Научная статья на тему 'Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов'

Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3742
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / SOCIALLY ACTIVE PERSONALITY OF THE FUTURE EXPERT / LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS / STUDENT ACHIEVEMENT / MENTAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышёва Инга Владимировна, Шлемова Марина Владимировна, Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна

В статье раскрыто влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность студентов, приведены результаты исследования взаимосвязи хорошей успеваемости и высоких спортивных результатов, а также говорится о значимости физкультурно-спортивной деятельности для формирования социально активной личности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышёва Инга Владимировна, Шлемова Марина Владимировна, Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING ON STUDENTS' MENTAL PERFORMANCE

In the article the effect of exercise on mental performance of students, the results of study on the relationship excellence and high results, but also refers to the importance of physical culture and sports activities for the formation of a socially active person future professionals.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов»

http://www.altai_terr.vybory.izbirkom.ru/region/region/altai_terr?action=show& root=1&tvd=2222000156252&vrn=2222000156246&region=22&global=&sub_region= 22&prver=0&pronetvd=null&vibid=2222000156246&type=240 (дата обращения 7.11.2010)

Социально-педагогические и психологические исследования

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Чернышёва Инга Владимировна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры Шлемова Марина Владимировна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры Егорычева Елена Владимировна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры Мусина Светлана Викторовна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры Волжский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» г. Волжский, Россия [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

В статье раскрыто влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность студентов, приведены результаты исследования взаимосвязи хорошей успеваемости и высоких спортивных результатов, а также говорится о значимости физкультурно-спортивной деятельности для формирования социально активной личности будущих специалистов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт; социально активная личность будущего специалиста; учебная деятельность студентов; успеваемость студентов; умственная работоспособность.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING ON STUDENTS' MENTAL PERFORMANCE

Inga Tchernysheva, Marina Shlemova, Elena Egorycheva, Svetlana Musina,

the senior lecturers of physical training board Volzhsky Polytechnical Institute (branch of) State Educational Institution of Higher ProfessionalEducatiion "VolgogradState Technical University" Volzhskiy, Russia

[email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

In the article the effect of exercise on mental performance of students, the results of study on the relationship excellence and high results, but also refers to the

importance of physical culture and sports activities for the formation of a socially active person future professionals.

Keywords: physical education and sport; socially active personality of the future expert, learning activities of students, student achievement; mental capacity.

В существующей образовательной системе физическая культура и спорт -обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими учебными дисциплинами. Эта связь заключается как в единстве объекта действия - обучающегося, так и в цели действия - формирования высокой социализации личности. При этом физическое воспитание в вузе необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса в целом. Студенческий возраст можно охарактеризовать как заключительный этап поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодым людям в этот период необходимо обладать определенными физическими возможностями для напряжённого учебного труда и активной общественно-политической деятельности. Именно поэтому физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

Связь физического обучения с общими задачами образовательной системы вуза обусловлена тем, что она служит повышению профессионального уровня и работоспособности студентов, освоению ими учебных дисциплин.

Известно, что учебная деятельность студентов - это 36 часов академических занятий в неделю. Проходят они, за исключением уроков физкультуры, в аудиториях и лабораториях, не всегда соответствующих гигиеническим нормам. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с литературой, чтобы закрепить изучаемый материал, подготовиться к курсовым и дипломным проектам. Все это способствует малоподвижному образу жизни и тому, что двигательный режим студентов определяется в основном постановкой физического воспитания в вузе. А это в настоящее время весьма серьезная проблема.

Исходя из вышесказанного, появилась необходимость в исследованиях, в ходе которых проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года. Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий с использованием физических упражнений с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование на занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Анализ результатов проведенных нами исследований показал, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью. Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта. Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в дальнейшей производственной деятельности.[3]

Полученные результаты подтверждают, что активные занятия студентов в группах спортивного совершенствования не мешают основной учёбе в институте, а даже несколько повышают их успеваемость. Это объясняется тем, что тренировки студентов-спортсменов являются активным отдыхом от умственной работы, а смена деятельности значительно повышает работоспособность.[1]

Таблица 1

Успеваемость студентов-спортсменов и средние показатели _по ВПИ (филиал) ВолгГТУ (%)_

Оценка Летняя сессия Зимняя сессия

в группе в целом по в группе в целом по

спортсменов институту спортсменов институту

Хорошо и отлично 66,7 50,6 63,0 41,3

Удовлетворительно 29,6 45,4 37,0 53,5

Неудовлетворительно 3,7 4,0 - 5,2

Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости). Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, проблема физической подготовленности будущих специалистов остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизивший двигательную активность людей.

Мы считаем, что студенты, активно занимающиеся физическими упражнениями, имеют преимущество в умственной работоспособности. Результаты указывают на хорошую устойчивость умственной работоспособности

в день проведения урока физического воспитания. В день отсутствия урока физического воспитания показатели устойчивости умственной работоспособности значительно падают. [4]

Таким образом, проведенные нами исследования и анализ полученных результатов позволяют сделать следующее заключение: показатели внимания и умственной работоспособности в начале учебного дня значительно выше у студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом; устойчивость внимания и умственной работоспособности у студентов выше в дни проведения занятий физкультурой; для обеспечения плодотворных учебных занятий в течение шестичасового дня большинству студентов необходимы дополнительные физические нагрузки.

Одной из задач любого учебного заведения является формирование у студентов активной общественной позиции, а физическая культура и спорт являются одними из самых массовых и действенных средств формирования социально активной личности будущих специалистов. Практика свидетельствует о том, что в основном в вузах имеются все возможности для подготовки физически крепких, обладающих высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами студентов. Именно поэтому физическую культуру можно рассматривать как компонент целостного развития личности. Она является составной и неотъемлемой частью образовательного процесса и

профессиональной подготовки студентов, значимость которых проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Литература

1. Мусина, С.В. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов в вузе и её связь с профессиональным становлением / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников - Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №2 - С. 60-61.

2.Чернышева, И.В. Формирование физической культуры личности / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, С.В. Мусина, Е.В. Егорычева - Известия Волгоградского государственного технического университета, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - Выпуск 4. - 2007. - №7 (33). - С. 144-145

3. Мусина, С.В. Влияние спортивных тренировок на учебу студентов в техническом вузе и их связь с будущей профессиональной деятельностью / С.В. Мусина, П.Н. Аляев - Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ. - Выпуск 8. - Волгоград, 2002. - С. 133-134

4.Чернышева, И.В. Влияние физических нагрузок на учебную деятельность студентов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения: матер. VII всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. проф. Н.П. Шаталовой. - Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. - С. 11-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.