УДК 159.923.2
CA. Локтаева СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Формирование профессионально важ-ны1х личностныьх качеств студентов - дело всего педагогического коллектива. Неразры1вно связана сучебныш процессом внеаудиторная воспитательная деятельность, поэтому важным педагогическим условием эффективности формирования социально-профессиональной активности личности студента является реализация форм и методов внеаудиторной деятельности. Это общественно-организаторская, художественно-эстетическая, научная, трудовая, физкультурно-оздоровительная работа, участие в деятельности выгборныгх органов студенческого самоуправления. Система формирования реализуется на трех уровнях подготовки: школьном, довузовском и бакалавриате. Ключевые слова: профессионально важныш качества личности, уровни подготовки, школьныш, довузовский, бакалавриат, лидерство, предприимчивость.
SveUana Lolrtaeva THE SYSTEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL
QUALITIES OF A STUDENT
Annotation. Regardless of the specialization and the nature of the future professional activity, any novice specialist must possess fundamental knowledge, professional skills and abilities. The formation of professionally significant qualities of the students in just the teaching staff. Inextricably linked with the educational process extracurricular school activities, so important pedagogical condition for the effective development of social and professional activity of students is the implementation of the forms and methods of extracurricular activities. It is a socio-organizational, aesthetic, research, employment, sports and physical training, participation in the activities of the elected student government. The system is implemented at three levels: school, pre-University and undergraduate.
Keywords: professionally important qualities of personality, levels, school, pre-University, undergraduate, leadership, entrepreneurship.
Принципиально новые условия и содержание деловой активности, сложившиеся в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям, кардинальным образом изменили требования к профессионально важным качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие специальное обучение и желающие заниматься предпринимательской деятельностью [1].
Грамотные специалисты эпохи «развитого социализма» должны были в первую очередь иметь обширные, но достаточно статичные знания, которые использовались в слабо подверженной изменениям схеме плановой экономики страны. Выпускники вузов были хорошо подготовлены для деятельности на государственных предприятиях. Большой вклад в изучение проблемы профессионально-значимых качеств студентов внесли И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. В их работах изучается динамика профессионально-значимых качеств личности в юношеском возрасте, роль данных качеств в поведении, а также взаимосвязи профессионально-значимых качеств с особенностями личности. Однако с переходом страны к рыночным условиям хозяйствования ситуация коренным образом изменилась. Ряд изменений, в частности, замена стабильности и предсказуемости среды турбулентностью и даже непредсказуемостью потребовали совершенно по-новому посмотреть на то, какими профессиональными качествами должны обладать выпускники вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области предпринимательской деятельности [2].
Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успеш-
© Локтаева С.А., 2015
ным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Вопрос формирования профессиональных качеств будущих предпринимателей, связанный с современным этапом развития бизнеса, является одним из важнейших в системе высшего образования [5].
Рассмотрим параметры социально-профессиональной активности личности:
— социальные и гражданские качества личности (социальная и гражданская активность и ответственность, патриотизм, толерантность);
— качества профессиональной направленности личности (любовь к профессии, активность в профессиональной сфере, инициативность, уверенность в себе как в профессионале, коммуникативность);
— профессионально-трудовые качества (добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче, профессиональный долг, самоорганизованность);
— профессионально-нравственные качества (гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, принципиальность, тактичность, интеллигентность);
— общекультурные качества (познавательная активность и самостоятельность, эстетическая культура, культура внешнего вида, речи, широта интересов и духовных потребностей, творческие качества) [4].
Современная бизнес-среда и профессиональная деятельность предпринимателя предъявляет к специалисту ряд требований, выполнение которых напрямую зависит от его социально-психологического склада. Разнообразные требования к профессионалам сегодня могут быть сведены в блоки: деловые качества, объединяющие в себе компетенцию, ответственность и организаторские способности; и личностные качества, состоящие их таких групп, как волевые свойства, коммуникативные качества, нравственно-психологические качества, требования к здоровью и образу жизни. Сложное сочетание деловых и личностных свойств образовывают интегральные характеристики -лидерство и предприимчивость. Совокупность ряда организационных способностей, ответственности и нравственно-психологических черт синтезирует такое комплексное личностное свойство, как предприимчивость. Совокупность волевых свойств, коммуникативного комплекса и нравственно-психологических черт предопределяют феномен лидерства.
Выделенные выше качества являются особенно значимыми для выпускников бизнес-школы. Формирование и развитие этих качеств будет способствовать успешному трудоустройству и дальнейшему профессиональному и личностному росту выпускников. В Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» была разработана и внедрена система мероприятий по повышению социальной активности и формированию профессионально важных качеств будущего специалиста. Комплексная программа «Технология успешной карьеры», целью которой является формирование и развитие ряда необходимых личностных качеств и навыков, определяющих социально-психологический портрет будущего специалиста, проводится на трех уровнях подготовки: школьном, довузовском и бакалавриате. Комплексная программа позволяет формировать навыки делового общения и этикета, умение вести переговоры, работать в команде и т.д.
В институте «МИРБИС» уже несколько лет успешно работают программы профориентацион-ной подготовки абитуриентов «Сделай свой выбор», «Путь к успеху» в рамках подготовительного отделения и «Школы юного предпринимателя». Эти программы помогают будущим студентам не только сориентироваться в интереснейших экономических специальностях, но и определить те качества, которые сделают их наиболее успешным в выбранной области деятельности. Эти хорошо показавшие себя программы психологи и специалисты Центра довузовской подготовки проводят и в школах-партнерах.
С целью формирования профессионально важных психологических качеств в учебный план был введен курс вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров «Технология развития карьеры и трудоустройства». Это курс тренинговых программ состоит из трех модулей, в рамках которых работа ведется по следующим направлениям:
— самопознание (кто я? какой я?);
— постановка целей и определение способа их успешного достижения;
— управление временем;
— навыки саморегуляции и борьбы со стрессом;
— коммуникативные навыки (в том числе навыки ведения переговоров);
— навыки работы в группе;
— самопрезентация, формирование способности выгодно представить свои умения.
В первом модуле упор делается на самопознании и работе с целями. Во втором модуле внимание акцентировано на умении работать в группе и понимать групповую динамику. В третьем модуле занятия строятся на основе знаний и навыков, приобретенных в первых двух модулях, и посвящаются такому сложному феномену как лидерство и развитие организационных способностей.
Формирование профессионально важных личностных качеств студентов - дело всего педагогического коллектива. Содержание работы преподавателей в процессе формирования социально-профессиональной активности личности студента: создание социокультурной среды, целостного, гуманистически насыщенного профессионального пространства в учебном процессе, а также внеаудиторная работа со студентами.
В функции преподавателей по формированию социально-профессиональной активности студентов входит:
— профессиональное ориентирование через предмет;
— создание научно-исследовательских лабораторий;
— курирование студенческих научно-исследовательских работ;
— формирование у студенческой молодежи политической сознательности и грамотности, умения вести дискуссию, оценивать общественное явление;
— формирование у студентов российского национального самосознания, формирование знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения;
— участие в организации работы студенческого самоуправления;
— содействие созданию в учебной группе сплоченного коллектива;
— проведение работы по повышению культурного уровня студентов, организация экскурсий, посещения музеев и театров, встреч с интересными людьми, известными специалистами, руководителями, учеными;
— активное участие в организации досуга и отдыха студентов, спортивных мероприятий, содействующих развитию их позитивных интересов и способностей;
— ежедневная воспитательная работа со студенческим контингентом по соблюдению правил корпоративной культуры (опоздания, форма одежды, поведение);
— формирование у студентов стремления к здоровому образу жизни, предупреждение в их среде негативных социальных явлений (пьянства, наркомании, табакокурения и т. п.);
— развитие у студентов ответственности за сохранность интерьеров, оборудования и инвентаря института;
— внедрение новых форм и методов внеучебной работы со студентами (клубы, кружки по интересам).
В рамках программы «Технология успешной карьеры» в институте «МИРБИС» эффективно
работает Служба психологической поддержки, деятельность которой реализуется в следующих основных направлениях: психодиагностическая работа как углубленное изучение личности студента, определение трудностей и причин их вызывающих для выбора средств и форм психологической коррекции и развития; профориентационная работа как активное воздействие психолога на формирование профессионально важных качеств будущих специалистов и создание устойчивого интереса студента к своей будущей общественной и профессиональной жизни; консультативная работа как оказание помощи студентам, родителям, преподавателям и сотрудникам по актуальным проблемам обучения, общения и психологического самочувствия; обучение студентов навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа; оказание психологической помощи и поддержки студентам и взрослым, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; психо-коррекционная работа, включающая в себя проведение социально-психологических тренингов. Хорошей инициативой Службы психологической поддержки стал «Тренинг для тренеров», который позволяет команде психологов готовить помощников тренера для проведения тренингов по командо-образованию, тайм менеджменту, личностному и профессиональному росту студентов. В вузе активно работает студенческий социально-психологический проект «Контакт», основной задачей которого является участие студентов проекта в профориентационном тестировании абитуриентов и помощь в проведении тренингов.
Использование воспитательно-ориентированного потенциала представляет собой процесс формирования единой совокупности мировоззренческих, культурологических, а также соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов учебно-воспитательной работы. Содержательный и процессуальный компоненты профессионального воспитания будущих специалистов в Институте «МИРБИС» придают ему единую гуманистическую, профессионально-нравственную направленность и целостный характер.
Неразрывно связана с учебным процессом внеаудиторная воспитательная деятельность вуза, поэтому важным педагогическим условием эффективности формирования социально-профессиональной активности личности студента является реализация форм и методов внеаудиторной деятельности. Такими видами внеаудиторной деятельности выступают: общественно-организаторская, художественно-эстетическая, научная, трудовая, физкультурно-оздоровительная работа, участие в деятельности выборных органов самоуправления. Являясь важным средством формирования социально-профессиональной активности, внеаудиторная работа, осуществляемая в вузе, способствует выполнению одной из главных задач - подготовке студентов к овладению будущей специальностью, воспитанию ценностного отношения к профессиональной деятельности, формированию социально-ориентированных качеств личности. Организация деятельности студенческого самоуправления является важным фактором формирования социально-профессиональной активности личности студента.
Формирование ключевых качеств личности современного предпринимателя требует перехода к инновационному образованию и активному обучению, в котором студент является творцом знаний, решений, информации, повышения духовности, созидания нравственных ценностей. Ориентация стиля преподавания на активное мышление предполагает использование интерактивных методов обучения. В методике обучения главное внимание уделено самостоятельной работе, в частности, групповому обучению, дающему синергетический эффект [3].
Система формирования профессионально важных личностных качеств студентов, реализуемая на трех уровнях обучения, способствует успешному самоопределению и образованию устойчивых профессионально важных свойств и сформированности цели обучения в вузе. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.
Библиографический список
1. Басов М.Я. Личность и профессия / М.Я. Басов. - М.: Изд-во АСВ, 2006. - 271 с.
2. Горностаева И.Н. Формирование профессионально важных качеств личности будущих менеджеров: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2002.
3. Прокопюк Н.Н. Формирование профессионально важных качеств студентов-менеджеров международного туризма // Молодежь и наука: сб. материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, Красноярск, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis.html (дата обращения: 10.12.2014).
4. Солонщикова Т.В. Формирование социально-профессиональной активности личности студента в условиях реформирования гражданского общества: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2007. - 214 с.
5. Чопова Н.В. Экспериментальная модель преподавания в системе формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2.