхания, движения, нравственного поведения и этикета, психической саморегуляции и др.
На содержание воспитательной работы оказывает влияние состояние здоровья и развития студентов, их поведенческие реакции, эпидемическая ситуация в вузе, своеобразие региональной и микросоциальной среды (например, необходимость усиления антиалкогольной пропаганды и профилактики наркомании) и другие факторы. Содержание валеологической воспитательной работы отражается в ведущих видах деятельности студентов.
Таким образом, валеологическая воспитательная работа со студентами осуществляется через содержание предметов валеологического цикла учебного плана, а также дополнительные оздоровительно-образовательные занятия; валеологизацию учебных предметов в вузе, внеаудиторную работу со студентами, охватывающую весь спектр её форм.
При такой системе чётко прослеживается реализация принципа взаимосвязи валеообразования и валеовоспитания студентов. Полученные на учебных занятиях знания и умения в области культуры здоровья используются студентами на практике, в том числе в контексте получаемой профессии. В педагогике «действия» закрепляется мотивация их валеологического поведения.
Профилактическая функция сориентирована на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в развитии личности студентов. Она реализуется посредством комплекса воспитательных, гигиенических, психологических мер, устраняющих причины возникновения, в первую очередь, болезней, обусловленных факторами риска образовательного процесса. Поэтому механизмы функции включают в себя известный комплекс психогигиенического и психопрофилактического обоснования учебно-воспитательного процесса; по применению здо-ровьесберегающих методов обучения; созданию комфортного психологического климата в вузе; соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании аудиторий, мебели и оборудования; обеспечению оптимальной двигательной нагрузки студентов; осуществлению валеологического просвещения участников образовательного процесса. Сегодня в здоровьесберегающей инфраструктуре Белгородского государственного университета успешно развиваются: Центр семейной медицины, Лаборатория профилактической и восстановительной медицины; Центр хрономедицины; Лаборатория молекулярной генетики человека; Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной; Конно-спортивная школа; Оздоровительный лагерь в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком «Нежеголь»; Оздоровительный лагерь в г. Туапсе; Ботанический сад; комфортабельное общежитие. Только в 2009 г. на базе природного парка в проводимых Днях здоровья приняло участие свыше 20 тысяч студентов. Профилактические мероприятия органично вплетаются в каждодневную жизнь коллектива БелГУ: физкультурные минутки в перерывах лекций; плавание в бассейне; занятия в многочисленных спортивных залах и манежах; организованное посещение загородного оздоровительного лагеря в с. Титовка и поездки г. Туапсе; коллективное участие в диспансерном осмотре; посещение спортивных соревнований в Центре С. Хоркиной [4].
Печальная статистика, свидетельствующая об ухудшении состояния здоровья студентов, предопределяет необходимость выделения коррекционно-реабили-тационной функции здоровьеориентированной педагогической системы университета. Педагогическое понимание термина «реабилитация» смещает акцент на восстановление личностных свойств студентов. По мнению исследователей, цель реабилитационной педагогики заключается в создании реабилитационного пространства вокруг студентов, а деятельность преподавателя и куратора должны быть направлены на восстановление уверенности студентов в своих возможностях, на создание ситуации успеха. Коррекционная работа также включает в себя использование методов и средств по устранению, минимизации у студентов физических, психологических, нравственных отклонений в развитии от нормы. Реабилитационная функция направлена на восстановление утраченных личностных свойств, то есть того, что было раньше, но потеряно по тем или иным причинам. Коррекционная функция сориентирована на преодоление отставания студентов, неуспеваемости, устранение нарушений, например, в поведении, дефектов, аномалий. Поэтому суть коррекционной функции заключается в преодолении отрицательных свойств, то есть того, что сформировалось, приобретено, но противоречит личностным и общественным потребностям.
Вместе с тем, коррекционная и реабилитационная функции имеют много общих черт, позволяющих их объединить. Во-первых, функция педагогической деятельности, направленная на преодоление некоего личностного, физиологического состояния индивида, которое не соответствует определённым психологическим, физиологическим и социальным нормам, требует целостного взгляда на человека, с учётом его физических, психических и нравственных свойств. Во-вторых, основу функции составляет гуманистический взгляд, мажорный настрой преподавателя по отношению к личности студентов. В-третьих, преподаватели, в процессе реализации функции, ориентируются на сильные стороны личности студентов. В-четвёртых, осуществление функции предполагает создание в университете определённой среды, соответствующих условий для реализации юношами и девушками своего потенциала.
Система функций остаётся незавершенной при отсутствии функции укрепления здоровья студентов, поскольку она связана с необходимость повышения оптимальных адаптационных резервов организма человека. Механизм её реализации в вузе видится на пути наращивания физического компонента здоровья студентов на занятиях физической культурой, ЛФК, в спортивных секциях и клубах университета, в ходе проведения внеаудиторных спортивно-физкультурных воспитательных мероприятий. Педагогический процесс, направленный на обогащение нравственного опыта студентов, соответствует цели укрепления социального компонента здоровья. Важным средством укрепления психического и социального компонентов здоровья студентов являются тренинги, меняющие позиции педагога-куратора, который не «учит жить», а помогает каждому студенту понять себя и другого, контролировать свои мысли и поступки, определить критерии и систему оценки себя и группы как субъекта. Условиями роста резервов здоровья студентов следует считать дозирован-ность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого студента.
Приоритетное значение в педагогическом процессе здоровьесберегающей педагогической системы вуза приобретают социализационная и культурологическая функции. Их ведущая роль обусловлена целью воспитания, обучения и развития здоровой личности студента, особенностями рассматриваемых функций, направленных на принятие студентом ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, раскрытия его сущностных сил, формирования базовой культуры личности, включая культуру здоровья.
В отличие от педагогического процесса, в деятельности вузовских служб (Центра здоровья) ведущее значение приобретают профилактическая, коррекционно-реабилитационная функции и функция укрепления здоровья. Содержание и организация работы Центра здоровья отражается в его программе, которая включает четыре компонента: анализ состояния проблемы и результатов работы, задачи и направления деятельности, совокупность подпрограмм и способы их осуществления. В заключение отмечу, что программа содержания и организации деятельности вузовского Центра здоровья разрабатывается с учётом специфики конкретного образовательного учреждения, проблем в состоянии здоровья, развития студентов и преподавателей, а также возможностей здоровьеориентированной педагогической системы вуза.
Список литературы
1. Ирхин В.Н. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования к здоровьеориентированной деятельности/ В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева // Славянская педагогическая культура. - № 6. - 2007. - С. 140-142.
2. Ирхин В.Н.Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов / В.Н. Ирхин, Н.И. Жернакова // Высшее образование в России. -№ 7. - 2008. -С. 88-93.
3. Ирхин В.Н. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности / В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева // Культура физическая и здоровье. -№ 5. - 2008. - С. 64-67.
4. Ирхин В.Н. / Ирхина И.В., Жернакова Н.И. Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2009. 202 с.
THE FUNCTIONS OF HEALTHORIANTED EDUCATIONAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY
The article considers the substance of five main functions of healt-horianted university?s educational system . The authors present healthori-anted educational system as one of possible solutions of the student health saving?s problem.
Key words: healthorieanted educational system, student?s health,
functions. [email protected]
V. I. Irhin
Belgorod
State
University
e-mail: