Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства'

Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2842
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ – СИРОТ / ФАКТОР / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SUCCESS OF THE ORPHAN CHILDREN’S SOCIALIZATION / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL ENVIRONMENT / FACTOR / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лайкина О. В.

Рассматривается содержание понятий “социализация” и “социальная адаптация” детей – сирот, а также специальным образом организованная среда учреждений государственной поддержки детства, как фактор успешной адаптации воспитанников, приспособление к системе социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Orphan Children’s Social Adaptation Under the Conditions of the State Childhood Support

The article considers the content of such notions as “socialization” and “social adaptation” of the orphan children, as well as specially organized environment at institutions of the state support of childhood as a factor of the children’s successful adaptation to the system of social relations.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства»

УДК 37.7 ББК 74.200

Лайкина Оксана Викторовна

соискатель кафедра педагогики Курганский государственный университет г. Курган Laykina Oksana Viktorovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Kurgan State University Kurgan

Социальная адаптация детей-сирот в условиях учреждения государственной поддержки детства The Orphan Children’s Social Adaptation Under the Conditions of the State

Childhood Support

Рассматривается содержание понятий «социализация» и «социальная адаптация» детей - сирот, а также специальным образом организованная среда учреждений государственной поддержки детства, как фактор успешной адаптации воспитанников, приспособление к системе социальных отношений.

The article considers the content of such notions as «socialization» and «social adaptation» of the orphan children, as well as specially organized environment at institutions of the state support of childhood as a factor of the children’s successful adaptation to the system of social relations.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, социальная среда, успешность социализации детей - сирот, фактор, социальные отношения.

Key words: socialization, social adaptation, social environment, success of the orphan children’s socialization, factor, social relations.

Социализация (от лат. Solialis - общественный), согласно психологическому словарю, процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [11]. Социализация является непрерывным процессом, который происходит в течение всей жизни. Социализация предполагает активное участие человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, ролей и функций, приобретений умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальности и групповой работы.

Л.С. Выготский считал, что социализация является преобразованием интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и обще-

ния, как об интериоризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков. Через других мы становимся сами собой [2].

А.В. Мудрик полагает, что социализация это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [5]. Согласно ему существует четыре основных составляющих процесса социализации: - относительно социально контролируемая; - стихийная; - относительно направляемая; - более или менее сознательное самоиз-менение человека.

Социализация человека, взаимодействуя с многочисленными факторами, осуществляется посредством разных механизмов. В.С. Мухина предлагает в качестве таких механизмов идентификацию и обособление личности [6]. А.В. Петровский рассматривает их как закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности [7].

А.В. Мудрик выделяет такие механизмы социализации: - традиционный (стихийный) - усвоение человеком норм, ценностей, взглядов, эталонов поведения, которые для его ближайшего окружения путём подражания, запечатле-ния; - стилизованный - действует в рамках субкультуры (субкультура - тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черти поведенческих проявлений, которые типичны для людей определённого слоя); - институциональный - действует в процессе взаимодействия человека с различными институтами общества; - межличностный - функционирует в процессе взаимодействия человека субъективно значимыми для него лицами и представляет психологический механизм межличностного переноса; - рефлексивный - проявляется в виде внутреннего диалога, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности [5].

Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле понимается как приспособление к окружающим условиям [11].

Представители американской социологии, говорят об адаптации как о приспособлении человека к условиям социальной среды. Выделяют такие виды адаптации: - биологическую, - социальную, - психологическую. Социальная

адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям жизни в новой социальной среде. Уровни адаптации: целенаправленный конформизм; взаимная терпимость; аккомодация; ассимиляция.

Многие учёные пытаются найти оптимальное соотношение личностных качеств, которые будут влиять на успешность адаптации, и создать модель адаптивной личности. Социальную адаптацию относят к одному из основных социально - психологических механизмов социализации личности.

Так, содержание подготовки воспитанника к самостоятельной жизни В.Л. Савиных определяет, исходя из ролей, которые он будет играть во взрослой жизни: Я - личность, гражданин, профессионал, семьянин [10]. Целостность подготовки воспитанника к жизненному самоопределению определяется совокупностью различных направлений подготовки, рассмотренных с позиции жизненных сфер воспитанника, и того, что важно для адекватной адаптации: Я -личность (сформированность Я - концепции). Я - в мире людей (социокультурная ориентация). Я - в социальном пространстве прав и обязанностей (правовая ориентация). Я и здоровье (валеологическая ориентация). Я - дома (социально - бытовая ориентация). Я - в свободное время. Я - в трудовой жизни (профессиональная, трудовая ориентация). Я - в семье (семейная, половая ориентация). Я - в сфере финансово-денежных отношений экономическая.

Уровень развития социального поведения воспитанника определяет успешность адаптации воспитанника в социальной среде и позволяет успешно реализовать внутренние потенции личности. При этом под социальным поведением им понимается организованная активность индивида в качестве социального субъекта в системе отношений с другими социальными субъектами.

Сейчас распространены три точки зрения на соотношение понятий «адаптация» и «социализация»: 1. Адаптация является частью социализации. К социализации относят весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. 2.Социализация и адаптация является единым процессом взаимодействия личности и общества. Изменяю-

щиеся условия жизни требуют развития личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями развития общества.

З.Социальная адаптация является в одних отношениях механизмом социализации, в других является деятельностью, которая сопутствует основной, биосоциальной адаптации.

Как показывает практика, профилактическая работа по дезадаптации детей группы риска связанна с большими трудностями, прежде всего обусловленными с устранением причин дезадаптации. Создать совершенное социальное устройство общества, обеспечивающее комфортное вхождение подрастающего поколения в мир взрослых и их адаптацию в среду самостоятельной жизни и деятельности невозможно. Значит, существует объективная основа дезадаптации, воспроизводство количества подростков, требующих поддержки со стороны государства. В связи с этим нами высказана мысль о том, что необходимо готовить молодых граждан страны к самостоятельной жизни и деятельности в существующих и вновь появляющихся условиях. Общая характеристика контингента детских домов включает их разновозрастный состав, наличие отклонений в физическом и психическом развитии, наличие отрицательного опыта социализации в семье, наличие социально-негативных установок в самоопределении, различный уровень социальной зрелости и т.д.

В рамках проводимого нами диссертационного исследования была разработана организационно-педагогическая модель социализации воспитанников учреждений государственной поддержки детства, которая предполагает объединить форму государственной социализации и семейной (патронатные семьи) подготовки детей - сирот к самостоятельной жизни и деятельности, что позволяет объединить парадигму государственного и семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Непрерывная социальная адаптация детей -сирот включает детский дом, школу и центр социальной адаптации для детей -сирот - выпускников детских домов и школ -интернатов. В школе реализуется программа по социальной компетентности для воспитанников детских домов «Становление», целью кото-

рой является создание условий для формирования социальной компетентности, социального развития личности, социальной адаптации в современных условиях. В детском доме осуществляется деятельность по формированию у детей-сирот житейских знаний и умений и применения их воспитанниками оптимальным образом. Мы как бы создаем переходную модель самостоятельной жизни и деятельности воспитанника в контролируемых условиях детского дома. В центре социальной адаптации, куда принимаются выпускники учреждений государственной поддержки детства в возрасте от 14 до 23 лет, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации и интеграции в обществе, создаются коррегирующие условия для постепенного перехода выпускников учреждений государственной поддержки детства от коллектив-ной организации к самостоятельной жизни, их участия в труде в условиях рыночных отношений, оказания помощи в профессиональном самоопределении.

Основная идея заключается в гармонизации взаимодействия государства и семьи в осуществлении социализации детей - сирот и перешедших на попечение государства. В этом случае вместо приоритета одного из институтов социализации формируется паритетное взаимодействие в осуществление социализации детей - сирот. Содержанием данной парадигмы составляют следующие тезисы.

Семья является ведущим фактором социализации детей, выполняющим следующие социально-значимые функции: сохранную, содержания, здоровьес-бережения, социально - образовательную, социально - воспитательную, социально - адаптивную, воспроизводство членов семьи.

Государство, как институт социализации, выполняет социальный заказ общества по воспроизводству его членов. В соответствии с этим государство формирует гражданина, усвоившего и принявшего социальные нормы, социальные культурные ценности, правила общения общества. Основной формой социализации является гражданско-правовое воспитание. Государство наряду с семьей обеспечивает защиту социальных прав ребенка, сохранность его жизни и здоровья, обеспечивает конституционные права ребенка как будущего члена

общества, создает условия для его социализации, разрабатывает нормы социального поведения и деятельности и контролируют их выполнение, осуществляет принудительные меры по коррекции социальной дезадаптации.

Государство делегирует выполнение социализирующих функций государственным учреждениям поддержки детства, которые занимаются формированием будущих граждан и членов общества. Учреждения государственной поддержки детства кроме этого выполняют замещающую функцию, выполняя одновременно заказ общества и государства по формированию будущих членов общества и семьи, способных выполнять социально значимые функции.

В соответствии с этими основными направлениями социализации детей -сирот в условиях учреждений государственной поддержки детства являются формированием гражданина и будущего члена семьи, усвоивших и принявших социальные формы ценности общества, способных и готовых выполнять социально значимые функции в соответствии с социальным статусом.

Гармонизация процессов гражданского и семейного воспитания как компонентов социализации достигается за счет усиления содержания гражданского воспитания в семейном и содержания семейного воспитания в гражданском обществе. Успешность социализации детей - сирот в условиях учреждений государственной поддержки детства определяется достижением результата - адекватной успешной социализации детей в благополучной семье.

Наряду с процессами организации социализации, осуществляется процесс социального самоопределения. Личность также реализует потребность в определении своего места и роли в системе социальных отношений, формой личностной социализации является социальное самоопределение.

Фактор (нем. Faktor от лат. factor - делающий, производящий), согласно психологическому словарю, причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления [11]. Связь между действием фактора и его психического следствия близка к функциональной зависимости; связь же между условием и психическим явлением, на которое оно влияет, близка к вероятностной зависимости.

Факторами, являющимися причинами успешной социализации детей -сирот являются:

1)специально организованная среда детского дома, включающая компоненты: здоровьесбережения и физического развития; обеспечение формирования семейной функции; развитие адаптационного потенциала личности, позволяющего успешно включиться в среду самостоятельной жизни и деятельности;

2) специально организованная деятельность по педагогическому содействию воспитанникам детского дома в их социализации, включающая следующие направления деятельности: физическое воспитание, здоровьесбережение и физическое развитие; семейное воспитание; гражданское воспитание; патриотическое воспитание; содействие в профессиональном самоопределении;

3) активность воспитанников учреждений государственной поддержки детства, которая проявляется в форме социального самоопределения и предполагает их активное участие в достижении следующих индивидуально значимых целей: поддержание жизнедеятельности организма для активной продуктивной деятельности, связанной с саморазвитием; подготовка к семейной жизни в качестве члена семьи (сына, брата, дочери, сестры, внука, внучки, родителей и так далее); гражданско-правовая подготовка; профессиональное самоопределение.

Результатами воздействия выделенных факторов на процесс социализации воспитанников являются: сформированность здорового образа жизни как индивидуально и социально значимой жизненной ценности; сформированность положительного отношения к семье как к социальному институту и как индивидуально и социально значимой жизненной ценности; готовность к адаптации в среду самостоятельной жизни и деятельности в качестве социализированной личности, гражданина, осознающего свои права и обязанности, члена семьи, патриота, профессионала как субъекта социальной эволюции.

Библиографический список

1. Беличева С.А. Социально-психологические методы оценки соци-ального развития дезадаптированных подростков // Вестн. психосоциальной и кор-рекц.-реабилитац. работы, 1995. - №1. - 3-17 а

2. Выготский JI.C. Проблемы развития психики. // Собр. Соч. в 6-ти томах, М.: Педагогика, 1983., Т.3, -367 с.

3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Педагогика, 1982.-207 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу/ Перевод А.М.Татлыбаевой, СПб.: Евразия, 1999. - 105с.

5. Мудрик А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями./ Сб: Психолого -педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудиса. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. - 37-52 с.

6. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа// Вопросы психологии, 1989, №1. - 32-39.

7. Петровский A.B. Проблемы развития личностью. М.: Педагогика, 1990.160с.

8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с франц. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

9. Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1999. - 405 с.

10. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб, 1892.

Bibliography

1. Belicheva, S.A. Socio-Psychological Methods of Unadapted Teenagers’ Social Development Estimation // Journal of Psycho-Social and Correction and Rehabilitation Work. - 1995. - №1. - P. 3-17.

2. Dubrovina, I.V., Lisina, M.I. Peculiarities of Children’s Mental Development Within and Outside the Family // Age-Related Peculiarities of Children’s Mental Development. - M.: Pedagogy, 1982. -207 p.

3. Encyclopedic Dictionary // F.A. Brokgaus, I.A. Efron. - Spb., 1982.

4. Maslow, A. Motivation and Personality. - New York: Harper and Row / Translation by A.M. Tatlybaeva. - SPb.: Eurasia, 1999. - 105 p.

5. Mudrik, A.V. The Ratio Between the Communication Category and Other Educational Categories / Psychological-Pedagogical problems of Interaction Between Teacher and Students / Under the Editorship of A.A. Bodalev, V. Ya. Layudis. - M.: Pedagogical Sciences of the USSR, 1980. - P. 37-52.

6. Mukhina, V.S. Psychological Aid to Children Living in Boarding Institutions // Questions of Psychology. - 1989. - № 1. - P. 32-39.

7. Petrovsky, A.V. Problems of Personality Development. - M.: Pedagogy,1990. -160 p.

8. Piaget, J. Selected Psychological Works. Translation from French. - M.: Enlightenment, 1969. - 659 p.

9. Savinykh, V.L Professional Self-Determination of Young People in the Risk Group. - Kurgan: «Urals» Publishing House, 1999. - 405 p.

10. Vygotsky, L.S. Problems of Psyche Development // Collection of Works in 6 Volumes. - M.: Pedagogy, 1983. - V.3. - 367 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.