УДК 37.035.6
Салтыкова М.В.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ: ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье на основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года автор актуализирует положение, что формирование патриотизма в современных условиях должно выйти на качественно новый уровень научно-практического осмысления. Предлагается модель воспитания языковой личности на основе этнофункционального подхода, в которой реализуется формирование «ест,ест,венного патриотизма» с помощью выявления этнокультурных и идеологических ценностей, закрепленных менталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира, коренящимся в категориях и форм,ах русского языка.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, ментальность, языковая, личность, самоидентификация, ценности, этнофункциональный подход.
Saltykova М. V.
PATRIOTIC EDUCATION IN A GLOBALIZED WORLD DEVELOPMENT PROCESSES: ETHNOFUNCTIONAL APPROACH
In the article on the basis of the development of education in the Russian Strategy Federation for the period until 2025, the author updates the position that the education of patriotism, in modern conditions should reach a new level of scientific and practical thinking. The model of the formation of the language person ethnofunctional based approach, in which education is implemented «natural patriotism,» by identifying ethnic, cultural and ideological values embodied mentality as a means of national identity and traditional way to create a picture of the world, rooted in the categories and forms of the Russian language.
Keywords: patriotism,, education, mentality, language personality, identity and values, ethnofunctional approach
В классических и современных научных исследованиях вопросы соотношения патриотизма и национализма отличаются дискуссионно-стью и рассматриваются с различных, порой диаметрально противоположных, позиций. Хотелось бы также отметить, что всегда существовали и оппоненты, часто выполняющие политический или пропагандистский заказ, препятствующие глубокому осмыслению этого феномена.
Формирование патриотизма представляет собой одну из основных задач модернизирующегося российского общества и необходимое условие его самосохранения, безопасности и интеграции. Основным путем формирования патриотизма является, на наш взгляд, воспитание «естественного» патриотизма посредством выявления этнокультурных и идеологических цен-
ностей, закрепленных менталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира, коренящимся в категориях и формах русского языка.
Сегодня процесс, направленный на формирование патриотического сознания подрастающего поколения (детей, подростков, молодежи) характеризуется своей научной несформи-рованностью, отсутствием четких ориентиров и рекомендаций. Формирование патриотизма — это актуальная научно-педагогическая цель в новейших измененных условиях государственной политики в области национальной безопасности, т к. идеи глобализма, плюрализма и мультикультурализма, а также интернационализации образования, видимо, уже достаточно дискредитировали себя на современном этапе развития нашего общества.
29 мая 2015 г. распоряжением Правительства РФ № 996-р. утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия ориентирована на «...обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования... на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельного подхода... » [1].
В Стратегии декларируется: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты... » [1].
Таким образом, если речь идет о воспитании будущих поколений на основе «стратегических национальных приоритетов», то одним из объектов актуальных научных исследований может и должен стать феномен патриотизма.
Патриотизм как идея, ценность, значимая характеристика личности и т.д. был предметом анализа философов еще в древности. Различные аспекты данного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф. Бэкон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.
Классические отечественные мыслители (ученые, философы, писатели, общественные деятели) также актуализировали в своих трудах проблемы патриотизма: М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, А.Н. Радищев,
A.C. Пушкин, П.Я. Чаадаев, Ф.И. Тютчев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Г.П. Федотов, И.О. Лос-ский, С.Л. Франк, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве,
B.В. Розанов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Сорокин и др.
В науке последней четверти XX века феномен патриотизма изучали: А.Н. Вырщиков,
М.Б. Кусмарцев, С.Ю. Иванова, Л.Г. Ивашов, Л.А. Крупник, В.К. Левашов, В.И. Лутови-нов, С.Н. Самтонов, Е.С. Троицкий, М.П. Буз-ский, A.B. Мудрик, М.Ч. Аллерзаев, И.И. Ал-пацкий, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.А. Соловцова, А.Т. Шишацкий, Г.Л. Бенкендорф, Л.В Певень, К.Г. Савинова, P.A. Сафаева, Л.Н. Беляева, P.A. Явчуновская, С.С. Вишневский, П.И. Лаптев, С.Н. Черный, Л.А. Бублик, А.Н. Кумыков и др.
В настоящее время в педагогической науке сложилось несколько моделей патриотического воспитания:
1) информационно-ориентационная модель представляет собой знаниевый компонент содержания патриотического воспитания, реализуемый в рамках образовательной области или системе дополнительного образования;
2) предметно-деятельностная модель направлена на формирование опыта служения Отечеству в пространстве ведущей деятельности, опредмеченной её содержанием;
3) конструктивно-позиционная модель реализует задачи самостоятельного поиска и структурирования индивидуальной позиции в отношении Отечества и перспектив служения ему;
4) проективно-ценностная модель представляет собой интегративную характеристику воспитания и самовоспитания человека в системе: душа, дух, тело, этапы конструирования и воссоздания образов, экстраполяции образов на конкретные личности и события современности, трансформации идеального на реальное с учётом траектории достижимого.
Представленные модели — это одна из возможных классификаций направлений патриотического воспитания [2], смотри рисунок 1.
Результатом нашей научной рефлексии и педагогической практики стала этнофункци-ональная модель формирования патриотизма языковой личности на основе формирования ценностного отношения к языку и культуре, представленная в диссертационном исследовании, а также в ряде научных статей [3-6].
Рисунок 1 Модели патриотических) воспитания (Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.)
Наша концепция заключается в том, что процесс воспитания ценностного отношения к русскому языку у подрастающих) поколения должен быть связан с определением личностных идеалов и ценностных ориентации и осуществляться на основе интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения. Именно языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира [3-6].
В нашем понимании, в основе формирования «естественного патриотизма» должна лежать методика воспитания ценноетших) отношения к русскому языку на основе этнофункци-онального подхода, разработанная в нашем диссертационном исследовании [6], которая базируется на единстве четырех факторов: освоение тезауруса, лексикона, прагматикона и развитие социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечение единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни воспитания ценностного отношения к русскому языку); ориентирована на разработку, например, социально-культурных проектов, направленных на приобщение к культуре своего Отечества посредством изучения языка, русской классической литературы, фольклора (стилистики и жанрового многообразия форм народного творчества), разви-
тия устойчивого интереса к отечественной истории, истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности [3-6], смотри рисунок 2.
Необходимо отметить, что в нашем Отечестве всегда существовали диаметрально противоположные точки зрения на феномен патриотизма: от призывов славянофилов изолироваться от Запада, даже отказаться от заимствований в языковой сфере (пресловутые мокроступы, труноразъятие, ячество, позорище и т.д., предложенные адмиралом A.C. Шишковым) до стремления представить национальное самосознание лишь в качестве духовного выражения, пусть и своеобразного, но не высшего по уровню развития цивилизации и культуры Запада. Были попытки и вовсе растворить самобытность русского народа в космизме «общечеловеческих ценностей», то есть, по существу, денационализировать его иод видом универсализации и всеобщности духовных, нравственных, культурных и иных ценностей [2|.
Следовательно, исследование феномена патриотизма в нашем Отечестве имеет свою специфику. Его научное осмысление зарождается на советском этапе развития России и носит явно пропагандистский характер. Причем анализ такого сложного явления был подчинен интересам государственной идеологии и осуществлялся без опоры на анализ языковой личности, менталитета, самоидентификации. Исследования проблем патриотизма были подвержены воздействию господствующей идеологии и отражали одностороннее официальное понимание сущности патриотизма.
Формирование самокдентифнкашш личности на основе ^нефункционального подхода для осознания сеся творцом языка; развитие интереса к русскому языку и литературе, отечественной истории; формирование дара языка и языкового вкуса как фактора обогащения духовного мира личности. Воспитание «естественного» патриотизм на основе этнокультурных иидеологических ценностей, загреплжныхменталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира, коренящимися в категория?: и формах русского языка.
ТЕЗАУРУС
(когнитивный уровень:
Единицей ментальностнявляется концепт или арметнп. первообраз. константы культуры, формирующие картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей, определяемым на цно нально -культур нымн 1р а днцняын.
ЯЗЫКОВЛЯ ЛИЧНОСТЬ — ———__._
(па ЮН. Кирву.шБу)
/ Ч
Рисунок 2 Модель формирования «естественного патриотизма» языковой .личности на основе
этнофункционального подхода
Следующий этан, в рамках которого уничтожение ценности идеи патриотизма осуществлялось особенно настойчиво, целенаправленно и агрессивно, может быть назван «космополитизацией» патриотизма. Это направление, появившееся в период «перестройки» и продолжающееся до недавних) времени, представляет собой комплекс таких идей, как идеи «общечеловеческих ценностей», которые агрессивно навязывались общественному сознанию, например, лауреатом Нобелевской премии за мир, первым и последним президентом СССР М.С. Горбачевым и его заокеанскими советниками. Самыми важными среди этих ценностей, по мнению зарубежных специалистов, являются индивидуализм, в отличие от традиционного русского коллективизма, свобода, демократия.
Разгул космополитизма, начиная с 90-х го-
дов прошлого столетия, способствовал принижению, всемерному подавлению не только советских, но и традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей. Ценность патриотизма подверглась официальной обструкции, растворяясь в общественном сознании через СМИ. Этому деструктивному процессу способствовали такие технологии, как, например, Окно Овертона. Это политическая технология, описывающая методику изменения ценностей личности и общества в целом. Этапы, позволяющие сдвигать шкалу ценностей, представлены как «окна». По мере того, как спектр сдвигается, некая идея становится более или менее приемлемой. Джозев Овертон (1960-200314'.) так описал свою методику внедрения новых идей, располагая их по вертикальной оси: немыслимо, радикально, прием-
лемо, разумно, популярно, правило. Глубокий анализ этой технологии не входит в цели нашей статьи, но необходимо заметить, что подобные политические технологии осуществляются с помощью вербализации, или языковых изменений. Конечно же, не случайно, что слово патриот в российском узусе 90-х годов приобрело устойчивый эпитет квасной.
Космополитизм антинационален по своей сути и предполагает освобождение от чувства национального в себе, от национальной гордости и, естественно, от патриотизма. С точки зрения космополитизма, всякий патриот своей нации есть уже националист — т.е. воинствующий эгоист, предпочитающий свою нацию любой другой, «квасной» патриот, ксенофоб и т.д.
Воинственная агрессивность и тотальность космополитизации общественного сознания явились одной из главных причин подавления ценности идеи патриотизма. В сознании космополита патриотизм представляется ложной идеей в сравнении с величием и масштабностью абстрактной идеи любви к всему человечеству, мировой цивилизации, ее достижениям и т. д.
Следующий этап представляют актуальные исследования российского периода в рамках постнеклассического подхода, которые характеризуются сменой методологии. Изучение феномена патриотизма приобретает междисциплинарный и полипарадигмальный характер, являясь предметом рассмотрения многих социально-гуманитарных дисциплин.
В связи с чем выявление его собственно этнофункционального содержания может быть реализовано лишь посредством анализа особенностей исторического, философского, политологического и педагогического подходов к осмыслению феномена патриотизма.
Педагогический подход акцентируется на воспитательном потенциале патриотизма и его роли в формировании личности в качестве патриота, что, несомненно, оказывает влияние на формирование идентичности человека.
Результатом анализа различных дисциплинарных подходов стало авторское понимание
патриотизма как многоаспектного явления, ядром которого является самоидентификация личности, основанная на феномене ментально-сти как средства национального самосознания, выраженного в категориях и формах родного языка. «Ментальность — это научный термин, помогающий уточнить наше представление о сущности народной духовности» [7]. В.В. Ко-лесов также считает, что в политизированном западноевропейском обществе ментальность сегодня пытаются представить как «общечеловеческие ценности».
Итак, совершенствование патриотического воспитания необходимо начать с более глубокого осмысления его сущности, целей и задач.
Одним из важнейших носителей культурных ценностей является историческая память, зафиксированная кумулятивной функцией языка, выполняющая интегральную функцию сохранения для ныне живущих и будущих поколений системы смыслов, языковых концептов, личностных идеалов и отношений, традиций. Сократ считал, что проблема самосознания «познай самого себя — и ты познаешь мир» — максима, выбитая на фронтоне храма Ап-полона в Дельфах (греч. СпоШ веагйоп, лат. N0806 te ¿рейт или Тен^ повсе) — представляет собой познание подлинного в человеке, постижение своей сущности им самим. Человек поднимается до понимания того, что он несет в себе смысл всего исторического родового генотипа, т.е. актуализирует связь филогенеза с онтогенезом.
Патриотические смыслы в форме языковых концептов зафиксированы как неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.
«Символы (зафиксированные в форме языковых концептов — примечание автора) представляются как сакральные (Святая Русь, Родина-мать, Отчизна), воинской доблести и славы (ордена, медали и знаки отличия); персонифицированные (Сергий Радонежский, Пётр I,
A.B. Суворов, А.И. Брусилов, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Н.И. Кузнецов, А.И. Покрыш-кин, Николай Гастелло, Александр Матросов, Алексей Маресьев и др.), событийные (Ледовое побоище, Полтавская битва, Семилетняя война, гражданская война, «странная война», финская кампания, Тацинский рейд и др.), топонимические (Ненрядва, Бородино, Брест, Москва, Сталинград, Курск, Мамаев Курган, Малахов Курган, Пулковские высоты, «Дорога жизни» и др.), атрибутивные (Боевое Знамя войско-
вой части, вымпел предприятия), государственные (Флаг, Герб, Гимн), общероссийские (крейсер «Варяг», Новодевичий монастырь, Кремль и др.), национальные («Русское ноле», русская душа, песня «Катюша», «Вставай, страна огромная... » и т. д.), территориальные (Волга-матушка, батюшка-Урал, Дон Иванович, «Партизанская республика» и др.), вымышленные, художественно-собирательные (Павка Корчагин, Василий Теркин, Тимур Аркадия Гайдара и др.)» [2|, смотри рисунок 3.
Рисунок 3 Символы, зафиксированные в форме языковых концептов
Патриотизм при всем многообразии его особенностей и проявлений выступает формой этнокультурной и национальной идентичности, т.к. он направлен на гармонизацию отношений личности, коллектива, общества и государства, с его помощью происходит включение индивида в российское общество как на макро, так и на микроуровнях. Это позволяет каждому человеку действовать и ориентироваться в рамках того особого внутренних) пространства смысла, который сформирован и сохраняется культурой России, ее языком, историей и
менталитетом, смыслообразующим основанием которых выступает духовность [2|. Как мы уже отмечали выше, в нашем понимании, менталь-ность является научным термином, обозначающем духовность.
В связи с этим представляется важным проанализировать различные дефиниции термина ментальноеть. «Ментальноеть есть средство национального самосознания и способ создания традиционной картины мира, коренящиеся в категориях и формах родного языка» [7].
«Менталитет это глубинный духовный
склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определённых природно-климатических и историко-культурных условиях. Менталитет народа, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни» [8].
«Российский менталитет — это общенациональный, общероссийский склад ума и образ жизни, в которых сочетаются, взаимообогащаются и взаимосближаются менталитеты народов, этнических групп и религиозных конфессий России» [2]. Приведем и самое краткое определение менталитета А. Вежбицкой: «Языковой менталитет - это наш способ жить, думать и разговаривать».
В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей государственно-национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента Русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества в целом и государства в частности.
«Русское национальное сознание на протяжении многих веков формировалось в условиях сменяющих друг друга военных побед и поражений. Многократное чередование социальных и экономических подъёмов и спадов в развитии, периодическое прохождение общества и государства через кризисы и катастрофы. .. сформировало и составило сущностное своеобразие великой русской культуры, привело к закалке русского духа: памяти, ценностных ориентаций, веры, воли и знаний к достижению целей. ...Эта жизненная патриотическая стратегия продолжает работать и сегодня в обстановке «радостей» и «ужасов» современного русского российского капитализма, в условиях углубляющихся процессов глобализации» [9].
Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что в основе «распредмечивания» феномена
патриотизма в практике воспитания человека культуры, патриота лежит деятельность по приоритетному формированию «естественного» патриотизма (термин П.В. Степанова) в отличие от воинствующего, или «реактивного», который возникает как реакция на агрессивное воздействие, территориальное, культурное, языковое, религиозное, военное, идеологическое, а также как актуальная реакция определенных представителей нашего общества, например, на поражение СССР в «холодной войне», потерю авторитета России на международном уровне и т.д. Именно духовный, ценностный и идейный вакуум последний десятилетий стал основой для извращения понятия патриотизма (любви к Родине): от полного безразличия к судьбе Отчизны до воинствующего национализма, неприкрытой агрессии по отношению к людям другой национальности, других конфессий и т.д.
Наш подход в области формирования «естественного патриотизма» языковой личности базируется на этнофункциональной методологии в области воспитания, психотерапии, национальной безопасности и др., разработанной A.B. Сухаревым. В контексте этнофункциональной парадигмы A.B. Сухарева строятся соответствующие методы работы, позволяющие системно учитывать этническую, культурную и экологическую неоднородность общества и личности. Этнофункциональная парадигма более адекватна для описания современного человека и его личности. «Для современной эпохи «болевой точкой» и, по нашему убеждению, одним из смыслообразующих факторов в поведении современного человека выступает этничность» [10, с. 14]. A.B. Сухарев определяет воспитание как «деятельность по обеспечению наследования, усвоения личностью содержания ар-хегении родной этносреды» [10, с. 476]. Архе-гения — это введенное A.B. Сухаревым философское понятие, определяемое как «идеальный прообраз развития ... как естественное развитие вещей ... Архегеничная личность — направленность на духовное (трансцендентное) и
др. этноинтегрирующее содержание архегении этносреды своего рождения, на восстановление пространственной и исторической целостности личности, а также на повышение степени организации психики,адаптационного потенциала и творческих возможностей личности» [10, с. 475].
Язык, формирующий менталитет, — это одно из условий, способствующих идентификации личности. Идентичность формирует самосознание личности. А как сказал наш гений,
«наше все», A.C. Пушкин: «Самосознанье человека— залог величия его». Таким образом, с целью сохранения социокультурной идентичности, в процессе воспитания «естественного патриотизма» на первый план должна выдвигаться задача выявления этнокультурных и идеологических ценностей, закрепленных менталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира, коренящимся в категориях и формах русского языка.
Литература
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1гИр//-иот .rg.ru (дата обращения 08.08.2016).
2. Выргциков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. ^Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
3. Салтыкова М.В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания языковой личности / М.В Салтыкова // Вестник МГУКИ, 2015, № 2. ('.225 2:52.
4. Салтыкова М.В. Этнофункциональный подход в системе формирования языковой личности / М.В Салтыкова // Вестник МГУКИ, 2014, № 6. ('.212 216.
5. Салтыкова М.В. Формирование информационной защиты учащихся как педагогическая
цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России / М.В Салтыкова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты, 2015, № 2. — С.94-99.
6. Салтыкова М.В. Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности // Автореф. дис.канд.пед.наук. —М., 2011.
7. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. — СПб.: Златоуст, 1999, - С. 148-149.
8. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., 1999. -С. 45
9. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий. // Социс, 2ÜÜ6. .V» 8^ С. 71.
10. Сухарев A.B. Этнофункциональная парадигма в психологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 576 с.
Рецензент: доктор военных наук, профессор Пономарев А.И.