Научная статья на тему 'Формирование у учащихся школ базовых ценностей этнологической физической культуры'

Формирование у учащихся школ базовых ценностей этнологической физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОФОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслаханов Саид-али Махмудович

В статье представлены результаты исследования по выявлению психолого-педагоги-ческих условий, необходимых для формирования у учащихся Северного Кавказа базовых ценностей этнологической физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся школ базовых ценностей этнологической физической культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2012 Аслаханов С.-А.М.

Чеченский государственный педагогический институт

В статье представлены результаты исследования по выявлению психолого-педагоги-ческих условий, необходимых для формирования у учащихся Северного Кавказа базовых ценностей этнологической физической культуры.

The author of the article represents the results of research, revealing the psychological and pedagogical conditions necessary for forming the North-Caucasian schoolchildren’s basic values of the ethnological physical culture.

Ключевые слова: ценности, мотивация, этнологическая физическая культура, этнофоры.

Keywords: values, motivation, ethnological physical culture, ethnoodd.

На современном этапе развития нашего государства в связи с происходящими глобальными

социально-эконо-мическими и

политическими преобразованиями

проблема базовых ценностей

этнологической физической культуры стала чрезвычайно актуальной и в теоретическом, и в практическом значении. Ценностный подход к проблеме физического воспитания

молодежи, становления ее гражданской, нравственной зрелости включает в себя изучение содержания, иерархии,

структуры, динамики, роли базовых ценностей этнологической физической культуры. На этой основе определяются пути коррекции системы физического воспитания этнофоров Северного Кавказа.

Необходимость изучения базовых ценностей этнопедагогической

физической культуры вызвана также и тем, что в отечественной литературе ценностные ориентации

рассматриваются как система эталонов, идеалов, ценностных представлений и установок учащейся молодежи. Эти установки определяют направленность сознания учащейся молодежи на те или

иные явления окружающей

действительности [1-5].

Ценностные ориентации системы физического воспитания учащихся

отражают субъективную значимость вещей и явлений окружающего мира, несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение, сказываются на потребностях,

влечениях, желаниях, стремлениях и уровне притязаний, целях, мотивах

конкретной личности. Они как

императив инициируют

соответствующую направленность и энергию личности, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс для регулярных занятий физическими упражнениями.

Особую значимость данная проблема приобретает в процессе физического воспитания учащихся, поскольку в молодежной среде очень часто

процветают наркомания, курение,

низкий уровень двигательной культуры. Причиной такого положения дел являются неправильно сформированные ценностные ориентации у молодежи, когда средства этнологического физического воспитания для

формирования навыков здорового образа жизни не применяются.

Обострившиеся противоречия между потребностями и физкультурными интересами учащихся, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой, между требуемым уровнем физического развития молодежи и реально низким достигнутым уровнем их физической подготовленности требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.

В настоящее время прежняя система ценностных приоритетов физического воспитания у молодежи во многом разрушена, а новая ее значительной частью не принимается, поскольку уже успела себя дискредитировать. Все это в значительной степени снижает качество работы педагогических коллективов в сфере физического воспитания молодежи школ, вузов и других учебных заведений.

В настоящее время в научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием психолого-педагогических условий,

необходимых для формирования базовых ценностей этнологической физической культуры у учащихся Северного Кавказа.

С целью выявления названных психолого-педагогических условий

проведен опрос преподавательского состава школ и вузов республик Северного Кавказа. Опросом было охвачено 578 респондентов. Результаты исследования представлены в таблице. Выявлено, что в качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования у учащихся Северного Кавказа базовых ценностей этнологической физической культуры, выступают внедрение в практику физического воспитания учащихся средств, форм и методов этнологической физической культуры и использование во время занятий по физическому воспитанию приемов, раскрывающих смысл традиций и обычаев народов Северного Кавказа. Другими важными психологопедагогическими условиями являются: обеспечение насыщенности учебного процесса по физическому воспитанию народными физическими упражнениями, играми, танцами и народными видами борьбы; формирование познавательного интереса к обычаям и традициям своих предков, создание эффективной системы контроля над преобразованием личности учащегося в ходе формирования базовых ценностей этнологической физической культуры.

Таблица

Психолого-педагогические условия формирования у учащихся Северного Кавказа базовых ценностей этнологической физической культуры (п=578)

Значимость Ранговый

(ранговое Психолого-педагогические условия показатель

место) (%)

1 Внедрение в практику физического воспитания учащихся средств, форм и методов этнологической физической культуры 19,7

2 Использование методических приемов во время занятий по этнопедагогическому физическому воспитанию, раскрывающих смысл традиций и обычаев этносообщества 17,8

3 Обеспечение насыщенности учебного процесса по физическому воспитанию народными упражнениями, играми, танцами и народными видами борьбы 15,1

4 Формирование познавательного интереса к обычаям и традициям своих предков 14,2

5 Создание эффективной системы контроля над преобразованием личности учащегося в ходе формирования базовых ценностей этнологической физической культуры 10,8

6 Проведение мероприятий по обеспечению познания ценностей своего этносообщества во время занятий этнологической физической культурой 9,9

7 Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов этнологической физической культуры 7,2

8 Проведение мероприятий по инициированию активности учащихся во время проведения 5,3

Результаты опроса свидетельствуют, что базовыми ценностями

этнологической физической культуры являются духовные, социальные ценности и ценности, связанные с укреплением здоровья учащихся, при этом выявлена более высокая значимость духовных и социальных ценностей в системе базовых ценностей.

Духовные ценности обеспечивают духовное развитие молодежи; ориентируют ее на справедливость, свободу, красоту, добро, порядочность, честность и другие вечные ценности; формируют уважительное отношение к старшим, традициям и обычаям своих предков. Социальные ценности подготавливают молодежь к

высокопроизводительному труду, к службе в армии; объединяют научные знания о жизнедеятельности человека в микро- и макросоциуме; ориентируют на

построение правильной картины мира на уровне индивидуального мировоззрения; инициируют активность, направленность действий этнофоров в соответствии с жизненными планами и притязаниями.

Базовые ценности этнологической физической культуры отражают субъективную значимость для учащихся национальных средств физического воспитания, несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение, сказываются на потребностях, влечениях, желаниях, стремлениях и уровне притязаний, целях, мотивах личности. Для формирования этих ценностей необходимо проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности

преподавательского состава для внедрения средств, форм и методов этнологической физической культуры.

Примечания

1. Бойчевский А. В. Формирование ценностно-мотивационных компонентов педагогической деятельности // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду. Курган, 1996. С. 6061. 2. Ключникова Н. Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2008. № 8(42). С. 48-53. 3. Поварницына Л. А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов // Тез. докл. науч. конф. «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». Курган : КГПИ, 1984. С. 49-51. 4. Сошкин П. А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 4(86). С. 146-148. 5. Сошкин П. А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 5(87). С. 127-130.

Статья поступила в редакцию 18.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.