ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND
SPORTS
УДК 796
ББК 75.10
А 90 С.-А.М. Аслаханов
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания физической культуры Чеченского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭТНОФОРОВ НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЭТНОСА
(Рецензирована)
Аннотация. Статья написана по результатам научного исследования автора и на основе многолетнего опыта работы в системе общего среднего и высшего профессионального образования. Раскрываются концептуальные подходы, педагогические основы и технологии реализации образовательно-воспитательного потенциала этнологической физической культуры в современной практике общего среднего и профессионального физкультурного образования.
Ключевые слова: обучение, воспитание, духовно-нравственное воспитание, система физического воспитания, методы воспитания, принципы обучения, ценности этнопедагогики, этнологическая физическая культура, этнофоры.
S.-A.M. Aslakhanov
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Theory and Technique of Teaching Physical Culture, Chechen State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT CONCEPT OF SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF ETHNIC REPRESENTATIVES ON THE BASIS OF THE ETHNOS PRINCIPAL VALUES
Abstract. This work was written using the results of the author’s scientific research and on the basis of many-year experience in system of the general secondary and higher education. The paper describes the conceptual approaches, pedagogical bases and technologies of realization of educational potential of ethnological physical culture in modern practice of the general secondary and professional sports education.
Keywords: training, education, spiritual and moral education, system of physical training, education methods, principles of training, ethnopedagogics value, ethnological physical culture, ethnic representatives.
Проблема развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики по сути и многогранности проецируется на плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки и искусства, религии и политики, спорта и физического воспитания личности, учебной деятельности школьников и студентов, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека и общества. Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют его устойчивость и жизнеспособность.
Коммунистическая идеология формирования и развития исторической общности людей - советского народа - явилась одной из причин обезличивания культурных ценностей наций и народностей, населяющих страну, в том числе и этнологических ценностей в области культуры физической. В основу функционирования советской системы физического воспитания было заложено неукоснительное следование предписаниям законодательных и нормативно правовых актов, государственных образовательных стандартов и программ.
Многие ценности этнопедагогики физического воспитания в годы «перестройки» нашего государства были утрачены. Ценностный компонент народных средств физического воспитания был выхолощен в силу существовавшего подхода к этому процессу. Реализация задач по физическому воспитанию осуществлялась без учета национальных традиций и особенностей. В условиях кризиса ценностей физического воспитания этнофоров, проживающих в Российской Федерации, данная проблема стала чрезвычайно актуальной. В этой связи развитие системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопе-дагогики приобретает особый смысл. Поэтому необходим пересмотр роли базовых ценностей этнопедагогики в системе физической культуры этнофоров.
Безусловно, в государстве должны быть сформированы и функционировать системообразующие элементы реализации единых в стране, равно как и в мире, целей и задач системы физического воспитания. Однако в условиях поликультурной среды их более высокая качественная реализация возможна только лишь при условии наличия гибкой системы комплексного использования традиционных средств, организационных форм и методов, а также базовых ценностей этнопедагогики физического воспитания этнофоров, сформировавшихся в реальных условиях жизнеобитания и на основе базовых ценностей народных систем образования и воспитания.
В настоящий период формируется законодательная и нормативно-правовая база, которая базируется на учете менталитета населяющих регионы этносов и регулирует кадровоуправленческое, программно-нормативное, научное, учебно-методическое, психолого-педаго-гическое и медико-биологическое обеспечение функционирования системы физического воспитания, призванной содействовать сохранению и укреплению здоровья нации.
Это особенно актуально в связи с принятием Государственной Думой 21 декабря 2012 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В законе говорится, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования должна осуществляться в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и ресурсов [1].
При реализации инновационного проекта программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями [1].
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов [2].
Одним из принципов, заложенных в содержании Концепции всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, является принцип учёта региональных и национальных особенностей. В разделе «Условия подготовки и выполнения норм Комплекса» данный принцип регламентируется следующим образом: «Исходя из разнообразия природно-климатических, материально-технических и иных условий в субъектах Российской Федерации предусматривается возможность дополнительного включения в Комплекс на региональном уровне
2-3 видов испытаний и видов спорта, включая национальные, а также наиболее популярные в молодежной среде виды спорта после утверждения Минспортом России [3].
Таким образом, процесс перехода от декларирования народности к реальной деятельности по достижению целей и решению задач системы физического воспитания должен обеспечить ее функционирование на основе целесообразного использования богатейшего образовательно-воспитательного потенциала этнологической физической культуры народов, населяющих Российскую Федерацию. Именно физическое воспитание этнофоров на основе базовых ценностей народной педагогики должно стать основополагающим элементом создания современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения.
Система физического воспитания этнофоров направлена на развитие физических, духовных, нравственных и других качеств, формирующих личность. Формирование личности молодого человека - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда молодой человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, самосознание и свой психофизический ресурс, строит планы, определяет уровень притязаний в жизненных целях.
Развитие системы физического воспитания молодёжи, а также становление ее гражданской, нравственной и личностной зрелости включает в себя изучение содержания, структуры, динамики и роли базовых ценностей этнопедагогики в физическом и духовном развитии личности. Значительную роль в развитии личности этнофоров играют базовые ценности этнопедагогики, поскольку определяют пути её формирования и коррекции в интересах физического воспитания и нравственного становления самой личности.
Ценностные ориентации системы физического воспитания этнофоров отражают субъективную значимость (ценность) вещей и явлений окружающего мира, различных видов физкультурно-спортивной деятельности других людей, несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение, сказываются на потребностях, влечениях, желаниях, стремлениях и уровне притязаний, целях, мотивах конкретной личности. Они, как императив, инициируют соответствующую направленность и энергию личности, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс для регулярных занятий физическими упражнениями.
Особую значимость данная проблема приобретает в процессе физического воспитания молодежи, поскольку в молодёжной среде очень часто процветают наркомания, курение, низкий уровень двигательной культуры. Причиной такого положения дел являются неправильно сформированные ценностные ориентации у молодёжи по использованию средств физического воспитания для формирования навыков здорового образа жизни.
Обострившиеся противоречия между потребностями и физкультурными интересами молодежи, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой, - между требуемым уровнем физического развития молодёжи и достигнутым уровнем их физической подготовленности требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.
В настоящее время прежняя система ценностных приоритетов физического воспитания у молодежи во многом разрушена, а новая - значительной ее частью не принимается, поскольку уже успела себя дискредитировать (С.-А.М. Аслаханов [4]; В.М. Минбулатов, С.М. Гаджиагаев [5] и др.). Более того, в системе физического воспитания этнофоров утрачены базовые ценности этнопедагогики. Кризис переоценки ценностей в системе физического воспитания молодёжи приобрел стойкий характер. Все это в значительной степени снижает качество работы педагогических коллективов в сфере физического воспитания молодёжи школ, вузов и других учебных заведений.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется наличием противоречия между необходимостью существенного обновления знания о физическом и духовном развитии этнофоров на основе использования народных средств физического воспитания и отсутствием научно обоснованного формирования личности в процессе физического воспитания, базирующегося на ценностном потенциале этноса.
В основе данного противоречия лежит научная проблема, связанная с обобщением, систематизацией и построением системы формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, базирующегося на ценностном потенциале этноса.
Объект исследования — физическое воспитание этнофоров.
Предмет исследования - построение формирующего личность физического воспитания с учетом базовых ценностей этноса.
Цель исследования заключается в разработке и научном обосновании педагогической системы формирующего личность физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса (на примере народов Северного Кавказа).
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование личности в процессе физического воспитания, основанного на базовых ценностях этноса, может быть обеспечено, если:
- будут выявлены факторы доминирующего влияния базовых ценностей этноса на задачи и содержание физического воспитания этнофоров;
- будет научно обоснована и разработана модель физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса;
- будет разработана классификация системы ценностей физического воспитания этноса;
- будет разработана концепция формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, взаимосвязь и содержание понятий «этнопедагогическое физическое воспитание», «ценности этнопедагогики» и «ценностные ориентации», а также выявить факторы, определяющие систему ориентаций этнофоров в процессе физического воспитания, основанного на базовых ценностях этноса.
2. Определить и охарактеризовать базовые ценности этноса, определяющие процесс физического воспитания этнофоров.
3. Выявить механизм влияния базовых ценностей этноса на процесс физического совершенствования и на этой основе сформулировать закономерности и принципы физического воспитания этнофоров.
4. Разработать концепцию формирующего личность физического воспитания с учетом базовых ценностей этноса и обосновать направления и психолого-педагогические условия ее реализации.
5. Экспериментально проверить эффективность концептуальной модели личностнонаправленного физического воспитания этнофоров, основанной на базовых ценностях этноса.
Методологическую основу исследований составили диалектические положения о взаимной обусловленности, целостности явлений и процессов окружающего мира; всеобщей связи; исторический, социокультурный, процессуальный, функциональный и комплексный подходы к обучению и физическому воспитанию молодёжи.
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи, определяющие различные подходы к оценке ценностей и ценностных ориентаций в профессиональном, физическом и духовном развитии личности (К.А. Альбуханова-Славская [6], В.П. Тугаринов [7], В.В. Ученова [8], К.Д. В.А. Ядов [9] и др.
- теории, определяющие сущностные черты психолого-педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев [10], А. Анастази [11], М.Н. Скаткин, В.В. Краевский [12], В.Я. Слепов [13]) и др.;
- концепции по использованию разных методов обучения и воспитания в процессе занятий физической культурой (Н.В. Амосов [14], И.И. Брехман, В.П. Петленко, А.И. Суханов, К.Д. Чер-мит, В.Г Левченко, О.И. Исаков [15]) и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании был использован комплекс теоретических, общенаучных и эмпирических методов, адекватных предмету исследования:
- теоретические и общенаучные: логико-аналитический анализ изучаемой проблемы, общая теория построения систем, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта психолого-педагогической деятельности в системе физического воспитания этнофоров, анкетирование и тестирование учащейся молодежи Северного Кавказа, научно-педагогических кадров, экспертная оценка и самообследование. Выбор представленных методов исследования был обусловлен теоретической концепцией работы, стремлением более разносторонне изучить многоуровневую систему физического воспитания этнофоров.
Теоретические и экспериментальные исследования по теме проводились в течение 1990-2012 гг. в рамках темы НИР Чеченского государственного педагогического института (г. Грозный), шифр «Этнофоры».
Организация исследования. Исследования проводились в несколько этапов.
В ходе первого этапа исследования (1990-1992 гг.) осуществлялся теоретико-методологический и психолого-педагогический анализ научной литературы по изучаемой проблеме. Определялось состояние научного обоснования проблемы этнопедагогики физического воспитания этнофоров; вскрывались основные противоречия и факторы, снижающие эффективность развития системы физического воспитания этнофоров; исследовались ценности этно-педагогики физического воспитания. Кроме того, изучались научные предпосылки повышения качества учебно-воспитательного процесса с использованием средств этнологической физической культуры.
На втором этапе исследования (1993-2002 гг.) была разработана педагогическая модель формирования физической культуры личности этнофоров; изучались и корректировались межличностные отношения этнофоров в различных формах физкультурно-спортивной деятельности; выявлялась взаимосвязь базовых ценностей этнопедагогики физического воспитания этнофоров с их личностным статусом, социально-психологической позицией в обществе и самоопределением в коллективе; определялись принципы, направленность воздействия занятий различными народными физическими упражнениями на воспитание духовных, социальных и других ценностей этнофоров; обосновывались педагогические условия, необходимые для эффективной реализации разработанной модели формирования личностной физической культуры этнофоров.
На третьем этапе исследования (2002-2012 гг.) в учреждениях образования различных типов проводилась серия проверок эффективности, разработанной модели формирования личностной физической культуры этнофоров; педагогических экспериментов в образовательных учреждениях; осуществлялась статистическая обработка эмпирических данных; анализировались и интерпретировались результаты исследования; формулировались основные положения, теоретические выводы и практические рекомендации;
Ведущими задачами педагогического эксперимента являлись:
- определение уровня эффективности воздействия экспериментальной методики, в основе которой лежит комплексное использование средств физического воспитания и средств этнологической физической культуры - народных подвижных игр и физических упражнений, элементов национальных танцев и борьбы как программного материала физического воспитания учащихся образовательных учреждений Чеченской Республики на формирование личности;
- обоснование педагогической технологии использования средств этнологической физической культуры для реализации целей и задач программ физического воспитания в современных условиях функционирования российской системы образования.
Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента как метода исследования заключалась в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и этно-
форов с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотезы. Когда гипотеза или предположения находили свое подтверждение на практике, делались соответствующее теоретическое обобщение и выводы.
Дальнейшим этапом исследования этой проблемы являлась проверка полученных выводов. Эта задача решалась с помощью формирующего (контрольного) эксперимента, сущность которого заключалась в применении апробированной модели формирования личностной физической культуры этнофоров.
Формирующий педагогический эксперимент проводился с целью экспериментального обоснования разработанных средств и методов этнологической физической культуры в интересах воспитания духовных, социальных и других ценностей у этнофоров. Подтвержденные и обобщенные данные стали теоретическим и методическим достоянием исследования.
Методы математической обработки результатов исследования использовались для определения основных параметров статистических распределений: среднего арифметического (х), среднеквадратического отклонения (□), стандартной ошибки среднего значения (m), коэффициента вариации (Cv). Достоверность различий вычислялась по t - критерию Стью-дента (Б.А. Ашмарин, [9], Ю.К. Демьяненко [11]) и др.
Отбор содержания изучаемого материала осуществлялся на основе использования содержания экспериментальной программы физического воспитания, разработанной с включением в нее традиционных и этнологических средств: подвижных игр и физических упражнений, элементов национальных танцев народов России, ближнего и дальнего зарубежья
В статье изложены и обоснованы научные положения и результаты исследования:
1. Педагогическая концепция формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса, включающая содержательные и структурные компоненты.
Содержательные компоненты включают: научный, описательный, процессуальный и действенный аспекты.
Структурные компоненты концепции отражают ее понятийную и мотивационную сущность; показатели и источники концепции; ее инновационную составляющую и условия внедрения в практику.
Концепция включает пять принципов, комплексно-целевую программу и структурно-функциональную модель физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса.
2. Система формирования личности в процессе физического воспитания энофоров, основанного на базовых ценностях этноса. Эти ценности имеют субъективный характер. Они не могут существовать без субъекта, который их оценивает, так как существуют в общественном или индивидуальном сознании людей. Поскольку они субъективны, то на их формирование и развитие можно влиять психолого-педагогическими средствами физического воспитания, основанного на базовых ценностях этноса.
3. Основными факторами, определяющими систему ценностных ориентаций этно-форов, являются: знание о ценностях этнопедагогического физического воспитания; понимание этнофорами смысла духовных, социальных ценностей и здоровья; личностные качества этнофоров; соответствие средств, методов и форм этнопедагогического физического воспитания способностям и склонностям этнофоров.
4. Влияние сформированных базовых ценностей этнологической физической культуры на вектор и содержание физического воспитания современного этносообщества, закономерности и принципы функционирования системы формирования личности этнофоров в процессе физического воспитания с учетом базовых ценностей этноса. В основе такого влияния лежит поиск и оценка наиболее эффективных народных средств, методов и форм обучения эт-нофоров с целью воздействия на духовную и социальную сферу личности.
5. Причины, негативно влияющие на формирование базовых ценностей у этнофоров. Основными из них являются: недостаточное внедрение в практику обучения детей и мо-
лодёжи средств, методов и форм этнопедагогики физического воспитания; отсутствие мероприятий по формированию потребностей, определяющих познавательный интерес учащихся к обычаям и традициям своего народа; отсутствие научно обоснованной системы формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса.
6. Структурно-функциональная модель формирующего личность физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса. Данная модель включает: концептуальные основы, характеристику процесса формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса и управления этим процессом. Модель раскрывает средства, формы, методы использования народных физических упражнений, детских игр, танцев, основанных на базовых ценностях этноса.
Ценность полученных результатов состоит в обосновании и разработке педагогической концепции формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса, и разработке некоторых основополагающих подходов к ее реализации.
Основные положения концепции данной педагогической системы: о структуре и содержании педагогической системы формирования личности в процессе физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса; об основных направлениях совершенствования системы формирования личности в процессе физического воспитания этно-форов, основанного на базовых ценностях этноса, вносящих весомый вклад в теорию физической культуры.
Получено новое знание о факторах, определяющих ориентации этнофоров в процессе занятий физической культурой, основанной на базовых ценностях этноса: о системе ценностей этнопедагогического физического воспитания; о влиянии базовых ценностей этно-педагогики на вектор и содержание физического воспитания современного этносообщества, которые отражают новые концептуальные положения, представляющие собой вклад в исторические аспекты физической культуры.
Получено новое знание о закономерностях и принципах функционирования системы формирования личности этнофоров: о психолого-педагогических условиях формирования у учащихся базовых ценностей этнологической физической культуры, обогащающих теоретические аспекты физической культуры личности. Кроме того, исследованы содержание и взаимосвязь понятий: «этнопедагогическое физическое воспитание», «ценности», «ценностные ориентации» этнофоров, что представляется весомым вкладом в этнопедагогику.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику образовательных учреждений национальных республик Северного Кавказа программы по физическому воспитанию, которые отвечают потребностям современной системы физического воспитания этнофоров, основанного на базовых ценностях этноса.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве нового подхода к модернизации системы физического воспитания народов России на основе учета ментальностей, потребностей, возможностей, особенностей мировоззрения этнофоров. В процессе эт-нопедагогического физического воспитания различных возрастных контингентов национально-территориальных образований Российской Федерации должны широко применяться народные средства физической культуры.
Выводы:
1. Развитие системы физического воспитания молодёжи, а также становление ее гражданской, нравственной и личностной зрелости включает в себя изучение содержания, структуры, динамики и роли базовых ценностей этнопедагогики в физическом и духовном развитии личности. Значительную роль в развитии личности этнофоров играют базовые ценности этнопедагогики, поскольку определяют пути её формирования и коррекции в интересах физического воспитания и нравственного становления самой личности.
2. Реализация целей и задач системы физического воспитания в условиях поли-культурной среды возможна лишь при условии наличия гибкой системы комплексного ис-
пользования традиционных средств, организационных форм и методов, а также базовых ценностей этнопедагогики физического воспитания этнофоров, сформировавшихся в реальных условиях жизнеобитания и на основе базовых ценностей народных систем образования и воспитания.
Примечания:
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3: [ред. от 02.07.2013] // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3: [в ред. от 07.05.2013]. Гл. 2, ст. 20, п.п. 1, 2. // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
3. Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса: одобрена на совместном заседании Межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта и коллегии Министерства спорта Российской Федерации 26.06.2013 г. и доработана с учетом полученных замечаний. - М.: 2013. - 9 с.
4. Аслаханов С.-А.М. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования двигательной культуры у учащейся молодежи Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. 2011. № 9 (79). С. 19-21.
5. Минбулатов В.М., Гаджиагаев С.М. Народная система физического воспитания дагестанцев: программа. Махачкала: Изд-во Дагестан. пед. ун-та, 2001. 16 с.
6. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334с.
7. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. 65 с.
8. Ученова В.В. Ценностные ориентации как средство самосохранения социальной структуры // Ценностные ориентации и массовая коммуникация. Тарту, 1968. С. 13-15.
9. Ядов В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность. М., 1977. Т. 1.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 336 с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 318 с.
12. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. 96 с.
13. Слепов В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий: на опыте ВОВ и «горячих точек». СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1996. 16 с.
14. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Медицина, 1987. С. 17-24.
15. Чермит К.Д., Левченко В.Г., Исаков О.И. Проектирование содержания физического воспитания. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. 117 с.
References:
1. On physical culture and sports in the Russian Federation: The federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ: [ed. of 02.07.2013] // SPS ConsultantPlus. M., 2013. A screen title.
2. On education in the Russian Federation: The federal law of 29.12.2012 N 273-FZ: [ed. of 07.05.2013]. Ch. 2, Art. 20, items 1,2. // SPS ConsultantPlus. M., 2013. A screen title.
3. Concept of the All-Russian physical training and sports complex: it is approved at the joint sitting of the Interdepartmental commission on the development of physical culture, mass sports and traditional types of physical activity of the RF President’s Council on the development of physical culture and sports and the board of the Ministry of sports of the Russian Federation on the 26.06.2013 and it is improved with a glance at the critic remarks. M.: 2013. 9 pp.
4. Aslakhanov S.-A.M. Psychologic and pedagogical conditions necessary for the formation of motion culture of students of the North Caucasus // Proceedings of the university of P.F. Lesgaft: a scient. and theoret. journal. 2011. No. 9 (79). P. 19-21.
5. Minbulatov V.M., Gadzhiagayev S.M. The national system of physical training of the Dagestanis: a programme. Makhachkala: Publishing house of the Dagestan teachers’ training un-ty, 2001. 16 pp.
6. Albukhanova-Slavskaya K.A. An activity and personality psychology. M.: Nauka, 1980. 334 с.
7. Tugarinov V.P. A person and society. M., 1965. 65 pp.
8. Uchenova V.V. Value orientations as means of self-preservation of a social structure // Value orientations and mass communication. Tartu, 1968. P. 13-15.
9. Yadov V.A. Personality as an object and subject of social relations // Sociology and the present. M., 1977. V. 1.
10. Ananyev B.G. A person as an object of cognition. L. 1969. 336 pp.
11. Anastasi A. Psychological testing. V. 1. M.: Pedagogika, 1982. 318 pp.
12. Skatkin M.N., Krayevsky V.V. The content of the general secondary education. Problems and prospects. M.: Znanie, 1981. 96 pp.
13. Slepov V.Ya. Pedagogical bases of training of the division staff (a military unit) in the conditions of combat operations: based on the experience of the Second World War and «hot spots». SPb.: VVKU MIA of the RF, 1996. 16 pp.
14. Amosov N.M. Thoughts about health. M.: Medicine, 1987. P. 17-24.
15. Chermit K.D., Levchenko V.G., Isakov O.I. Projection of the content of physical training. Maikop: The ASU publishing house, 2000. 117 pp.