Основные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
Л.Н. Зайнуллина
Интенсивное развитие российской экономики предъявляет все более высокие требования к личностным и профессиональным качествам задействованных в ней специалистов. Поэтому владение определенными знаниями и умениями в рамках выбранной специальности, стремление к постоянному самообразованию, ответственность и трудолюбие студента способны обеспечить ему в будущем успешное профессиональное становление. В этой связи в высшей школе в целях обеспечения единства обучения и воспитания студентов, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса за каждой студенческой группой закрепили куратора.
Теоретический анализ педагогической литературы, посвященной работе кураторов студенческих групп, анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдения и анализ практической деятельности кураторов, просмотр кураторских журналов позволяет констатировать противоречие между многофункциональностью воспитательной деятельности кураторов студенческих групп и отсутствием четкого определения основных направлений, по которым должна осуществляться их воспитательная деятельность.
В педагогической литературе, посвященной работе кураторов, в «Положениях об обязанностях куратора студенческой группы», принятых в ряде высших учебных заведений, авторы выделяют следующие направления кураторской деятельности [1,2]:
1. Изучение анкетных данных, интересов, наклонностей, бытовых условий студентов.
2. Оказание помощи в адаптации к новым условиям вузовского обучения.
3.Формирование в студенческой группе сплоченного коллектива, актива группы, поддержание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, творчества и высокой дисциплины, помощь в развитии студенческого самоуправления.
4.Привлечение студентов к культурно-массовой, спортивно-массовой, общественной работе в вузе.
5.Контроль текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий и оказание помощи в организации учебного процесса.
Мы считаем, что приведенный выше перечень основных направлений воспитательной деятельности куратора студенческой группы является неполным и, в свою очередь, предлагаем следующую схему направлений его воспитательной деятельности. (Рис.1)
Рис.1 - Схема основных направлений воспитательной деятельности куратора
студенческой группы
Однако на практике подавляющее большинство студенческих наставников ограничивает круг своих обязанностей лишь рамками учебной деятельности: контролем успеваемости и посещаемости, выяснением причин неуспеваемости, оказанием помощи студентам в затруднительных ситуациях. А задачи по созданию сплоченного коллектива с благоприятной психологической атмосферой, по приобщению к активному участию в научно-исследовательской, культурной и спортивной деятельности большинство кураторов оставляет на решение самим студентам. Поэтому в помощь кураторам мы предлагаем целый комплекс мероприятий по каждому направлению, который позволил бы усовершенствовать их воспитательную деятельность.
Рассмотрим воспитательную деятельность куратора по направлению «Ориентация студентов на здоровый образ жизни».
Физическое воспитание - это не только процесс сохранения и укрепления здоровья, а процесс развития физической культуры человека.
Здоровый образ жизни студента - эта система поведенческих стереотипов, способствующих сохранению и укреплению его здоровья. Непосредственная
ответственность за проведение учебно-воспитательного процесса по физической культуре в высших учебных заведениях возложена на кафедры физического воспитания.
Воспитательная деятельность куратора, в свою очередь, предусматривает решение следующих задач.
1. Помощь в организации рационального режима труда и отдыха. Значительное увеличение объема преподаваемых предметов, доли самостоятельной работы в учебной деятельности, появившиеся новые заботы по самообслуживанию, самостоятельному ведению бюджета требуют от студента умения рационально планировать и организовывать свое учебное и свободное время. Подобными умениями большинство первокурсников пока не обладает, а куратор, в свою очередь, может научить студентов эффективно планировать свой распорядок.
2. Пропаганда активного образа жизни, что предполагает:
- демонстрацию необходимости занятия спортом на личном примере.
- стимулирование студентов в занятии физическим самосовершенствованием. Например, куратор может информировать студентов о функционирующих различных спортивных секциях в вузе, в соседних спортивных комплексах.
- Привитие традиции совместного активного отдыха. Например, периодически в выходные дни можно организовывать прогулки в лесу, поход на каток, катание на лыжах.
3. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
Большинство молодёжи увлекаются спиртным, курением и наркотиками именно в студенческом возрасте. Одной из причин является ослабленный контроль со стороны взрослых. Время у учащихся ограничено рамками «школа - дом», а студенты большую часть времени проводят вне дома. Если школьник в течение долгого времени без уважительной причины отсутствует в школе, классный руководитель оперативно
информирует об этом родителей, а студента в этом плане контролировать сложнее.
В студенческом возрасте впервые происходит знакомство с жизнью ночных клубов, дискотек и баров, где имеются свои опасные соблазны, такие как алкоголь или наркотики.
Поэтому, куратору необходимо также осуществлять воспитательную работу по профилактике и искоренению вредных привычек. К таким профилактическим мерам можно отнести:
1. Создание ситуации ролевого общения на тему вредных привычек.
2. Проведение семинаров, лекций, подготовка докладов по данной теме самими
студентами.
3. Посещение кунсткамеры или лабораторий медицинского университета.
4. Метод примера людей, избавившихся от своего пагубного пристрастия.
5. Метод внушения (убеждения). Например, обратить внимание студентов на то, что курящие и злоупотребляющие спиртным люди в зрелом возрасте выглядят старше своих лет и т.п. Молодежь очень чувствительно относится к своей внешности и их не радует перспектива быть больной и непривлекательной.
В процессе физического воспитания главное - личное осознание студентом значимости в здоровом образе жизни. Поэтому куратор должен указать пути, средства и методы для самосовершенствования студента, пробудить желание работать над собой, внушить, что здоровый, работоспособный человек имеет больше шансов достичь успеха в жизни.
Направление «Создание высоконравственной психологической атмосферы в студенческой группе» предполагает развитие нравственных качеств каждого студента. Если студенты обладают такими качествами, как честность, ответственность, добропорядочность, отзывчивость, то и психологическая атмосфера в группе будет благоприятной. К сожалению, влияние и значение данного фактора часто не учитывается ни при решении вопросов, связанных с повышением качества учебной деятельности студентов, ни при расселении в общежития. Тогда как от психологического климата
студенческой группы зависят успешность деятельности отдельных студентов, их психическое и физическое здоровье.
Анализ приведенных источников, собственный практический опыт позволили выделить следующие педагогические условия, способствующие развитию нравственных качеств студента [3]:
1. Постоянное проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самим куратором, так как процессом нравственного воспитания студента может руководить только высоконравственная и духовно богатая личность.
2. Создание и поддержание атмосферы доброжелательности, сердечности и доверия, взаимопомощи в студенческом коллективе, между куратором и студентами.
3. Приобщение студентов к искусству, истории, национальной культуре своего народа: посещение музеев, выставок, исторических мест, театров с последующим их обсуждением.
4. Воспитание бережного и уважительного отношения к лицам другого вероисповедания, религии и культуры.
5. Привлечение студентов к различным акциям милосердия. Например, сбор одежды и денег для детей из детского дома, посещение дома малютки.
6. Стимулирование студентов в участии в различных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.
7. Привлечение студентов к коллективной деятельности с разделением обязанностей.
8. Применение методов педагогического воздействия: наказание, осуждение, одобрение.
Наличие благоприятной психологической атмосферы в студенческой группе является важным фактором становления студенческого коллектива.
Рассмотрим направление «Повышение качества и эффективности учебной деятельности студентов».
Учёба - это главная обязанность студентов. Учёба - это деятельность, формирующая в студенте профессиональные, личностные, нравственные качества, его жизненную позицию. Поэтому нельзя рассматривать учёбу и внеаудиторную деятельность в отдельности друг от друга. Кураторы, концентрирующие внимание только на организационных вопросах внеучебного характера совершают ошибку, так как учебный процесс оказывает решающее влияние на развитие студента как личности, как будущего специалиста.
Кроме фундаментальных научных знаний по общеобразовательным и специальным предметам учебный процесс выполняет воспитательные функции. Такие как:
- развитие личностных, волевых качеств студента: трудолюбие, упорство, уверенность в своих силах, стремление к качественному продукту своей деятельности, ответственность, самостоятельность.
- развитие стремления к самообразованию, а в будущем - к постоянному профессиональному совершенствованию.
- обогащение кругозора человека.
- воспитание чувства коллективизма, товарищества и сотрудничества. А с другой стороны
- развитие лидерских качеств в условиях честного соперничества.
- формирование и развитие активной мыслительной деятельности.
Собственный практический опыт и анализ педагогической литературы, посвященной организации учебного процесса в высшей школе позволили выделить основные воспитательные мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности учебной деятельности студентов. К данным мероприятиям можно отнести следующие:
1. Обучение студентов-первокурсников работе с книгой и конспектами лекций, в овладении системой самостоятельной работы.
2. Постоянный контроль посещаемости занятий, за успеваемостью студентов с целью своевременного выявления отстающих студентов и организации помощи в преодолении трудностей в учёбе.
2.1. Назначение шефства сильных студентов над отстающим по определенной дисциплине студентом.
2.2. Обсуждение с педагогом - предметником об оказании консультативной помощи студентам по возникающим вопросам по изучаемому предмету.
3. Обсуждение с группой вопросов о возможности творческого подхода к изучению предмета.
4. Укрепление веру студента в свои силы и возможности.
5. Постоянное внушение студентам, что образованный, эрудированный, стремящийся к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию человек имеют высокий шанс сделать в будущем блестящую карьеру и реализоваться как высококвалифицированный специалист.
Добросовестное, ответственное отношение студента к учёбе в будущем будет проецироваться как на его профессиональную, так и на любую другую деятельность.
Рассмотрим направление «Приобщение студентов к различным видам научноисследовательской деятельности».
Современный рынок труда предъявляет выпускникам вузов все возрастающие требования: это и владение системными знаниями, и умение ориентироваться в различных сферах науки, и умение применять теоретические знания на практике. Регламентированные учебные занятия в вузе не в состоянии обеспечить студента полной информацией и дают лишь базовые знания и навыки по изучаемому предмету, а учебники быстро устаревают. Это определило и необходимость подготовки студентов к самостоятельной деятельности, к формированию и развитию у них навыков ведения исследовательской работы.
Выполнение студентами научно-исследовательской работы предусматривается учебными планами вузов. Существуют различные формы научной деятельности студентов: рефераты, курсовые работы, научные семинары, студенческие конференции, круглые столы, студенческие кружки, олимпиады, лабораторные занятия. Лабораторные занятия
- это форма научно-исследовательской деятельности, которые позволяют практически обосновать полученные теоретические знания. Научные рефераты, доклады, курсовые работы - это форма научно - исследовательской работы, тренирующие навыки самостоятельной работы с литературой, умения выделять главное, анализировать и давать собственную оценку исследуемой проблемы. Научные семинары, конференции, круглые столы - это способ научной деятельности, вырабатывающий умения излагать, аргументировать, обсуждать, защищать свою точку зрения по выбранной тематике. Олимпиады, студенческие кружки - форма научной деятельности, раскрывающая умение нестандартно и творчески мыслить, находить новые способы решения проблем. Исследовательская работа студентов позволяет перенести акцент с пассивного обучения на процесс активного познания, развитие творческого мышления студентов [4]. Однако многие студенты не участвуют в ней, отговариваясь нехваткой времени из-за собственной лени и отсутствия стимула заниматься наукой. У каждого студента есть определенные интересы, склонности и научные способности, которые он сможет по-настоящему проявить в той области наук, которая его больше всего интересует. Проявив интерес к конкретной науке, студент самостоятельно пытается искать доказательства и обоснования на возникающие вопросы. Опыт выполнения научной работы развивает у студентов навыки исследования, а творческая активность, стремление узнать больше и глубже переносится на все виды учебной деятельности. Следовательно, задачей куратора является раскрытие области научных и профессиональных интересов студента и стимулирование потребности в активной умственной деятельности, например, рекомендуя наиболее способных студентов в аспирантуру.
Рассмотрим направление «Вовлечение студентов в различные виды общественной деятельности». Общественная деятельность является важным средством воспитания студентов, помогает развить у них организаторские способности, коммуникативные
навыки и чувство ответственности. В эпоху коммунизма комсомольские организации уделяли большое внимание общественной и общественно - трудовой деятельности: шефство над школьниками или над воспитанниками школ-интернатов, помощь колхозам в уборке урожая, трудовые субботники и так далее. Современное понятие общественной деятельности подразумевается участие студентов в различных общеинститутских мероприятиях, таких как «Студенческая весна», «День первокурсника»; выход на субботник в весенне-осенний период времени, летнюю практику, поздравления ветеранов в майские праздники, оформление стенгазет, выполнение поручений деканата и тому подобное.
Направление «Вовлечение студентов в различные виды досуговой деятельности» предполагает изменение студенческого досуга в сторону обогащения его содержания через активизацию спортивной, культурной культурно-развлекательной деятельности [5]. К основным условиям обогащения досуга студентов можно отнести:
- участие группы в общеинститутских мероприятиях,
- участие в спортивных мероприятиях,
- участие в культурно - массовых мероприятиях,
- участие в кружковых организациях по интересам.
Воспитательная деятельность куратора студенческой группы, в свою очередь, направлена на стимулирование студентов к активному участию в общественной деятельности вуза и к активизации своего досуга.
Рассмотренные автором основные направления воспитательной деятельности представляют собой поле деятельности куратора студенческой группы. Проведение предложенного комплекса мероприятий по каждому направлению может оказать куратору помощь в воспитании всесторонне развитого и конкурентоспособного на рынке труда будущего специалиста-инженера.
Список использованной литературы:
1. Положение о кураторе группы ФГАОУ ВПО К(П)ФУ; Официальный интернет-портал Казанского (Поволжского) Федерального Университета [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F1015238385 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
2. Положение о кураторе учебной группы ФГОУ ВПО ПГУПС; Официальный
интернет-портал Петербургского Государственного Университета Путей Сообщений [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pgups.rU/upload/sagruski/studentam/o kuratorah (доступ свободный) - Загл. с
экрана. - Яз. рус.
3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 033400-Педагогика и дополнительная квалификация «преподаватель высшей школы» [Текст] / В.И.Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С.151- 163.
4. Молот А.И, Акатьев А.П., Балашов В.В. Организация системы НИРС в университете: опыт и научно-методическое обеспечение [Текст]: Методическое пособие/ Молот А.И., Акатьев А.П., Балашов В.В. - М.: НИИВО, 2002. - 72с.
5. Винтин И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеурочное время [Текст] // Педагогика. Научный журнал, 2004.- №9. - С.58-64.