УДК 378.016:796
A.B. Баданов
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА УМСТВЕННОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Одним из факторов, негативно влияющим на качество подготовки выпускников, является недостаточный уровень умственной, физической работоспособности в процессе обучения в вузе как необходимого условия формирования профессиональных знаний и умений будущих высококвалифицированных выпускников.
Ключевые слова: учебная нагрузка в высшем учебном заведении, умственное и физическое утомление, латентный период двигательной реакции.
A.V. Badanov
THE INFLUENCE OF TRAINING LOAD ON MENTAL AND PHYSICAL STATE OF STUDENTS
One of the factors negatively affecting on the quality of graduates ’ training is insufficient level of mental and physical efficiency during studying at the university, as a prerequisite for formation of professional skills and knowledge of the highly qualified graduates.
Keywords: teaching load in higher educatioal institution, mental and physical fatigue, latent period of motor reaction.
Умственная и физическая работоспособность ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды в меньшей степени, если соответствующим образом применить физические упражнения. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.
Утомление - это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости. Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом (В. А. Коваленко и
др.).
Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других системах, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанное с чрезмерным нервнопсихическим или физическим напряжением, -все это может привести к переутомлению.
Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, граничит с заболеванием, имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное
время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.
В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры - физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнце, воздух вода), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни.
Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности приобретает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.
Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов являются важнейшим способом разрядки нервного напряжения и сохранения здоровья. Разрядка психической (нервной) напряженности через движение является наиболее эффективной. Без активной мышечной работы невозможно нормальное функционирование организма. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, пока-
зало, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Учеба в вузе требует от студента нового типа учебного поведения более сложных форм умственной деятельности. Это подтверждают данные опроса студентов-первокурсников БГУ, характеризующие основные причины, вызывающие трудности вузовского обучения:
- необходимость организовать самостоятельную работу - 31 %;
- изменение контроля за успеваемостью -28,3 %;
- изменение опросной системы - 16,4 %;
- переход на лекционные формы обучения -15,9 %;
- необходимость конспектировать лекции -12,5 %;
- сложность лабораторных и практических занятий - 8,7 %.
Успешность дидактической адаптации обеспечивается такой организацией жизнедеятельности студентов, которая способствует установлению здорового образа жизни, сохранению социального здоровья (Карповский В.К., Сучков С.И., 1980). Фактор здоровья объективно играет всевозрастающую роль в успешном выполнении студентами всех требований обучения в вузе (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина и др.).
Так, изучение самочувствия студентов под влиянием учебных нагрузок выявило следующее (табл. 1).
Таблица 1
Самочувствие студентов под влиянием учебных нагрузок, % к числу опрошенных
Медицинские группы Самочувствие в конце учебных занятий Степень утомления
умеренная сильная
Основная дня 23,5 4,5
недели 28,2 16,6
Специальная дня 31,8 18,2
недели 39,9 27,7
Временно освобожденные дня 38,4 26,1
недели 46,7 39,4
Примечание. В таблице представлены только ответы, фиксирующие две степени утомления
Приведенные данные свидетельствуют о том, что объем учебных нагрузок легче переносят студенты с более крепким здоровьем. Важно учесть, что и степень восстановления работоспособности к очередному учебному дню у студентов также оказалась различной. Среди студентов, временно освобожденных от практических занятий физической культурой, завершенного восстановления не наблюдалось у 19,4%, специальной группы - 10,7%, основной - 5,2%. К началу следующей учебной недели недовос-становление составило соответственно 28,3%, 12,9%, 6,4%.
Изучая самочувствие студентов под влиянием учебных нагрузок, мы поставили перед собой задачу изучить умственное утомление у студентов. Под наблюдением находилось 146 чел.
(мужчин - 39, женщин - 107). Исследования проводились в начале семестра до и после занятий и во время экзаменационной сессии после сдачи экзаменов.
В качестве показателей избраны: величина латентного периода условных реакций, которая, как известно, тем длиннее, чем сильнее выражено умственное утомление (Л.С. Богаченко, Д.Х. Нусбаум и др.).
При определении величины латентного периода двигательной и словесной реакции на световые и звуковые раздражители установлено следующее. До занятий латентный период двигательной реакции на свет составлял 147 сигм, после занятий - 167 сигм и после сдачи экзаменов - 191 сигму, а на звук - соответственно -131, 158 и 175 сигм (рис. 1, 2).
Рис.
1. Динамика латентного периода двигательной реакции на свет
Рис.
2. Динамика латентного периода двигательной реакции на звук
Аналогичные результаты получены при определении величины латентного периода словесной реакции.
При изучении внимания методом корректурных таблиц (А.Н. Кабанов) оказалось, что до занятий в течение 3 мин студенты вычеркивают в среднем 25,8 строки, допуская 4,2 ошибки, после занятий соответственно 26,6 и 4,8 и после сдачи экзаменов - 20,0 и 5,0.
При изучении выносливости правой кисти было установлено, что с увеличением учебной нагрузки она закономерно снижается со 142 с до
занятий до 131 с после занятий и до 86 с после сдачи экзамена.
При записи эргограмм по методу Лейника установлено, что утомление нарастает от 3,9% до занятий до 46,2 % после сдачи экзамена, а сопротивляемость утомляемости снижается с 51 до 23 с.
Частота пульса у обследуемых студентов составила до занятий 84 удара в 1 мин; после занятий - 73,5 и после сдачи экзамена - 96 ударов в 1 мин (рис. 3).
Рис. 3. Динамика частоты пульса в 1 мин
Г.Б. Бардамов. Управленческие задачи и их значимость при планировании учебно-тренировочной деятельности в спорте высших достижений
Необходимо также отметить, что после сдачи экзамена резко увеличивается количество жалоб на ухудшение общего самочувствия (вялость, головная боль и т.д.). Так, жалобы на усталость до занятий предъявляли 1,5 % обследуемых, а после сдачи экзамена - 47 %. Параллельно отмечается снижение продолжительности ночного сна у студентов.
Статистическая проверка полученных данных подтверждает достоверность обнаруженных изменений: уже обычная учебная нагрузка в течение дня приводит к выраженному увеличению латентного периода реакций, к снижению внимания, выносливости, сопротивляемости, утомлению и нарастанию утомления. Попутно отмечается замедление пульса.
Под влиянием напряженного умственного труда в период экзаменационной сессии все изменения выражены более резко, за исключением частоты пульса, которая не снижается, а наоборот, существенно увеличивается. В тот же период значительно возрастает частота жалоб на усталость.
Полученные данные позволяют судить о динамике умственного утомления у студентов и могут быть использованы для рационального планирования учебной нагрузки и экзаменационной сессии, которая характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода и всего учебного процесса.
Литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе.-М., 1982.
2. Карповский Г.К., Сучков С.И. Особенности умственной работоспособности студентов в течение учебного года // Материалы учебно-методической конференции. - М., 1996.
3. Лабойко Н.С. Физиологическое обоснование режимов деятельности. - Киев, 1999.
4. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2004.
5. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. - М.: АСВ, 2000.
Баданов Арнольд Васильевич, доцент кафедры физического воспитания БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Badanov Arnold Vasilievich, associate professor, department of physical education, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.
УДК 796: 378. 663 (571, 54)
Г.Б. Бардамов
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Конкуренция спортсменов на спортивной арене за медали заставляет систематически повышать свое спортивное мастерство, а без учета в планировании современных инновационных технологий невозможно добиться желаемого результата. В статье раскрываются конкретные подходы к решению данной проблемы за счет определения пяти основных управленческих задач, которые позволяют эффективно реализовывать стратегические установки совершенствования спортивного мастерства спортсмена-борца по заранее разработанной модели деятельности.
Ключевые слова: стратегия управления, спортивное мастерство, школа борьбы, психофункциональное состояние
G.B. Bardamov MANAGING TASKS AND THEIR IMPORTANCE WHILE PLANNING THE TRAINING PROCESS IN SPORT OF HIGH ACHIEVEMENTS
Competition of sportsmen for medals at sport arena makes them raise systematically their sport skills. It is impossible to get the expected result without taking in consideration planning of modern innovative technologies. Specific ap-