2. Andreeva, O.V., Dyagilev, D.A. and Shestapolov, E.V. (2007). “Higher education and sports training of boxer-students through the prism of person-oriented approach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgaftа, Vol. 32, No. 10. pp. 3-7.
3. Elevich, S.N. (2007), “Dynamics of views on competition form management process: methodology-theoretical aspect”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, Vol. 30, No. 8. pp. 34-37.
4. Fedotov, Y.N. and Vostokov, I.E (2003), Sporting health-improving tourism: textbook, Sovetskyi sport, Moscow, Russian Federation.
5. Chistyakov, V.A. and Rudenko, G.V. (2012),”Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, Vol. 87, No. 5. pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2012.
УДК 378
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОФОРОВ
Саид-али Махмудович Аслаханов, кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт,
Чеченская Республика, г. Грозный
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по выявлению базовых ценностей этнологической физической культуры этнофоров. Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что базовыми ценностями этнологической физической культуры являются духовные, социальные ценности и ценности, связанные с укреплением здоровья этнофоров. При этом в ходе исследования была установлена более высокая значимость духовных и социальных ценностей в системе базовых ценностей, этнологической физической культуры молодежи республик Северного Кавказа.
Духовные ценности обеспечивают духовное развитие молодежи; ориентируют ее на справедливость, свободу, красоту, добро, порядочность, честность и другие вечные ценности; формируют уважительное отношение к старшим, традициям и обычаям своих предков.
Социальные ценности обеспечивают подготовку молодежи к высокопроизводительному труду и к службе в армии; объединяют научные знания о жизнедеятельности человека в микро- и макросоциуме; ориентируют на построение правильной картины мира на уровне индивидуального мировоззрения; инициируют активность, направленность действий этнофоров в соответствии с жизненными планами и притязаниями.
Показана необходимость учета выявленных ценностей для создания эффективной системы формирования ценностных ориентаций у этнофоров в процессе занятий этнологической физической культурой.
Ключевые слова: ценности; мотивация; этнологическая физическая культура; этнофоры; молодежь Северного Кавказа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p17-20 SYSTEM OF VALUES OF ETNOFORS ETHNOLOGICAL PHYSICAL CULTURE
Said-ali Makhmudovich Aslakhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Teacher Training College,
Chechen Republic, Grozny
Annotation
The article presents the results of researches on detection of base values of ethnological physical culture of etnofors. The results of carried-out poll testify that base values of ethnological physical culture
are spiritual, social and the values connected with strengthening of health of etnofors. Thus, during research higher importance of cultural and social wealth in system of base values, ethnological physical culture of youth of the republics of the North Caucasus has been established.
Cultural wealth provides spiritual development of youth; focus it on justice, freedom, beauty, good, decency, honesty and other eternal values; form respect for seniors, traditions and customs of the ancestors.
Social values provide preparation of youth for high-efficiency work and for service in army; unify scientific knowledge about activity of the person in micro and macrosociety; focus on creation of the correct picture of the world at the level of individual outlook; initiate activity, orientation of actions of etnofor according to vital plans and claims.
Need of the accounting of the revealed values for creation of effective system of formation of valuable orientations among etnofors in the course of occupations by ethnological physical culture has been shown.
Keywords: values, motivation, ethnological physical culture, etnofors, youth of the North Caucasus.
На современном этапе развития нашего многонационального государства в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими преобразованиями проблема базовых ценностей этнологической физической культуры этнофоров приобрела новое звучание. В последние годы наметился пересмотр базовых ценностей этнологической физической культуры. В условиях кризиса ценностей физического воспитания этнофоров, проживающих на Северном Кавказе, данная проблема стала чрезвычайно актуальной и в теоретическом, и, особенно, в ее практическом значении. В этой связи изучение базовых ценностей этнологической физической культуры народов Северного Кавказа приобретает особый смысл. Система физического воспитания молодежи Северного Кавказа направлена на развитие у них физических, духовных, нравственных и других качеств, формирующих личность.
Формирование личности молодого человека - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда молодой человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях [1-3].
Ценностный подход к проблеме физического воспитания молодежи, становления гражданской, нравственной и иной личностной зрелости, включает в себя изучение содержания, иерархии, структуры, динамики, роли базовых ценностей, прежде всего, в физическом развитии личности как субъекта жизнедеятельности и, на этой основе, определение путей ее формирования и коррекции в интересах физического воспитания самой личности. Необходимость изучения базовых ценностей этнологической физической культуры вызвана тем, что они рассматриваются как система эталонов, идеалов, ценностных представлений и установок, а также других психических образований личности. Ценности, так или иначе, определяют направленность сознания личности на те, или иные явления окружающей действительности, как одно из центральных личностных психических образований высшего диспозиционного уровня ее саморегуляции, как фактор, обусловливающий программу поведения молодого человека в обществе [1-3].
С целью выявления системы ценностей этнологической физической культуры, был проведен опрос преподавателей школ, вузов и других учебных заведений республик Северного Кавказа. Всего в опросе приняло участие 278 респондентов. Результаты этого исследования представлены на рисунке. Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что базовыми ценностями этнологической физической культуры являются духовные, социальные ценности и ценности, связанные с укреплением здоровья этнофоров. При этом в ходе исследования была установлена более высокая значимость духовных и социальных ценностей в системе базовых ценностей, этнологической физической куль-
туры молодежи республик Северного Кавказа.
Ценности этнологической физической культуры
__________ъг.__________
Духовные
- обеспечивают духовное развитие молодежи как необходимое условие подготовки к жизнедеятельности;
- ориентируют на справедливость, свободу, красоту, добро, порядочность, честность и другие вечные ценности;
- формируют уважительное отношение к старшим, традициям и обычаям своих предков;
- обеспечивают правильную установку и нормы поведения в соответствующем этносообществе;
- формируют позитивные межличностные отношения, дружбу и коллективизм у этнофоров.
_________________________
Укрепления здоровья
- ориентируют на построение личностной концепции своего здоровья;
- обеспечивают совершенствование личности в физическом развитии;
- способствуют познанию человека как
биосоциального существа;
- показывают, какое место занимает здоровье в профессиональной деятельности;
- способствуют созданию модели гармонично развитой личности и планированию действий по её реализации;
- обеспечивают проведение восстановительнопрофилактических мероприятий с помощью народных средств физической культуры.
__________12____________
Социальные
- обеспечивают подготовку молодёжи к высокопроизводительном у труду и к службе в армии;
- объединяют научные знания о
жизнедеятельности человека в микро и макросоциуме;
- ориентируют на построение правильной картины мира на уровне индивидуального мировоззрения;
- способствуют соотнесению своих возможностей с ориентацией на конкретную профессиональную деятельность;
- обеспечивают познание и понимание смысла ценностей отдельных профессий;
- инициируют активность, направленность действий этнофоров в соответствии с жизненными планами и притязаниями.
Рис.1 Система ценностей этнологической физической культуры этнофоров
Духовные ценности обеспечивают духовное развитие молодежи; ориентируют ее на справедливость, свободу, красоту, добро, порядочность, честность и другие вечные ценности; формируют уважительное отношение к старшим, традициям и обычаям своих предков.
Социальные ценности обеспечивают подготовку молодежи к высокопроизводительному труду и к службе в армии; объединяют научные знания о жизнедеятельности человека в микро- и макросоциуме; ориентируют на построение правильной картины мира на уровне индивидуального мировоззрения; инициируют активность, направленность действий этнофоров в соответствии с жизненными планами и притязаниями.
Таким образом, базовые ценности этнологической физической культуры отражают субъективную значимость для этнофоров национальных средств физического воспитания для различных видов человеческой деятельности, они несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение, сказываются на потребностях, влечениях, желаниях,
стремлениях и уровне притязаний, целях, мотивах личности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преобладании духовных и социальных ценностей в системе этнологической физической культуры эт-нофоров. Они как императив инициируют соответствующую направленность и энергию личности, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс. Это необходимо учитывать при разработке теоретических и прикладных аспектов этнопедагогического физического воспитания молодежи республик Северного Кавказа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
2. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
3. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П. А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
REFERENCES
1. Kljuchnikova, N.N. (2008), "Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No.4, pp. 48-53.
2. Soshkin, P.A. (2012), "The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
3. Soshkin, P.A. (2012), "Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.
5, pp. 127-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.07.2012.
УДК 796.35
ИГРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА ПО ФЛОРБОЛУ
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент,
Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске (филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске),
Анастасия Анатольевна Долгобородова, преподаватель,
Александр Петрович Скирденко, доцент, Заслуженный тренер России,
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (САФУ имени М.В. Ломоносова), Архангельск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований соревновательной деятельности женской сборной команды России на чемпионатах мира 2009 и 2011. Анализ 10 матчей позволил выявить количественные и качественные показатели технико-тактических действий на двух последних чем-