КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
ВИНИЧЕНКО Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Конструирование швейных изделий».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] БАЛАНДИНА Елена Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструирование швейных изделий».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ФОТ Жанна Андреевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструирование швейных
изделии».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ГНИЛОУХОВА Наталья Юрьевна, магистрант группы ТКкм-101 кафедры «Конструирование швейных изделий».
Адрес для переписки: e-mail: ogiskshi @mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.06.2012 г.
© И. В. Виниченко, Е. А. Баландина, Ж. А. Фот,
Н. Ю. Гнилоухова
удк 3942 : uisu Т. Н. ПАРЕНЧУК
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО «КАЛЕНДАРНОГО» СОЗНАНИЯ В ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье раскрываются основные аспекты формирования общественного календарного сознания в городской среде массовых праздников. Рассматривается система природо-хозяйственного цикла праздников, связанная со спецификой этнокультурной идентификации в национальных сообществах. На основе фиксации дат народного праздничного календаря региона показана интеграция народных праздников в современные в неформальных условиях развития праздничной культуры региона.
Ключевые слова: народная культура, городская среда, массовые праздники, календарная система праздников, праздничный календарь, календарное сознание.
С раннего детства ребенку, независимо от национальности, веры, социального положения, родители говорят о важности определенного распорядка жизни, который дисциплинирует, учит действовать и думать «по порядку». Если все члены семьи, или хотя бы большинство, придерживаются общего уклада, то постепенно в таком сообществе формируется свой уклад, и рано или поздно наступает мир, покой, душевная гармония и обязательно совместная радость по доброму случаю, по праздникам и просто по выходным. Как дыхание объединяет и направляет все клеточки живого организма в определенные ритмы его жизни, как приливы и отливы удерживают всю мощь океана и как будто укладывают в ровные полотна с четкой периодичностью, так система общественных массовых праздников играет сосредотачивающую роль, которая, с одной стороны, сдерживает нежелательные катаклизмы и, с другой — дает волю накопившейся творческой энергетике.
Особо это видно на примере системы праздников природо-хозяйственного цикла. Циклы жизни и деятельности людей, заданные природой, делали человека гармоничной миротворной ее частью.
Календарные праздники — часть народной культуры, которая сохранялась в правилах, обычаях,
традициях, передавалась информация о важнейших событиях. Очевидно, на генетическом уровне закладывался особый алгоритм поведения, который действовал автоматически, подсознательно. При этом, отмечая календарный праздник, люди часто не знали причин, побуждавших их вести себя так, а не иначе: почему на Троицу наряжают березку, а на Масленицу чучело сжигают на костре, почему вешают на елку золотые шары, зажигают свечи и т.д.? Это объяснялось тем, что люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, таких как движение солнца или вызревание колоса. Одним из способов такого участия были календарные народные праздники.
Рассмотрим дискуссионный вопрос об отделении праздников природо-хозяйственного цикла от остальных в календарной праздничной системе. Например, Т. Н. Золотова относит календарные праздники, например, русских Западной Сибири, к смешанному типу праздников, «который близок к среднерусскому и проявляет вариативность северорусского и южнорусского типов, частично включая украинские и белорусские праздничные элементы». В святочном и масленичных циклах прослеживается влияние финно-угорских и тюркских
народов [1, с. 124]. Считаем справедливым мнение данного автора, которая, в отличие от М. М. Громыко, считает нецелесообразным рассматривать «трудовые» и «храмовые» праздники отдельно от календарных, поскольку к концу XIX в. все эти праздники составляли единый годовой праздничный цикл народного календаря [1, с. 20].
Вместе с тем В. Белов в книге «Лад», так же утверждает, что почти все трудовые дела сплелись у сельского жителя с природой. Природа ритмична: одно вытекает из другого, и все неразрывно между собой. Человек в союзе с природой создавал самого себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда» [2, с. 19]. Этот социокультурный синкретизм, составляющий основу праздничного цикла, был неизменной чертой трудовых праздников, прославляющих труд.
Праздники несли в быт «организующее начало, упорядочивали трудовую стихию. Они были своеобразными вехами, главными ориентирами духовной и нравственной жизни» [2, с. 24]. В этом несомненная ценность природо-хозяйственных праздников для духовно-нравственного развития молодежи.
По мнению А. К. Байбурина, в традиционный праздничный календарь россиянина входили обряды и обычаи, рациональные знания, элементы культов, игры, посты и богослужения. Здесь налицо соотнесение биологического и социального ритма с природными циклами. Вместе с тем существенную роль в развитии календарной системы сыграли сакрализация отношения к земле, система обмена с природными силами и приуроченность к пиковым (переломным) поворотам в смене праздничных событий годового цикла [3]. Природо-хозяйственный народный календарь сохраняется в силу того, что он отражает основные моменты жизнедеятельности человека в гармонии с природой. Эти праздники, так же как и православные, полны большого нравственного смысла, содержат идеи добра и вечного продолжения жизни, они помогали человеку прогнозировать будущее в зависимости от его отношения к природе. Это может позволить превращать современные молодежные культурные акции в символические действия, которые наполняются не только историко-культурным, но и, главным образом, высоким гражданским пафосом и вносят в национальное сообщество заряд оптимизма и величия.
Органично вписываются в эту систему и становятся сильной охранной доминантой религиозные праздники. Следует отметить, что православная религия издревле составляла основу национальной культуры России. Как отмечал А. М. Панченко, каждый народ имел свои любимые, «повторяющиеся из века в век идеи, образы, сквозные мотивы и типы поведения, устойчивые комплексы представлений, переживаний и умозаключений», которые, находясь во внеисторическом контексте, и составляли совокупность минимального количества культурных констант [4, с. 89]. Представляя из себя архетипы коллективного бессознательного, данные константы порождали всеобщую атмосферу культурного благополучия во многом благодаря православным традициям. Как уже говорилось, в основе религиозных праздников лежит не что иное, как народный праздничный календарь. Нужно сказать, что аграрно-магическая сфера праздника успешно дополнялась датами христианского календаря, включавшимися в иерархическую систему, имеющую определенные регионально-локальные особенности. В связи с этим можно говорить о так называемых совпадающих
праздниках и автономных православных, имевших место в зависимости от общественного сознания. В общественном сознании горожан праздник выступал как возможность преодоления бытовой повседневности. В церковных публичных актах, как отмечает А. С. Котлярчук, «отражается сопричастность новозаветной истории (Рождество Христово, Крещение Господне, Страстная неделя, Святая Пасха) и — через выход в иное временное ощущение («библейское время») — приобщение к духовной вечности, желанному итогу жизни людей того времени». Своеобразная преданность династии, стране, городу выражалась в ярмарочной стихии народных гуляний, бесконечной радости бытия [5, с. 19]. Эта особенность нашла свое отражение в создании атмосферы праздничного мироощущения, создаваемой в городском социокультурном пространстве. Православие вместе с природо-хозяйственным циклом заложило основу традиционной праздничности.
Свою немаловажную роль в формировании идеологии советского народа сыграли праздники так называемого «красного календаря», которые устойчиво, четко, дисциплинированно организовывали поведение, чувство, эмоции, формируя общественное мнение, и в конечном счете идейные взгляды народа. Особенно важным становится вопрос о национальной идее и путях её формирования в свете современных представлений о роли народных праздников.
Антитезой ключевых слов данной статьи порядок, гармония, мир, покой, уклад, единение, соборность, периодичность, своевременность, системность, общий дух, являются их антонимы — хаос, нестабильность, беспокойство, тревога, одиночество, агрессия, война, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие идеала. Современная Россия не первое десятилетие живет в контексте этих понятий. Социально-культурное пространство разрушено, идеалы размыты, единого вектора коллективного стремления нет. Отмечая основополагающую роль в решении этих задач, массовых общественных народных праздников, приходится констатировать, что традиционная система народных календарных праздников и призывы к её возрождению сегодня имеют больше теоретический или локальный, эпизодический характер. Многие советские праздники отмечаются в ряде регионов просто потому, что у жителей есть такое желание. Религиозные праздники в ситуации современного урбанизированного города представлены широким спектром выбора. В данном случае уместным кажется привести пример: компания молодых людей 8 апреля 2012 года поздравляли друг друга с праздником Пасхи. На вопрос в дружеской беседе, какой веры они придерживаются, ответили, что они православные и что сегодня праздник католической Пасхи, они не знали. Приведем другой пример блиц-опроса среди студентов вуза на вопрос: «Чему посвящен праздник 12 июня?». Наряду с непониманием существа этой даты чаще всего поступал следующий ответ: «Минину и Пожарскому». Зато большинство молодых людей в статусе важных праздников нашей страны, называют День святого Валентина, Хэллоуин и т. д.
Праздничный календарь, играя ключевую роль в жизни страны, в истории своего развития всегда предполагал фиксацию ведущих знаменательных дат, меняющихся со временем; отдавая при этом своеобразную дань историческим традициям. Как отмечает М. Я. Задорожная, календарные аспекты праздничной культуры нравственно, эстетически и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
духовно подготавливают человека к развитию традиций. В этом процессе обнаруживается чувство уважения к памяти прошлого, великих деятелей, героев, культ предков, поддерживаемый благоприятным социальным и этнокультурным микроклиматом [6, с. 31, 45]. Благодаря этому, даты древнеславянского календаря потенциально могут переживать в настоящее время свое второе рождение и обновляют таким образом свое содержание, приобретая новую обрядовую символику, а вместе с тем и смысл.
Постепенное грамотное формирование праздничного календаря сегодня возможно на основе изучения народных традиций в современной социально-культурной ситуации в городской среде. При этом становится важным, что календарь — это естественная часть жизни человека, высшая форма проявления творческого потенциала нации, целостная система, концентрирующая в себе и выражающая все аспекты общей культуры человека — от внутренней культуры до культуры творческого общения. При последовательном, настойчивом (и в то же время осторожном) освоении народных традиций календарная система может привести в движение среду, стать своего рода катализатором возрождения праздников, воссоздания местной культуры, активизировать общение людей в локальном социуме. Эта система представляет собой совокупность макро- и микросред, в которых задействованы все возрастные категории населения, заложены нравственные и моральные установки общества. В ней находит отражение совокупность этнических, экономических, экологических проблем. При этом собственно художественный аспект имеет выход практически ко всем видам и жанрам народного национального творчества. Для этого живая система праздничного календаря России должна мощно и активно войти в жизнь и быт россиян так, чтобы снова отношение к России через массовые общественные народные праздники было очевидным и вошло в массовое календарное сознание, формируя чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Современный опыт сценарно-режиссерской деятельности доказывает реальную возможность активизации работы в этом направлении. Анализ форм праздников, проводившихся в 2001—2011 гг. в городах Западной Сибири, показал, что ежегодно повторяются на протяжении 10 лет одни и те же сроки их проведения в традиционно отведенных местах мероприятия на Рождество, Масленицу и Пасху. Массовые гуляния проводятся обязательно на городской площади и в округах города. Эти праздники по праву можно назвать общественными, массовыми, общегородскими, традиционными для современных жителей городов Сибири. Мероприятия, посвященные этим событиям народного календаря, нашли широкое отражение и в работе отдельных учреждений культуры города, парков культуры и отдыха.
Фактический материал, фиксирующий культурные народные традиции, в основном отражен только в трех выше названных календарных праздниках. При этом сам факт активного вхождения их в традицию городской культурной жизни за короткий временной отрезок, безусловно, неоспорим. Наблюдается явная тенденция к расширению рамок традиционных народных праздников, активизации интереса к ним городского населения. У омичей стали известными и популярными такие календарные праздники, как Крещение, Вербное воскресенье, Покров день, Троица, Иван Купала, Медовый спас (под такими названиями они фиксируются в доку-
ментах учреждений культуры). Особенно важно то, что современное проведение календарных праздников стало более глубоким по содержанию и прогрессивному использованию в них традиционных элементов.
Говоря о специфических функциональных изменениях в профессионально-трудовой сфере праздничных действий, нельзя не вспомнить о замечаниях относительно сущности трудовых знаменательных событий, высказанных А. В. Луначарским: это непринужденность, подъем настроения, возвышение форм труда, концентрация в праздничной среде и обновление содержания праздника [7, с. 85].
Природа и пространство праздника способны формировать среду большого открытого неформального общения, близкого по ощущениям людей духу общегражданского (всенародного) представительства.
В контексте изучения данной темы была высказана точка зрения Д. Н. Дубровиной в статье «Феномен публики: Современные трактовки и жизненное воплощение». По аналогии масса — то, что еще более разноречиво и событийно, в поверхностном порядке приходит на смену традиционным установкам поведения» [6, с. 32,33].
Народ на празднике — это не просто зевающая публика, это всякий раз живое образование нового социального пространства, имеющего очень широкие функциональные характеристики: аккумулирование событий, формирование мнений, созревание и выплеск массовых реакций, поведения и очень часто —массового действия, заданного режиссером, а иногда непланируемого (стихийного).
Интересен взгляд на «публику» К. Ясперса [6, с. 33]: «Публика есть первая стадия проведения народа в массу». Рассуждениями К. Ясперса, по словам Дубровиной, предопределяется существенный разворот в понимании публичных действий в современном обществе.
Праздник — это особый своеобразный мир общественного порядка, дающий возможность взаимообмена мнениями, оценками, публичными выводами. Праздничная атмосфера «прививает вкус» к групповому обсуждению, с одной стороны, и возгласам «из толпы» — с другой. Заманчивым оказывается непредсказуемое массовое поведение, в котором «я» — это не только я, или не я, а все.
Поводом для дальнейшего изучения выбранной проблемы может послужить еще одна ссылка [3, с. 35]: «Ю. Хабермас считает ведущим видом публичной сферы институциональную публику как организацию сплоченных группировок в их официальных прерогативах, ведомой — неформальную публику, цель которой распознавание новых граней реальности, непознанных закономерностей в открытом, свободном, спонтанном обсуждении. Но живая переполненность неустоявшимися мнениями — не есть «слабость» публики. В конечном итоге образуется интерферентная, перекрывающая друг друга сеть публик. В глобальном масштабе эти «клубы-ячейки» могут инструментально адресоваться масс-медиа во все сферы жизни общества. Регионально-географический, этносоциальный факторы детерминируют связанность публичных подсфер различными «нитями». Общественные дискурсы тематизируются, в свою очередь, разделяясь на ситуативные, спонтанные, со статусом «случайно собравшихся», доходя до абстрактных представлений о «высшей публике». Пирамидальность публичных образований, их пространственно-сетевая структу-
ра образуют феномен «публики публик». Его высшим выражением является общий «жизненный мир» людей».
Праздник дает ощущение того, что каждый выражает свое мнение и здесь никто не навязывает свою волю (хотя на практике происходит наоборот — психология массы захватывает и массовый субъект — народ на массовом зрелищном мероприятии оказывается легко ведомым).
В системе постоянно проводимых массовых общественных народных праздников, с определенной периодичностью в одно и то же время у участников (у народа) постепенно формируется и накапливается потенциал народной воли, мощных коммуникаций на момент праздника, возможности единого выплеска эмоции, энергии с определенной целью, наполненности определенным содержанием, взглядами, убеждением. Такая стихия массы в условиях праздничной ситуации способна на «яркие» массовые действа. Ею нельзя пренебрегать, но не использовать ее потенциал в формировании и трансляции национальной идеи в современном обществе расточительно.
Рожденное в недрах сектора фольклора Российского института истории искусств понятие календарного сознания получило обоснование в статье А. Ф. Некрыловой «Календарное сознание как категория традиционной культуры» [8, с. 309 — 316] и, безусловно, требует глубокого изучения его природы в контексте развития современной социальнокультурной ситуации.
Соотнося направления развития праздничной культуры в городской среде с формами передачи и сохранения этнокультурных традиций в систему праздников, мы устанавливаем закономерность, связанную с тем, что отражение ментальности в процессе этнокультурного развития в системе праздников протекает более продуктивно, если в нем сочетаются несколько календарных циклов: православный, природо-хозяйственный, корпоративный, историко-государственный, общепланетарный, военно-патриотический. При этом ключевым фактором выступают необходимость формирования и введения
в жизнь единого российского праздничного календаря
Итак, этнокультурные элементы традиционной праздничной культуры могут объективно переплетаться в современных социально-культурных формах, входя, таким образом, в общий государственный современный праздничный календарь на основе принципов сочетаемости, полиморфизма и чередования.
Библиографический список
1. Золотова, Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец Х1Х — начало ХХ века) / Т. Н. Золотова. — Омск, 2002. - С. 124.
2. Белов, В. Лад (очерки о народной эстетике) / В. Белов. — Л. : Лениздат, 1984. — 85 с.
3. Байбурин, А. К. Календарь и трудовая деятельность человека / А. К. Байбурин. — Л. : Знание, 1989. — 86 с.
4. Панченко, А. М. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко. — Л. : Наука, 1984. — 230 с.
5. Котлярчук, А. С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII в. / А. С. Котлярчук. — М., 2003. — 125 с.
6. Задорожная, М. Я. Народные и православно-христианские праздники / М. Я. Задорожная. — М. : Знание, 1991. — 85 с.
7. Луначарский, А. В. О народных празднествах / А. В. Луначарский // А. В. Луначарский о массовых празднествах, эстраде и цирке. — М., 1984. — С. 85.
8. Некрылова, А. Ф. Календарное сознание как категория традиционной культуры / А. Ф. Некрылова // Первый Всероссийский конгресс фольклористов : сб. докл. В 2 т. Т. 1. — М., 2005. — 220 с.
ПАРЕНЧУК Тамара Николаевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), заведующая кафедрой режиссуры театрализованных представлений, заслуженный работник культуры РФ.
Адрес для переписки:е-таі1: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2012 г.
© Т. Н. Паренчук
Книжная полка
ББК 87.8/Я47
Яковлев, Е. Г., Эстетика : учеб. пособие для вузов / Е. Г. Яковлев. - М. : КНОРУС, 2011. - 445 с. - ISBN 9785-406-00493-7.
Учебное пособие включает три части: «Эстетика: система категорий», «Художник: личность и творчество» и «Искусство и мировые религии»; их объединяет единая концепция понимания эстетического как совершенство в своем роде. Каждой части соответствует своя библиография. Для студентов вузов. Представляет интерес для специалистов в области философии, религиоведения и искусствознания.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ