индивидуальную образовательную траекторию, отвечающую его потребностям в дальнейшей специализации.
Литература:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.-Москва-2002 г.
2. Мы конкурентоспособны. Профильное обучение. Бизнес-образование. // образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. - Казань, Министерство образования и науки Республики Татар-
стан, 2006.. - с.44-46.
3. Профильное обучение. // образование в Республике Татарстан: состояние и тенденции развития. - Казань, Министерство образования и науки республики Татарстан, 2005. - с.17-18.
4. Нугуманова Л.Н. Профилизация обучения в средней школе. // Школа: проблемы и поиски. - №1. - 2005. - с.4-5.
5. Профилизация как инновационный процесс в условиях взаимодействия учредений общего и профессионального образования. - Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 108 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.В.Солонщикоеа, соискатель ИПППО РАО
Социальная активность - динамическое свойство личности, которое отражает социально-профессиональный направленность и готовность личности включиться в различные виды деятельности, опосредованные характером профессиональной деятельности будущего специалиста. Выше обозначенное свойство может проявляться и в процессе работы в общественных организациях, в общественно -полезном труде, в различных областях науки, техники, культуры, в лич-но-преобразующей деятельности, направленной на самосовершенствование в соответствии с ожиданиями общества, стремлением обеспечить высокую эффективность и качество своей общественно-трудовой деятельности.
Одним из педагогических условий эффективности формирования социально активной личности студентов является организация внеаудиторной деятельности. 92
В нашем исследовании мы определяем внеаудиторную деятельность как организованные и целенаправленные виды и формы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. Данная деятельность осуществляется в вузе кураторами, преподавателями-предметниками, общественными организациями и т.д.В отличие от учебной деятельности, внеаудиторная деятельность имеет свои специфические особенности: она организуется и осуществляется на добровольных началах; студенты свободно выбирают различные виды занятий; принимают участие во внеучебной работе с учетом интереса и мотиваций.
По своей организационной структуре внеаудиторная деятельность бывает массовой, групповой, индивидуальной. Ее структура предполагает использования таких организационных форм, в которых находят отражение разнообразные взаимоотноше-
ния преподавателей и студентов в процессе воспитательной деятельности. При этом массовые мероприятия, как правило, охватывают значительное количество слушателей, зрителей или участников, групповая деятельность объединяет коллектив студентов, который работает по определенному плану или программе в течение длительного времени. Индивидуальные же формы предполагают работу с отдельными студентами в виде самостоятельных заданий.
В процессе формирования социальной активности студентов использовались различные виды внеаудиторной деятельности: общественно - организаторская; художественно - эстетическая; научная; физкультурно-оздоровительная; участие в трудовых делах; участие в деятельности выборных органов (выполнение разнообразных разовых и постоянных поручений).
Многообразие и разносторонность содержания, форм и видов внеаудиторной деятельности в вузе нашли свое выражение в следующих основных направлениях:
1. Прежде всего социальная активность определяется результатами общественно-организаторского воспитания. Важными условиями формирования социальной активности студентов во внеаудиторной деятельности являются: вооружение всесторонними представлениями о социальных ценностях, сознание общественного долга и гражданской ответственности, формирование мировоззрения, вовлечение студентов в общественно значимые дела.
2. Социальная активность человека, его гражданская позиция проявляются и в отношении к труду. В рамках вуза важную роль в формировании социальной активности играет профессионализация внеаудиторной деятельности: активное участие во всех видах общественно полезного труда, интерес к своей профессии, приобретение
необходимых знаний, практических умений и навыков.
3. В силу того, что внеаудиторная деятельность является одним из путей и средств повышения интереса к специальности, формированию более ответственного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками для будущей работы, актуальным становится развитие соответствующей познавательной направленности личности.
Осознание студентами значимости внеаудиторной деятельности представляет собой способность понимать объективные отношения и, что очень существенно, отражать их не только объективную, но и субъективную значимость. Однако в реальной практике работы нередко можно столкнуться со случаями неадекватного отражения в сознании студентов социально значимых мотивов. Зачастую многообразные мероприятия, проводимые в вузе, рассматриваются студентами как мероприятия «для себя». Кроме того, они не осознают, что эти мероприятия несут в себе, прежде всего профессиональный заряд. Именно поэтому внеаудиторная деятельность иногда теряет профнаправленный смысл, воспринимается как навязываемая извне возможно необходимая, но не всегда обязательная деятельность. Добиваться, чтобы различные формы и виды внеаудиторной деятельности приобрели личностный смысл для каждого студента с точки зрения подготовки к будущей работе, одна из главных задач воспитательной деятельности. При этом широкие социальные мотивы должны наполнятся новым содержанием, приобрести форму интереса и в конечном итоге в данную деятельность как общественно значимую и личностно необходимую должны включаться и потребности личности, которые непосредственно влияют на формирование социально активной, соци-
ально-ориентированной личности.
Большие возможности по формированию социально активной личности студентов имеет художественно - эстетическая деятельность.
При организации данного вида деятельности в экспериментальной группе мы старались включать мероприятия, которые, во-первых, способны развивать и обогащать разум и интеллект студента, во-вторых, развивать творческие способности, воспитывать такие лучшие качества личности, как скромность, доброжелательность, гуманное отношение к людям.
Важную роль в формировании социально активной личности студента, его самовыражении и самоутверждении играют его взаимоотношения с вузом. Они устанавливаются с 1 курса. В связи с этим, на 1 курсе в экспериментальной группе было обращено большое внимание на адаптацию студентов к вузовским условиям образа жизни, учебы, досуга. У первокурсников формируется новое отношение к профессии, адаптация к новому типу учебного заведения, его обычаям и традициям, новым образам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени. Эффективность этого процесса во многом зависит от студенческого первичного коллектива, от уровня развития в нем сплоченности, ответственности. Для того, чтобы студенты экспериментальной группы почувствовали личную причастность к жизни университета, знали его историю, были активными членами «университетского братства», знали традиции университета и следовали им, работа со студентами экспериментальной группы велась в следующих направлениях:
- знакомство первокурсников с университетом, с его историей и традициями;
- организация и проведение мероприятий по адаптации личности студента к студенческой жизни;
- осуществление деятельности по возрождению забытых, укреплению существующих и созданию новых традиций в университете;
- включение студентов в активную деятельность по интересам, направленную на развитие у них профессиональных умений.
Так, например, в целях адаптации к условиям университета организовывалось активное участие студентов в ритуале «Посвящение в студенты»; в «Смотре первокурсников»; вечере «Прощание с осенью», в «Новогоднем бал-маскараде», смотре студенческих художественных коллективов под эгидой всероссийского конкурса «Студенческая весна» и др.
На первом и втором курсах студенты выступали лишь в роли участников, на старших курсах, имея накопленный опыт, самостоятельно разрабатывая сценарии, придумывая оформление сцены, распределяя и назначая дежурных, приглашая жюри, являлись организаторами и исполнителями различных проектов. В ходе подготовки к различным вечерам, конкурсам, КВНам у студентов вырабатывалось ответственное отношение к порученному делу, проявлялась самостоятельность, творческий поиск, формировались такт, культура отношении и поведения и эстетический вкус, которые в свою очередь детерминируют повышение уровня социальной активности.
Для развития профессиональных умений студенты вовлекались в организацию выставочной деятельности, в которой они принимали участие, как в качестве участников, так и в роли организаторов. Так, например, каждый год в университете проводились выставки художественных работ студентов. Кроме того, студенты посещали картинные галереи и выставочные залы города Чистополь.
Как известно, в вузе печать выполняет
две функции: информативную и воспитательную. С одной стороны, она выполняет функции учебную и научно информационную, с другой - общественная работа в редакции газеты формирует у будущих специалистов умение самостоятельно анализировать, получаемую информацию, навыки художественного оформления, эстетический вкус, а самое главное способствует проявлению социальной активности студентов.
Одним из важных видов внеаудиторной деятельности, влияющим на развитие социальной активности личности студента, является физкультурно - оздоровительная деятельность.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно - оздоровительной деятельности студентов, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, активного здорового образа жизни. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях обуславливают формирование ответственности, требовательности к себе, коллективизма в процессе состязания и соревнования, способствующего проявлению характеристик социальной активности.
Содержательные компоненты физического воспитания нашли свою реализацию в программах занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы.
Основным источником материального и духовного богатства общества, главным критерием социального престижа человека, фундаментом личностного развития является трудовая деятельность. Целенаправленно осуществляемое трудовое воспита-
ние, непосредственное участие студентов в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее социальной активности.
Большую роль в трудовом воспитании играет трудовая деятельность по самообслуживанию (уборка аудиторий и лабораторий, подготовка их к осенне-зимнему периоду, изготовление и ремонт дидактических пособий, активное участие в благоустройстве закрепленной за университетом территории). Все студенты филиала КГПУ в г. Чистополь каждый год принимают активное участие в субботниках по уборке города, оказывают помощь различным организациям и подшефным учреждениям (различные мероприятия в детском доме № 1, в детском саду № 28). Они изготавливали наглядные пособия, организовывали выставки детских рисунков. Одна из групп осуществила полное оформление медицинского пункта.
Таким образом, привлекались все без исключения студенты к организации различных мероприятий, способствующих формированию у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Такая организация трудовой деятельности способствовала формированию у студентов потребности в труде, пониманию его важного экономического и нравственного значения, овладению трудовыми умениями и навыками, закалке волевых свойств, развитию таких нравственных качеств, как трудолюбие, бережливость.
Еще одним видом внеаудиторной деятельности является участие в деятельности выборных органов, например, в формировании актива группы, курса, факультета, студенческого совета.
Участвуя в деятельности выборных органов, студенты группы получили возможность активно влиять на организацию всего образовательного процесса. Это воспитывает чувство ответственности и самостоятельности, дисциплинирует, порождает заинтересованность в общественной деятельности.
В ходе исследования было выявлено, что некоторые студенты, выполняя поручение, выступали в роли организаторов, другие лишь в роли добросовестных исполнителей. Чтобы избежать подобной односторонности, от курса к курсу усложнялась система поручений, предполагающих выполнение различных социальных ролей. Кроме этого, при распределении поручений учитывались и личные склонности каждого студента.
В ходе опытно-экспериментальной работы было также выявлено, что выполнение различных поручений оказало влияние на формирование таких коллективистских норм поведения и способов общения, как способность к объективной критической оценке и самооценке, стремление заслужить общественное признание, сознание общественного долга и личной ответственности за порученное дело, самоорганизация и самодисциплина, требовательность в отношении к себе.
Немаловажное значение для формирования социально активности имеет такой вид внеаудиторной деятельности, как об-хических качеств, различных способностей, большой самостоятельности, инициативы и творчества. Исследование по формированию социальной активности студентов в процессе внеаудиторной деятельности позволило выявить следующие требования:
- внеаудиторная деятельность должна быть связана с профессиональной направленностью вуза;
- непрерывность и преемственность пла-
щественно-организаторская. Она представляет собой систему мероприятий, направленных на приобретение студентами знаний и навыков в области ведения общественно-массовой, организаторской и воспитательной работы.
Спецификой общественно - организаторской деятельности студентов является ее профессиональная направленность; она помогает им приобрести вторую, общественную профессию, опыт сознательного участия в управлении делами коллектива и общества.
Создание условий, способствующих формированию у каждого студента внутренней потребности в общественной работе, предоставление такой формы деятельности, которая соответствует интересам и склонностям каждого студента, помощь в профессиональном становлении будущего специалиста способствовали приобретению студентами устойчивых умений и навыков общественно-организаторской работы. Участие студентов в общественно-организаторской деятельности является важным и необходимым условием воспитания социально активной личности.
Внеаудиторная деятельность, организованная согласно предложенной нами модели, обеспечивает постоянное решение будущими специалистами общественных задач, требует от них больших разносторонних познаний, практических умений и навыков, напряжения волевых и других пси-нируемых мероприятиях по воспитанию студентов, должны присутствовать начиная с 1-го курса;
- учет интересов и индивидуальных особенностей студентов;
- активность самих студентов в планировании и проведении различных мероприятий, их творческое участие.