УДК 373.013.42 ББК 74.2 К-99
Кюнкрикова Ирина Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», е-mail: [email protected];
Артаева Гиляна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», е-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
(рецензирована)
В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности в условиях современной образовательной среды школы. Концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) ориентированы на формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности, этнической и национальной принадлежности и уважительного отношения к истории и культуре других народов. Формирование этнокультурной компетентности учащихся возможно при особой роли образовательного учреждения, где закладываются основы культурного развития, моральных качеств и установок, а также развивается способность к межкультурному конструктивному диалогу и партнерству.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этническая культура, межкультурное взаимодействие, образовательная среда.
Kyunkrikova Irina Valerievna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Pedagogy of FSBEI HE "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov", e-mail: [email protected];
Artaeva Gilyana Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of the Department of Technology and Management of Vocational Education of FSBEI HE "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov ", e-mail: [email protected]
ETHNOCULTURAL COMPETENCE FORMATION IN MODERN SCHOOL STUDENTS
(reviewed)
The article considers the problem of ethnocultural competence formation in the modern educational environment. Conceptual provisions of the Federal state educational standard of primary general education (FSES PGE) focus on the formation of the foundations of Russian civil identity, ethnic and national origin and respect for the history and culture of other nations in students. Formation of ethnocultural competence in students is possible with the special role of an educational institution where the foundations of cultural development, moral qualities and attitudes, as well as the ability to develop intercultural dialogue and constructive partnership are developed.
Keywords: ethno-cultural competence, ethnic culture, intercultural interaction, educational environment.
В условиях многонациональной России возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, одновременно сочетающей в себе ориентацию на этнокультурные духовные ценности и толерантность, а также способность к межкультурному конструктивному диалогу и партнерству.
Образовательное пространство Российской Федерации представляет собой многообразие различных взаимосуществующих культур и культурных традиций. Концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) закрепляют мысль о том, что современные педагогические реалии, с одной стороны, требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания и постижения культур других народов многонационального государства. В этой связи современная общеобразовательная школа должна предоставить возможность учащимся для изучения своих истоков, а также познакомить с представителями других этносов и этнических групп.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены цели и задачи, ориентированные на поддержание межэтнического мира и согласия, признание и поддержку традиций и самосознания всех представителей народа РФ [1: 8].
Формирование этнокультурной компетентности учащихся возможно при особой роли образовательного учреждения, а именно начальной школы, в которой закладываются основы культурного развития, моральных качеств и установок, приобретается опыт взаимодействия и деятельности.
Различным аспектам проблемы формирования этнокультурной компетентности посвящены работы Е.П. Белинской, О.В. Беловой, Т.В. Поштаревой, О.Л. Романовой, Т.Г. Стефаненко, В.К. Шаповалова, Б.Б. Дякиевой и др.
Изучение вопросов, связанных с этнокультурой компетентностью, а также с ус -ловиями ее формирования представляет теоретический и практический интерес в связи с установленными требованиями ФГОС НОО к личностным результатам обучающихся, отражающих формирование целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии народов, культур и религий, а также уважительного отношения к ним [2: 8].
Анализ ближайших родовых понятий позволил нам раскрыть значение термина «этнокультурная компетентность» и акцентуацию проблематики исследований в этой области.
Для выявления сущности этнокультурной компетентности рассмотрим понятие «этническая культура», являющееся смыслообразующей составляющей нашего исследования. Полагаясь на определение, которое зафиксировано в словаре этнических терминов под редакцией А.Г. Козловой, констатируем, что данная дефиниция связана с общим понятием «культура». Процесс формирования этнической культуры имеет многоступенчатую структуру, компонентами которой являются: среда (природно-климатические, географические условия); лингвистическая составляющая (язык, особенности межличностной коммуникации); историческая компонента (события, историческая память, религия); особенности жизнедеятельности и ведения хозяйства; психологические особенности (ментальность, привычки, поведение) [3: 288].
Этническая культура проявляется в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, в способе ведения домашнего хозяйства, в фольклоре, в понятиях о приличиях, в понимании справедливости, такта и т.д., то есть практически во всех областях жизнедеятельности этноса.
Основными особенностями этнической культуры являются:
- целостность, представляющая собой совокупность разных, но функционально взаимосвязанных элементов: национальный язык, литература, музыка, искусство;
- взаимосвязь национальных культур;
- творческая направленность, осуществляемая в процессе восприятия и присвоения личностью ценностных представлений, установок, норм, ориентаций своего народа, которые наделяют ее характерными национальными чертами;
- самобытность, находящая отражение в таких феноменах, как национальное чувство, сознание, характер, мышление;
- интегральный характер, основывающийся на взаимосвязи общих элементов из различных научных областей (литературы, истории, этнографии и т.д.).
Ни один этнос не может развиваться автономно, взаимосвязи различных внутриэтнических направлений способствуют дальнейшему существованию и продвижению вперед.
Как полагает М.М. Бахтин, лишь взаимодействие, переходящее в диалог различных культур обеспечивает осознание и своеобразие своей собственной культуры. По его мнению, «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой» [4: 85].
Понимание своей культуры является базой для активного взаимопринятия и осмысления ценности чужой культуры. Данное положение считаем важным для выявления сущности этнокультурной компетентности.
Этнокультурная компетентность - уровень проявления знаний, необходимых для адекватных взаимоотношений между представителями различных этносов и этнических общностей на основе взаимного согласия.
В процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся необходимо учитывать:
- особенности общественного развития, свойственные отдельно взятому этносу, ценностные установки и ориентации его представителей;
- специфику самосознания представителей этнических групп;
- потребности и мотивы в процессе межэтнического взаимодействия.
Работу по формированию этнокультурной компетентности следует начинать с раннего детства для достижения дальнейших положительных результатов. На сегодняшний день в практике педагогов широко используются методические разработки и рекомендации, которые делают возможным повышение эффективности данной проблемы.
Этнокультурная компетентность школьников предполагает наличие свойства личности, которое характеризуется положительным проявлением в процессе межэтнического взаимодействия, а также готовность ребенка к сотрудничеству и коммуникации в полиэтнической среде.
По мнению Б.Б. Дякиевой, сложность организации образования в полиэтнической стране заключается в том, что школа призвана решать не только задачи просвещения: «Сфера образования в такой стране призвана создавать условия для формирования общенационального сознания, духовной, языковой и культурной интеграции народов России» [5: 3].
Целевыми установками этнокультурной компетентности являются определение модели поведения, направленной на результативную совместную деятельность в образовательном процессе, а также устранение негативного отношения к человеку, отличающегося по внешним признакам, языку, ценностным ориентирам. Этнокультурная компетентность включает готовность школьника к постижению различных культур, обычаев и традиций, через погружение ребенка в родную, а затем иную культуру.
В виду этого ему, с одной стороны, необходимо овладеть нормами и ценностями своего этноса, знаниями и представлениями об образе жизни народов, составляющих этнокультурное окружение, а также приобрести умения для эффективного межэтнического взаимодействия. При этом следует отметить, что на основе единого
процесса идентификации/дифференциации идет формирование этнической идентичности ребенка, что, в свою очередь, является условием успешной адаптации молодого поколения к реалиям жизни в полиэтническом, поликультурном обществе.
С другой стороны, учащийся должен уметь устранять в своем сознании и умениях шаблонные действия, стереотипы мышления и предрассудки по отношению к той или иной этнической группе, то есть все то, что мешает консолидации и конструктивному диалогу между участниками образовательного процесса и межэтнического взаимодействия.
Одновременно хотелось бы подчеркнуть и тот факт, что этнокультурная компетентность, предполагающая усвоение знаний и приобретение опыта учащимся в межэтническом взаимодействии способствует толерантному отношению друг к другу.
Этнокультурная компетентность объединяет способность и готовность к согласованной деятельности на основе знаний и опыта, полученных в ходе жизненных отношений и специально организованных форм обучения и воспитания, которые ориентированы на самостоятельное участие младшего школьника в процессе своего образования, а также направлены на эффективное приспособление к этнически неоднородной среде. Готовность, в нашем случае, выступает в виде психического состояния, которое определяется как актуализация и приспособление возможностей личности для конструктивных действий, внутренняя настроенность на характерное поведение при решении каких-либо задач, осознанная установка на активные и целесообразные действия. Способность в контексте этнокультурной компетентности рассматривается нами как индивидуально-психоло-гические особенности и умения личности, от которых зависят успешность межэтнического взаимодействия и адаптации в полиэтнической среде [6: 19].
Природа «этнокультурной компетентности» двойственна. С одной стороны она социально - обусловленная, и в этом смысле является условием интеграции ребенка в полиэтническую среду, с другой стороны она личностно-значимая, то есть, обусловлена самой личностью, развитием ее качеств и свойств. Это своего рода выход на саморазвитие и самореализацию личности. Таким образом, обладание этнокультурной компетентностью удовлетворяет и потребностям социума, и личностным установкам учащихся.
Этническая тождественность - качество, как правило, сохраняющееся на протяжении всей жизни, однако не исключены различного рода изменения жизненных ситуаций человека, которые возможно приведут к другому этнокультурному окружению. Все эти обстоятельства, безусловно, потребует от личности внесения уточнений, изменений и пополнений в свои знания и умения в межэтническом взаимодействии.
Одно из первых концептуальных положений о наличии у ребенка осознания принадлежности к национальной группе было разработано в пятидесятые годы прошлого столетия швейцарским ученым Ж. Пиаже. В связи с этим он выделяет три этапа этнической идентичности (осознание принадлежности индивида к определенной этнической группе):
Первый этап (6-7 лет) характеризуется бессистемными, разрозненными знаниями о своей этнической принадлежности, поскольку жизненно важным остается ближайшее окружение, семья.
На втором этапе (8-9 лет) ребенок четко идентифицирует себя с конкретной этнической группой, определяет национальность, свой язык.
На третьем этапе (10-11 лет) в младшем подростковом возрасте происходит идентификация в полном объеме и четкое осознание себя и своей принадлежности к этносу, определение специфических особенностей культуры и истории [7: 86].
На современном этапе развития психологической науки проведено большое количество исследований. По некоторым данным в четыре-пять лет ребенок уже может определить некоторые отличительные особенности: цвет волос, цвет кожи. Однако большинство мнений сходится с положением Ж. Пиаже, что сознательная идентификация наступает к подростковому возрасту.
Этническая осведомленность повышается в соответствии с расширением и обогащением знаний, а также с развитием познавательных процессов и познавательного интереса. Первоначально она представлена элементарными знаниями о внешности человека, о материальной культуре (пища, элементы одежды), традициях. По мере взросления и интеллектуального развития ребенок способен обобщать, анализировать и интерпретировать приобретенные этнокультурные знания и признаки. В дальнейшем он обогащает знания новыми элементами, связанными с историческими событиями, памятью предков, религией.
В качестве педагогических механизмов, обеспечивающих процесс формирования этнокультурной компетентности, можно выделить следующие: воспитание, обучение, деятельность, общение. Характериальными индикаторами в процессе обучения являются знания об истории, исторических событиях, исторических личностях, культуре, традициях и обычаях, хозяйственно-трудовой деятельности, декоративно-прикладном искусстве, национальных праздниках и т.д. В процессе воспитания показателями выступают нравственные качества, уровень воспитанности, поведение, позитивное отношение друг к другу. Деятельность характеризуется степенью участия в различного рода акциях и мероприятиях (национальные праздники, соблюдение традиций), личным проявлением в конкретной деятельности. Общение определяется конструктивным взаимодействием в межэтнической среде.
В условиях современной школы в контексте межкультурного взаимодействия приоритетными задачами воспитания являются:
- ориентация на личностное развитие учащегося, с учетом его потребностей, направленности и интересов;
- формирование этнической и межэтнической грамотности, характеризующей уровень владения знаниями в области родной культуры и культуры других этносов;
- формирование этнокультурной компетентности, которое предполагает вхождение в инокультуру через постижение и осмысление собственной;
- осознание влияния и взаимообогащения различных культур в современном пространстве, наличие позитивных интегративных качественных связей.
Создание и совершенствование образовательной среды начальной школы (этнокультурной в том числе) возможно и необходимо в современных условиях. Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия, классные часы. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает внеурочная деятельность младших школьников.
В процессе организации работы по формированию этнокультурной компетентности учащихся следует учитывать такие факторы как: культурно-развивающее пространство города, села (музеи, театры, парк культуры т.д.); культурно-развивающее пространство образовательного учреждения (насыщение атрибутами национальной культуры: выставки, информационные стенды; включение в различные виды внеурочной деятельности; игровая и театрализованная деятельность); этноматериалы (предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, развивающие национальные игры и т.д.).
Для выявления уровня сформированности этнокультурной компетентности младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе ЧОУ ОШ «Перспектива» г. Элиста.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
- определить первоначальный уровень сформированности этнокультурной компетентности младших школьников;
- выявить процентное соотношение учащихся с разным уровнем сформированности этнокультурной компетентности.
Оценка уровня сформированности была определена в соответствии со следующими критериями:
- представления о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- представления о культуре, обычаях и традициях других народов;
- проявление знаний и умений в практической деятельности.
В качестве диагностического инструментария применялись следующие традиционные методы: беседы с детьми, родителями, анкета «Предки и потомки» (авт. Г.Н. Волков), шкальный опросник исследования этнической идентичности детей и подростков (авт. О.Л. Романова) [8; 7].
На основе анализа полученных результатов были выделены следующие компоненты:
- когнитивный: принадлежность и самоидентификация с этнической группой (знание культуры, традиций, обычаев);
- перцептивный: значимость членства в данной этнической группе (чувство национальной гордости);
- деятельностный: владение этнокультурными знаниями, соблюдение традиций, обычаев.
На основе данных компонентов были выделены следующие уровни:
Низкий уровень. Учащиеся имеют неполное представление о культуре, обычаях и традициях своего народа. Частичное представление о культуре других народов. Испытывают затруднение при применении знаний, нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя в процессе воспроизведения информации, слабо владеют приемами интеллектуальной работы (не могут обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы). Ответы на вопросы, связанные с традициями и обычаями, у таких детей неразвернутые, слабые, неуверенные и неаргументированные.
Средний уровень. Учащиеся имеют неполное, но достаточное представление о культуре, обычаях и традициях своего народа, а также о культуре и традициях других народов. Допускают несущественные ошибки при воспроизведении информации, обладают достаточной степенью самостоятельности при выполнении заданий на сравнение и анализ. Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют, хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно, самостоятельно. Ответы на вопросы, связанные с традициями и обычаями, у таких детей недостаточно развернутые и слабо аргументированные.
Высокий уровень. Учащиеся имеют полное представление о культуре, обычаях и традициях своего народа. В достаточной мере имеют представление о культуре других народов, умеют обобщать, дифференцировать и сравнивать полученную информацию, используют ранее полученные знания, правильно выполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных, точных, обобщенных и осознанных знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа. Учащиеся умеют планировать свою деятельность, применяют знания на практике. Ответы детей на вопросы, связанные с обычаями и традициями, четкие, ясные, полные, аргументированные.
Метод сбора данных на начальном этапе позволил нам выявить представления младших школьников о культуре, народных традициях и обычаях. Вопросы анкеты (авт. Г.Н. Волков) были направлены на выявление знаний стихов, песен, пословиц и поговорок родного народа, знание генеалогического древа, истории своего народа, родного языка и культуры.
Результаты исследования уровня сформированности этнокультурной компетентности учащихся позволили констатировать следующее:
- 38 % детей имеют неполное представление о культуре, обычаях и традициях своего народа: лишь несколько ребят могли рассказать стихи, благопожелания, знали предков (бабушка, дедушка), но затруднялись назвать имена прабабушек, прадедушек, трое из шести сообщили, что иногда разговаривают на родном языке, как правило, с бабушкой;
- 31 % учащихся имеют представление о культуре, традициях и обычаях своего народа, некоторые назвали представителей других народов, живущих на территории республики, а также представителей соседних республик, двое владели родным языком, могли привести пример пословиц, поговорок, благопожеланий, знали представителей своего рода;
- 31 % учащихся показали достаточные знания в области языка, культуры, ребята знали песни, стихи на родном языке, читали сказки, могли объяснить значения некоторых обычаев, многие знали представителей соседних регионов, могли назвать субъекты РФ.
В процессе экспериментальной работы была разработана программа формирования этнокультурной компетентности младших школьников.
При разработке программы мы придерживались концептуального положения о том, что при формировании этнокультурной компетентности важно не только позитивное отношение к представителям разных этнических групп, но и умение понимать и активно взаимодействовать друг с другом как равные партнеры (Т.Г. Стефаненко).
Актуальность реализуемой программы заключается в обеспечении помощи младшему школьнику в адекватном восприятии других людей, в правильной интерпретации чувств и намерений окружающих. На этапе формирования ребенка как личности, важное значение имеет функционирование целостной системы, содержащей такие компоненты как: коммуникативный (использование разнообразных видов общения в различных условиях, при различных обстоятельствах и видах деятельности); познавательный (направлен на освоение знаний об окружающем мире); поведенческий (усвоение общепринятых норм и правил на основе общечеловеческих ценностей); ценностный (связан не только с освоением системы ценностей, но и со способностью сделать их ценностными для самого себя).
Целью программы являлось формирование этнокультурной компетентности в процессе изучения народных традиций; закрепление и расширение у младших школьников представления о народах, проживающих в России.
Задачи программы были направлены на развитие этнокультурной осведомленности и сензитивности; формирование навыков межличностного межнационального взаимодействия, а также на воспитание любви и уважения к другим народам.
Для реализации программы в процессе внеурочной деятельности были проведены мероприятия:
1. Что означают наши имена?
2. Я люблю свою семью.
3. О традициях и обычаях
4. Правила этикета.
5. Фольклор в нашей жизни.
6. Народные игры.
7. Наши любимые праздники.
8. Мы живем в России.
Каждое из мероприятий имело свою направленность и организационную форму.
Основная цель занятия «Что означают наши имена?» заключалась в развитии у младших школьников чувства уважения друг к другу. Занятие проводилось в форме групповой дискуссии. Ребятам предварительно было дано задание - узнать, что означают их имена, в честь кого были названы, возможный перевод имени и т.д. Учащимся необходимо было ответить на следующие вопросы: Что означает ваше имя? Каково историческое происхождение вашего имени? Как родители выбрали имя для своего ребенка? Возможно, в честь кого-то Вы были названы? Расскажите, носил ли это имя кто-либо из родственников?
Таким образом, в процессе занятия происходило знакомство со значением имен, осуществлялось формирование этнокультурной сензитивности, развитие мотивации интереса к истории и культуре своего народа.
Следующее занятие «Я люблю свою семью» имело цель расширить информацию о традициях в семье, о семейных взаимоотношениях, о знании своей родословной. Задачей данного направления являлось раскрытие образа семьи как основной жизненной ценности для людей - представителей разных культур, народов.
Нами была предложена анкета для родителей. На вопрос: Как часто вы находите время для общения с ребенком? - 76% ответило, что общаются с ребенком ежедневно, в основном вечером, после работы, а 80% родителей уверены, что находятся в курсе школьных дел своего ребенка и его увлечений. Существуют ли семейные традиции - 75% ответило положительно (отмечают дни рождения, отмечают праздники и поздравляют старшее поколение). Соблюдаете ли Вы национальные традиции в семье - 82% дали положительные ответы.
Стоит заметить, что формирование образа семьи во многом зависит от взрослых. В зависимости от того, какие взаимоотношения преобладают в семье, моделируется и собственное поведение ребенка, которое в дальнейшем трансформируется на общество и его представителей.
На основе рассказов детей можно сделать вывод, что большинству семей, независимо от национальной принадлежности, присущи общие характеристики -уважение и почитание старших, бережное отношение к родовому древу (в традициях русского, калмыцкого народов, народов Северного Кавказа и др.).
Такие занятия обеспечивали возможность для конструктивного диалога, поддержания атмосферы взаимного доверия и согласия между участниками.
Следующая тема «О традициях и обычаях» включала расширение и углубление знаний о народных традициях. На протяжении многих веков под влиянием различных факторов: природно-климатических, социально-экономических формировалась самобытная культура различных народов, этнических групп. Мудрость народа аккумулировала представления об идеале совершенной личности. Каждый отдельный народ вкладывал определенные характеристики, которые отражали культурное и историческое его развитие. В контексте нашего исследования, мы посчитали целесообразным, проанализировать идеал совершенного человека в различных этнокультурах. По своей сути человеческие качества, заключенные в идеалы, как правило, близки друг к другу. У всех народов ценятся такие качества, как: трудолюбие, честность, храбрость, доброта, отзывчивость, поскольку, в их основе заключены общечеловеческие
ценности, общечеловеческие начала. Так, например, «настоящий джигит» у народов Кавказа и Средней Азии, «добрый молодец» в русской культуре служат определением человеческих совершенств мужчины. У калмыков выражение «сян кюн», «сяяхн кюн» (хороший, красивый человек) применительно для характеристики человека любой национальности и удовлетворяет представление о хорошем, добром человеке.
У многих народов очаг ассоциируется с благополучием и достатком. В этой связи детям нужно было найти и подобрать слова, обозначающие традиционное жилище разных народов. Изучив литературу, школьники познакомились с новыми словами, имеющими общее лексическое значение: например, изба - у русских, кибитка - у калмыков, юрта - у монголов, сакля - у горцев, яранга - у народов Севера. В процессе изучения, ребята сделали рисунки и дали свои комментарии.
Знакомство с фактическим музейным материалом позволило сделать промежуточные выводы, что учащиеся младших классов могут проявлять интерес, как к освоению своей этнокультуры, так и к культуре других народов. Самостоятельное осмысление и приобретение знаний дает возможность в полной мере ощутить и воспринять культуру посредствам собственных чувств.
Изучение правил этикета началось с этимологии слова. Учащиеся выписали в словарик терминов определение данного понятия, которое обозначает установленный порядок поведения. В основе нравственного поведения любого народа заложены многовековые общечеловеческие ценностные установки, являющиеся смыслообразующими составляющими культурного развития личности.
Следующим этапом формирования этнокультурной компетентности является изучение фольклора. Фольклорные произведения (пословицы, поговорки, сказки и т.д.) являются действенным механизмом, которые регулируют и регламентируют человеческие взаимоотношения, а также являются мощным средством традиционного воспитания. Цель предлагаемых заданий была направлена на сопоставление и анализ малых жанров фольклора, имеющих одинаковый смысл у разных народов. Детям было предложено проанализировать следующие пословицы и поговорки:
Без корня и полынь не растет - русская пословица.
Люди должны уважать и почитать старших, не обижать и не огорчать, всегда стараться помочь - калмыцкая пословица.
В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности, а в семье, где нет молодого человека, нет счастья - адыгская пословица.
Старшему нос подотри и держи его для совета - карачаевская пословица, балкарская пословица.
Очаг не светит в той семье, где нет старшего - балкарская пословица.
Кто старшего не послушался, в большую яму упал - чеченская пословица.
У старика вытри нос и спроси у него совета (ума) - осетинская пословица. Обращая внимание на смысл и значение пословиц, младшие школьники выделили общности, которые передают характерные особенности народов, одновременно являющиеся равнозначимыми и равноценными по своей сути.
«Наши любимые праздники», как правило, одна из излюбленных тем детей младшего школьного возраста. Основной целью проведения мероприятий было ознакомление младших школьников с народными праздниками, а также формирование эмоционально-отзывчивого отношения к культуре и традициям своего и других народов.
У многих народов праздники являются отражением календарного цикла жизнедеятельности. У калмыков наиболее широко отмечается «Цаган Сар» - праздник Белого Месяца, который является началом года у многих монголоязычных народов
(бурят, монголов), а также у большинства народов Восточной Азии. Поскольку дата праздника - нефиксированная, празднование, как правило, выпадает на начало первого месяца весны и совпадает с русской Масленицей.
В ходе исследования учащиеся предварительно получили задание, подготовить совместно с родителями материал об истории происхождения календарных праздников разных народов. Ребята не только собрали информацию, но и рассказали, а также приготовили традиционные праздничные блюда. Особенно важным являлось непосредственное участие младших школьников в практической деятельности. Дети помогали родителям приготовить национальные блюда, накрывали на стол, перенимали положительный опыт от старшего поколения.
Завершающая тема программы называлась «Мы живем в России». Целевыми установками итогового занятия являлись расширение и углубление предметных знаний в области культуры и истории России, а также воспитание интереса и уважения к людям разных национальностей и культур. Формой проведения был выбран классный час -фестиваль. Ребята оформили плакат - коллаж, на фоне которого были детские рисунки кукол в национальных костюмах. Каждый рисунок имел свое название, например: У нас очень разные корни; Мы такие разные, но вместе с тем такие одинаковые; Мы вместе!; Россия - наш общий дом. Некоторые девочки принесли кукол в национальных костюмах из коллекции - серии журнала «Народы России». Учащиеся рассказали о памятных датах и событиях, об общих праздниках, и о знаменитых людях в истории нашего государства.
Важно, что младшие школьники выражали оценочные суждения, говорили о своей принадлежности к роду, что каждый человек является представителем какого-либо этноса и вместе с тем, отмечали, что каждый является гражданином России. В процессе разговора происходил обмен мнениями, в котором подчеркивалось уважительное отношение друг к другу, гордость за свой народ, за страну.
Таким образом, в процессе реализации программы младшие школьники получили определенный потенциал, направленный на повышение уровня проявления этнокультурной компетентности, позитивное взаимодействие с представителями разных этнических общностей и народов.
Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум: учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.; Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. 176 с.
3. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: словарь / под общ. ред. А.Г. Козловой. СПб: Нестор, 2005. 316 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2014. 35 с.
5. Дякиева Б.Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие) аспекты. Элиста: КГУ, 2005. 245 с.
6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... докт. педагог. наук. Владикавказ, 2009. 48 с.
7. Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3. P. 561-578.
8. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Большая медведица. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2006. 368 с.
References:
1. Danyluk A.J., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of personal spiritual and moral development and education of a Russian citizen. M.: Education, 2014. 24p.
2. Stefanenko T.G. Ethnopsychology: a workbook: a textbook for university students. M.: Aspect Press, 2006. 208 p. Bibler V.S. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, or Poetics and Culture. M.: Progress, 1991. 176p.
3. Ethnotolerance formation in teenagers in a family: dictionary / Ed. A.G. Kozlova. SPb.: Nestor, 2005. 316p.
4. The federal state educational standard ofprimary general education: text rev. and add. for 2011 and 2012 /Ministry of Education and Science of the RF. M.: Education, 2014. 35p.
5. Dyakieva B.B. Development of national and regional education of the Republic of Kalmykia (organizational and management) aspects. Elista: KSUPublishing House, 2005. 245p.
6. Poshtareva T. V. Formation of ethnocultural competence in pupils in a multiethnic educational environment: abstr. dis... Doctor of Ped Science. Vladikavkaz, 2009. 48p.
7. Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries //International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3.P. 561-578.
8. Volkov G.N., Petrova T.N., Pankin A.B. Introduction into ethnopedagogy: textbook for university students. M.: Great Bear. Elista: KSU, 2006. 368 p.