5. Новосельский, В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах : учебно-метод. пособие / В.Ф. Новосельский. - Киев : Рад. шк., 1989. - 128 с.
6. Полозов, Р.Е. К вопросу о совершенствовании планирования учебного материала по физической культуре в общеобразовательной школе / Р.Е. Полозов, С.П. Аршинник // Тезисы докл. XXXXI науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (декабрь 2013 - март 2014 года) г. Краснодар. Ч. 2 : материалы конференции / ред. кол. Г.Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Л.И. Просоедова. - Краснодар, 2014. - С. 129-130.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P. (2009), The Contents and a Technique of Implementation of the Section "Cross Preparation" at Lessons of Physical Education of Pupils of Comprehensive School, dissertation. Krasnodar.
2. Arshinnik S. P. (2016), "The Content of Elements of Track and Field Cross-country race in Physical training of Schoolchildren", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 2, pp. 10-14.
3. Lyah, V.I. and Zdanevich, A.A. (2011), Comprehensive Program of Physical Training of Pupils of 1-11 Classes of comprehensive School: Programs of Educational Institutions, Prosveshenie, Moscow.
4. Maximenko, A. M. (2009), Theory and methods of physical education, Physical culture and sport, Moscow.
5. Novoselskiy, V.F. (1989), Methods of a lesson of physical education in senior classes, Kiev.
6. Polozov, R.E. and Arshinnik, S.P. (2014), "To a question of improvement of planning of a training material on physical education at comprehensive school", Theses of reports of the XXXXI scientific conference of students and young scientific higher education institutions of the Southern Federal District (December, 2013 - March, 2014). Krasnodar, materials conference, Part 2, Krasnodar, pp. 129-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, профессор, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный
Аннотация
Проблема формирования здоровьесберегающего поведения у этнофоров справедливо считается парадигмой современного общественного развития. Имеющая непосредственное отношение к ней задача улучшения качества жизни населения страны, красной нитью проходит в выступлениях Президента Российской Федерации. Оценка физического и психофизиологического «портрета» этнофоров, изучение особенностей его формирования и накопление информации об этом стали приоритетом, имеющим высокую общественную и государственную значимость. Работа посвящена рассмотрению педагогических подходов к формированию навыков здоровьесберегающего поведения, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.
Ключевые слова: базовые ценности, здоровьесбережение, педагогическая технология, модель, этнологическая физическая культура, этнопедагогика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p30-34
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF HEALTH-SAVING
BEHAVIOR SKILLS
Said-Ali Mahmudovich Aslahanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny
Annotation
The problem of formation of health-saving behavior among the ethnophors is considered as the paradigm of the modern social development. Being directly related to it, the task of improving the quality
of life of the population is primary concern in the speeches of the President of the Russian Federation. Evaluation of physical and psycho-physiological "portrait" of ethnophors, research of the features of its formation and the accumulation of information about have become a priority of high social and public significance. The study deals with the pedagogical approaches to the formation of the skills of health-saving behavior based on the core values of ethno pedagogics.
Keywords: basic values, health preservation, pedagogical technology, model, ethnological physical education, pedagogy.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость научного обоснования и разработки модели педагогической технологии здоровьесберегающего поведения у этнофоров на основе базовых ценностей эт-нопедагогики вызвана тем, что в настоящее время прежняя система ценностных приоритетов физического воспитания у молодежи во многом разрушена, а новая, значительной ее частью, не принимается.
Отдавая должное вкладу многих исследователей в решение вопросов, связанных с использованием базовых ценностей народно-национальных средств физического воспитания в целях обучения и воспитания, следует отметить, что проблема обоснования и разработки педагогической технологии воспитания здоровьеформирующего поведения как компонента формирования физической культуры личности, нуждается в дальнейшей разработке [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Актуальность исследования определяется необходимостью решения ряда обнаруженных противоречий:
- между имеющимися знаниями о системе физического воспитания этнофоров и недостаточной разработанностью концептуальных подходов ее внедрения на основе базовых ценностей этнопедагогики;
- между социальной необходимостью достижения высокого уровня физического развития населения и невозможностью его обеспечения в силу отсутствия знаний, определяющих идеологию, принципы и содержание процесса формирования здоровьесбере-гающего поведения у этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики как компонента физической культуры личности.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке модели педагогической технологии формирования навыков здоровьесберегающего поведения, базирующегося на ценностном потенциале этнопедагогики и современной системы физической культуры.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что функционирование системы физического воспитания, обеспечивающая решение государственных, общественно-значимых задач физического воспитания, может быть обеспечено, если будет научно обоснована и разработана модель педагогической технологии формирования у этнофоров навыков здоровьесберегающего поведения, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современная этнологическая физическая культура должна отвечать важным социальным требованиям оптимизации здоровья российского общества, организации разумного образа жизни человека. Термин «этнологическая физическая культура этнофоров» предложен нами для выделения всестороннего подхода к заботе о здоровье, профессиональном долголетии и повышении качества жизни на основе комплексного использования средств, организационных форм и методов, накопленных человечеством в процессе эволюционного развития.
Здоровый образ жизни имеет высокую общественную и государственную значимость. Сегодня, как никогда, необходима консолидация научного сообщества в развитии идей, научно-теоретического обоснования сущности подобного отношения к своему фи-
зическому состоянию, его социально-экономической роли в развитии общества и методических основ его формирования.
На основе общепедагогических закономерностей интегрального подхода к реализации задач образования и учета многообразия организационных форм и содержания этнологической физической культуры нами была разработана модель педагогической технологии формирования у этнофоров навыков здоровьесберегающего поведения. Проведенное исследование было направленно на теоретическое и экспериментальное обоснование модели этнопедагогического физического воспитания, ставящей своей целью формирование физической культуры личности этнофоров. Основная задача заключается в сохранении здоровья у этнофоров и создании функциональной базы для осуществления профессиональной деятельности, а также в определении места этнологической физической культуры в системе здоровьесберегающего поведения этнофоров и формирования их духовных и социальных ценностей. Для решения поставленных задач было обследовано 1520 этнофоров с применением методов диагностики, психодиагностики ценностей.
Научный поиск по проблемам этнопедагогической направленности физического воспитания показал, что опыт народа в этой области является неотъемлемой частью общечеловеческой физической культуры, в целом, и актуален для жизнедеятельности человека любой профессии. Для этнофоров он является базовым началом для поддержания физической активности, профилактики заболеваний, сохранения профессионального здоровья и долголетия. Концептуальные подходы к их решению реализовывались в трех взаимосвязанных направлениях: формирование знаний о здоровом образе жизни; формирование на их основе мотивации и потребностно-мотивационной сферы личности этно-форов; трансформация знаний в убеждения и здоровьесберегающее поведение этнофо-ров, что способствует решению проблемы физического, духовного и социального развития.
Задача педагога - организационное и содержательное обеспечение личностно ориентированного, субъективно воспринимаемого процесса физического воспитания, содействующего самореализации личности на основе собственных эталонов о физических кондициях и состоянии здоровья. Нами проведен анализ и синтез перечня знаний, навыков, умений, позволяющих этнофору организовать собственную систему этнологической физической культуры. Результаты контроля свидетельствуют о существенных изменениях в уровне умений моделировать и проектировать занятия в экспериментальной группе. В процессе изучения организационно-управленческих аспектов этнологической физической культуры нами получены данные по оптимальности времени проведения занятий, по мониторингу выбора двигательной активности, по созданию соответствующих организационных условий. Все это позволило учесть индивидуальные предпочтения занимающихся и организовать их собственную физкультурно-оздоровительную деятельность, а также занятия физической культурой в малых группах.
Главенствовала научная идея комплексного использования средств этнологической физической культуры, а также педагогических возможностей для формирования устойчивой мотивации у этнофоров к здоровому образу жизни. В результате исследований удалось составить педагогическую технологию формирования навыков здоровьесбе-регающего поведения у этнофоров с использованием средств этнологической физической культуры. Системообразующим фактором в нем выступают функциональные резервы профессионального здоровья (рисунок 1).
В ходе работы выявилось, что здоровьесберегающего поведения этнофоров республик Северного Кавказа, ориентация этнофоров на здоровый образ жизни может стать успешной, если психофункциональное состояние осознается как важнейшая инструментальная ценность (ценность-средство). Целенаправленные занятия этнологической физической культурой, по мнению 88 процентов опрошенных, играют положительную роль в формировании здоровьесберегающей ценностной ориентации у этнофоров. Процесс
формирования здоровьесберегающего поведения средствами этнологической физической культуры должен быть личностно ориентированным, максимально учитывающим интересы и потребности этнофоров.
Рисунок 1. Педагогическая технология формирования навыков
Организационные формы и содержание занятий, построенных на основе данного принципа, являются наиболее методически целесообразными, позволяющими гибко и согласованно воздействовать на сознание и физические кондиции индивидуума. Это способствует эффективной реализации педагогических возможностей этнологической физической культуры.
Во время исследований была проведена оценка ее воздействия на формирование навыков здоровьесберегающего поведения; выявлены социально-психологические противоречия, оказывающие на него негативное влияние; определены педагогические возможности воспитания у них подобной жизненной ориентации.
Важная сторона влияния народных средств физического воспитания - содержательная сущность двигательной деятельности, сформировавшейся в реальных условиях жизнеобитания этнофоров. Именно это обстоятельство способно существенно улучшить их психофункциональное состояние. Анализ полученных данных свидетельствует о больших воспитательных возможностях средств и методов этнологической физической культуры по формированию у этнофоров устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
ВЫВОДЫ
1. Базовыми для этнопедагогического физического воспитания являются духовные и социальные ценности, а также ценности, связанные с сохранением и развитием своего физического потенциала и укреплением здоровья.
2. Факторами, обеспечивающими эффективность формирования системы ценностных ориентаций личности в процессе физического воспитания, основанного на базовых ценностях этнопедагогики, являются:
- знания о ценностях этнопедагогического физического воспитания (ранговый показатель составил 17,4%);
- понимание смысла духовных, социальных ценностей и ценностей здоровья (16,2%);
- наличие возможностей для физического и духовного развития
3. Ценности этнологической физической культуры, связанные с укреплением здоровья детей и молодежи, ориентируют на построение личностной концепции своего здоровья; обеспечивают совершенствование личности в физическом развитии; способствуют познанию человека как биосоциального существа; показывают, какое место занимает здоровье в профессиональной деятельности; способствуют созданию модели гармонично развитой личности и планированию действий по её реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев, Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш.М-Х. Арсалиев. - М. : Гелиос АРВ, 2013. - 319 с.
2. Аслаханов, С.-А.М. Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофоров на основе базовых ценностей этнопедагогики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.-А.М. Аслаханов. - Майкоп, 2013. - 50 с.
3. Демкина, Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Демкина Е.В. - Майкоп, 2013. - 50 с.
4. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 10-15.
5. Чермит, К.Д. Направления социализации и формирования базовой личностной физической культуры обучающихся / К.Д. Чермит, Н.К. Куприна, А. Л. Чувакин // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы Третьего меж-дунар. науч. конгресса / под ред. В.К. Пельменева ; Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта. -Калининград, 2013. - С. 98-100.
6. Эльмурзаев, М.А. Физическое воспитание старшеклассниц сельских школ с использованием национальных танцевальных и игровых средств (на примере школ Чечено-Ингушской республики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Эльмурзаев М.А. - СПб., 1993. - 20 с.
REFERENCES
1. Arsaliyev, Sh.M.-X. (2013), The methodology of modern ethnopedagogics, Geleos ART, Moscow.
2. Aslahanov, S.-A.M. (2013), Teaching the concept of physical education system based on eth-nophors ethnopedagogics basic values, dissertation, Maykop.
3. Demkina, E.V. (2013), Designing educational process of the university based on the mental characteristics of modern Russian students, dissertation, Maykop.
4. Lubysheva, L.I. (1999), "Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development society and personality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 10-15.
5. Chermit, K.D., Kuprin, N.K. and Chuvakin, A.L. (2013), "Directions formation socialization and basic personal physical training of students", Problems of sports education: content, focus, methodology, organization: materials of the Third Intern. Scientific. Congress, BFU Kant, Kaliningrad, pp. 98-100.
6. Elmurzaev, M.A. (1993), Physical education of senior pupils of rural schools using the national dance and game assets (for example, the schools of the Chechen-Ingush Republic), dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2016