Научная статья на тему 'Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища'

Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1197
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / КУРСАНТ / EFFICIENCY / ENDURANCE / CADET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хламов В. Н.

В статье рассматривается проблема влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хламов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of physical development level on health and intellectual efficiency of a cadet

The article is devoted to the problem of the influence of physical development level on health and intellectual efficiency of a cadet.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища»

ставления об ответственности характерны для 27% респондентов.

Данные результаты отображены на рис. 2.

Для выявления взаимосвязи между уровнем сформированности свободы и уровнем сформи-рованности ответственности личности нами была использована программа статистической обработки данных SPSS. С помощью данной программы мы вычислили коэффициент Спирмена и получили следующие результаты: R = 0,297**, P = 0,000. Данные результаты указывают на наличие прямой однонаправленной взаимосвязи между выборками. Это значит, что уровень сфор-мированности личностной свободы студента вуза напрямую связан с уровнем сформированности его ответственности. В учебном процессе вуза данные качества личности должны формироваться как взаимосвязанные.

Примечания

1. Артемов В. М. Ценности нового века: свобода и ответственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4. С. 163-175; Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с. (Мыслители XX века); Кульневич С. В. Педагогика личности: учеб. пособие. Ч. 1. Ростов н/Д, 1995. 167 с.; Поме-ранц Г. С. Европейская свобода и русская воля // Дружба народов. 1994. № 4. С. 137-147; Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. 351 с.

2. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с. (Мыслители XX века); Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: «Политиздат», 1989. С. 319-344; Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.: ил. (Б-ка зарубежной психологии).

3. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240 с.

4. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. М.: «Рефл-бук»: К.: «Ваклер», 1997. 304 с. (Сер. «Актуальная психология»); Нилл А. Саммерхил: Воспитание свободой / пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 296 с.; Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой; ред. И. Гршипун, С. Бобко, В. Ряшина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с. (Сер. «Психологическая коллекция»); Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибландзе. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 653 с. (Пед. б-ка); Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8: Педагогика. Искусство. Философия: статьи, очерки, трактаты. М.: Лексика, 1996. 768 с. (Классики русской и зарубежной литературы).

5. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки / под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Изд-во «Лабиринт», 1996. 432 с.; Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 1525; Кузьмина Е. А. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 336 с.: ил. (Сер. «Учебное пособие»).

6. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 304 с. (Сер. «Актуальная психология»); Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.: ил. (Б-ка зарубежной психологии); Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. 416 с.; Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. о-во России, 2002. 224 с.; Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. 351 с.

7. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240 с.; Щюц А. Смысловая структура повседневного мира. М., 2003. С. 311-313.

УДК 796.25:355.23

В. Н. Хламов

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА САМОЧУВСТВИЕ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТА ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

В статье рассматривается проблема влияние уровня физической подготовленности на самочувствие и умственную работоспособность курсанта военного училища.

The article is devoted to the problem of the influence of physical development level on health and intellectual efficiency of a cadet.

Ключевые слова: работоспособность, выносливость, курсант.

Keywords: efficiency, endurance, cadet.

Проблема оптимизации умственной и физической работоспособности курсантов высших военных учебных заведений (ввуз) средствами физической культуры и спорта имеет чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья, профилактики нервно-психических перенапряжений, повышения эффективности учебного процесса и будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных задач физической подготовки в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности курсантов ввузов.

Говоря о формировании методических основ физической подготовки в ввузе, в качестве критерия оптимальности выполнения его функций в системе учебно-воспитательного процесса целесообразно взять два признака - физическую подготовленность, уровень которой задается требованиями государственной программы, и умственную работоспособность, обеспечивающую

© Хламов В. Н., 2009

достаточный уровень учебно-трудовой активности курсантов.

Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в единицу времени то или иное количество работы с определенным качеством [1].

Физиологической основой как умственной, так и физической работоспособности является функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), в значительной мере определяющей эффективность труда.

Для изучения функционального состояния ЦНС используются психологические и психофизиологические методы.

Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психических функций: памяти, внимания и мышления. При этом системообразующим фактором является внимание. От внимания во многом зависят скорость восприятия и эффективность усвоения учебного материала, а также образование двигательных навыков.

Важным является критерий комплексности исследования, позволяющий оценить функциональные реакции отдельных систем организма во взаимосвязи. Измерения одного или нескольких показателей психофизиологических функций не отражают состояния всего организма, объективной может быть только интегральная оценка.

В настоящее время доказано стимулирующее влияние занятий физическими упражнениями на психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность в целом. Многочисленными исследованиями установлено, что более высокий уровень физической подготовленности способствует лучшему переносу воздействия неблагоприятных факторов и сохранению необходимой степени работоспособности. В процессе систематических занятий физическими упражнениями, т. е. под воздействием кумулятивного тренировочного эффекта, постепенно повышается устойчивость умственной работоспособности к влиянию утомления, что оценивается как проявление новой качественной особенности организма.

Замечено меньшее снижение показателей умственной работоспособности под влиянием физических и умственных нагрузок у тех курсантов, уровень физической подготовленности которых был выше.

Существует прямая положительная зависимость устойчивости умственной работоспособности курсантов в предэкзаменационный период от уровня развития у них двигательных качеств, т. е. имеется возможность регулирования состояния умственной работоспособности путем целенаправленного применения в учебном процессе средств физической подготовки.

Установлено, что между умственной и физической работоспособностью существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т. е. в результате направленного воздействия на двигательную систему можно воздействовать на умственную сферу человека.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативная память и мышление. Субъективная оценка самочувствия совпадает с объективными данными умственной работоспособности. В большинстве случаев после физических упражнений самочувствие и умственная работоспособность улучшаются, причем длительность эффекта последействия достигает 4-6 часов.

К примеру, радиотелеграфисты без существенного снижения качества работы могут работать не более 2-3 часов. Это же подтверждается и исследованиями на операторах РЛС.

Характерным является то обстоятельство, что ведущую роль в снижении работоспособности играет умственное утомление.

Однако современный бой предъявляет повышенные требования к физической и психической работоспособности личного состава всех родов войск. Естественно, что возникающее при этом утомление будет приводить к еще более значительному снижению работоспособности, чем это наблюдается в обычных условиях учебно-боевой деятельности. По данным И. И. Петрушевского [2], в результате односуточных тактических учений работоспособность телеграфистов в значительной степени снижалась. И опять-таки снижение работоспособности больше всего сказалось на качестве работы и в меньшей степени на количественных показателях.

При рассмотрении индивидуальных показателей обнаруживается, что под влиянием одних и тех же физических и психических нагрузок у разных военнослужащих работоспособность изменяется далеко не одинаково.

По данным А. Н. Дмитриева [3], операторы связи с лучшей физической подготовленностью затрачивали на 40-50% меньше времени для определения координат цели и допускали на 4547% меньше ошибок, чем операторы с худшей физической подготовленностью.

При обследовании слушателей инженерной академии Военно-Воздушных Сил В. В. Волков выявил, что учеба связана с большими нагрузками, и лица, менее подготовленные к их перенесению, в большей мере подвергаются утомлению, затрудняющему теоретическое обучение. С другой стороны, военнослужащие с отличной физической подготовленностью имеют лучшую продуктивность умственной деятельности [4].

Вместе с тем характер и степень изменений умственной работоспособности под влиянием различных физических нагрузок неоднозначны.

Стимулирующее воздействие оказывают небольшие нагрузки. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. При прочих равных условиях чем лучше состояние здоровья и выше уровень физической подготовленности человека, тем больше его устойчивость к умственному утомлению, тем сильнее положительное последствие разнообразных физических упражнений. Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное влияние сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель и месяцев) их использования.

В результате изучения взаимосвязи динамики сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления и интенсивности физических нагрузок можно сделать вывод, что кратковременные физические нагрузки высокой интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов. Наиболее существенное улучшение памяти и внимания отмечено спустя два часа после нагрузки, мышления - сразу после нагрузки и спустя 3-4 часа после нее.

При исследовании влияния небольших, средних и больших нагрузок на умственную работоспособность в течение недели видна вполне определенная тенденция. Как правило, после небольших и средних нагрузок работоспособность повышалась, и у военнослужащих отмечались сте-нические реакции (хорошее настроение, бодрое эмоциональное состояние). После больших нагрузок работоспособность снижалась, и у большинства опрошенных преобладали астенические реакции (чувство сонливости, пониженное настроение). В связи с этим авторы подчеркивают стимулирующее влияние двигательной, оптимально организованной деятельности военнослужащих, а также необходимость учитывать непосредственный и отдаленный эффект последствий занятий по физической подготовке.

Г. И. Птицын [4] отмечает, что занятия умеренной интенсивности при ЧСС 130-150 уд./мин повысили умственную работоспособность на 10,2%.

При изучении кумулятивного эффекта использования физических нагрузок различных режимов М. Я. Виленский, В. П. Русанов [5] выявили преимущество занятий со средними нагрузками при ЧСС 130-150 уд./мин. Такой режим содействовал достижению наиболее высоких показателей в учебной деятельности.

Целесообразность использования на учебных занятиях по физической подготовке нагрузок средней интенсивности (ЧСС 130-150 уд./мин.), оказывающих оптимальное стимулирующее влияние на умственную работоспособность, подтверждена и другими авторами.

Предметом многих исследований является динамика работоспособности курсантов на протяжении учебного дня, недели, семестра, года.

В целом работоспособность в течение учебных семестров претерпевает фазный характер изменений. В начале семестров она повышается, затем удерживается на относительно высоком уровне и в конце семестров снижается.

С целью совершенствования планирования и управления учебно-тренировочным процессом проводились исследования, изучающие влияние физических нагрузок на нейродинамику, особенности течения познавательных процессов, психомоторные характеристики деятельности, эмоциональное состояние.

Н. И. Баринов [6] предложил планировать нагрузки на занятиях по физической подготовке с учетом волнообразности изменения умственной работоспособности военнослужащих в течение семестра. Так, в период снижения (конец семестра) автор советует использовать циклические упражнения умеренной интенсивности для развития выносливости, а также упражнения, развивающие силовые качества, что способствует лучшей реализации возможностей в усвоении учебного материала.

Немаловажное значение имеет и специфика физических нагрузок. Так, упражнения динамического характера (дозированная ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, гребля, велосипед и т. д.) оказывают в целом более эффективное воздействие на умственную работоспособность, чем упражнения статического характера, хотя последние в определенных условиях также могут использоваться достаточно эффективно.

Направленность физических нагрузок в сторону умеренных и продолжительных по времени упражнений в сочетании с упражнениями локального характера оказывают более эффективное воздействие на умственную работоспособность, чем высокоактивные циклические нагрузки и упражнения игрового характера, связанные со значительным эмоциональным напряжением.

Ряд авторов считает, что состояние умственной работоспособности и ее устойчивость в значительной мере обусловлены уровнем развития выносливости. Исследуя уровень развития физических качеств и умственной работоспособности военнослужащих, наибольшую положительную корреляцию с устойчивостью умственной работоспособности имеет качество выносливости, а наименьшую - быстрота.

Исследования В. М. Выдрина [7] свидетельствуют, что наибольшая устойчивость умственной работоспособности в период ухудшения ее показателей (за 1,5 месяца до летней сессии) обнаружена в группе, целью занятий которой было развитие выносливости и разносторонняя физическая подготовка. Отмечено также, что при нормальном физическом состоянии нагрузки при ЧСС 120-130 уд./мин не оказывают значительного влияния на умственную работоспособность; нагрузки при ЧСС 150-160 уд./мин улучшают почти все показатели; свыше 180 - умственная работоспособность значительно ухудшается.

Проанализировав все формы физической подготовки в Вооруженных силах РФ [8], следует отметить, что наиболее подходящей для развития общей выносливости у военнослужащих ВС РФ в настоящее время является специально организованная утренняя физическая зарядка, так как она проводится ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, что отвечает принципу систематичности процесса тренировки. Только при таком условии возможно постепенное, но неуклонное развитие физических и специальных качеств военнослужащих.

Регулярность, продолжительность (30-50 мин), общий объём времени - более 100 часов в год -и тренировочная направленность (разучивание упражнений, приемов и действий на зарядке не производится) определяют её как наиболее приемлемую форму развития выносливости.

Учебные занятия, самостоятельная подготовка и спортивная работа становятся, таким образом, дополнительными формами в тренировочном процессе по развитию этого качества.

Утренние часы тренировок оказывают оздоровительный и тренировочный эффект на развитие аэробных возможностей и общей выносливости, которые наблюдаются при ЧСС от 130 до 150 уд./мин.

Следует отметить, что при тренировке как в утренние, так и в вечерние часы организм довольно быстро адаптируется к смене суточного стереотипа и наивысший уровень работоспособности сдвигается в ту или другую сторону. Так, у тех, кто предпочитает тренироваться рано утром, уже с 5-6 часов утра начинается предстартовое возбуждение: увеличивается ЧСС, немного повышается артериальное давление и улучшается дыхание. Поэтому не так важно, в какое время суток бегать. Гораздо важнее заниматься в одни и те же часы.

Физиологические функции человеческого организма в течение суток не остаются постоянными, а изменяются в определённых пределах в соответствии с движением нашего дневного светила. Биоритмы - важнейшее свойство живой материи. Не составляет исключение в этом отно-

шении и физическая работоспособность человека. Наиболее функционально слабым человек оказывается с 2 часов ночи до 5 часов утра и между 12 и 14 часами. Это отрицательная фаза биоритма. Наиболее сильное функциональное проявление с 8 до 12 и с 14 до 17 часов. Это положительная фаза биоритма.

Поэтому утренняя физическая зарядка, находясь на пороге положительной фазы биоритма, является оптимальной временной формой тренировочного процесса по развитию общей выносливости в распорядке дня курсантов вву-зов.

Нами проведён педагогический эксперимент по целенаправленному развитию общей и специальной выносливости у курсантов I курса Тамбовского высшего военного инженерного авиационного училища радиоэлектроники. Основой экспериментальной методики была специально организованная утренняя физическая зарядка, направленная на развитие этого двигательного качества. Основным средством развития выносливости в нашей программе были равномерный бег в чередовании с ходьбой в определенной последовательности. Постепенно дистанция ходьбы уменьшалась, а дистанция бега увеличивалась. Если говорить о развитии общей и специальной выносливости, то преимущество циклических упражнений в этом плане очевидно, а в наших условиях (материальная база, климатические условия), именно бег является самым доступным средством среди остальных циклических упражнений (лыжи, плавание). Доступность бега заключается в его естественном двигательном акте, которым человечество владеет миллионы лет.

Эффективность разработанной методики развития общей и специальной выносливости у курсантов ввуза получила экспериментальное подтверждение. У курсантов опытной группы, по сравнению с контрольной, выявлено:

• достоверное преимущество в приросте результатов большинства тестов, отражающих уровень развития как основных двигательных, так и профессионально важных психофизических качеств;

• более высокие показатели психических и психомоторных процессов;

• лучшая динамика процессов восстановления после максимальной нагрузки циклического характера;

• более высокий прирост успеваемости как по общетеоретическим дисциплинам, так и по физической подготовке;

• более низкий уровень заболеваемости, повышенная устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, меньшее количество травм.

А. В. Лапшова. Сущность и структура профессионализма педагога высшей школы

Результаты эксперимента позволяют констатировать определённые изменения в структуре психофизической подготовленности у участников опытной группы.

Таким образом, широкое внедрение средств физической подготовки в учебно-воспитательный процесс ввуза является одной из основных задач по физическому совершенствованию, укреплению здоровья, повышению работоспособности и учебной активности курсантов во всем периоде обучения.

Примечания

1. Физическое воспитание студентов и учащихся: учеб. пособие / под ред. Н. Я. Петрова, В. А. Соколова. Минск: Полымя, 1998. 256 с.

2. Петрушевский И. И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1993. 21 с.

3. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооружённых силах СССР / под ред. Л. А. Вайднер-Дубровина, Т. Т. Джамгарова, А. В. Коробкова. Л.: ВКФФК и С при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1964. 468 с.

4. Волков К. В. Адаптация энергетического метаболизма у человека к воздействию физических нагрузок при систематическом занятии спортом // Физиологические проблемы адаптации: тез. докл. II Всесо-юз. симп. по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 22-24 мая 1994. С. 93-94.

5. Виленский М. Я., Русанов В. П. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов // Физ. культура в научной организации труда студентов пед. института. М., 2001. С. 8-14.

6. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1998. 223 с.

7. Вавилов Б. И. Новое понимание здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1998.

8. Наставление по Физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации, 2001 года (НФП-2001).

УДК 378.126

А. В. Лапшова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается сущность понятия «профессионализм педагога высшей школы», его специфика и основные направления; определены компоненты, механизмы и условия развития профессионализма педагога высшей школы. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

The article reveals the conception of the higher school teacher professionalism, its specifics and the main directions, its components, mechanisms and development. The author makes conclusions important for the development of research methodology.

Ключевые слова: профессионализм, профессионализм педагога высшей школы, профессиональное развитие, компоненты развития профессионализма педагога высшей школы.

Keywords: professionalism, professionalism of a high school teacher, profession al development, components of professional development.

Целостное развитие высшего образовательного учреждения как сложной педагогической системы невозможно без развития педагогов, их профессионализма. Требования к профессионализму педагогов всегда были высокими, а в настоящее время, в период модернизации образования, они многократно возрастают. В связи с этим возникает необходимость более тщательного исследования проблемы повышения профессионализма педагогических кадров. В последние годы проблеме развития профессионализма уделяется достаточно большое внимание, но несмотря на это задача поиска новых научно-педагогических подходов к ее решению остается актуальной.

Проблема развития педагогов и совершенствование их профессионального уровня является социальной проблемой и выходит за рамки педагогического сообщества. Она отражает отношения личности педагога и коллег, педагога и студента, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Ведущим феноменом человеческой деятельности, формирования личности педагога-профессионала является категория «профессионализм» как главное качество человека, обеспечивающее удовлетворение трудом и его результатом. Профессионализм формируется в процессе интеллектуализации профессиональной деятельности, требующей постоянного систематического совершенствования.

© Лапшова А. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.