• участии детей и взрослых в социальных акциях,
• создании содружеств на уровне образовательных учреждений района, региона.
Все это позволит самореализоваться и самоутвердиться каждому сельскому школьнику в социально ценной и социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав ее интересной и полезной.
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей сельских детей, разработке индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики личности каждого ребенка, их личностному и профессиональному самоопределению. Решение этих задач в теории и практике образования лежит в контексте средового подхода.
Примечания
1. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. С. 12-13.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.
3. Моделирование воспитательных систем: теория - практике: сб. науч. ст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. 144 с.
4. Там же. С. 48-54.
УДК 37.035.3 : 37.018.3
О. В. Лебедева, Е. Ю. Мясникова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
В статье описаны трудности социальной адаптации воспитанников школы-интерната. На основе анализа педагогической литературы определено ценностное значение труда для воспитания детей, склонных к антисоциальному и личностно-деструк-тивному поведению. Раскрыты особенности программы «Истинное сокровище для людей - это умение трудиться», способствующей формированию готовности к труду у воспитанников.
The difficulties of social adaptation of boarding school pupils are discussed in the article. Value significance of work for bringing up children inclined to antisocial and self-destructive behavior is grounded on the basis of analysing pedagogical literature. The specific features of the program «Real treasure for people is an ability to work» which promotes pupils' readiness to work, are disclosed.
Ключевые слова: труд, ценностное отношение, социальная адаптация, социальные сироты, школа-интернат, антисоциальное поведение, личные интересы, активная деятельность.
Keywords: work, value attitude, social adaptation, social orphans, boarding school, antisocial behavior, personal interests, practical activities.
© Лебедева О. В., Мясникова Е. Ю., 2009
Социальный кризис, породивший кризис семьи, обострил проблему детской беспризорности. Большое внимание борьбе с беспризорностью и безнадзорностью уделяется в федеральной программе «Дети-сироты», нацеленной на социальную и материальную защиту детей, охрану их права на получение бесплатного общего и профессионального образования, совершенствование процесса их социализации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе. В этих условиях возрастает роль образовательных учреждений, занимающихся воспитанием социально обездоленных детей, их подготовкой к труду.
В типовом положении об общеобразовательной школе-интернате [1] говорится, что основной контингент данного учреждения составляют дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов и дети, находящиеся под попечительством и нуждающиеся в помощи и социальной защите. Социальные сироты - это особая категория детей, лишенных родителей, попавших в «группу риска» вследствие неблагоприятных социально-экономических условий, т. е. это сироты при живых родителях. Отсутствие чувства социальной значимости, ауто-негативизм проявляется у них в равнодушии к своей судьбе. Отрицательное эмоциональное состояние, страдания, страх, постоянное беспокойство оказывают деструктивное влияние на личность. Физические и психические страдания парализуют ум и волю, порождают неуверенность в своих силах. Безнадзорные дети занимаются бродяжничеством, поиском быстрых способов удовлетворения естественных потребностей, часто за счет других людей, у них формируется опыт антисоциального поведения (мелкие кражи, хулиганство, насилие над другой личностью и др.). Страдания, вызванные материальной и социальной незащищенностью, и невозможность ничего изменить выражаются в избегании и отторжении взрослых и их позитивных ценностей. Употребление наркотических и токсических веществ, алкоголь и табакокурение, сексуальные отклонения приводят не только к криминальным действиям, но и к саморазрушающему поведению, психосоматическим расстройствам, нарушающим адаптацию в обществе [2]. Эмоциональная депривация, нервные срывы проявляются в агрессивности и жестокости. Раскрывая психологические особенности данной категории детей, А. С. Макаренко писал, что беспризорные дети -это дети с потрепанными нервами. Они встречают каждое слово, каждое движение с сопротивлением, потому что у них болят нервы, поэтому нужно раздражать их нервы в другом направлении, включая в деятельность [3]. Первостепенное значение среди разнообразных видов деятельности он отводил труду.
Социогенный инфантилизм, порожденный опытом прошлой жизни воспитанников, условиями государственного учреждения, способен легко перерастать в иждивенчество, опасное для их социализации. Его последствия приводят к необоснованным претензиям к обществу, желанию иметь все немедленно и без каких-либо трудовых усилий. Обеспечение воспитанников школ-интернатов питанием, одеждой, обувью, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, хозяйственным инвентарем, денежными средствами на личные расходы формирует у них иждивенческие настроения. Для предупреждения иждивенчества и некомпетентности в бытовой и трудовой области важное значение приобретает формирование у воспитанников привычки к труду как основы жизнеобеспечения. По этому поводу А. А. Католиков писал: «Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу будущего счастья нашего ребенка» [4].
Анализ опыта работы школ-интернатов позволяет констатировать, что их воспитанники оказываются психологически неподготовленными к самостоятельной жизни в социуме, испытывают трудности в социальной адаптации. В свете данного исследования мы понимаем социальную адаптацию как педагогически целесообразно организованный процесс и результат активного взаимодействия индивида с социальной средой, характеризующийся готовностью и способностью к стабильному жизнеобеспечению [5] на основе принятия труда в качестве аксиологической жизненной доминаты, сформированных социальных и общетрудовых умений и навыков, опыта социально-практической деятельности и профессионального самоопределения.
С нашей точки зрения, организация жизнедеятельности воспитанников, охваченной целостным учебно-воспитательным процессом в соответствии с требованием самореализации воспитанников в различных видах деятельности как основы жизнеобеспечения в самостоятельной жизни, направлена на формирование у воспитанников:
- осознания необходимости опоры на собственные силы, развитие волевой и устойчивой эмоциональной сферы в целях подготовки к самостоятельной жизни в социуме;
- способности к жизненной устойчивости, т. е. умения противостоять негативным влияниям среды;
- умения выдвигать перспективы, вырабатывать жизненные планы, выбирать средства и способы их достижения, адекватные социально-ценностным и личностно значимым потребностям;
- социальных умений и навыков как основы социальных отношений и деятельности;
- опыта самоутверждения в социально ценной, общественно полезной деятельности;
- общетрудовых умений и навыков (технологических, политехнических, аналитических, конструктивно-проективных, организаторских, информационных, естественно-экзистенциальных, рефлексивно-ценностных) как основы жизнеобеспечения;
- способности выявления избирательной направленности личности к определенному виду деятельности и формирование индивидуально-психологических особенностей, выражающих готовность личности заниматься ею и достигать успехов;
- готовности и способности к профессиональному самоопределению, обеспечивающему включение воспитанников в определенную сферу труда на основе знания своих интересов, склонностей и способностей, а также профессиональной востребованности на рынке труда;
- стремления к постоянному самосовершенствованию.
Трудности социальной адаптации воспитанников школы-интерната обусловлены также сужением приобретения опыта социальных и трудовых отношений рамками интерната. Школа-интернат - это в известной мере закрытое образовательное учреждение, в котором воспитанники выполняют все режимные моменты, часто ограничивающие их деятельность и поведение. «Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате» [6]. С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сосредоточить в одном месте все, что нужно, для жизни воспитанников и деятельности воспитателей. С другой стороны, это отрицательное явление, так как уменьшает круг общения воспитанников, которые вынуждены ежедневно встречаться с одними и теми же сверстниками, и это сдерживает приобретение опыта социальных отношений.
Социальные сироты представляют собой гомогенную, обедненную новым социальным знанием среду. Обстановка школы-интерната исключает свободу выбора референтной группы воспитанником, а жесткая заданность социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в абсолют, исключающий у детей соревновательную мотивацию. Отсюда следует, что среда сверстников в образовательном учреждении интернатного типа не совсем способствует развитию у воспитанников реальных коммуникативных навыков и необходимо их расширение за пределами интерната. Система взаимодействия воспитанников с социальной средой способствует трансформации школы-интерната в открытую образовательную систему.
В последние годы в деятельности учреждений интернатного типа наблюдается тенденция снижения их закрытости за счет взаимной интеграции воспитанников и семейных детей во внешкольной деятельности. Важное значение для расширения круга общения воспитанников приобретает сотрудничество школ-интернатов с детскими и юношескими спортивными школами, городским центром детского и юношеского туризма, центром информационных технологий, центрами детского творчества и дворцами молодежи. Занятия в кружках, клубах, секциях вне стен интерната вместе с детьми, которые не знают их прошлого асоциального опыта и оценивают реальные достижения и успехи, благоприятная психологическая атмосфера, способствующая раскрытию творческих способностей, помогают в усвоении позитивной системы социальных ценностей.
Наряду с традиционными формами социальной адаптации (общественные объединения, клубные объединения, кружки, лагеря труда и отдыха и т. д.) школы-интернаты используют инновационные формы, в частности социальные проекты и квартиры по социально-бытовой ориентировке. Квартира социальной адаптации в тужинской школе-интернате предназначена для подготовки выпускников к самостоятельной жизни, для получения необходимых умений и навыков, обеспечивающих самостоятельное проживание. Она дает возможность освободиться от опеки воспитателя, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Оптимальной формой социальной адаптации является социальный проект «Домик в деревне», реализованный в кировском интернате № 1 с целью приобретения воспитанниками навыков жизни в селе, повышения уровня их самостоятельности. Проживание небольшой группой (8-10 детей и воспитатель) в домашних, эмоционально комфортных условиях благоприятно влияет на физическое и психоэмоциональное состояние воспитанников [7]. Естественные условия проживания способствуют семейной поло-ролевой ориентации воспитанников: мальчики любят выполнять мужские обязанности (заготовка дров, воды и т. д.), а девочки - заниматься шитьем, вязанием, штопкой, созданием уюта. Равномерное распределение обязанностей (уборка комнат, двора, стирка, мытье посуды, прополка огорода и т. д.) рождает желание взаимопомощи. Планирование расходов, составление бюджета на день и весь период проживания, покупка продуктов в магазине и у сельских жителей формируют умения рационального, экономного хозяйствования.
Большое значение для подготовки воспитанников к социальной адаптации имеет организация общественной деятельности, которая избавляет от замкнутости в рамках «работаем только
для себя». Ее назначение видится в воспитании социально зрелого гражданина, осознающего свою роль в обществе, приспособленного к жизни и занимающего активную позицию [8]. Она может начинаться с малого: отправка телеграмм и посылок выпускникам, служащим в армии, забота о пожилых людях (оказание помощи в копке огородов, покупке продуктов, отоплении домов и приготовлении пищи), благоустройство родного города (содержание в чистоте автобусной остановки и улицы, посадка цветов на улице, побелка деревьев и бордюра) и т. д. Участие воспитанников, имеющих негативный социальный опыт, в поиске защитников Отечества, погибших на поле боя, приобщение к увековечиванию их памяти производит переоценку ценностей, позитивные социальные изменения, утверждение идеалов гуманизма, милосердия и уважения к ветеранам и пожилым людям.
Понимание педагогическими коллективами собственной недостаточности в разрешении проблем воспитанников побуждает их к кооперации с другими людьми в целях привлечения к деятельности по поддержке воспитанников. Социально-ориентировочная деятельность воспитанников предусматривает расширение контактов и привлечение специалистов медицинских, юридических учреждений, работников социальной защиты населения, центра занятости населения, собеса и других. Процесс социальной адаптации воспитанников является полноценным, если максимально осуществляется их включение в расширяющиеся виды совместной деятельности и общения с социальными институтами.
В разработке и внедрении моделей временного и постоянного трудоустройства воспитанников большую роль играет сотрудничество с межшкольными учебными комбинатами и с городским центром занятости населения (ГЦЗН). Сотрудники ГЦЗН знакомят выпускников с профессиями, востребованными на рынке труда, проводят индивидуальные консультации, тесты, экскурсии. На основании договоров, заключенных с ГЦЗН, многие воспитанники школ-интернатов занимаются в летнее время благоустройством городской территории и получают заработную плату, работают в экологической бригаде «Эко» от общества охраны природы. Кировские школы-интернаты также активно сотрудничают с совхозом «Красногорский», оказывая помощь в прополке и уборке овощей, и Зональным научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Севера-Востока, убирая ягоды. Для преодоления экономического инфантилизма и приобретения опыта трудовой деятельности воспитанники работают дворниками, техслужащи-ми, садовниками, грузчиками, помощниками воспитателя в дошкольном детдоме, помощниками
библиотекаря, санитарками в больнице, официантами, продавцами и т. д. Данные формы трудоустройства дают возможность воспитанникам заработать деньги на собственные нужды, что служит экономическим стимулом организации трудовой деятельности.
Формирование отношения к труду как аксиологической доминанте жизнедеятельности представляет собой педагогически организованный и целенаправленный процесс создания условий для нахождения воспитанниками личностных смыслов в активной творческой деятельности. Труд как самоценность создает пространство для самореализации воспитанников, это содержательная и организационная основа их жизни, источник и смысл их жизненной перспективы.
Важно понимание ценности труда как индивидуальной реальности, значимой для переживающего ее субъекта. Индивидуальное сознание субъекта, его ответственный личный выбор придает особый статус ценности труду. Труд как ценность выступает определенным целевым ориентиром для личности, профессиональная деятельность определяет верхнюю границу уровня ее социальных притязаний. Труд является ценностью не только в плане его значения для личной жизни человека, но и для жизни общественной. Признавая труд как основу разумной человеческой жизни, основные законы всех государств закрепляют общечеловеческое право на труд и общечеловеческую обязанность трудиться.
Ценностное значение труда для воспитания личности подчеркивали многие педагоги. Первостепенное значение труду придавал К. Д. Ушин-ский, считая внутреннюю, духовную, животворную силу труда источником человеческого достоинства, нравственности и счастья [9]. Данную точку зрения разделял А. С. Макаренко, писавший, что основу труда должны составлять представления о ценностях, которые человек создает в процессе труда [10]. В. А. Сухомлинский утверждал, что все блага и радости жизни создаются трудом, без него нельзя честно жить [11].
На основе анализа педагогической литературы, раскрывающей опыт работы с беспризорниками и детьми из неблагополучных семей, нами выделены основные положения, обосновывающие воспитательное влияние труда на детей, в т. ч. из семей «группы риска», склонных к антисоциальному и личностно-деструктивному поведению:
- созидающая трудовая деятельность, соответствующая интересам воспитанников, является прочной основой, противостоящей асоциальному поведению: «Если дети приучаются к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, ожесточает,
притупляет и отдает во власть диких инстинктов» [12];
- необходимость воспитания уважения к труду и людям труда, формирования общетрудовых умений и навыков, трудолюбия, потребности в труде и привычки к труду как основа дальнейшего жизнеобеспечения и профессиональной самореализации: «Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду; потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел» [13];
- труд - это средство гармонизации социальной, умственной, эстетической и физической сферы личности: «...Виды и формы детского труда и его организация влекут за собой соответственные изменения социальной, эстетической и умственной жизни детей» [14];
- труд - это не только средство самообслуживания, помогающее изготовлять полезные предметы обихода, нужные для дома, хозяйства; средство умственного развития; прежде всего он выполняет роль, организующую детское сообщество;
- ориентация в общении на ценности детского сообщества обусловливает необходимость включения воспитанников в трудовую деятельность: «И поскольку у детей вообще сильны социальные устремления, поскольку они ценят общество себе подобных, - труд... всегда будет для них существенно необходим» [15];
- реальный, посильный, самодеятельный, творческий труд создает прочную основу деятельной детской жизни и воспитания ответственности;
- труд - это средство воспитания характера человека, члена общества, испытывающего ответственность за свой участок работы как часть общего дела, от которого зависит социально-экономическое развитие страны;
- важное значение для воспитания любви к живому, осознания своей необходимости и значимости для других имеет сельскохозяйственный труд: «Близкое знакомство с животными, уход, кормления не вводят ли ребенка вообще в область любви к живым существам, не наполняют ли детскую жизнь ощущением того, что и она может быть полезна?» [16];
- рациональная организация труда, направленного на достижение понятной воспитанникам цели, равномерное расходование сил является предпосылкой для самореализации личности: «Основа нашей работы - привычное трудовое напряжение, равномерное расходование силы, направленной к понятной для детей цели. Если жизнь в колонии дает работу рукам, то она должна помочь детям и проявить себя» [17];
- совместный труд учит воспитанников заботиться друг о друге. Девизом дружного сообще-
ства становится: «Тебе трудно, дай я тебе помогу»;
- для выявления склонностей воспитанников необходима организация разнообразных видов труда: «...Еще необходимость в том, чтобы наш труд был более разнообразен, чтобы самые склонности ребят - преимущественно проявлять себя в любимых, подходящих для них формах работы - могли найти свое применение» [18].
Однако превращение любого объекта окружающего мира, в том числе труда, в ценность требует его эмоционального переживания. Получение удовольствия, радости от процесса и результатов труда является характеристикой эмоциональной сферы личности. Развитие потреб-ностно-мотивационной сферы личности, воспитание привычки к труду и превращение труда в личную потребность воспитанников школы-интерната - длительный процесс, который начинается с раскрытия значения труда, его роли в человеческом обществе, убеждения воспитанников в его первостепенной важности для человека, выявления мотивов трудовой деятельности, формирования интереса к труду.
Борьба социально-ценностных и личностно значимых мотивов, возникающих у личности в процессе учебной и трудовой деятельности, вызывает эмоциональное переживание и способствует воспитанию ценностного отношения к труду. Учебный процесс как основной вид трудовой деятельности школьника воспринимается, переживается, оценивается в старших классах с позиции значимости учебного предмета для профессиональной деятельности: изучение автослесарного дела ради получения высокой зарплаты и/или помощи автолюбителям в поддержании автомобиля в исправном состоянии и предупреждении аварий; получении отметки «5» по биологии ради поступления в мединститут и/или получение профессии врача для борьбы с болезнями. Положительные эмоции служат важным подкреплением высших социальных мотивов трудовой активности. Важной задачей воспитателей является стимулирование формирования эмоционально-ценностного отношения воспитанников к труду.
Для усиления воспитательного влияния труда на личность нами была разработана программа внеклассной работы «Истинное сокровище для людей -это умение трудиться», апробированная в кировской школе-интернате № 6. Ее отличительной особенностью является органическая связь с учебной и трудовой деятельностью старшеклассников.
Ведущая идея программы - формирование у подрастающего поколения нравственно-психологической и практической готовности к труду на благо отечества как движущей силы экономического и социально-культурного развития российского общества, смысла его жизненных перспек-
тив. Сохранение труда в системе российских ценностей как фундамента воспитания направлено на обеспечение преемственности между поколениями.
Цель программы - создание единого образовательного пространства школы-интерната, аксиологической доминантой которого является воспитание уважения к труду как основы жизнедеятельности гражданина России.
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента позволил выявить недостаточно высокий уровень сформированности следующих ценностей воспитанников: добиться уважения со стороны людей; хорошо выполнять любую работу; быть человеком, в котором нуждаются; достичь признания, почета, славы; сделать в жизни что-то выдающееся. Последние показатели свидетельствуют о низкой самооценке воспитанников, которая нуждается в коррекции. Необходимость корректировки выявленных показателей обусловила включение в опытно-экспериментальную работу технологий диспута и деловых игр, позволяющих вовлечь воспитанников в ценностно-ориентировочную деятельность, формировать уважение к человеку труда в качестве аксиологической доминаты жизнедеятельности. Преимущество данных технологий состоит в воссоздании в игровой форме условий и содержания выбранной профессиональной деятельности как средств нейтрализации склонности воспитанников к асоциальным действиям. Актуальными для воспитанников были такие темы диспутов: «Зачем человеку трудиться?», «Совместимы ли бизнес и мораль»?», «Что важнее - зарабатывать деньги или приносить пользу людям?», «Каждый человек - хозяин своей судьбы?» и другие, деловых игр: «Дело твое - сегодня и завтра», «Хочу, могу, надо», «Домашняя экономика», «Профессия, которую я выбираю», «Один день человека моей профессии», «Новое время - новые профессии», «Как обратиться в службу занятости?», «Как составить резюме?» и др. В процессе воспитательной работы эмоциональные стимулы (проблемно-поисковые, эмоционально-образные, оценочно-рефлексивные, игры, соревнования) сочетались с экономическими. Использовались такие методы экономического стимулирования, как материальное поощрение (зарплата, премии, подарки), соревнование, штрафы.
Диспуты позволили воспитанникам приобрести некоторые умения вести дискуссию, внимательно слушать друг друга, аргументированно отстаивать свою точку зрения, тактично оспаривать чужое мнение, взаимодействовать на основе доброжелательности и уважения. Деловые игры и тренинги способствовали самопознанию воспитанниками своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон, сопоставлению знаний о
себе и предпочитаемой профессии и в конечном итоге - осознанному выбору профессии.
Примечания
1. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате // Вестник образования. 1995. № 10. С. 32-41.
2. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов: из опыта подготовки к самостоятельной жизни: сб. науч.-метод. материалов / под общ. ред. Г. И. Симоновой. Киров, 2005. С. 68.
3. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М.: Трудрезервиздат, 1951. 396 с.
4. Католиков А. А. Моя семья: Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. С. 95.
5. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов ...
6. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. С. 35.
7. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов ... С. 124.
8. Католиков А. А. Указ. соч.
9. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1945. С. 87-105.
10. Макаренко А. С. Указ. соч. С. 282.
11. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. С. 166.
12. Шацкий С. Т. Пед. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: АПН РСФСР, 1962. С. 292.
13. Ушинский К. Д. Указ. соч. С. 103.
14. Шацкий С. Т. Указ. соч. С. 298.
15. Там же. С. 299.
16. Там же. С. 344
17. Там же. С. 385
18. Там же. С. 343
УДК 371.398
М. И. Болотова
ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ СЕМЬИ
И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье предлагается одна из форм детско-взрос-лой общности - семейного клуба в рамках региональной модели, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, что обеспечивает целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства. Описаны концептуальные основы проектирования исследуемой общности с учетом авторского подхода - интегративно-событийного.
The article is about unification of two educational spaces - the family and the system of additional education. This system can enrich spare time not only of a child by providing extracurricular activities, but of each member of the family by forming social values. Family club is a form of co-being (eventual) community.
© Болотова М. И., 2009
Ключевые слова: ценностный потенциал семьи, событийная общность, проектирование событийной общности, интегративно-событийный подход к взаимодействию с семьей, семейный клуб.
Keywords: value potentiality of the family, eventual community, designing eventual community, integrative-eventual approach to family interaction, family club.
Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом и является показателем ценностного измерения общества. Семью приравнивают к общности, подчеркивая ее значение как свидетельства уникальности индивидуального бытия человека. Семейная общность существует в рамках определенного социума и объективно выполняет специфические общественные функции. Строя стратегическую задачу по отношению к семье, государство содействует раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о ее позитивных возможностях.
Наиболее существенными новыми феноменами, определяющими ценность современной семьи, являются «равноправие всех субъектов семейного взаимодействия, включая женщин и детей; свобода (во временном, статусном, возрастном, территориальном отношениях) выбора форм и способов семейных отношений; рационализация семейной жизни» [1]. Именно в семье на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь, стремление к получению знаний, т. е. социально значимые качества индивида.
Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен, он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через ее структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой стороны, эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи [2].
Ценности семьи, по мнению исследователей (Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко), сместились от политики к индивиду, семейному благополучию, покою и порядку. Общенациональное, гуманистическое содержание жизнедеятельности индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае, отстраненным на периферию сознания. Неповторимость семьи заключена в том, что это та самая индивидуально-общественная группа, «ниже ко-