Просвещение подростков и лиц юношеского возраста по вопросам психологической теории и практики, развитие навыков психологической культуры (в рамках занятий Школы Юного Психолога).
Содействие в обеспечении молодежи и педагогических работников научнометодическими материалами и разработками в области психологии.
Решение поставленных задач осуществляется в форме психодиагностической, психокоррекционной, консультативной и просветительской работы, что позволяет говорить о следующих результатах. Всего в работе Центра психологической безопасности личности (в качестве клиентов и слушателей) приняло участие около 250 человек, которые посещают тренинговые и психотерапевтические группы, факультативные занятия, психологические консультации и занятия в Школе Юного Психолога. Результаты проведенной психодиагностической работы показывают положительную динамику в показателях функционального состояния клиентов (снижение тревожности, нервнопсихической напряженности, повышение психической активности, настроения) и в их личностных особенностях (повышение самооценки, снижение агрессивных тенденций и алекситимии). Результаты психокоррекционной и консультативной работы показали следующее. Во-первых, растет самопознание и осознание учащимися своих индивидуально-личностных особенностей. Во-вторых, растет умение молодежи рефлексировать свой опыт, свои чувства, мысли, желания. В-третьих, такая работа позволяет молодым людям расширить круг социальных контактов, сделать свое взаимодействие с другими более успешным и эффективным.
Результаты просветительской работы свидетельствуют о росте компетентности молодых людей по вопросам межличностного общения и взаимодействия, самопознания; повышения осознанности выбора будущей профессии.
Таким образом, создание программ по обеспечению психологической безопасности молодежи, в соответствие со стандартами, требованиями и принципами диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской работы, приводит к росту личностного и профессионального развития молодежи. Полученные на сегодняшний день результаты, показали возможность использования опыта работы на региональном и федеральном уровнях в рамках проблематики молодежной политики в России.
Яковистенко А.Д. (Самара)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ1
Наше время стремительно меняющихся социальных и экономических условий жизни характеризуется ростом нервно-психической напряженности, повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптации человека. В связи с этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную роль играет фактор нервно-психического напряжения. К числу таких болезней относятся неврозы. В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам сохранения и поддержания здоровья, психической саморегуляции, стрессоустойчивости, повышения адаптивных возможностей человека. Значимость этих проблем еще больше возрастает для людей, имеющих те или иные нарушения физического или
1 Работа выполняется при поддержке РГНФ, грант 04-06-00269а
Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека
психического здоровья. Тем не менее, остродискуссионными остаются вопросы об определении понятия «здоровье», его основных критериев, о соотношении понятий норма и патология. Обобщая взгляды некоторых отечественных ученых на данную проблематику (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь, А.К. Напреенко, Г.К. Ушакова и др.), можно сделать вывод о том, что психически здоровый - это, прежде всего, уравновешенный человек, который проявляет относительное постоянство поведения и адекватность его внешним условиям. Еще В.Н. Мясищев (1969) говорил о том, что аномалия в развитии личности наиболее ярко проявляется в утрате ее равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации.
В основе адаптивного (эффективного) поведения, по данным Э.И. Кир-шбаума, А.И. Еремеевой, находится толерантность (терпимость, выносливость) по отношению к фрустраторам (препятствиям), и суть его заключается в том, что даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) у человека не наступает состояние фрустрации. В широком смысле под толерантностью понимают стрессо-устойчивость. О позитивном влиянии стрессовых факторов на человека говорится в работах Г. Селье, Л.А. Китаева-Смыка, В.Е. Рожнова, В.В. Суворовой и др. Г. Селье отмечал, что «нет ничего лучше долгой жизни в радостном стрессе». Излагая принципы эмоционально-стрессовой психотерапии В.Е. Рожнов отмечает, что стресс обозначает не только отрицательное напряжение, но и положительное, не только разрушение, но и созидание, не только патогенное, но и саногенное. Исследователи выделяют конструктивные (адекватные) и неконструктивные (неадекватные) формы поведения в стрессовых ситуациях. Так Беттхер выделяет следующие конструктивные поведенческие реакции: препятствие интенсифицирует действия, повышает уровень активации (в данном случае препятствие усиливает мотивацию); препятствие вынуждает человека пересмотреть ситуацию в целом, изменить средства, сохранив или скорректировав первоначальную цель.
Известно, что душевное равновесие, способность индивида противостоять негативным, травмирующим воздействиям на нервно-психическую сферу, психологическая готовность, стрессоустойчивость определяется особенностями структуры его личности. Именно благодаря наличию препятствий как внутреннего, так и внешнего плана, по данным Киршбаума и Еремеевой, формируется и развивается личность. Препятствия стимулируют пиковую активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и дифференцированнее. Определяя личность как систему отношений индивида с окружающей средой, В.Н. Мясищев рассматривал психологическое отношение как обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, факты, события, объекты.
Пример нарушенной системы отношений личности с окружающей действительностью представляют неврозы. В концепции В.Н. Мясищева невроз - болезнь личности, а возникновение невротического расстройства происходит под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств. Особую форму невротического нарушения общения, которым страдает 2,5-3% населения, представляет собой заикание (логоневроз). По данным отечественных исследователей в области заикания (А.Б. Хавин, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова и др.) у больных с заиканием дезорганизуется вся система личностных отношений. В исследованиях А.Б. Хавина доказано, что у заикающихся, подверженным фрустрации, снижена социальная адаптации; при высоком уровне социальной адаптации реакция на дефект нивелируется, при низком - переоценивается. По данным Ю.Б. Некрасовой, особо значимыми, «проблемными» жизненными ситуациями для больных являются ситуации общения в эмоциональной обстановке, выступление перед большим числом людей, ограничение времени в процессе речевой
коммуникации, внезапный вопрос, неадекватная реакция слушателя, высокий официальный ранг собеседника и др. В свою очередь, Б.Д. Карвасарский считает, что только благоприятные условия воспитания могут нейтрализовать фрустрирующее влияние дефекта.
К.М. Дубровский, основоположник метода эмоционально-стрессовой психотерапии в лечении заикания, подчеркивал огромное значение аффективного состояния больных для создания «перелома» в лечении по словам. М.Е. Бурно эмоционально-стрессовая психотерапия - «это, в сущности, терапия самой жизнью - ее радостями, но и заботами, даже страхами, если это служит здоровью». Именно эмоционально-стрессовая психотерапия, а также активное, деятельностное участие родителей и родственников пациентов в групповой работе, являются основополагающими принципами метода семейной групповой логопсихотерапии.
Янченко И.В. (Таганрог)
ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ1
Восстановление нарушенного общения при логоневрозе по методу семейной групповой логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова - Н.Л. Карпова) во многом осуществляется благодаря формированию диалогического общения, которое является условием, целью и результатом социореабилитации заикающихся детей, подростков и взрослых. Диалогическое общение (или диалог) мы понимаем как особый вид межличностного взаимодействия с реальным или воображаемым лицом, в ходе которого возникает личностное взаимопонимание, обусловленное доверительными равноправными взаимоотношениями и ведущее к творческому, конструктивному, духовно развивающему взаимообращению.
Специфика возрастного состава логопсихотерапевтических групп заключается в том, что основной организационной единицей логопсихотерапевтического процесса выступает разновозрастная группа подростков и взрослых (от 10 до 30 лет), включающая, помимо пациентов, их ближайших родственников. Поэтому возникает необходимость исследования диалога как разновидности общения в возрастном контексте, который учитывает особенности, ведущие виды деятельности и значимые новообразования каждого возраста.
Проблема развития диалогического общения в отечественной и зарубежной возрастной психологии к настоящему времени не подвергалась полному и комплексному рассмотрению. Однако анализ работ, в которых рассматривается генезис общения (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.), позволяет находить различные фрагменты исследований, которые в полной мере можно рассматривать в контексте возрастной динамики диалога и сделать следующие выводы:
Способности к диалогическому общению развиваются, начиная с момента рождения; каждый возрастной период вносит свой существенный вклад в последовательное развитие данных способностей.
Ведущим фактором в развитии диалогического общения являются отношения ребенка со взрослым человеком. Выстраивая собственные модели поведения, ребенок опирается на те приоритеты, которые задает взрослый в различных ситуациях общения.
Отношения «ребенок - взрослый» ведут к диалогу при условии, если ребенку предлагается возможность почувствовать себя активным субъектом общения, а также
1 Работа выполняется при поддержке РГНФ, грант 04-06-00269а