ПЕДАГОГИКА
УДК 378
Гарькина Ирина Александровна
доктор технических наук, доцент
Данилов Александр Максимович
доктор технических наук, профессор Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
[email protected], [email protected]
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждаются вопросы повышения качества обучения с учетом взаимоотношений образования, культуры и воспитания. Определяется структура балльно-модульно-рейтинговой системы обучения. Приводятся результаты апробации.
Ключевые слова: системный подход, система образования, качество образования, балльно-модульно-рейтинговая система.
В последнее время все более сильный прагматический упор делается на внедрение старых достижений теорий с целью скорейшего получения прибыли. К сожалению, это наблюдается на всех уровнях власти. Однако исчерпание без восполнения ресурсов теории и соответствующие недальновидные планы (типа «Нам вообще не нужна общая теория») чреваты тяжелыми последствиями, с которыми мы сталкиваемся уже сейчас, когда надо управлять очень сложными и глобально распределенными системами.
Из складывающихся неблагоприятных ситуаций развития мира и его компонент можно выйти лишь на основе фундаментальных новых открытий. А для этого нужны специалисты, владеющие всей гаммой фундаментальных знаний. Будущее науки и мира лежит во владении сложными абстрактными (математическими) понятиями очень высокого уровня (Стив Хоукинг). Не случайны усилия по осмыслению достижений современной математики и теоретической физики путем их сопоставления с современным состоянием кибернетики и перенесения в нее этих достижений. Многое объясняет сформулированный «Принцип (закон) 100% эффективности математики» [1]: «Для любой реальности (события, явления, процесса и т.д.) и любой наперед заданной (но не абсолютной) точности существует математическая структура, которая описывает эту реальность с этой точностью, и, обратно, для любой математической структуры и любой точности существует реальность, которая описывается этой структурой с этой точностью».
Так что нельзя серьезно говорить о качестве образования без существенного повышения уровня фундаментальной подготовки выпускников ВУЗов.
В настоящее время общество живет в условиях устойчивого тренда к постиндустриальному обществу в глобальных размерах (глобализация). Все системы сильно усложнились. Появились мощные усилители энергетических и информационных процессов (например, небольшая группа людей может терроризировать весь мир). Известно, большие ко-
^^^|""вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
эффициенты усиления системы способствуют ее неустойчивости. Возникают трудности стабилизации большой и сложной системы многосвязного регулирования («Мир» - реальность). Порядок надо не наводить, а поддерживать путем постоянного (перманентного) регулирования (управления). Это следствие «Управленческой парадигмы Мира»: «Все существующие в мире структуры поддерживаются (сохраняются) пока и поскольку их поддерживают (сохраняют) соответствующие им регуляторы обратной связи, при этом наблюдаемые флуктуации (присущие всем величинам) есть не что иное, как ошибки этого регулирования». Требуется учитывать взаимоотношения постиндустрилиза-ции, глобализации, цивилизации, культуры, образования, воспитания.
В настоящее время у людей много свободного времени и возможностей для их использования не всегда на благо и не с добрыми намерениями. Возникает большая проблема культуры и воспитания детей. Надо четко понимать смысл этих и дополнительных к ним понятий: цивилизация и образование. Цивилизация определяется как сумма знаний, технологий производств, включая ремесла и искусства, науку. А культура - цели и способы применения, использования цивилизации (высокий уровень цивилизации при низком уровне культуры опасен). Главное производство в человеческом обществе - воспроизводство самого человека. Его воспитание соотносится с культурой, а образование с цивилизацией.
Совершенно очевидно, нельзя оторвать образование от всего остального. Качество обучения, образование и творчество с позиций оптимизации нельзя рассматривать без их единства. Повышение качества образования возможно лишь на основе использования системных методологий.
Не случайно В.Уткин (медаль Олденбургера за пожизненный вклад в области автоматического управления, ноябрь 2003 г., Вашингтон) отметил [2]: «...элементы эстетики присущи не только искусству, но легко обнаруживаются во многих гла-
© Гарькина И.А., Данилов А.М., 2013
вах такой хорошо формализованной науки, как математика». И далее: «...любое математическое знание начинается с набора аксиом... как семь нот октавы в музыке. А затем - подобно мелодии из семи нот - новое здание математического знания возводится из аксиом. Но как? Никто не знает. Все определяется талантом, фантазией математика, его способностью увидеть окончательный результат». Особенно прозвучал «призыв к нетривиальному независимому мышлению, что абсолютно необходимо для научной работы». Напомнил слова Эйнштейна: «Образование - это то, что остается в вашей голове после того, как вы забудете то, что учили в университете».
Цели науки: объяснить явления окружающего нас мира, открыть новые явления, разработать теории, которые могут быть непосредственно использованы людьми для развития новых теорий, для будущей практической деятельности. Другими словами, сделать абсолютно ясным то, что было неясным и неизвестным и представить результаты исследований в виде хорошо формализованных знаний. Возможно для ученых, как и для творческих работников, процесс научного поиска и творчества является жизненной потребностью, но только научные работники всегда знают, для чего проводится тот или иной поиск; для творческих работников вопрос «Для чего?» - вторичный. Цель научных работников - достигнуть максимального правдоподобия между научными результатами и реальными явлениями. Полная идентичность произведения искусства реальной жизни вызвала бы чувство разочарования, как фотография для документа. Налицо приближенная (возможно весьма неточная) аппроксимация: логика - для науки, эмоции - для искусства.
Ученый работает с моделями реального мира или создает эти модели. Для него модели являются аксиомами, которые, в свою очередь служат начальным пунктом на пути к новому знанию. Но иногда аксиомы заводят исследователя в тупик. Не случайно предостережение Мандельштама коллеге: «Будьте осторожны. Ваша модель может отомстить за себя», а Бертран Рассел заметил: «Звучит курьезно, когда человек с улицы доверяет науке, в то время как человек из лаборатории теряет веру в нее».
Где выходы из тупиков? Да, гениальность ученого определяется его способностью к глубокой и полной обработке информации, намного превосходящей способности других людей. Этим качеством обладали все, вошедшие в историю науки. Однако их достижения в науке никак не следуют из существующих аксиом (законов); они создавали новые, которые не могут быть получены с помощью формальных логических рассуждений.
Процессы творчества в науке и искусстве скорее похожи, чем принципиально различны. А вот результаты научных работников предназначены для
ограниченного круга людей - экспертов в данной области. Судьба научной истины скромна. Ей отпущено лишь одно мгновение торжества: момент ее рождения. До него истина никому не известна, после - тривиальна.
Где находятся пики человеческого вдохновения? Возможно, в науке - все явления сделать полностью объяснимыми, все новые теории абсолютно понятными; в искусстве - когда вдохновение оставляет многие вопросы открытыми и лишь призывает к интеллектуальной активности. Пики в науке и искусстве несопоставимы.
Все приведенное есть развернутый эпиграф к комплексу обсуждаемых вопросов о качестве и оптимизации образования.
Обратимся снова к личному примеру Лауреата. Выслушав хорошо подготовленный монотонный ответ об эллипсах, параболах и гиперболах, учитель произнес: «Как скучно!» и продолжил: «Не беспокойся (это ученику), у тебя пятерка, но ты садись». Подходит к доске, рисует конус, пересекает его плоскостью. Затем меняет наклон плоскости. Без единой формулы на поверхности конуса появляются эллипсы, параболы и гиперболы. Вряд ли есть необходимость далее рассуждать о полнейшей связи качества образования и методики обучения.
К сожалению, наблюдается существенное ухудшение кадрового обеспечения науки, промышленности и других сфер. Полумерами вряд ли можно устранить основную причину кризиса - крайне низкая оплата фундаментальных исследований, падение их престижа, не стимулирующие приток молодых специалистов и способствующие оттоку продуктивных специалистов, ученых из соответствующих сфер деятельности. Указанные проблемы не могут быть разрешены разрозненными усилиями, необходимы скоординированные коллективные действия по оптимизации всей структуры и деятельности образовательной системы. Основная задача - адаптация системы образования к условиям существующей и будущей рыночной среды с сохранением имеющихся достижений. Так, известно, цикл подготовки профессионала из молодого специалиста в рамках определенной научной школы (наличие школы обязательно) составляет от 7 до 12 лет. Наиболее острой проблемой является резкое уменьшение числа молодых специалистов, желающих заниматься теоретическими исследованиями. В кадровом обеспечении теоретического уровня практически отсутствует поколение 30-летних высококвалифицированных специалистов. Велика опасность, что поколение действующих сейчас 5060-летних ученых уйдет из фундаментальной науки, не успев подготовить достойной смены [3].
Не затрагивая многих других вопросов повышения качества, рассмотрим некоторые существующие подходы к оценке и созданию системы качества образования.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
5
При исследовании практически любой системы важным этапом является идентификация основных ее составляющих - организационной структуры (реально сложившейся, а не нормативной - по положению об организации, штатному расписанию и т.д.), процедур функционирования, методов стимулирования и т.д. Существенная и сложная динамика, непрозрачные отношения в коллективе не позволяют получить объективные данные об исследуемой системе с возможностью использования формальных методов для моделирования и идентификации. Основной становится экспертная информация. Наиболее полно разработаны концепция и методы многовариантной коллективной экспертизы: методика формирования экспертных комиссий (формирование списка кандидатов в эксперты; выявление существенно различных точек зрения и классификация экспертов, а также групп не конфликтующих экспертов; оценка их условной компетенции; формирование экспертных комиссий); методы работы экспертных комиссий. Эта методология прошла многочисленную апробацию в системах здравоохранения, регионального пассажирского автотранспорта, межбюджетных отношений федерального центра и субъекта РФ и оплаты труда в бюджетной сфере, для совершенствования систем управления ряда крупных предприятий и организаций и т.д.
При системном управлении качеством подготовки в ВУЗах специалистов приоритетным является востребованность их выпускников на рынке труда. Естественно, образовательные услуги должны отвечать современным потребностям в сфере будущей деятельности выпускников по избранной специальности. Они должны удовлетворять требованиям как обучаемого, так и потребителя выпускника и соответствовать Государственным образовательным стандартам; не противоречить действующему законодательству и иным нормам современного общества. Цены образовательных услуг должны быть конкурентно-способными и обеспечить прибыль для их собственного развития.
Не стоит в стороне от разработки систем качества в образовательной среде и Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. В течение ряда лет здесь работает система рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр, факультетов, институтов. Она позволяет оценить вклад каждого преподавателя и структурного подразделения в повышение рейтинга ВУЗа и повышение качества образования в целом. При выборе весовых констант учитывались и разрушение кадрового обеспечения в стране многих научных направлений, в связи с недостаточным финансированием фундаментальных исследований, а также необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, особенно высшей квалификации. Разработанная система
прошла многолетнюю апробацию, подтвердилась эффективность и перспективность ее использования. Одновременно с этой системой разработана методика балльно-модульно-рейтинговой оценки знаний студентов (формирует готовность студента к самообразованию). Здесь материал дисциплины разбивается на модули и предусматривается проверка усвоения каждого модуля. Может использоваться широкая шкала оценки знаний (предполагается 100-балльная). Стимулируется учебная деятельность и систематическая самостоятельная работа студентов в течение каждого семестра, открывается возможность внедрения в процесс обучения здоровой конкуренции. Преподаватели получают право свободного выбора методики обучения. Появляется возможность участия формирования бюджета в структурных подразделениях ВУЗа.
Естественно, для работы в рамках балльно-модульно-рейтинговой системы оценки результатов обучения для каждого направления (специальности) требуется разработка:
- программ по каждой дисциплине (указывается трудоемкость в кредитах; цели освоения данной дисциплины; условия балльной оценки (список общих и специальных компетенций));
- материалов для аудиторной работы по каждой дисциплине (тексты лекций, в том числе в электронном виде, программы и планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, раздаточный материал);
- материалов для самостоятельной работы студентов (наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов, курсовых работ, эссе и критерии их оценивания);
- учебных электронных материалов в электронной библиотеке ВУЗа;
- материалов для контроля знаний (письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине);
- материалов для работы на практиках (планы и программы проведения практик, формы отчетной документации).
Предполагается принятие вузом многоуровневой системы контроля (текущий, итоговый уровень; письменная, устная, автоматизированная и др. формы).
Опыт применения балльно-модульно-рейтинговой системы в российском высшем образовании и за рубежом показывает, что ее введение находит положительной отклик у студентов. Они, даже не имея практики обучения в этих условиях, как правило, к ней быстро адаптируются.
Сложнее с профессорско-преподавательским составом: внедрение балльно-модульно-рейтинговой системы требует радикального изменения индивидуальных методик работы преподавателей. Кроме того, при переходе вуза на такую систему
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
обучения резко увеличивается количество контрольных мероприятий (возрастает нагрузка на преподавателей). Для мотивации ППС во избежание снижения качества образования требуется соответствующее увеличение оплаты труда.
Апробация системы при изучении курса математики [4; 5] подтвердила ее эффективность (авторами разработан полный комплект учебно-мето ди-ческой документации для организации учебного процесса по балльно-модульно-рейтинговой системе по курсу математики, включая тесты по модулям и всему курсу).
Не вызывает сомнений, что только системный подход к обеспечению качества подготовки специалистов позволит выйти на требуемый международным сообществом уровень образовательных услуг.
Библиографический список
1. Бутковский А.Г. К философии и методологии проблем управления // Идентификация систем и задачи управления SICPRO,03: Пленарные док-
лады II Междунар. конф. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2003. -С. 130.
2. Уткин В. Почти серьезный разговор о науке и искусстве. // Идентификация систем и задачи управления SICPRO’05: Пленарные доклады IV Междунар. конф. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2005. - С. 64.
3. Прангишвили И.В., Лотоцкий В.А., Гинс-берг К. С., Смолянинов В.В. Идентификация систем и задачи управления: на пути к современным системным методологиям // Проблемы управления. -2004. - № 4. - С. 2-15.
4. Данилов А.М., Гарькина И.А. Системные методологии в управлении качеством образования // Педагогика высшей школы и профессионального образования. - 2012. - № 1. - С. 7-9.
5. Данилов А.М., Гарькина И.А. Система высшего образования в экономическом развитии страны // Московское научное обозрение. - 2013. -№ 6. - С. 48-49.
УДК 371.3
Лопатин Андрей Рудольфович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ariadn 85@mail. ш
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Статья посвящается проблеме формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Одним из путей решения данной проблемы, довольно остро стоящей, в настоящее время перед российским обществом, школой, субъектами педагогической деятельности, является создание ситуаций успеха в образовательном процессе.
Ключевые слова: социальная зрелость школьников, гуманизм, гуманизация образовательного процесса, успех школьника, создание ситуаций успеха.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, закрепленные в ФГОС РФ. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.
В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Существует насущная необходимость создания условий для позитивной
самореализации школьников, так как именно в них может сформироваться саморазвивающаяся социально успешная и социально зрелая личность, которая может быть в большей (или меньшей) степени устойчивой к отрицательному влиянию окружающей социальной среды.
Традиционно социальная зрелость рассматривалась с точки зрения внешних ее проявлений, таких как завершение образования, получение профессии, служба в армии. Социальная зрелость характеризовала один из способов жизни в стабильном обществе и была предметом, главным образом социологиоческих исследований. Ситуация социально-экономических изменений, произошедших в нашем обществе, привела к размыванию внешних критериев зрелости (изменилось отношение к партийной принадлежности, изменились представления о престижности профессий, высшего образования и пр.), изменился, соответственно, и смысл социальной зрелости, который стал отражать способность человека достойно жить в ситуации экономической, ценностной, социальной, политичес-
© Лопатин А.Р., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4