Научная статья на тему 'Гуманизация и технический прогресс общества: где место педагогики?'

Гуманизация и технический прогресс общества: где место педагогики? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ТЕХНОКРАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧЕНИКА / ТРАДИЦИИ И ИННОВАТИКА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / HUMANIZATION / TECHNOCRACY / THE SOCIAL AND EDUCATIONAL RISKS / THE FORMATION OF STUDENT LIFE MEANING ORIENTATION / TRADITION AND INNOVATION / MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В. А., Ульянова У. В.

В статье представлены размышления о месте педагогики в современной культуре, раскрыты риски и потенциал педагогики постиндустриального общества, охарактеризован ее смысложизненноориентационый ресурс, обозначены актуальные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANIZATION AND TECHNOLOGICAL PROGRESS OF SOCIETY: WHERE IS THE PLACE OF PEDAGOGY?

This article presents refl ections on the place of pedagogy in modern culture. In this article are revealed the risks and the potential of pedagogy of post-industrial society, its sense of life resourceis characterized, relevant functions are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Гуманизация и технический прогресс общества: где место педагогики?»

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

В.А. ПОПОВ

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета Е-mail:[email protected] Тел. (4922) 33 86 91

У.В. УЛЬЯНОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Е-mail: [email protected]; Тел. 8 926 835 11 48

ГУМАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА: ГДЕ МЕСТО ПЕДАГОГИКИ?

В статье представлены размышления о месте педагогики в современной культуре, раскрыты риски и потенциал педагогики постиндустриального общества, охарактеризован ее смысложизненноориентацио-ный ресурс, обозначены актуальные функции.

Ключевые слова: гуманизация, технократизация, социально-педагогические риски, формирование смыс-ложизненных ориентаций ученика, традиции и инноватика, нравственная культура.

Интенсивная технократизация постиндустриального общества - явление закономерное и, естественно, противоречивое. С одной стороны, технические устройства облегчают обработку сырья, передвижение, освоение пространства, получение информации, бытие человека в целом. Более того, в современном мире посредством техногенного фактора оценивается уровень развитости государства. С другой стороны, в этом тотальном наступлении на все естественное, природное постепенно раскрывается масса опасностей для общества. Исследователи Института философии РАН указывают на открывающуюся перспективу слияния человека с машиной: хотя это будет способствовать «секуляризации вечности», расширению технических возможностей людей, возрастет опасность девальвации гуманистических ценностей цивилизации, деградации личности [1]. Таким образом, дихотомия «технократизация - гуманизм» сегодня явно перекошена не в пользу гуманистического полюса. Факты повседневной российской действительности подтверждают высокий градус жестокости общества, связанной прежде всего с молодежью. Стоит вспомнить лишь несколько последних российских событий: убийство гражданина в полицейском участке в Казани, убийство молодой семьей собственного ребенка в Брянске, избиения учителей или одноклассниц учащимися - случай в г. Гусеве и др., - они систематически выкладываются в Интернете в виде китча. Объективных и субъективных причин усиливающегося молодеж-

ного антигуманизма множество, сосредоточимся на одной из них, а именно на техногенной экспансии жизнедеятельности современного ученика.

В отечественной системе образования последнего десятилетия особая забота уделяется техническому оснащению школ и образовательного процесса: вычисляется количество компьютеров, культивируется выполнение учебных и контрольных заданий при их использовании, в практику вводятся электронные дневники, устанавливаются видеокамеры и проч. В данных условиях зарождаются новые социально-педагогические, психологические риски, в частности, это:

- бесконтрольное пользование учащимися информацией, в том числе, антигуманного содержания (насилие, вандализм, порнография, педофилия, предложения покупки наркотиков и проч.), что ведет к размыванию представлений о гуманных ценностях, неспособности развивающейся личности ориентироваться на гуманистический нравственный идеал;

- вовлечение в закрытые сообщества, секты, неформальные молодежные объединения, вплоть до Интернет-клуба самоубийц;

- насильственное приобщение, в силу их культивирования, к гедонистической, потребительской, шопинговой видам массовой культуры;

- разрушение многовековой детской субкультуры как сферы апробации и закрепления нравственных основ взаимодействия, решения нравственных дилемм;

© В.А. Попов, УВ. Ульянова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- формирование у молодежи игровой, компьютерной зависимости;

- отчуждение детей, подростков от влияния референтных взрослых (родителей, учителей), развитие ложного чувства абсолютной взрослости и самостоятельности, иллюзии безнаказанности, вседозволенности; формирование двойственной морали (когда взрослым говорю одно, а в действительности, которую близкий взрослый не может фиксировать, делаю противоположное);

- девальвация роли живого человеческого общения в условиях субъект-субъектного общения, взаимодействия, ослабление коммуникативных потребностей в реальном режиме;

- девальвация творческого начала, воображения в учебной деятельности школьников;

- разрушение сакрального, интимного пространства личности.

Принимая во внимание обозначенные проблемы, необходимо подчеркнуть важность гибкого подхода к инноватике в деятельности педагога: ему, как замечал В. А. Сластенин, важно уметь откликаться на вызовы социокультурной реальности, не отвергая существующие традиции [12, с. 4].

Например, в гуманистической педагогике никто не отменял ее контролирующую функцию, благодаря которой учителя, родители обретают возможность наблюдать за ребенком во всем многообразии его проявлений и фиксировать те проблемы, которые определяются как педагогические задачи и решаются затем благодаря созданию целесообразных условий, привлечению необходимых средств. Однако сегодня этой функцией педагогическое сообщество, закономерно устремленное к либерализации детско-учительских отношений, часто пренебрегает, забывая о том, что самоконтроль школьника может развиться и сформироваться преимущественно в условиях первичного контроля взрослого, который длительный период выступает в роли второго Я ученика, помогает ему сначала постепенно осознавать, затем интериоризировать знания, умения, навыки самоанализа, самокритики, самоубеждения, самоуважения, самоуправления. Педагогический контроль необходим и за телевизионной информацией (это возможно), но, увы, для анализа транслируемых по телевидению антигуманных событий, вопросов о трудностях взросления, социализации в телевизионные студии для профессиональных дискуссий очень редко приглашаются учителя, воспитатели, преподаватели. В рыночных экономических условиях они чаще позиционируются как агенты образовательных услуг.

Сопровождение ученика, классного коллектива сначала посредством внешнего педагогического

контроля, затем их поддержки в самоконтроле -процесс длительный, противоречивый, одновременно внешний и внутренний, - потому так важна эмоциональная связь ребенка и взрослого в их реальной деятельности, которая в данный период откровенно претерпевает стагнацию, в том числе, и по причине интенсивного использования технических средств в повседневной жизни. Понятно, что позиция учителя-«страуса», пытающегося игнорировать технократизацию, обречена на провал. Но столь же опасна и позиция вседозволенности, вседоступности, бесконтрольности современного детства. Оперативной разработки и введения в педагогический процесс массовой школы ждут образовательные дисциплины типа «Основы культуры пользования техническими средствами», «Гуманизация жизнедеятельности человека постиндустриального общества», «Педагогика смыс-ложизненных ориентаций» и т. п., ибо центральной проблемой, связанной, в том числе, и с техническим прогрессом, определяется утрата человеком смысла жизни, экзистенциальный вакуум (А.Н. Бердяев, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.) [2,15, 18].

Одно то, что результаты работы общеобразовательной школы оцениваются исключительно по итогам сдачи выпускниками ЕГЭ в тестовой форме, подтверждает усиливающийся сциентизм, дидак-тогению современного образования, его формализацию. Помимо того данная тенденция размывает нравственные устои жизни общества, препятствует гармоничному развитию человека в единстве разума, чувств, воли, повышает риски в экономической, демографической сферах, в национальной безопасности страны. Почему? Потому что нивелируется индивидуальность молодого человека, целостность его личности, не формируются представления о морально-нравственном статусе человека во всем многообразии его возможных социальных связей. Как справедливо замечает Е.М. Сафронова, «приоритет воспитания в образовательном процессе школы все еще остается только желаемым, но не реализованным фактом», «воспитание в школе продолжает строиться на основе «мероприятий-ного» подхода в ущерб нравственно-смысловому, ценностному аспекту деятельности школьников [10, с.1]. «Эффективным можно считать лишь то обучение, которое будит в человеке духовность, стремление к самопознанию и самоопределению. Обучение, которое ориентировано лишь на получение знаний и узких технологий, неизбежно ведет к обеднению и кризису личности», - утверждает Г.К. Чернявская [17].Серьезное беспокойство среди специалистов (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов) вызывает «выдавливание» гуманитарного знания,

^^^^^ЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

эмоционального компонента из жизни учащихся. «Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого является примат средства над целью, ... техники над человеком и его ценностями». «Мысль до тех пор не может быть признана мыслью, пока она не будет содержать в себе помимо себя самой еще и мысли о смысле человеческого бытия» [5]. Д. И. Фельдштейн убеждает: Детство как социальный феномен ставит перед обществом новые задачи: обеспечить физическую и психическую защиту, оградить от хаотичного потока информации; принять взросление как ценность, обозначив его атрибутивно, приобщив подрастающее поколение к продуктивной научной и практической деятельности, психологическим занятиям; содействовать в формировании ценностной базы, нравственных установок и ориентаций, самореализации [14].

В целом же пока очевиден значительный разрыв между теорией и практикой педагогики, обучением и воспитанием, коллективным и индивидуальным, рациональным и эмоциональным, технократическим и гуманитарным в рядовой отечественной общеобразовательной школе.

В данном контексте нетрудно выявить закономерность: чем более неконтролируемо взрослыми интенсивное взаимодействие ученика с техническими средствами, тем более неопределенным становится процесс формирования им гуманистических смысложизненных ориентаций. Поэтому так важна сегодня и компенсаторная функция педагогики, когда учитель выступает фасилитатором учащихся не только в освоении технических средств, но и в их приобщении к разнообразным формам культуры, вовлечении в те виды деятельности, которые дефицитны в повседневной жизни детей, подростков (например, сюжетно-ролевые, подвижные игры, театрализация, дискуссии морально-нравственного содержания, прикладное творчество и проч.). Таким образом, компенсаторная функция приобретает дополнительную нагрузку, а именно - консервативно-традиционалистскую.

Многолетние исследования, проводимые на базе кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета, выявили абсолютную корреляцию между повышенным интересом ученика к использованию технических средств в повседневной жизни (компьютером, мобильным телефоном), пребыванием в Интернет-сети более 2 часов в день и непослушанием ученика в семье, дезорганизованностью, сопротивлением воспитательным влияниям, отчуждением от учителя, классного коллектива, агрессий по отношению к одноклассникам или реализацией

в их сообществе позиции жертвы, снижением уровня учебной мотивации к учебным предметам гуманитарного цикла, низкими показателями по тесту СЖО (А.Н. Леонтьев), проблемами в нравственном самоопределении.

Педагогически диагностировать нравственную сферу ученика крайне сложно; исследователям еще предстоит в этой области широкомасштабная работа, тем не менее, объективное оценивание образовательной среды школы, где воспитывается ученик и осуществляется устойчивое взаимодействие с его семьей, может стать важным критерием оценивания готовности учащихся к самостоятельной гуманно ориентированной жизни. В качестве варианта подобной диагностики был апробирован следующий диагностический алгоритм.

- Социально-педагогический критерий

(а) уровень соответствия воспитательной системы социальному заказу общества; уровень востребованности школы социумом; б) уровень воспитанности учащихся по критериям: «Правонарушения» и «Общественно опасные деяния»; в) уровень обученности).

- Общепедагогический критерий (оценка образовательного пространства) (!) объективный уровень (соответствие образовательного процесса формальным признакам гуманистического образовательного пространства); 2) субъектный уровень: отношение ученика, учителя к гуманистическим ценностям, наличие у них просоциальных целей).

- Психологический критерий (!) объективный уровень: обеспечение психологического комфорта личности в учреждении;2) субъективный (экзистенциальный) уровень: степень эмоциональной удовлетворенности субъектов собой в образовательном процессе, в жизни. ! блок. Анкета «Оцени свое состояние». 2 блок. Психологическое тестирование).

Использование данной диагностической схемы позволяет интегрировать деятельность учительского коллектива и социально-психологической службы без экспансии одного направления деятельности на другое.

Продолжая развивать мысль об опасности технократизации системы образования, обратим внимание на взаимосвязь техногенных и гуманистических компонентов, закономерно выстраиваемых в единую цепь: «технократизация общества

- технократизация образовательного процесса

- сциентизм образования - приоритет дидактике в ущерб воспитанию - свертывание личностно ориентированного образования - отчуждение мира детей от мира взрослых - отчуждение детей от гуманистического влияния социума - дезориента-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ция ученика в ценностях гуманистических и антигуманных - несформированность гуманистических СЖО - неопределенность в выборе жизненной позиции - возможный антигуманизм».

Д. Белл, Л.А. Коган и др. указывают: постиндустриальное общество на переломе XX - XXI веков характеризуется обострением вопроса смысла жизни, ибо утрачивается конкретность образа будущего, отрицательные черты социума нередко превалируют над положительными. В настоящее время отмечаются противоречивые прогнозы развития современной культуры: преобладают пессимистические, предрекающие гибель цивилизации в связи с порабощением человека техникой, утратой смысла жизни (Д. Медоуз и др.). Прогрессивное прогнозирование связано с гуманизацией общества и сознания человека. В качестве гуманистических ресурсов культуры выделяются следующие: актуализация положений прогрессивных социокультурных теорий (А. Тойнби, К. Ясперс и др.), содействие личности в укреплении гуманистической культурной самоидентичности (в постэкономической концепции В. Л. Иноземцева культурным идеалом определена интеллектуально-творческая личность как представитель «среднего» - интеллектуального класса) [6]; признание нового уровня человека в социокультурной эволюции, где человек духовный (любовно-творческий) сменяет человека массового (агрессивно-потребительского) и создает духовную культуру (Б.Ф. Поршнев) [9]; актуализация жизнеутверждающего потенциала мировых религий.

М.М. Бахтин, С.Б. Веселовский, К. Д. Кавелин и др. доказали необходимость ориентации общества на развитие гармоничной личности; это возможно исключительно в культурном пространстве, обога-щённом взаимодействием философии, психологии, эстетики, где созданы условия для диалога, свободы самовыражения личности как способа уравновешивать Я имманентное и объективное, смеха, празднеств, игр в повседневной жизни.

Важнейшим ресурсом прогрессивного развития российского общества выступает система образования. Ее культурологизация выражается не только в насыщении программ школ и вузов культурологической информацией, но и учетом новых культурных явлений, противоречий при культивировании гуманистических ценностей как квинтэссенции социального опыта, конвенциональных норм культуры (А.А. Горелов, П.Ф. Дик и др.) В связи с этим педагогическому сообществу необходимо осознавать функциональную диалектику культуры, ее обусловленность историческими особенностями. Так, сегодня актуально единство функций преобразующей, защитной, трансляционной, познаватель-

ной, регулятивно-нормативной, коммуникативной, креативной, сигнификативной, воспитательной, релаксационной [13]. Релаксационная функция достаточно противоречива, ибо цивилизованное общество представлено как положительными формами и средствами релаксации (праздники, игры, посещение театров, музеев, созерцание природы и т. п.), так отрицательными (порнография, вандализм и проч.), которые в целом снижают роль функции воспитательной. В связи с этим важно выделение приоритетной функции - гуманистической, ибо культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает позитивные качества. Пути реализации данной функции: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем [4].

Учитывая, что современное искусство проповедует как интерсубъективность, так и стихийность, иронию, конфронтацию, отказ от авторитетов, пренебрежение к прошлому, традициям; опирается на стилевые смешения витализма, гуманизма и внутренней напряженности (Р. Панвиц, М. Эпштейн и др.), подрастающему поколению важно раскрывать гуманистические ресурсы не только элитарной, но и массовой культуры. Как выявила В.Г. Лебедева, она демократизирует отношения между различными слоями общества, приобщает учащихся к современным позитивным формам развлечений и проч. В массовой культуре наряду с популярной выделяется культура фольклорная, которая связана с сохранением традиций, предоставляет разнообразные формы исполнения: индивидуальные (изложение легенды, исполнение причитания); групповые (исполнение танца, песни); массовые (карнавальные шествия, народные гуляния).

В качестве культурных ресурсов выделяются также: акцептация (принятие) новых культурных явлений, понятий, их изучение, содействие личности в самоопределении при наличии деструктивных жизненных обстоятельств, социокультурных реалий, что убедительно доказано современными немецкими исследователями; акцентирование в системе культурных норм конвенционального типа, опирающихся на общественный договор, в совокупности с нормами институциональными, статистическими, эталонными [7]. Е.С. Кухтерин говорит о ведущей роли в нравственной культуре этического мышления («способности» морального мышления, умения отличать добро и зло, пользоваться этическим знанием и проч.), чувства (способности к сопереживанию, «моральному резонансу»), поведения (осуществления в моральной практике помыслов и чувств, их превращения в

Е^р^|педагогикаИПСИХОЛОГИЯ

повседневную норму поступка), этикета (уровня приверженности к правилам, регламентирующим форму, манер поведения личности в общении) [8, с. 222].

Д. А. Белухин вводит в педагогику понятие «нравственная личность» - это человек, который приобретает и развивает нравственные привычки, ведущие к формированию нравственных качеств.«В процесс становления морального облика человека органично вплетаются эстетика (нравственный поступок всегда красив), интеллектуальная деятельность (понимание разумом сущности поступка), эмоции (переживания) и др.» [2, с. 113-114]. Схематично «хороший поступок» можно представить как последовательность актов: «положительные эмоции - интерес - воля - действие - оценка» [2]. В. В. Сериков говорит о феномене «быть личностью» в связи с функциями индивидуального опыта человека, его способности к исповеди в образовательном процессе; личность - особая форма «социального бытия человека, его ориентировки в социуме», но «личность в образовании пока выполняет роль средства; субъектность, смыслотвор-чество, критичность еще не рассматриваются как самоценность» [11, с. 25].

В подобных размышлениях всегда опасны декларативность и сужение значимости заявленной проблемы. Конкретная современная семья, реальные учителя ждут не столько новых отдельных методик или технологий (сегодня их масса - весь XX век был посвящен их поиску) нравственного воспитания детей, сколько реальных условий для его воплощения через наличие реального времени, адекватного физическим и психическим ресурсам учащихся и взрослых.

Для этого важно возвратиться к положениям гуманистической педагогики. Рассмотрим ее основополагающие принципы, сформулированные В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым и др. [12].

Принципы реализации личностно ориентированного образования, гуманистической педагогики в целом, будучи взаимообусловленными, условно подразделяются на метапринципы (как фундаментальные положения, обусловливающие ход образовательного процесса) и частные, т.е. микропринципы (как непосредственное руководство в повседневной деятельности педагога). Среди метапринципов выделены следующие: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, природо-сообразность, культуросообразность образования, принцип целостности, реализация деятельностно-го, личностного, полисубъектного (диалогового), индивидуально-творческого подходов. Частные принципы: обучение и воспитание детей в коллекти-

ве, связь воспитания с жизнью и производственной практикой, эстетизация детской жизни, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованность требований школы, семьи и общественности; увлечение воспитанников перспективами; создание ситуаций завтрашней радости, т.е. принцип оптимизма; сочетание прямых и параллельных педагогических воздействий [12].

Сопоставим некоторые принципы с технократическими перегрузками, навязываемыми эпохой ученику:

- профессиональное развитие часто подавляет общее, гармоничное развитие личности;

- природосообразность образования дефоми-рована: социальное преимущественно превалирует над природным, индивидуальным;

- культуросообразность образования: гуманитарная культура подавляется технократической.

Для преодоления указанных перекосов в системе мета- и микропринципов, как показали исследования, необходимо включить мезопринципы, способствующие формированию учащимися (при помощи взрослых) гуманистических смысложиз-ненноориентационных ориентаций.

Смысложизненноориентационные мезопринципы:

- принцип онтологичности;он выражается в целесообразной актуализации в процессе взаимодействия педагога с учащимися вопросов философского уровня: «В чем смысл жизни?», «Что я ценю в жизни?», «Всесилен ли человек?», «Каковы мои идеалы?», «Можно ли стать абсолютно свободным?», «Что значит быть счастливым?» и т.п.; в ориентации педагога на доминанту: смысл существования - в самом существовании, в стремлении, несмотря на всевозможные трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому; данный принцип позволяет преодолеть бинарный подход к жизни;

- принцип здоровьесбережения обеспечивает дозирование учителем участия ученика в различных видах деятельности, чтобы не была преодолена грань между развитием у ребенка воли и подрывом его физического и психического здоровья; ученик ориентируется взрослыми на положительные образцы жизнедеятельности, на заботу о собственном теле, физическом, психическом, духовном здоровье, здоровый образ жизни;

- принцип гендерного подхода предполагает учет в педагогической деятельности половых осо-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

бенностей учащихся, актуализируя особенности маскулинного и феминного типов поведения, специфику их воспитания, обучения, развития;

- принцип психологизации предполагает организацию образовательного процесса с опорой на психологические закономерности развития личности, группы, общества; активное целесообразное введение в образовательный процесс форм, методов психологической работы с личностью, группой; обеспечение психологического комфорта образовательного пространства, функционирование в нем психотерапевтических зон (игро-, смехо-, песко-, кино-, музыко-и др. видов терапии);

- принцип этико-эстетической обусловленности жизни школы: соблюдение этических норм во взаимоотношениях всех субъектов, создание условий, обеспечивающих личности восприятие красивого (следует отметить необходимость «перевода» данного принципа с уровня «частных» на уровень мезопринципов);

- принцип профориентационной направленности проводимых мероприятий как актуализация вопроса профессионального самоопределения учащихся на протяжении всех лет обучения в школе с учетом возрастного фактора самореализации (в системе «задатки - способности - просоциальные увлечения, интересы - первичные профессиональные пробы»), формирования позитивного отношения к труду;

- принцип профилактической направленности проводимых мероприятий побуждает педагогический коллектив, взаимодействуя с воспитанниками, соблюдая этические нормы, акцентировать внимание подопечных на негативном влиянии на организм человека алкоголя, наркотиков, беспорядочных половых связей, опасность вовлечения в асоциальные структуры, утверждая здоровый образ жизни, давая происходящему в жизни, сообразно обстоятельствам, морально-нравственную оценку.

На основе представленных принципов выделяются направления воспитания (онтопсихо-логические), отличающиеся фундаментальным характером, на которые опирается арсенал традиционно выделяемых отечественной педагогикой видов воспитания (их можно определить как социокультурные: патриотическое, экологическое, правовое, трудовое, физическое и проч.): онтологическое, валеологическое, гендерно-психологическое, этико-эстетическое, профориентационное, профилактическое воспитание.

Технократическая зависимость фиксируется и лечится, однако ее педагогическая профилактика находится пока в зачаточном состоянии. Но если всю педагогику свести только к профилактике

всех разновидностей зависимостей, противостоянию технического давления, то она превратится в частную технологию. В действительности общая педагогика способна на гораздо большее: 1) удерживать баланс между технократией и гуманизацией общества; 2) содействовать формированию нравственного самосознания воспитанников, 3) содействовать воспитанникам в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций - это разовьет в них самостоятельность и гуманистическую устойчивость.

Важным средством выравнивания отношений в дихотомии «технократизм - гуманизация» может стать воспитательная система школы, в частности, воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся. В ее контексте методы воспитания подразделяются на базовые, ситуативные, специальные. Деятельность учащихся представлена как совокупность ведущих видов (общения - приоритетно, учения, игры, труда) и специальных: рефлексивной (самоанализа, исповеди, благодарения), творческой (аналитической, художественной, прикладной), педагогической, организаторской, деятельностью в ситуации выбора. В педагогическом взаимодействии наряду с субъект-субъектными актуализируются субъективно-субъективные отношения учащихся и педагогов, реализуется демократически-творческий стиль педагогической деятельности.

Технология формирования смысложизненных ориентаций - явление статическое (содержание -средства - условия) и динамическое (процесс). Актуальные социокультурные средства смыс-ложизненноориентационной технологии: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы): урок, тренинг, внеучебные мероприятия, школьные кружки, секции, клубы по интересам в их устойчивой совокупности. Процессуальный алгоритм формирования смысложизненных ори-ентаций учащимися: а) поэтапное решение педагогическим коллективом педагогических задач; б) поэтапное движение ученика от цели к результату на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития. Деятельность учащихся осуществляется сначала при активной стимулирующей, затем вспомогательной деятельности педагога (воспитания, обучения, развития): 1) укрепление в учащихся чувств любви и интереса к себе, самоуважения; 2) знакомство учащихся с презентуемыми в образовательном пространстве базовыми гуманистическими ценностями; 3) первичная интериоризация

Е^р^|педагогикаИПСИХОЛОГИЯ

гуманистических ценностей посредством смыс-лообразов, формирование нравственного идеала; 4) обсуждение возникающих противоречий, сомнений со взрослым - референтным лицом и классным сообществом, родителями, друзьями; уточнение собственной жизненной позиции, формирование нравственных убеждений, позитивных Я-концептов; 5) реализация духовно-нравственной позиции в ситуации выбора, в делах, поступках, постановка ближних и дальних жизненных целей, уточнение гуманных способов их достижения.

Профилактика технократической зависимости учащихся в контексте указанной воспитательной системы реализуется посредством профилактического направления. В нем оформлена специальная программа профилактики технократической, в том числе, и компьютерной зависимости, направленная, прежде всего психологом, на работу с учителями, учащимися, родителями. В данной программе учитывается наличие трех степеней технократической зависимости школьников: 1) ученик подчинен техническим устройствам и слабо поддается воспитанию, обучению; 2) ученик насильственно отчужден от технических средств и противостоит влиянию взрослых; 3) ученик рационально и целесообразно использует технические средства, занимая позицию грамотного пользователя и адекватно включаясь в образовательный процесс. Участники последней типологической группы представляют собой когорту школьников, адекватно реагирующих на воспитательное влияние компетентных взрослых и готовых к нравственному, гуманно ориентированному саморазвитию.

В процессе размышлений возникает вопрос о подготовке педагогических кадров к подобной работе.

На наш взгляд, первичными условиями приема абитуриента в педагогический вуз должны стать:

- профессиональное призвание, способность к рефлексии и субъективному смыслотворчеству, где цель обучения, содержание, методы обучения -средства данных процессов (В.А. Сластенин);

- первичный положительный опыт педагогической работы;

- социальная и материальная защита педагога, его реальная возможность культурно, духовно совершенствоваться, как следствие - поднятие

престижа профессии в социуме, общественное признание; в этом случае учитель будет восприниматься учениками нравственным наставником, а не урокодателем;

- практическое сотрудничество преподавателей, кафедр психолого-педагогических вузов с конкретными образовательными учреждениями;

- выполнение части педагогических диссертационных исследований по запросам конкретных образовательных учреждений, департаментов образования, что в значительной степени укрепит связь педагогической теории с практикой.

Обобщим риски интенсивной технократизации современной жизни:

- изменение сознания граждан, повышение градуса дегуманизации отношений, самореализации, дискредитация гуманистических ценностей, девальвация значения смысложизненного поиска для развивающейся личности школьника, подрыв доверия в системах «ученик-учитель», «ребенок-родители», «дети-взрослые»;

- девальвация эмоциональной сферы, чувств, переживаний учащихся;

- приоритет точным наукам, академическим формам и методам преподавания в ущерб гуманитарному знанию и развитию нравственной, гуманно ориентированной личности;

- переход педагогики как науки о закономерностях, методах, формах и методах образования (воспитания и обучения), результатом которого является личность с определенными качествами, в статус вспомогательной, межпредметной сферы, в сферу услуг;

- разрушение воспитательных традиций отечественной педагогики в пользу дидактики.

Сегодня именно педагогика способна синтезировать социальное и экзистенциальное в человеке и обществе, взять на себя роль гуманизатора общественных отношений и личностного развития учащихся, сдерживать тотальную технократическую экспансию.В дихотомии «гуманизация- технический прогресс» педагогика - потенциальный интегратор прогрессивных сил общества, тот ресурс, без которого нация откровенно деградирует, следовательно, ей, педагогике, необходимо получить соответствующие полномочия.

Библиографический список

1. Абрамян А., Аршинов В., Беклемышев В., Вартанов Р., Дубровский Д. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий [Электронный ресурс] / Наноиндустрия. Научно-технический журнал. Выпуск №1/2008. http://www.nanoindustry.Su/issue/2008/1/2. (дата обращения: 25.08.2009)

2. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.

_- ----------------УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

3. Бердяев Н.А. Судьба России. / Самопознание (опыт философской автобиографии). Ростов н/Д: Феникс, 1997. 544 с.

4. Горелов А.А. Культурология: Учеб.пособие. М.: Юрайт-М, 2001. 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.

6. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М, ЛОГОС, 2000. 304 с.

7. КаганМ. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6. С. 47-61.

8. Кухтерин С.Е. Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М., 1999. 29 с.

9. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Издание: 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 235 с.

10. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в общеобразовательной школе: функции, критерии, механизмы. Диссер...д-ра педаг. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005. 360 с.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология.Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

13. Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений молодежи: коллективная монография / В. А. Попов, И.В. Ульянова, Т.В. Егорова и др. Владимир: ВГГУ 2008. 259 с.

14. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] / Д.И. Фелдштейн// Проблемы современного образования / www.pmedu. 2010. №2. С. 5-12 (дата обращения 20.10.2011)

15. Франкл В. О смысле жизни. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: пер. с англ. Самара: Бахрах, 1996. - 480 с.

16. Франкл В. Логотерапия: пер. с англ. // Техники консультирования и психотерапии. Под.ред. УС. Сахакиан. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 624 с.

17. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы. Автореф. дисс. д-ра филос. наук: 09.00.11. СПб, 1994. 38 с.

18. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни. М.: МПСИ, 2006. 768 с.

V.A. POPOV, I.V. ULYANOVA

THE HUMANIZATION AND TECHNOLOGICAL PROGRESS OF SOCIETY: WHERE IS THE PLACE OF PEDAGOGY?

This article presents reflections on the place of pedagogy in modern culture. In this article are revealed the risks and the potential of pedagogy of post-industrial society, its sense of life resourceis characterized, relevant functions are identified.

Key words: humanization, technocracy, the social and educational risks, the formation of student life meaning orientation, tradition and innovation, moral culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.