Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СИРОТСТВО / SELF-ABANDONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурцева Е. Е.

Актуальность данной статьи заключается в том, что на данный момент существует большая проблема профориентациоиной помощи воспитанникам детских домов, т.к. в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. В статье были рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы и пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this article lies in the fact that at the moment there is a big problem proforientaciynoy assistance to orphanages, because in connection with the new socio-economic conditions in Russia and the rapidly changing labour market, most graduates do not have a clear perspective on life. More than a third of school leavers go to study and work in professions not corresponding to their individual requests and needs of the society. The article deals with theoretical aspects of the problem and its solutions.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

научный журнал

Е.Е. Верхотурцева

Магнитогорский государственный технический университет им. Носова

г. Магнитогорск, Россия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация: Актуальность данной статьи заключается в том, что на данный момент существует большая проблема профориентациоиной помощи воспитанникам детских домов, т.к. в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. В статье были рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы и пути ее решения.

Ключевые слова: адаптация, профориентация, самоопределение, сиротство.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.

Актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам детских домов очевидна. Во-первых, важнейшей задачей таких образовательных учреждений является формирование полноценных граждан своей страны. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения

Переход к самостоятельной жизни - важный момент в жизни человека. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум [1]. Сама организация жизнеспособности

научный журнал

детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей - сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины.

Профессиональное самоопределение личности - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

1) самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;

2) сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;

3) выбор профессии и образа жизни.

Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера. Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов [2]. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие себя как личности - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует

научный журнал

о социальной незрелости. Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.

Из вышесказанного следует вывод о том, что для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских.

Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни - основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адаптации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности. Это обусловлено специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психофизического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. Целью педагогов на данном этапе является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей - сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор [3]. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы.

Просвещение и профориентационная работа должны проходить в несколько этапов:

1. Психологическое и профессиональное просвещение должно начинаться в младших классах. Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего возраста (7-10 лет) следующие: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий,

занятия в кружках по интересам - музыкальных, рисования, танцевальных и т.д.

На данном этапе возможно достичь решения следующих задач:

1) формирование общей положительной установки на труд;

2) психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом;

3) формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склонностям ребёнка со стороны персонала учреждения.

2. На следующем этапе среднего школьного возраста (10-13 лет) дети -сироты должны включаться в общественно - полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда различных профессий. Формы профориентационной работы на данном этапе содержат: трудовые пробы; общетрудовая подготовка; общественно-полезный труд; ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и др. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.

Основные задачи профориентационной работы в этот период следующие:

1) формирование трудового стереотипа;

2) общетрудовая подготовка;

3) стимулирование психического и физического развития;

4) выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.

3. На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников. Формы профориентационной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

К основным задачам профориентациоиной работы данного этапа следует отнести:

1) формирование общетрудовых навыков и умений;

2) формирование профессиональных планов;

3) индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.

4. На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым. Основные задачи педагога на

данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитанника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и др. Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно - производственные комбинаты, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в службу занятости и др.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

1) формирование адекватных профессиональных планов;

2) предпрофильная подготовка;

3) расширение социальных связей воспитанников;

4) социально - средовая ориентировка;

5) консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

6) содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.

Профориентационная работа с воспитанниками детских домов помогает решению задач формирования социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять данную работу необходимо, путем привлечения предприятий, выступающих в качестве попечителей и организации различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения данной категории.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожко- ва. - 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 240 с.

2. Божович Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.- М.: Изд. Москва, 2008. - 223с.

3. Виноградова В.Е. Особенности межличностных отношений в детском доме и школе-интернате. Дисс.канд. психол. наук. - М.: 2002. - 123с.

Е.Е. Verkhotourtseva

Theoretical aspects of the problem of vocational guidance for orphans and children left without parental care

Abstract. The relevance of this article lies in the fact that at the moment there is a big problem proforientaciynoy assistance to orphanages, because in connection with the new socio-economic conditions in Russia and the rapidly changing labour market, most graduates do not have a clear perspective on life. More than a third of school leavers go to study and work in professions not corresponding to their individual requests and needs of the society. The article deals with theoretical aspects of the problem and its solutions. Keywords: adaptation, career guidance, self-abandonment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.