УДК 371.4;37
Лопатин Андрей Рудольфович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ariadn 85@mail. ru
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Рассмотрена сущность феномена «социальная зрелость школьника» и модель педагогического обеспечения процесса ее формирования.
Ключевые слова: социальная зрелость, социальная зрелость школьников, педагогическое обеспечение, формирование социальной зрелости.
Одной из главных социокультурных характеристик любого общества, перспективности его существования и развития считается социальная зрелость подрастающих поколений. Современные условия в России, которая находится в ситуации продолжающихся перемен, диктуют необходимость рассмотрения комплекса проблем, связанных с особенностями протекания этого процесса у детей школьного возраста и эффективностью педагогического обеспечения всей работы образовательного учреждения в этом направлении.
Изучение научных публикаций и результатов исследований позволяет нам констатировать, что исходным для обоснования концептуальных подходов педагогического обеспечения может служить междисциплинарный анализ, позволяющий выделить общее и особенное в толковании термина «социальная зрелость», указать на ее природу и сущность, подчеркнуть многоуровневость проявлений. В этой связи были рассмотрены: во-первых, конкретные определения данного феномена в философии, социологии, акмеологии, психологии, педагогике; во-вторых, раскрыты различные направления изучения данного явления, нашедшие отражение в этих науках.
Прежде всего, отметим, что в философских словарях социальная зрелость - это определенный этап в развитии, фиксированный момент процесса в условиях его непрерывности.
В социологии (А.С. Темиров и др.) социальная зрелость чаще всего рассматривается в связи с социализацией человека, как обобщенный ее результат, критерий, как диалектика приспособления индивида к обществу и обособления от него; как признание обществом за человеком определенного возраста комплекса гражданских прав и обязанностей, подкрепленного получением образования, началом трудовой деятельности, равноправностью социальных ролей в сфере экономики и политики.
В психологии речь идет о зрелости в двух планах.
а) Как некотором периоде в жизни человека. В этом случае зрелость отождествляется со взрослостью и характеризуется тем, что это состояние, к которому приходит организм в конце своего раз-
вития; как самый продолжительный период онтогенеза, с тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физиологических способностей личности; как завершение юности и начало старения. Продолжая данную логику, ссылаясь на высказывания Б.Г. Ананьева, о зрелости человека можно готовить с разных позиций: как индивида (физиологическая зрелость), как личности (общественная), как субъекта познания (умственная), труда (работоспособность).
б) Большинство исследователей предлагают изучать психологическую зрелость как высокий уровень развития сенсорных, мнемических, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень функционирования индивида, его готовность анализировать, понимать, события и явления внешнего мира; в) личностную зрелость - как высокий уровень самопознания, самосознания, отношения человека к себе и собственной деятельности, творческое решение задач; г) социальную зрелость -как соответствие поведения человека требованиям и ожиданиям общества, ответственное выполнение им определенных социальных ролей (С.Г. Плугин).
В педагогике преимущественно используется термин социальная зрелость, которая трактуется как уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому (Л.В. Мардахаев). Более того, в педагогической теории социальная зрелость нередко отождествляется со взрослостью.
Таким образом, междисциплинарный анализ позволяет сделать несколько выводов, важных для дальнейшего исследования:
1) зрелость - качественная характеристика развития применительно к любому этапу онтогенеза;
2) синонимический ряд включает созревание, развитие, взросление, зрелость;
3) видами зрелости является: физическая, психическая, социальная, личностная;
4) социальная зрелость характеризуется в контексте многих научных школ и методологических подходов (объективного, субъективного, системно-
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Лопатин А.Р., 2014
Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников
го, культурологического, аксиологического, контекстного, психосоматического, личностно-ориентиро-ванного, когнитивного, акмеологического, бихеви-ористического, деятельностного, интегративного). При этом гуманистический подход представлен только в психологии;
5) социальной зрелости присущи совокупность сторон, уровней, элементов, форм. В частности, процессуальная сторона такой зрелости раскрывается посредством незавершенности, постоянства, непрерывности, нелинейности, многомерности, полифоничности; уровни определяются с начального к допустимому, оптимальному и от него к повышенному; элементами называются социальное познание, роли, ответственность, модели поведения, нормы; формами (видами) называют нравственную, политическую, трудовую, семейно-бы-товую, социально-психологическую.
Все сказанное выше доказывает, что социальная зрелость - это готовность и способность человека к осуществлению общественно-полезной деятельности, предписанных возрастному этапу социальных ролей, к проявлениям социальной активности на основе усвоения, принятия, интериориза-ции личностью культуры общества. Социальная зрелость формируется в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.
Характеристики социальной зрелости могут являться критериальными признаками ее сформи-рованности: развитое чувство социальной ответственности, наличие и степень развития социального интеллекта, способность к активному участию в общественной жизни, эффективность использования своих знаний, умений и социальных навыков в повседневной жизни, наличие и реалистичность жизненных планов, конструктивность решения жизненных проблем на пути к самореализации.
Социальную зрелость можно рассматривать как процесс, результат, механизм, этап развития. Применительно к периоду школьного обучения подходит каждый из этих признаков, но если исходить из контекста формирования, мы будем ее рассматривать как процесс, ведущий при определенных условиях к накоплению жизненного опыта, ценностной независимости, ответственности и саморегуляции поведения.
Для того чтобы была достигнута социальная зрелость, требуется педагогическое обеспечение, которое рассматривается нами как деятельность по созданию и рациональному использованию ресурсов субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения и социальной среды для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества в его продуктивном и безопасном социальном взрослении. В этом случае педагогическое обеспечение изучаемого феномена характеризуется много-
векторностью, полисубъектностью, полифункциональностью, вариативностью, реалистичностью.
Его модель в контексте гуманистического подхода будет включать совокупность идей (усиление способности личности к самоактуализации, открытости школьника к повседневной реальности, к окружающему миру и к себе в этом мире, включение в культурное пространство, построение отношений с педагогами, сверстниками на основе уважения, заботы, поддержки); закономерности (внедрение идей в систему образовательного учреждения будет продуктивным при условии и с учетом потребностей личности, возможностей педагогического коллектива, жизненного пространства; продуктивность будет зависеть от состоятельности избранной стратегии и преломлении ее в тактиках, соотнесении, координации интересов внешней и внутренней среды образовательной организации); принципы (человекосообразности, межсубъектности, диа-логичности, сегментации, опоры на жизненный опыт личности, контекстности, элективности, адресности, гуманитарности); ряд компонентов (ценностно-целевой, аффективный, процессуальный и оценочно-результативный). Первый компонент ориентирован на акцентуацию субъект-субъектных отношений, на организацию деятельности на основе уважения, принятия, доверия, эмпатии, сотрудничества. Второй компонент предусматривает создание и поддержание состояния удовлетворенности, психологического комфорта, ощущения безопасности, мотивации участия и удачи. Третий компонент предполагает SWOT-анализ, диагностику состояний, уровней, ситуаций, проектирование действий, разработку оперативных планов, методическую поддержку. Четвертый компонент базируется на специально разработанном мониторинге.
Его содержание будет базироваться на гуманистических ценностях: признания самоценности человеческой личности, ее индивидуальности и творческой сущности, открытия миру и себе; поддерживание ее потенциалов к непрерывному развитию, самореализации; стимулирования самоопределения на нравственных императивах, выработанных культурой;
- направлено на логическую упорядоченность ресурсов реальной педагогической деятельности и поддержку и процессов самооптимизации;
- предусматривать наполнение ценностно-смысловыми элементами содержания жизнедеятельности школьников организации;
- ориентировано на целесообразное расширение жизненного опыта учащихся в процессе усложняющихся социальных практик, создание пространства для духовного самопроявления, проявления гражданской позиции и демонстрации личных достижений;
- построено на творческой, коллективной, лич-ностно и социально значимой деятельности, кото-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
159
рая способствует освоению социальных ролей, позволяет использовать в качестве средств ситуации успеха, обучения на ошибках, моделирование жизненных перспектив, проигрывание затруднений, социальные пробы.
Механизмами его реализации будут: смена образа целостности от гомогенной к множественной единичности, балансовый характер содержания (вертикаль и горизонталь, временность и продолжительность, обязательность и выборность), нравственно-смысловая доминанта, «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), ситуационной событийности (Е.М. Сафронова), методической парадигмаль-ности (Е.В. Титова).
Организационно-педагогические условия эффективности реализации педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников: подготовленность педагогов образовательного учреждения на мотивационном (установки), когнитивном (психолого-педагогическая осведомленность), деятельностном (практические умения и навыки) уровнях; включенность родителей в жизнедеятельность образовательной организации; наличие службы мониторинга и психолого-педагогического сопровождения учащихся; интеграция усилий (действий) всех субъектов образовательной деятельности.
Итак, кратко охарактеризованная модель педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников, предусматрива-
ет в качестве системообразующего элемента цель, содержание деятельности, аккумулирующей представления о школьнике как высшей ценности социального бытия и субъекта, ответственного за саморазвитие, отдающей приоритеты диалоговым формам взаимодействия, ценностно-смысловому отношению к событию, личному примеру.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
2. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. -Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2000. - 248 с.
3. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Ижевск: Академия, 1999. - 52 с.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 192 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1995. - 368 с.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентирован-ное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
УДК 378
Мамонтова Наталья Ивановна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА (на примере института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова)
Cтатья посвящена характеристике модели социального воспитания студентов в информационной среде института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Ключевые слова: модель, социальное воспитание, информационная среда вуза.
В научной литературе для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач используется совокупность методов исследования, среди которых важное место отводится моделированию.
В философии, педагогике и психологии модель понимается как система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала.
Модель - это образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные, существенные свойства и пути реализации перспектив их развития.
Мы предлагаем модель социального воспитания студентов в информационной среде Института
педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, которая состоит из ценностно-целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов.
Исходя из этого, ценностно-целевой компонент будет включать также цель, задачи, принципы.
Цель социального воспитания студентов в информационной среде вуза - направленное и планомерное развитие и коррекция системы социальных ценностей и установок обучающихся, формирование и расширение их социально-профессионального опыта посредством специально организованного информационного влияния.
Задачами в данном случае будут выступать:
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Мамонтова Н.И., 2014