во всём нужно рассчитывать на самого себя. Русская пословица «До бога высоко, до царя далеко» связана с тем, что простому человеку трудно найти правду и справедливость и на небе, и на земле.
Немалая часть пословиц и поговорок передает ироническое, шутливое отношение к «попам», то есть монахам или ламам. Ниже даны монгольские пословицы: «Бурхан байтлаа буруугаа мэдэхгуй, мэргэн байтлаа мухсоон мэдэхгуй» («Как бог не знает свою виновность, как мудрец не знает свою слабость») или: «Бурхан гэдэг будаг цаас хоёр, лам гэдэг лай ланчиг хоёр» («Бог - это лишь бумага да краска, лама (монах) - это лишь мука да беда»); «Бурхан бурхан гэснээс, бу-хаа тахисан нь дээр» (Лучше предпочитать быка, чем молиться богу); «Бурхан чутгур мухар сусгээс, Буруу санаа муу сэтгэлээс» (Бог и чёрт от суеверия, плохие мысли от чёрной души); «Бурхантай газар буг олон, буянтай газар нугэл олон» (Много чёртей, где бог, много грехов, где добро); «Бурханы шавь ламбугай, ламбугайн шавь чавганц» («Ученик бога — монах, ученик монаха - старушка») [9, с. 144-
146]. В русском языке тоже немало пословиц иронического характера: «Плохого бога и телята лижут» (Муу бурханыг тугал долоодог), «Людское горе попов кормит» (Хумуусийн зовлон лам нарыг тэжээдэг), «На поминки идет, пузо из семи овчин шьёт» (Оршуулганд морилж, гэдсээ дуургэх), «Из ста попов девяносто девять дураков» (Зуун ламаас ерен ее нь тэнэг), «Попы поют над мертвыми, комары над живыми» (Лам нар ухэгсэд дээр дуулна, шумуулулдэгсэд дээр дунгэ-нэнэ), «С попом водиться - что в крапиву садиться» (Лам-тай нухурлэвэл халгайн дээр суух), «Поп ждет покойника, судья разбойника» (Талийгаачийг лам хулээдэг, дээрэмчнийг шуугч хулээдэг) [3, с.234-236].
Исходя из рассмотренных нами русских и монгольских пословиц, можно сделать вывод о том, что в культурах этих народов закрепилось два отношения к богу и религиозной сфере: почтительное и пренебрежительно-ироничное. Исследование культурных констант и концептов российской и монгольской культуры имеет большое значение не только в лингвокультурологическом, но и в философском аспекте.
Библиографический список
1. Монгол цэцэн угийн далай. - УБ., 1988.
2. Монгол зуйр цэцэн уг / Дэд дэвтэр. - УБ., 2002.
3. Пословицы, поговорки, загадки / сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. - М.: Современник, 1986.
4. Снегирев, И.М. Словарь русских пословиц / И.М. Снегирев. - Нижний Новгород: Три богатыря, 1997.
5. Маркина, Ю.А. Религиозный концепт как фрагмент религиозной картины мира / Ю.А. Маркина //Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: материалы IV международной научно-практической конференции. - Бийск, 2008.
6. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Школа:Языки русской культуры, 1997.
7. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2002.
8. Цэвэл, Я. Монгол хэлний товч тайлбар толь / Я. Цэвэл. - УБ., 1966.
9. Монгол зуйр цэцэн уг / Тэргуун дэвтэр. - УБ., 2002.
Статья написана при финансовой поддержке совместного гранта РГНФ и МинОКН Монголии (проект 1 08-04-92306 a/G) «Специфика проявления культурных констант России и Монголии в трансграничной области на Алтае»
Статья поступила в редакцию 19.03.09
УДК 130:394.2(Р57)
Н.Ф. Хилько, д-р пед. наук, с.н.с. сектора региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии, доц. ОмГУ, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ
В статье рассматривается совокупность предпосылок формирования толерантных установок, толерантного сознания и толерантных взаимоотношений как системных качеств праздничной культуры, влияющих на становление национального самосознания участников праздников. На основе разработанной автором системы установок толерантного сознания в поликультурной среде рассматриваются теоретические основы технологии многоуровневого формирования толерантности в праздничной культуре.
Ключевые слова: толерантность, толерантные отношения, праздничная культура, этнокультурная среда.
Толерантное качество праздничной культуры. Толеран- Глубинной основой этой деятельности является толе-
тность - принцип социального общения, выражающийся в фор- рантное сознание как составляющая этнокультурного ми-
мировании установок и отношений участников праздничных со- ровоззрения человека. Для его формирования необходи-
бытий, представителей разных национальностей. Понимание тож- ма метакультурная система установок, то есть такой
дественности и различий других национальностей проявляется принцип реагирования, в котором согласуются внеэтни-
в методиках изучения праздничных традиций. В результате вы- ческие социальные регуляторы с системой традиционных
рабатывается толерантное отношение к культуре «другого» эт- взглядов, входящих вглубь каждого национального праз-
носа, которое нацеливается на устойчивость поведения народов дника. В число подобных социальных регуляторов вхо-
Сибири: немцев, татар, казахов, русских, украинцев и др. дят: акции взаимного согласия, добрососедства, интерна-
ционализма, открытости, климат доверия и формирование дружественных отношений.
Лояльность, неагрессивность, доброжелательность в отношениях между различными людьми, социальными стратоса-ми, этносами и религиями находят свое яркое отражение и воплощаются в праздниках, как национальных, присущих каждому народу, так и в мировых и общегосударственных календарных циклах. Гуманизм праздничной энергетики в ее исконной форме не приемлет экстремизма, ненависти и служит гарантом сохранения этноса через праздничную культуру.
В деструктивной обстановке особенно необходимо миролюбие, веротерпимость, налаживание равноправных взаимоотношений, преодоление различных форм неприязни. Формирование толерантного сознания с помощью праздника освобождает от иллюзий и в условиях трансформации способствует появлению статуса участников зрелищ. Очевидно, что праздничная культура также должна быть толерантной. Это проявляется в свободном выборе праздничного календаря и способа празднования. Толерантность как качество культуры [1, с. 97], по мнению М.П. Мчедлова, предопределяет характер и существо событийности, ее терпимо-уважительное отношение к нормам и ценностям чуждой культуры.
Этапы формирования толерантного сознания участников праздника. В праздничной культуре (далее - ПК) отражена интеграция общественной и личной толерантности, что культивируется в нормах морали, одобрении, принятии, поддержке многообразия культур и форм этнокультурной идентичности. Свободный выбор праздничных предпочтений в виде различных календарных циклов предполагает лояльность, терпимость и уважение к аналогичному выбору других
Что же лежит в основе межкультурной толерантности в ПК, и как она осуществляется? Прежде всего это знание и понимание воззрений, нравов, привычек, чувств и способов действий: здесь ключевой должна быть идея общепланетарности праздничных смыслов, глобальности космического календаря и жизненного цикла человека, того, что создает предпосылки для объективной идентификации праздничных действий. Знания могут приобретаться в ходе лекций, бесед, самообразования - понимание требует дискуссий, критического осмысления отношения к праздничной культуре в деловых играх, круглых столах, на творческих встречах с артистами, народными героями.
Следующая часть формирования толерантности - выработка толерантных установок, что способствует комфорту личностного сосуществования, нейтрализации агрессии и конфликтов. При этом приобретается «уверенность человека в надежности своих позиций», появляется «отсутствие боязни утраты собственных различий» [1, с. 10].
Следующий шаг в установлении толерантности в праздничной среде - уважение прав и свобод человека в выборе приемлемых культурных ценностей. Открытое пространство праздничного общения позволяет использовать различные традиции, быть готовым к компромиссу и взаимопомощи. Признание культурного плюрализма и праздничной свободы строится на многообразии единства глобальных форм праздничного самовыражения, которые служат системообразующим фактором любого календарного цикла.
Толерантные взаимодействия построены на ненасилии, согласии, миролюбивом диалоге, сотрудничестве и доброжелательности. В этом отношении действуют и межкон-фессиональные взаимодействия, в которых акцент делается на познании собственной культурно-цивилизационной идентичности [1, с. 11]. Каждая нация и любая конфессия смогут найти в своих календарно-праздничных традициях точки соприкосновения.
В режиме сотрудничества готовность к снисхождению, принятию иных традиций, точек зрения на праздник проявляется национальный характер, особый склад привычек, культурных ценностей, образа действий. При этом важно учитывать фактор исключения равнодушия, индифферентизма к любым нарушениям нравственных и правовых норм.
Особенности толерантных взаимоотношений на празднике. Сакральное толерантное отношение к праздничному событию как к сфере личной сопричастности, но отнюдь не «инобытию», строится на признании гуманизма и терпимости в качестве главных признаков праздничной этики, в рамках которой строятся и запроектированная в сценарии логика действия, и праздничные импровизации участников зрелищ.
Распространение толерантных принципов на праздничную культуру зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. К первым относятся культурные традиции, продиктованные ментальностью различных национальных культур, что существенно сказывается на характере взаимоотношений между этносами и религиозными общностями. Устойчивость традиции ненасилия и терпимости в ПК связана с тем, что в празднике выражено жизнеутверждающее, оптимистичное мироощущение, а также широта общественной поддержки. Возникает ощущение соборности как пространства толерантных взаимоотношений этносов, входящих в российский народ, и родственных славян, и сопредельных народов. Понимание по-граничности перехода местных традиций в однокоренные, родственные по генотипу и, наоборот, возможности взаи-мообогащения культур позволяет увидеть региональные особенности ПК, отражающие интересы и взаимоотношения именно всей общности, что способствует самосохранению и развитию праздничных общностей.
Особенности национального самосознания участников праздника и его роль в становлении их толерантности. Нужно отметить, что возрождаемый интерес к национальной культуре, самобытности праздничных традиций не всегда сочетается с существующим желанием жить вместе, в мире и согласии с другими нациями и народностями, здесь нужно помнить утверждение Л.Н. Гумилева относительно того, что подвижность и мобильность социальных отношений построены на том, что «никакими усилиями и желаниями человек не может сменить свою этническую принадлежность». В этом ученый видел глобальный вектор в направлении развития человечества [2, с. 9-10].
Переосмысление исторического пути каждого народа в праздничных событиях, актуализация исторической памяти, реконструкция духовных отношений и уважения к святыням отечества - неоценимые средства гражданско-патриотического и духовного воспитания.
Национальное самосознание на празднике и специфика проявления национального «Я» зависят от: 1) наличия установок на толерантность; 2) связи праздника с духовностью сообщества; 3) способов реализации праздничного мироощущения (действие, содержание, активность, атмосфера, реквизит). Говоря о стремлении к толерантности на празднике в русле формирующегося национального «Я», не следует путать приоритет с духовной монополией или доминантой культур. При этом следует заметить, что приверженность национальным и интернациональным ценностям - важнейший компонент национального самосознания народов, связанных общей историей, территорией, языком, привычками, родством и традициями. Кросскультурный компонент реализации сохранения этнической самобытности, несомненно, - явление того же порядка, что и сама толерантность.
Происходящий сегодня интенсивный процесс национальной апелляции к прошлому возможен в силу все большего доверия к истории как гаранту сохранения самобытного уклада жизни и большей привлекательности прошлого. Эта тенденция ярко проявляется на празднике, так как он более, чем другие формы культуры, связан с фольклором, традициями как «отзвуками» исторического прошлого. И в этом народ находит больше привлекательного, уникального, чем в новых ценностях, присущих современности [1]. При этом надо иметь в виду, что требуется противодействие таким негативным настроениям, как этноцентризм, этноэгоизм, этнофобия, становящимся серьезным препятствием на пути этнонациональной толерантности.
Вместе с тем анализ толерантности русского народа с позиций его национального самосознания [3] показывает, что менталитет русского народа синтезировал и продолжает вбирать в себя иные культуры за счет взаимного обогащения, что и приводит к аморфности национальной самобытности и различению понятий «русские» и «россияне», общим в которых видится язык и территория. Открытость и интернационализм русской праздничной культуры способствует взаимообмену, диалогу с позиций дружбы и настроя на выработку гибких стратегий взаимодействия.
Таким образом, толерантное самосознание всегда традиционно входило в толерантное мировоззрение и имело под собой твердую почву авторитетных воззрений, политики и социально-культурных ценностей.
Противоречивость и деформация этнических процессов в современной России порождают парадоксы праздничных событий, несостыковку и хаос календарных циклов, что действует в угоду достижению независимости, автономизации и суверенизации. Социальная неустойчивость порождает кризис национального самосознания, что привело к усилению интереса россиян к «жизни, быту, обычаям, традициям народа, устному народному творчеству» [4].
Самобытность народного праздника без ущерба для интересов других народов требует мобильного регулирования без разрушения усиления значимости толерантного отношения, выраженного в усилении «консенсусности» институтов и ценностей, поддерживающих праздничную систему и создающих необходимые условия для ее сохранения в социуме [4].
В этом ключе нужно также отметить, что зрелость национального самосознания связана с приобретением им черт гражданского сознания и соответствующей характеристики толерантности. Эти качества проявляются в ходе синтеза национальных традиций в новых праздниках: Дне народного единства (4 ноября) и Дне независимости России (12 июля). Оживающая идея национальной самобытности здесь встречает почву поддержки, усиления тяги к историческому прошлому и возможности понимания себя на фоне других народов, находящихся в «историческом родстве».
Правовые основы принципов толерантности; иерархия установок праздничной толерантности. В «Декларации принципов толерантности», принятой 16.11.1995 г. на сессии генеральной Ассамблеи ООН, важное значение придается утверждению веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, нравственной и интеллектуальной солидарности человечества. В рамках терпимости как составляющей толерантности понимается активное отношение на основе признания прав и свобод человека.
С точки зрения праздничной культуры в этом можно увидеть направленность сознания и мировоззрения человека на
культивацию терпимых, то есть созвучных, приемлемых, принятых и поддержанных отношений в национальных культурах.
Так как календарные циклы праздников распространяются от глобального уровня к государственному и микросоци-альному, то в их соотношении с уровнями терпимости можно увидеть следующую иерархию:
1. Толерантность, построенная на многообразии единства форм праздничного самовыражения.
2. Государственная праздничная толерантность, построенная на многокультурном характере человеческого сообщества.
3. Социально-макросредовая мобильная толерантность на празднике, которая определяется многоликостью регионов и национальным многообразием праздничных культур, переплетенных в общий узел.
4. Социально-микросредовая конструктивная толерантность на празднике, способствующая изначальному укреплению духа терпимости, духа доверия и комфорта, формированию открытости социально-психологического климата местных праздников как открытой среды межнационального общения.
Система установок толерантного сознанияв праздничной культуре. Новое содержание праздника на стыке разных культур связано с поликультурным взаимодействием русского, украинского, татарского, казахского и немецкого народов в составе населения Омской области. В связи с этим намечается атмосфера стабильности в молодежной среде, обусловленная «сквозным» влиянием «коренного» содержания праздника, включающего в себя эпизоды, вкрапления, диалоги, приветствия гостей, которые превращаются в участников.
Воссоздание локальной культуры Омского Прииртышья посредством толерантности основывается на толерантной системе сохранения и передачи народных традиций. Суть этой системы в рациональном объяснении непротиворечивости традиций разных народов.
Необходима творческая лаборатория праздничной культуры как своеобразная школа толерантности, основанная на диалоге культур, формировании толерантного сознания на всех уровнях, а также на «споре о традициях», их взаимодополняемости.
Таким образом, проанализированный нами инновационный подход к формированию толерантности в социокультурной среде связан с метакультурной системой установок толерантного сознания в полиэтнической среде. Это своеобразная надстройка в системе этнокультурного образования, связанная с разнонаправленностью знания и пониманием единства отношений к праздничной культуре места. Выделенная нами выше иерархия установок толерантности (глобальная, государственная, макросредовая и микросредовая) предполагает соответствующие виды толерантного (национального) сознания: историко-культурное, сакральное, поликультурное и конструктивное, каждому из которых соответствуют четыре уровня социокультурной среды: глобальная, общероссийская, региональная и совокупность микросред ближайшего социального окружения (далее - Б.С.О.). К последним примыкают и соответствующие календарные циклы праздников: планетарные, общегосударственные, национальные и региональные. Таким образом, выделенные нами установки толерантного сознания являются метакультурными элементами полиэтнической среды, стоящими над различными национальными культурами. Данную систему установок толерантности можно представить в виде следующей схемы (рис. 1):
Рис. 1. Система установок толерантного сознания в поликультурной среде.
Таким образом, наблюдается распределение толерантно-национальной мобильности в процессе смены установок толерантного сознания в различных календарных циклах от репрезентирования толерантности на микро- и макроуровнях до формирования особой локально обусловленной поликультурности, дополняемой направленностью на синтез глобального многообразия, выраженного в цивилизационном отношении к празднику.
Технология многоуровневого формирования толерантности в праздничной культуре. Основными направлениями многоуровневого формирования толерантности в праздничной культуре являются образование, воспитание, социально-культурная деятельность.
В процессе получения общего и профессионального образования с включением этнокультурного компонента, содержащего знания о праздничной культуре, важно иметь в виду следующее. Объяснение того, в чем заключается терпимость по отношению к другим народам, должно проходить в русле изучения праздничных традиций различных народов.
Методика преподавания толерантности строится на рационально-систематической основе. При этом молодежь осознает, в чем заключабются источники нетерпимости: в культуре, общественных настроениях или религиозных различиях.
Образование и воспитание способствуют преодолению отчуждения народов друг от друга на основе понимания единства различий и общности в праздничной системе региона как интеллектуально-духовного пространства. При этом важной составляющей этнокультурного воспитания на празднике является формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на устоявшихся моральных ценностях, имеющих общечеловеческое значение.
Неуважение к традициям, обычаям, языкам соседствующих народов, забвение прошлого и национальных праздничных традиций связано с отсутствием приобщенности к культурному наследию. Одной из форм культурного наследия являются праздничные традиции в Сибири.
Билингвизм, поликультурность, историко-культурная память и обучение способам приобщения к праздничным традициям способствуют усилению толерантной системы образования. «Не отрекаются, любя» - этот лозунг должен быть применим при условии создания положительной мотивации к изучению разных культур, воспитания интереса и бережного отношения к культуре соседних и родственных народов. Этому способствует восполнение недостатка знаний и представлений о национальных различиях людей, проживающих в одном социуме.
Проблемность и кризисность общества отойдут на второй план при проведении Дней города, поселения, Дней дружбы, фестивалей и дней национальных культур, где более зримо и наглядно выявляются пути взаимопонимания (экскурсии в жилища разных народов, взаимодегустации национальных блюд, презентации народных костюмов, выступления артистов различных национально-культурных центров).
Кроме этого, важна информационная и медиаобразовательная поддержка самостоятельной ориентации в сложном потоке фактов о межнациональных отношениях.
Библиографический список
1. Толерантность / общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004.
2. Гумилев, Л.Н. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилев, В.Ю. Ермолаев // Альма-матер. - 1992. - № 79.
3. Русские (этносоциологические очерки) / под ред. Ю.В. Арутюняна и др. - М., 1992.
4. Бойков, В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти / В.Э. Бойков // Социс. - 2002.
5. Lipset S.M. Consensus and conflict. Essays in political Sociology. - Brunswick-Oxford: Translation books, 1998.
Статья поступила в редакцию 19.03.09
Приобщение к истокам своей культуры в поликультурном праздничном действии и показ единства различий первоистоков в других культурах не должны заслонить приоритета в этнокультурном воспитании национального менталитета [4].
Межнациональное общение - главный фактор установления толерантных отношений. В случае, если межкультурные контакты осуществляются длительное время, налицо стремление народов к интеграции в едином географическом пространстве. В этом проявляется мысль Д.С. Лихачева о соборности создания культуры, чувстве гордости любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором. Ценность уникального вклада в праздничную культуру дополняется ценностью совместных находок и взаимообогащения. Праздник в современных пространственно-временных координатах представляет собой культурный хронотоп, обладающий эффективными формами самовыражения. Вместе с другими компонентами народной культуры он является средством самозащиты приоритетов духовных ценностей: добра, истины, красоты, веры, надежды, любви и взаимоуважения. Диалог культур в праздничном пространстве построен на готовности принятия и взаимодействии различных этносов. Именно в этом пространстве и проявляется этническая праздничная толерантность. Согласование народных традиций общения, угощения, проводов и встречь, различных приготовлений с процессом их культивирования в празднике будет плодотворен при духовном взаимопроникновении. При этом проявляется национальная индивидуальность, которая, при известных ограничениях, способна привести к формированию чувства толерантности и стереотипов толерантного поведения.
Для реализации этих установок может быть использована подготовка к празднику и его постановка на основе коллективных творческих дел. Эта форма развивает «умение слушать и слышать другого, принимать представителей других наций такими, какие они есть» [5, с. 15].
С этой целью практикуется проведение этнографических экспедиций, заполнение генеалогического древа, свидетельствующего о родословной. Таким образом, толерантное отношение вырабатывает уважение к человеку иной национальности. Мобильность содержания праздника за счет включения в него «инонационального» материала также способствует формированию установок толерантности.
№ 8.