обучения резко увеличивается количество контрольных мероприятий (возрастает нагрузка на преподавателей). Для мотивации ППС во избежание снижения качества образования требуется соответствующее увеличение оплаты труда.
Апробация системы при изучении курса математики [4; 5] подтвердила ее эффективность (авторами разработан полный комплект учебно-мето ди-ческой документации для организации учебного процесса по балльно-модульно-рейтинговой системе по курсу математики, включая тесты по модулям и всему курсу).
Не вызывает сомнений, что только системный подход к обеспечению качества подготовки специалистов позволит выйти на требуемый международным сообществом уровень образовательных услуг.
Библиографический список
1. Бутковский А.Г. К философии и методологии проблем управления // Идентификация систем и задачи управления SICPRO,03: Пленарные док-
лады II Междунар. конф. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2003. -С. 130.
2. Уткин В. Почти серьезный разговор о науке и искусстве. // Идентификация систем и задачи управления SICPRO,05: Пленарные доклады IV Междунар. конф. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2005. - С. 64.
3. Прангишвили И.В., Лотоцкий В.А., Гинс-берг К. С., Смолянинов В.В. Идентификация систем и задачи управления: на пути к современным системным методологиям // Проблемы управления. -2004. - № 4. - С. 2-15.
4. Данилов А.М., Гарькина И.А. Системные методологии в управлении качеством образования // Педагогика высшей школы и профессионального образования. - 2012. - № 1. - С. 7-9.
5. Данилов А.М., Гарькина И.А. Система высшего образования в экономическом развитии страны // Московское научное обозрение. - 2013. -№ 6. - С. 48-49.
УДК 371.3
Лопатин Андрей Рудольфович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ariadn 85@mail. ш
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Статья посвящается проблеме формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Одним из путей решения данной проблемы, довольно остро стоящей, в настоящее время перед российским обществом, школой, субъектами педагогической деятельности, является создание ситуаций успеха в образовательном процессе.
Ключевые слова: социальная зрелость школьников, гуманизм, гуманизация образовательного процесса, успех школьника, создание ситуаций успеха.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, закрепленные в ФГОС РФ. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.
В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Существует насущная необходимость создания условий для позитивной
самореализации школьников, так как именно в них может сформироваться саморазвивающаяся социально успешная и социально зрелая личность, которая может быть в большей (или меньшей) степени устойчивой к отрицательному влиянию окружающей социальной среды.
Традиционно социальная зрелость рассматривалась с точки зрения внешних ее проявлений, таких как завершение образования, получение профессии, служба в армии. Социальная зрелость характеризовала один из способов жизни в стабильном обществе и была предметом, главным образом социологиоческих исследований. Ситуация социально-экономических изменений, произошедших в нашем обществе, привела к размыванию внешних критериев зрелости (изменилось отношение к партийной принадлежности, изменились представления о престижности профессий, высшего образования и пр.), изменился, соответственно, и смысл социальной зрелости, который стал отражать способность человека достойно жить в ситуации экономической, ценностной, социальной, политичес-
© Лопатин А.Р., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
кой нестабильности, решать социальные проблемы свои и общества.
Таким образом, проблема социальной зрелости, разработки ее внутренних, субъективных оснований становится в ряд актуальных проблем современной психологии и педагогики.
При всем разнообразии авторских подходов к определению предмета в исследованиях личности, подавляющее большинство авторов относят социальную зрелость к социализации и к разделу социальной психологии личности (Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин,
A.Н. Сухов, Н.И. Шевандрин). В этом случае феномен социальной зрелости личности рассматривается как наличие социальных установок, сфор-мированность отношений, направленности личности (Г.М. Андреева), как диспозиционная структура и ценностные ориентации личности в системе отношений с обществом, с социальной действительностью, в системах деятельности, общения (Е.В. Шорохова), как результат развития личности в системе межличностных отношений, как проявление сформированности социально-психологической компетентности личности (А.Н. Сухов), как одна из причин отклоняющегося поведения (Д.И. Фельдштейн).
Таким образом, социально-психологический подход к изучению социальной зрелости, как показывает проведенный анализ, позволяет определить социально-психологические критерии зрелости; условия (социальной среды, институтов), влияющие на ее становление и развитие, описание ее динамики на разных возрастных этапах, характера прямых и опосредованных взаимовлияний личности и группы (общности, общества) на исследуемое явление.
В своем полном объеме проблема социальной зрелости еще не становилась предметом теоретического рассмотрения в социальной психологии и педагогике, хотя различные ее аспекты нашли свое отражение в психологических концепциях социализации и индивидуализации личности Г.М. Андреевой, М.И. Бобневой, И.С. Кона, Б.Д. Парыги-на, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, Е.В. Шо-роховой, Э. Эриксона; социальных установок и ценностных отношений В.Н. Мясищев, Ш.А. Нади-рашвили, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов; разработках проблем руководства и лидерства А.И. Донцова, Е.М. Дубовской, А.А. Ершова, Р.Л. Кричевского, Р.С. Немова, Т.М. Ньюкома, А.Л. Свенцицкого, Ф. Фидлера; социальных конфликтов (В.А. Соснин); устойчивости поведения в экстремальных социальных условиях (А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко); в теоретических представлениях о личностной зрелости в отечественной (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь,
B.П. Зинченко, В.С. Мухина, В.А. Петровский,
Н.И. Соболева, В.И. Слободчиков) и зарубежной психологии (А. Адлер, А. Маслоу), Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм); в исследова-
ниях условий становления человека как субъекта познания (Г.В. Акопов, В.Я. Ляудис, В.А. Якунин); в разработке методов активного социально-психологического обучения (Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская) и др.
Существуют различные теоретико-методологические основания для раскрытия понятия «социальная зрелость». Так, например, в философии социальная зрелость - этап, фиксированный момент процесса, указывающий на уровень развития.
В социальной психологии (Н.С. Темиров) социальная зрелость рассматривается в контексте социализации как обобщенный критерий социализации, как диалектика приспособления человека к обществу и обособления от него.
Мы будем рассматривать процесс формирования социальной зрелости школьников в контексте гуманистической парадигмы образования.
В педагогике термин «гуманизм» как специальное обозначение педагогической позиции по отношению к ребенку впервые, очевидно в 1808 году, использовал педагог Нитхаммер, друг Шиллера и Гегеля.
Понятие «гуманизм» появилось в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) в сочинениях Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамского и другие. Гуманисты выступали за духовное возрождение классической античности, апеллировали к достоинству человека, рисовали гуманистический идеал человека, представляющий собой всесторонне образованную и гармонично развитую личность, осознающую свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей.
В ХУШ-ХК вв. понятие гуманизм становится более прагматичным, ищущим свое отражение в практической деятельности человека. Поэтому оно трактуется как специфический образ жизни, как основа воспитания ребенка, как особое мировоззрение и мироощущение и т.д. Идеи гуманизма получают свое развитие в трудах французских просветителей, утопических социалистов, немецких классических философов (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и др.), в произведениях русских революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.). В центре их воззрений - проблемы свободы, равенства и братства людей, «естественного права» человека, его стремления к творчеству и совершенствованию.
На протяжении всей человеческой истории система идей гуманизма находилась в непрерывном развитии. На рубеже веков (XX и XXI вв.), тысячелетий, когда обострились глобальные проблемы человечества (связанные с его выживанием), традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом.
Растет потребность в новом подходе к пониманию гуманизма, формированию его принципов с позиции современного мировоззрения. Он призван выражать приоритет общечеловеческих интересов и ценностей, впитать в себя все достижения гуманистических исканий, в том числе вклад гуманистической религиозной традиции.
В 1950-1960-е гг. в США появляется новое направление - гуманистическая педагогика и психология. Ее философско-идеологическая ориентация близка идеям педоцентризма и прагматизма.
В центре внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью такого качества - главная цель воспитания.
Школа, таким образом, должна способствовать созданию условий, в которых достигаются сознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащиеся имеют право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой.
Сторонники гуманистического подхода в психологии занимались изучением возможностей и дарований человека, анализировали такие явления как: любовь, творчество, образ «Я», развитие, самореализация, самоактуализация, высшие ценности бытия, независимость, спонтанность и т.д. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, его потенциальные и актуальные возможности, способность к постижению и реализации ценностей высшего порядка.
Гуманистический подход в психологии связан с именами К. Гольдштейна, А. Маслоу, Дж. Олпор-та, К. Роджерса, К. Хорни, В. Франкла, и др. В странах СНГ такие исследования проводились К. Аль-бухановой-Славской, В. Давыдовым, И. Зимней,
В. Мараловым, В. Столиным, И. Якиманской и другими. Исследуя механизмы гуманистического взаимодействия человека с другими людьми, природой и миром в целом, гуманистическая психология способствует выявлению принципов, путей, форм и методов гуманистического взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе.
В начале 1990-х годов начинается новый этап в теоретическом обосновании и практической реализации принципов развития отечественной системы образования: гуманизации, демократизации, гуманитаризации.
Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъ-ектную сущность образовательного процесса. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.
Под понятием «гуманизация» мы будем понимать процесс приобщения к общечеловеческим ценностям, процесс развития и приобретения какой-либо социальной системой определенных черт, направленных к человеку и приводящих к кардинальному изменению социокультурной среды: изменение отношения человека к человеку и изменение характера взаимодействия между людьми при условии добровольного свободного выбора позиции и стиля поведения, которые не могут быть навязаны извне приказом, законом.
Сущность понятия «гуманизация» в педагогических исследованиях сохраняет ряд основных, инвариантных признаков: это процесс, переход к гуманистическим ценностям, поворот к человеку и его проблемам, это признание самоценности человека и создание условий для свободного его саморазвития.
Закономерности гуманизации образования можно сформулировать в следующих положениях:
1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослым и социальной средой.
2. Чем гармоничнее будет общекультурное социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития».
4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой -важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.
8. Диалогический подход предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.
9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.
10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни.
Одним из направлений гуманизации педагогического процесса в общеобразовательной школе, по
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
9
нашему мнению, является создание целенаправленных ситуаций успеха для школьников разных возрастных категорий в ходе их урочной и внеурочной деятельности.
Успех школьника - это когнитивно-аффективное, оценочно-самооценочное, нервно-психическое состояние радости, удовлетворения от реализации своих возможностей, способностей, от достижения цели, от выполнения деятельности на высоком уровне качества, от принятия и признания проявлений личности школьника значимым для него социальным окружением.
Этому состоянию сопутствуют: уверенность в себе, ощущение компетентности; повышение социальной активности; повышение самооценки и уровня притязаний; повышение уровня мотивации достижения успеха; благодарность по отношению к значимым другим; формирование оптимистической перспективы к результатам дальнейшей деятельности в этом направлении и в целом; воспитание установки на содействие с более и менее значимыми сверстниками и окружающими людьми; гуманистическая позиция к людям, которая проявляется в позитивном отношении к личности человека и к своей, в том числе; формирование высокого уровня эмпатии по отношению к успехам и неудачам других; воспитание самоуважения.
Процесс создания ситуаций успеха для школьников включает в себя следующие взаимосвязанные элементы: комплексную психолого-педагоги-ческую подготовку родителей, обеспечивающую их готовность к созданию ситуаций успеха в условиях семьи; систему психолого-педагогической подготовки классных руководителей (воспитателей) и учи-телей-предметников, обеспечивающую их профессиональную готовность к созданию ситуаций успеха в воспитательно-образовательном процессе; специальную диагностику, результатом которой является комплексный портрет школьника и программа личностно-ориентировочной психолого-педаго-
гической помощи в его развитии (управляемом развитии и саморазвитии); создание системы разрешающих условий для успешной позитивной самореализации личности воспитанника посредствам формирования целенаправленных ситуаций успеха в процессе школьной жизни и в той части воспитательной среды, которая находится под влиянием воспитательной системы; реализация в системе «педагог-воспитанник» взаимоотношений конгруэнтного содействия.
В современной научной литературе подчеркивается, что существует закономерная связь между успехом человека и его социальной зрелостью. Следовательно, если строить образовательный процесс в направлении формирования социальной зрелости школьников, то особое место в нем займут теория и технология создания ситуаций успеха.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
2. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. -Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2000. - 248 с.
3. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Ижевск: Академия, 1999. - 52 с.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 192 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс,1995. - 368 с.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сен-тябрь,1996. - 96 с.