УДК 378.14
И. В. Вяткина
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: интеграция, студент, технический вуз.
В статье рассматривается проблема воспитания молодежи, которая должна стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс образования и воспитания студентов.
Keywords: integrated, student, technical high school.
In this article the problem of education of youth which should become the organic component of pedagogical activity integrated into the general process of education of students is considered.
Современная высшая школа все более ориентируется на становление и развитие личностного мира студента путем восхождения его индивидуального опыта к духовнопрактическому опыту человечества с целью воспитания его не только как квалифицированного специалиста, но и как человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности по воспроизводству (созданию) культурной среды и культурных ценностей. Главная задача российской образовательной политики в современных условиях - обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания - это отражено в законе «Об образовании».
Профессиональное воспитание в вузе осуществляется через функционирование двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Обучение в науке традиционно рассматривается как «основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками». В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоциональное отношение к действительности». Воспитание -«целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества». Если в основе обучения лежит познавательная деятельность человека, вооружение его системой научных знаний, умений, то в основе воспитания - формирование отношения человека к жизни. Обычно воспитание студентов больше связывали с их внеаудиторной деятельностью, и воспитательному потенциалу содержания профессиональных дисциплин не уделяли должного внимания. При этом акцент в образовании делается на воспитание как одну из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Сегодня этот вопрос решен: в государственных образовательных стандартах обозначены воспитательные цели каждой учебной дисциплины. Поэтому сегодня необходимы:
1) гуманизация, гуманитаризация и дифференциация содержания образования;
2) формирование в учебных заведениях комфортной гуманитарной среды;
3) содействие свободному развитию личности каждого обучающегося, ее интеграции в систему мировой и национальной культуры;
4) индивидуализация содержания, форм и методов обучения на основе многообразных программ и систем обучения, периодически обновляемых на основе интересов и запросов обучаемых, требований рынка труда;
5) смещение акцента на самостоятельную работу студентов как средство моделирования их профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что студент -субъект познавательной и профессиональной деятельности, наделенный активностью и
самостоятельностью.
Проблема совмещения процесса обучения в вузе с воспитательным процессом является одной из актуальных проблем нынешней высшей школы.
Анализируя опыт работы высших учебных заведений России, ученые Тульского государственного педагогического университета пришли к выводу, что одним из слабых мест в их деятельности является недостаточная воспитательная направленность учебных дисциплин, в частности в области формирования у студентов важнейших мировоззренческих идей. В то же время именно воспитание является ядром образовательного процесса в вузе; оно, по сути, «вплетено» в процессе передачи содержания образования в различные методы обучения и формы учебной работы в вузе [1].
Эффективность воспитательной работы в высших учебных заведениях в значительной степени зависит от уровня обеспечения органического единства учебного и воспитательного процесса. Воспитание не может осуществляться без определенных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и вне его. Со своей стороны обучение все больше выступает сегодня как важнейшее воспитательное средство.
Любое обучение носит воспитывающий характер, ибо в его процессе преподаватель, решая образовательные задачи, сознательно ставит и реализует цели воспитания. Сегодня важно, чтобы каждый преподаватель избрал в качестве ориентира модель воспитывающего образования, это будет отвечать требованиям современности. Поэтому долг каждого преподавателя, прежде всего, выявлять и использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин (ВПУД).
Воспитательный потенциал учебных дисциплин - это комплекс возможностей, заложенных в их содержании и способствующих профессиональному и личностному становлению и самоопределению студентов.
Выявляя и реализуя воспитательный потенциал учебных дисциплин, преподаватель тем самым осуществляет и ряд функций:
• диагностическую (выявление воспитательных возможностей учебных дисциплин);
• проектировочную (выявление ВПУД - основа проектирования воспитательного компонента профессиональной подготовки);
• организаторскую (обеспечение содержательной и организационно-деятельностной составляющих процесса профессиональной подготовки);
• личностно-развивающую (способствует развитию студента как личности и развивается сам как личность).
Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, способы осуществления деятельности, эмоционально-ценностные отношения. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели - целостному развитию личности будущего специалиста.
Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин является практически инвариантным для всех технических специальностей и направлен на формирование у будущих инженеров целостного мировоззрения, интереса к решению социально-политических проблем.
Назначение циклов естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин - дать будущему специалисту фундаментальные знания в области профессиональной деятельности, что позволит ему ориентироваться в рамках своей профессии, обеспечит мобильность и при необходимости возможность переквалифицироваться и освоить новую технику и технологию.
Воспитательный потенциал образования реализуется через воспитательное влияние содержания предметов, поскольку в них излагаются знания, обобщенный опыт людей, а воспитание есть не что иное, как усвоение этого опыта. Обучение, организуя и стимулируя познавательный процесс, способствует формированию мировоззрения.
Усвоенные знания, представления и идеи, подтверждаясь личной практикой студентов, становятся их убеждениями, стойкими взглядами, позволяющими принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор нужной линии поведения в конкретных ситуациях (жизненных,
производственных).
Воспитательное воздействие учебных дисциплин осуществляется по трем основным направлениям, как - то: формирование положительных качеств личности, положительного отношения к изучаемым дисциплинам и развитие интереса к избранной специальности.
В структуре познавательного интереса выделяются компоненты:
1) познавательный, который обусловлен стремлением студента глубже узнать о содержании профессиональной деятельности;
2) эмоциональный, который характеризует отношение к определенному роду деятельности как положительно устойчивое, длительное;
3) волевой, который предполагает уверенность в преодолении трудностей в овладении профессией.
Все изучаемые в вузе дисциплины - гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные, общепрофессиональные, специальные и дисциплины специализации - призваны способствовать не только профессиональному, но и духовнонравственному становлению будущих специалистов. Посредством усиления воспитательного потенциала профессиональных дисциплин закрепляется профессиональное самоопределение.
Анализ практики показывает, что, к сожалению, недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация повышает эффективность воспитания. Отсюда задача - усиление воспитывающей функции учебных дисциплин.
Выявляя и реализуя в процессе преподавания воспитательный потенциал учебных дисциплин, преподавателю вуза целесообразно руководствоваться рядом общих принципов. Рассмотрим некоторые из них.
Принцип соответствия целям, структуре и содержанию профессиональной подготовки требует от преподавателей вуза
• определения целевой направленности каждой учебной дисциплины, раздела, темы;
• обеспечения единства образования и воспитания;
• осознания личностной и социальной значимости получаемой студентами профессии;
• овладения научным мировоззрением;
• овладения культурой мышления, общения, умения строить свои взаимоотношения со студентами и коллегами.
Принцип профессиональной направленности. Под профессиональной направленностью понимается целостная характеристика личности будущего специалиста, которая складывается в процессе формирования у него определенных профессионально необходимых качеств и мотивов профессиональной деятельности на основе перехода социальных и профессиональных требований в систему ценностных ориентации и активности личности [2].
Профессиональная направленность обучения реализуется следующими путями:
• усилением связи обучения с жизнью, теории с практикой;
• установлением межпредметных связей внутри дисциплин различных циклов ее учётом осваиваемой профессии;
• включением студентов в общественную деятельность производственных коллективов, формированием их профессионального менталитета;
• изучением передового, в том числе зарубежного опыта.
Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимо создание в вузе воспитательной среды. При этом важны равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса - студентов, преподавателей, управленческого и учебно-вспомогательного персонала; открытость вуза производственным, научным, общественным связям с другими субъектами в культурной, экономической, научной и иных сферах.
Для осуществления всего этого профессиональные дисциплины должны быть направлены на развитие творческих способностей и опыта профессионально-творческой
деятельности студентов, помогать им активно овладевать принципами и методами отбора, хранения и использования необходимой информации, умениями генерировать идеи, дискутировать.
Принцип целостности - способность обеспечить единство когнитивного, эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов воспитания.
Принцип интеграции означает необходимость выделения основных содержательных узлов, группировки воспитательного потенциала профессиональных дисциплин вокруг ключевых тем, вопросов, понятий, проблем.
Построение вузовских курсов с учётом принципа экологизации развивает у студентов чувство ответственности за окружающий мир.
Принцип социальной направленности. Какой бы профессии не обучался студент, руководствоваться надо тем, что воспитываем мы, прежде всего, человека, профессиональное становление которого, достижение им мастерства зависят от его общей культуры. Общепризнанно, что теоретические знания у выпускников российских вузов хорошие, но если нет проблем со знаниями, тогда почему же мы не можем производить конкурентоспособную продукцию? Причины здесь не столько дидактические, сколько воспитательные. Выпускники наших учебных заведений могут, но не всегда качественно выполняют порученную им работу. Важно формирование добросовестного отношения к труду, в вузе - учебному, в дальнейшем -производственному.
Принцип гуманитарной направленности. Его реализация предусматривает сочетание уважения, внимания, доброжелательности с разумной требовательностью к студентам, их добровольное включение в деятельность, опору на положительное в каждом из них [2].
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего студентам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.
Известно, что групповая и коллективная деятельность имеют больший воспитательный потенциал, чем индивидуальная. Поэтому традиционно внеаудиторная работа со студентами была и остается неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и преумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций вуза.
Общеизвестно, что эффективность воспитательного процесса существенно детерминирована средой, где он протекает. Для развития личности обучающегося как будущего специалиста много дают коллектив, группа, атмосфера. В этой связи интересно мнение известного американского физика Р. Феймана о Массачусетском технологическом институте: «Родные школы многому меня научили. Массачусетский технологический институт - очень хорошее место ... Там развит некий дух: каждый член всего коллектива думает, что это самое чудесное место на земле, центр научного и технического развития Соединенных Штатов, если не всего мира. И хотя Вы не получаете там правильного представления о пропорциях, Вы получаете превосходное чувство - быть вместе с ними и одним из них, иметь мотивы и желание продолжать. Вы - избранный, вам посчастливилось оказаться там» [3].
Очевидно, далеко не каждый выпускник отечественного вуза так готов отозваться о своей Alma - mater, в которой бы царила атмосфера творчества, сотрудничества и доверия.
Все исследователи сходятся в том, что воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении своей воспитательной системы. При этом отмечается, что при её формировании необходимо опираться на следующие принципы:
• связь воспитания с жизнью;
• деятельностный подход к воспитанию;
• гуманистический характер системы общих и конкретных лелей, задач и направлений воспитания;
• единство воспитания и самовоспитания;
• одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей, и формирования целостного духовного облика молодого человека;
• преемственность содержания, форм, методов и средств воспитательного процесса;
• творческий характер и динамизм воспитания.
Немалое значение играют факторы и условия создания комфортной, высоконравственной, гуманно-ориентированной образовательно-воспитательной среды, характеризующейся такими признаками, как
• высокий уровень нравственной и профессиональной культуры вузовского педагога; академическая свобода для всех участников образовательно-воспитательного процесса; психологически комфортная, доброжелательная атмосфера;
• гуманный стиль общения и поведения во взаимоотношениях преподавателей и студентов; сотрудничество, сотворчество, постоянно сопровождающие образовательный процесс в вузе; целенаправленная забота преподавателей о создании ситуаций успеха в жизнедеятельности студентов;
Таким образом, возникает проблема создания оптимальной педагогической среды, в которой обучающийся бы успешно развивался, чувствовал себя комфортно и защищенно.
Анализ передового педагогического опыта показывает, что в отечественных вузах реализуются следующие направления внеаудиторной работы со студентами:
• создание оптимальной воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
• организация физического воспитания, здоровьесбережения и валеоогического образования студентов;
• создание воспитательной среды;
• организация научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;
• анализ социально-психологических проблем студентов и организация психологической поддержки;
• информационное обеспечение студентов;
• поддержка оптимистического настроения в решении возникающих в вузе проблем; опора на эмоциональный подъем, особенно при выполнении коллективных творческих дел; стимулирование интереса к разнообразным видам деятельности, в которые могут быть включены студенты;
• реализация индивидуально-личностного подхода на основе постановки индивидуальных, дифференцированных задач и заданий;
• всемерное поощрение инициативы и творчества во всех сферах жизни вузовского коллектива; вовлечение студентов в состязательную деятельность с целью развития конкурентоспособной личности;
• создание условий для максимальной творческой самореализации студентов; поощрение и стимулирование «самости» студентов: самостоятельности, самопознания, самоуправления, саморазвития и самореализации;
• создание эргономичной оптимальной среды [2].
Профессиональное воспитание будущих специалистов, на наш взгляд, может эффективно осуществляться в рамках вышеобозначенных направлений, во - первых, в процессе аудиторной работы, во-вторых, во внеаудиторной работы, в - третьих, в процессе их интеграции.
Накопленный передовой опыт показывает, что для оптимизации системы
воспитательной работы в вузе сегодня необходимы
1. создание специального структурного подразделения, занимающегося воспитательной работой (управления, отдела); построению вертикали воспитательной работы «институт -факультет - курс - группа - студент»;
2. разработка локальных нормативных документов, обеспечивающих
функционирование и развитие системы воспитательной работы в вузе;
3. организация и проведение научно-методических исследований по проблемам
вузовского воспитания;
4. возрождение и всесторонняя поддержка кураторства преподавателей над студенческими группами, способствующего формированию у студентов ценностномировоззренческой и активной гражданской позиции;
5. постоянный мониторинг состояния воспитательной работы, регулярное
отслеживание тенденций и предотвращение негативных явлений в студенческой среде;
6. приобщение студентов к общественно-полезной деятельности, поощрение
студентов, занимающихся социально полезной деятельностью, через систему общественной аттестации;
7. организация рационального использования внеаудиторного времени студентов в интересах их позитивного воспитания, физического и культурного развития;
8. развитие физической культуры и спорта, возрождение спортивных клубов (организация спортивных массовых мероприятий должна быть направлена не на спортсменов, а на привлечение всех студентов независимо от их физических возможностей);
9. стимулирование научно-исследовательской работы студентов;
10. активная реализация программ профилактики наркомании и сохранения здоровья студенческой молодежи путем включения в образовательные программы вузов разделов по профилактике социально-негативных явлений, а также расширение возможностей вузовского образовательного процесса в реализации воспитательного потенциала и пропаганды здорового образа жизни студентов.
Воспитание студенчества в условиях современной России должно соответствовать состоянию и конечным целям построения демократического общества в стране. Смена социально-политического строя еще не означает построения такого общества. Только через воспитание на демократических началах, учитывающее и интересы, и способности личности студента, можно создать социальную базу становления настоящего профессионала, гражданина, свободной личности, готовой к творческому самоопределению.
Ведущей целью воспитания студентов как будущих специалистов является идеал личности, способной принимать со знанием дела решения в ситуациях морального выбора и нести за них ответственность перед собой, своими близкими, своим коллективом, своей страной и человечеством.
Главное в воспитании будущих специалистов - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Создаваемая в вузе воспитательная система должна носить гуманистический характер, включая и учебную деятельность.
Среди острых проблем учебно-воспитательного процесса в вузе - вопросы организации внеаудиторной воспитательной работы. Высокий образовательный уровень молодежи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни - все это позволяет вести воспитательную работу более широко и углубленно, использовать самые разнообразные и перспективные ее формы и методы, сделать общение молодежи более интересным и доверительным. Повышение уровня общения молодежи и культуры ее досуга - это две стороны единого педагогического процесса. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желания и усилия молодежи на формирование активного стремления к «встрече» с культурой и постоянному духовному росту.
Один из примеров использования внеаудиторной деятельности при формировании ПВК - тренинг «Психологический клуб веселых и находчивых (КВН)», который способствует процессу формирования у студентов таких качеств как коммуникабельность, умение взаимодействовать в команде, креативность и т.д. Тренинг «Психологический КВН» имеет следующие особенности:
1) изначально в ситуации испытания попадают участники группы; оценивается успешность их действий, душевная открытость, сообразительность;
2) общая атмосфера на занятиях - динамичный праздник; руководитель должен четко вести занятие, и тогда все будут следовать за ним, уверенные в его знании;
3) занятие состоит из различных фрагментов, объединенных в смысловое целое; чередуется работа в общем кругу, в парах и микрогруппах; руководитель использует различные приемы выразительности речи, следуя логике и задачам занятия;
4) настройка перед заданиями; практически любое упражнение может провалиться, если у группы не будет соответствующего психологического настроя.
Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для студента выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат. Чувство ответственности за исход действия - залог успеха всей группы. Коллективная учебная работа возможна при условии решения общих познавательных задач совместными усилиями микрогруппы, которая состоит из 10 человек. В условиях предложенной формы проведения занятия может быть задействовано и большее количество участников (от 10 до 40 человек), являющихся представителями нескольких групп, так как во многих случаях успех определяет атмосфера массовости. Основное значение придается групповой динамике (то есть живому благоприятному развитию отношений между членами микрогруппы), а роль ведущего сводится к тому, чтобы облегчить первоначальные контакты и дать возможность членам групп увидеть самих себя в этих живых взаимоотношениях. Подобная форма является средством реализации здоровьесберегающей технологии в высшей школе способствующим духовному развитию и нравственному воспитанию [4].
В современных условиях непрерывно возрастает объем духовной культуры, ее формы становятся все более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. Нельзя не учитывать и возросшие запросы молодых людей, их тягу к творческим видам деятельности.
Всей жизнью вуза, содержанием образования важно формировать у студентов позицию активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способного делать самостоятельный политический выбор [5].
Важным условием гуманистического воспитания является эстетизация вуза, всей жизни студентов. Это и есть путь к гуманизации воспитания. Важно, чтобы у будущих специалистов была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, СТЭМ, пение, танец и т.п.).
Следует активнее внедрять в образовательно-воспитательный процесс вуза этнопедагогический компонент, реализуя в нем лучшие традиции народной педагогики, и на этой основе приобщать студентов к культуре предков и межнациональных отношений; воспитывать уважение к культуре любого народа, формируя установки толерантного сознания. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит педагогу, профессору - широко образованным гуманистам - интеллигентам, наставникам и искренним друзьям молодежи, настоящим профессионалам, которые могут сделать реальным гуманизацию воспитательного процесса в вузе.
Становится неприемлемым сводить как общее, так и профессиональное воспитание будущих специалистов к традиционной практике воспитательной работы, которая сама по себе носит неоднородный характер и складывается зачастую из различных форм организаторской, культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной, трудовой,
общественной, художественно-эстетической и других видов деятельности. Воспитательная работа является по сути, лишь одним из компонентов общей системы воспитания, обеспечивающих формирование, прежде всего, деятельностного аспекта воспитания студентов.
Таким образом, на наш взгляд, профессиональное воспитание будущих специалистов может осуществляться, во-первых, в процессе аудиторной работы, во-вторых - во внеаудиторной деятельности, в-третьих, в процессе их интеграции.
Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы обеспечивает научную углубленность в предмет, расширение рамок получения профессиональных сведений. Обогатить внеаудиторную деятельность, направленную на воспитание будущего профессионала, можно за счет использования нетрадиционных форм и методов включения студентов в профессионально ориентированную деятельность, предполагающую проектирование, моделирование, конструирование и исследование различных аспектов будущей профессии.
Литература
1. Гурье Л.И., Кирсанов А.А., Кондратьев В.В., Ярмакеев И.Э. Интегрированные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Москва: ВИНТИ, 2006.-288с.
2. Осипов П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: учебно-
методическое пособие для системы переподготовки и системы квалификации преподавателей высшей школы. Казань: РИЦ «Школа», 2007.- 224С.
3. Фейман Р. Вы конечно шутите, мистер Фейман / Р.Фейман// Наука и жизнь.-1986.-№11.-С.88-97.
4. Загайнова Е.В., Вяткина И.В. Тренинг «Психологический КВН» как одна из форм реализации принципов воспитания студентов /И.В. Вяткина, Е.В.Загайнова // X Всероссийская научнопрактическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». - Новосибирск, 2009. - С. 153-157.
5. Абуталипова Л.Н. Организация воспитательной работы и реализация молодежной политики в Казанском государственном технологическом университете / Л.Н. Абуталипова, И.Н. Мусин // Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации: Сб.ст. науч.-метод. конференции КГТУ.- Казань, 2006.-С.565- 568.
© И. В. Вяткина - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КГТУ,