Научная статья на тему 'Инновационные приоритеты развития нефтехимического комплекса республики Татарстан'

Инновационные приоритеты развития нефтехимического комплекса республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL INNOVATIVE POLICY / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PETROCHEMICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райская М. В.

Рассмотрены приоритеты, задачи и направления среднесрочной инновационной региональной отраслевой политики в рамках развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан. Проанализированы основные условия и составляющие инновационного развития нефтехимического комплекса, а также определен комплекс мероприятий инновационного характера в сфере нефтедобычи и нефтепереработки региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities, tasks and the directions of innovative regional branch policy within development of a petrochemical complex of the Republic of Tatarstan are considered. The main conditions and components of innovative development of a petrochemical complex are analysed, and also the complex of actions of innovative character in the sphere of oil production and region oil processing is defined.

Текст научной работы на тему «Инновационные приоритеты развития нефтехимического комплекса республики Татарстан»

УДК 330.341.1:332

М. В. Райская

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: региональная инновационная политика, нефтехимический комплекс.

Рассмотрены приоритеты, задачи и направления среднесрочной инновационной региональной отраслевой политики в рамках развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан. Проанализированы основные условия и составляющие инновационного развития нефтехимического комплекса, а также определен комплекс мероприятий инновационного характера в сфере нефтедобычи и нефтепереработки региона.

Keywords: regional innovative policy, petrochemical complex.

Priorities, tasks and the directions of innovative regional branch policy within development of a petrochemical complex of the Republic of Tatarstan are considered. The main conditions and components of innovative development of a petrochemical complex are analysed, and also the complex of actions of innovative character in the sphere of oil production and region oil processing is defined.

В настоящее время в качестве одного из конкурентных преимуществ России выступает наличие значительных запасов разведанных углеводородных ресурсов. В то же время неэффективное их использование не позволяет перевести данное преимущество в разряд долгосрочных ключевых конкурентных преимуществ. В связи с этим среди условий достижения стратегического лидерства в данном направлении отмечается необходимость усиления стратегического позиционирования страны на мировых рынках за счет роста глубины переработки углеводородного сырья, повышения технологического уровня развития отраслей нефтепереработки, химии и нефтехимии и усиления их ориентации на инновационное развитие, а также повышения эффективности использования самих месторождений за счет внедрения новых технологий (см, например, [1-2]).

Для Республики Татарстан (РТ) также характерно сохранение определяющей роли нефтехимического комплекса в социально-экономическом развитии региона. В рамках Программы развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2010-2014 годы [3] в качестве основных целей отмечены: максимально эффективное использование природных, трудовых, интеллектуальных, инвестиционных, других видов ресурсов и конкурентных преимуществ; стабильное повышение на этой основе производства добавленной стоимости; долгосрочное укрепление позиций на российском и мировом рынках. Достижение указанных целей предполагает решение в среднесрочном периоде двух задач: 1) реализация и расширение конкурентных преимуществ в «традиционных» отраслях нефтегазохимического комплекса (НГХК): нефтепереработке, нефтедобыче, химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий; 2) формирование институциональных условий и научно-технических заделов, обеспечивающих системный перевод НГХК РТ в режим инновационного высокотехнологичного развития.

Указанные задачи определяют, в свою очередь, основные приоритеты среднесрочного развития сферы НГХК, а именно:

- сохранение объемов добычи нефти на уровне не менее 30 млн т в год за счет традиционных методов (ввода в эксплуатацию новых добывающих скважин, новых месторождений, в том числе за пределами РТ) и применения новых технологий при бурении скважин, совершенствования методов увеличения нефтеотдачи пластов, добычи углеводородов из нетрадиционных коллекторов;

- ускоренное развитие нефтеперерабатывающего сектора НГХК, ориентированного на обеспечение высокой глубины переработки нефти, выпуск качественных экспортоспособных нефтепродуктов и широкой базы продуктов, востребованных химической и нефтехимической промышленностью РТ;

- модернизация действующих и формирование новых высокотехнологичных производств в химических и нефтехимических отраслях НГХК, укрепление и расширение на этой основе позиций республики на российском и мировом рынках;

- повышение вклада инновационных факторов развития в процессы модернизации НГХК, включение в инновационную деятельность все большего числа региональных участников;

- развитие эффективных и устойчивых кооперационных связей предприятий НГХК с другими отраслями экономики Татарстана и регионов России прежде всего с предприятиями машиностроения, строительства, дорожного и сельского хозяйства, легкой промышленности;

- приоритетное развитие и внедрение на предприятиях НГХК ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий, способствующих снижению негативного воздействия комплекса на окружающую природную среду при повышении эффективности хозяйственной деятельности;

- ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства НГХК в наиболее востребованных современным обществом направлениях, активное участие малого бизнеса в решении проблем выравнивания социально-экономического развития районов республики, а также в увеличе-

нии до 30% республиканской доли переработки полимерной и др. нефтехимической продукции;

- долгосрочное формирование и развитие сплоченных высокопрофессиональных и высокопроизводительных коллективов, способных обеспечивать конкурентоспособность и экономическую стабильность предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана.

Объем финансирования Программы составляет 800 млрд руб., из которых 615 млрд руб. - производственно-технические инвестиции. До 58% инвестиций предполагается привлечь в виде кредитных ресурсов. В результате реализации Программы ожидается рост объемов инновационной продукции на 13% (относительно 2008 г.), а в области химии и нефтехимии в 2,4 раза.

В программе предусмотрены различные проекты, например, разработанный ранее проект нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамске при финансовой поддержке Федерального инвестиционного фонда в размере 16,5 млрд руб. ОАО «Татнефть» уже приступила к полномасштабной реализации этого проекта, значение которого для выведения отрасли на качественно новый уровень развития исключительно велико. Также в настоящее время прорабатывается и проект создания НПЗ для переработки нефти, добываемой малыми нефтяными компаниями, что в будущем обеспечит расширение сырьевой базы предприятий нефтехимии региона. ОАО «ТАИФ-НК», включающее в себя Нижнекамский НПЗ, Завод бензинов и Завод по переработке газового конденсата, приступил к строительству Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефти.

Зачастую совершенствование развития неф-тегазохимической промышленности рассматривается через призму целесообразности продолжения ее модернизации за счет импорта современных прогрессивных технологий и оборудования. И, действительно, заимствование технологий позволяет в относительно сжатые сроки обеспечить обновление существующих производств, «удлинить» и «разветвить» технологические цепочки комплекса, создавая новые продукты. Но такие инструменты характерны прежде всего для воспроизводства догоняющего типа развития. Инновационное же (опережающее) развитие предусматривает активную ориентацию на собственные научно-технические разработки. Именно такую позицию занимает руководство РТ, по мнению которого необходимо повышение роли компаний нефтегазового комплекса региона в реализации активных инноваций, в том числе за счет поддержки развития инновационной инфраструктуры. Активные инновации пока не являются доминирующими на предприятиях НГХК РТ, что связано, главным образом, с финансовыми ограничениями и приоритетным финансированием модернизации и нового строительства на основе готовых импортных технологий. Поэтому не следует именно на корпоративный сектор возлагать функции реализации полного инновационного цикла. Тем не менее, в рамках развития и реализации потенциала региона вполне решаемы задачи по формированию иннова-

ционной восприимчивости и ориентации на сотрудничество с субъектами инновационных систем; инициации перспективных научных исследований и их комплексному сопровождению и поддержке; участию в научно-технических программах федерального и регионального уровней; созданию научных, научно-производственных подразделений и лабораторий, предприятий на объектах инновационной инфраструктуры (технополисе «Химград», технопарках, ОЭЗ «Алабуга», Нижнекамском промышленном округе); реализации различных форм поддержки объектов инновационной инфраструктуры (софинансирование создания и развития, заказы на конкретные исследования, обеспечение необходимым сырьем).

В контексте нефтехимической направленности Татарстан может претендовать на создание территориального нанотехнологического кластера. В частности, в принятой Комплексной программе проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на 2009-2013 годы и на период до 2015 года предусмотрен блок, касающийся нефтехимического комплекса. Соответственно, должно быть предусмотрено участие региона в федеральных программах и мероприятиях в области наноиндустрии и нанотехнологий с акцентом на конкурентных преимуществах республики в виде наличия сильной внедренческой базы (компаний нефтегазохимиче-ского комплекса); научной школы, имеющей заделы в области нанотехнологий; развивающейся региональной инновационной инфраструктуры и политики поддержки инноваций; опыта компаний и региона в области государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов и создании элементов территориальной организации инновационных и бизнес-процессов. В результате регион должен стать реальной площадкой для отработки и внедрения нанотехнологий в нефтехимическом комплексе, а также возрасти уровень инновационного развития комплекса.

В качестве еще одной формы поддержки высоко- и среднетехнологичного бизнеса следует отметить промышленные округа, в рамках которых предприятия совместно получают электроэнергию, создают очистные сооружения, транспортную инфраструктуру и т.д. Цель создания первого в Татарстане промышленного округа - Нижнекамского -состояла в обеспечении экономически привлекательных условий и производственной инфраструктуры для деятельности малых и средних предприятий, поставляющих сырье для ОАО «Нижнекамск-нефтехим» либо занятых дальнейшей переработкой его продукции.

Естественно, выбор отраслевых стратегий и инновационных приоритетов развития НГХК РТ должен производиться с учетом долгосрочных мега-и макроэкономических тенденций в топливно-энергетическом комплексе, нефтепереработке, химии и нефтехимии. Следует, в частности, учитывать ухудшение качества и доступности мировых запасов углеводородов; усиление позиций нефти и газа в качестве сырья для глубокой химической переработки и получения специальных материалов; разви-

тие альтернативных источников энергии и топлива; необходимость выпуска экологически чистых видов топлива.

Относительно объемов нефтедобычи в РТ, то за период 2004-2020 гг. прирост запасов на разведочных участках и площадях, а также нефтепер-спективных объектах существующих месторождений должен составить 284 млн. т [4]. Доля прироста запасов за счет геологоразведочных работ (ГРР) планируется в размере 50%; соответствующая доля, получаемая за счет переоценки с проведением минимальных объемов ГРР с доразведкой месторождений 20%; доля прироста извлекаемых запасов нефти за счет увеличения коэффициента нефтеизв-лечения планируется в размере 30%. Прогнозируемые объемы добычи нефти и эксплуатационного бурения в РТ: в 2015 г. - 29,1 млн т (30628 тыс. т с учетом битумов) и 940 тыс. м; в 2020 г. - 24,5 млн т (26516 тыс. т) и 850 тыс. м соответственно.

Для обеспечения развития нефтеперерабатывающего комплекса РТ потребуется соответствующее развитие транспортной инфраструктуры, в частности, строительство дополнительного нефтепровода для транспортировки карбоновой нефти в район г. Нижнекамска, а также других объектов инфраструктуры. Кроме того, потребуется решение вопроса транспортировки нефтепродуктов с использованием системы действующих и новых трубопроводов. В этой связи необходимо учесть проект строительства нефтепродуктопровода «Андреевка-Альметьевск», включенный в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года.

Для достижения прогнозных показателей необходимо выполнение следующих задач:

1) для нефтедобывающих компаний:

- обеспечить объемы добычи нефти, эксплуатационное и поисково-разведочное бурение в соответствии с распоряжением Кабмина РТ от 14.12.2012г. № 2244-р;

- повысить объемы добычи нефти за счет активизации работ по пополнению запасов и повышению их категорийности, а также целенаправленного проведения геологоразведочных работ и поисково-разведочного бурения;

- начать активную разработку месторождений высоковязкой нефти и природных битумов;

- продолжить реализацию нефтедобывающими компаниями программ по повышению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%;

- активизировать работы по внедрению инновационных технологий разработки и эксплуатации месторождений по всему циклу нефтедобычи, в том числе новых методов увеличения нефтеотдачи пластов [5].

2) для нефтеперерабатывающих компаний:

- продолжить строительство Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефти ОАО «ТАИФ-НК» на основе уникальной технологии Veba Combi Cracking (VCC), начатое в ноябре 2012

г. (планируемые сроки ввода - 2016 г.). Строительство данного Комплекса направлено на увеличение глубины переработки нефти не ниже 95%. Запуск Комплекса в эксплуатацию позволит увеличить производство и реализацию прямогонного бензина, являющегося сырьем для предприятий нефтехимического комплекса, а также увеличить производство дизельного топлива экологического стандарта EURO-5 (Официальный сайт компании ОАО «ТАИФ-НК». URL: www.taifnk.ru);

- продолжить реализацию проекта по строительству Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске (ОАО «ТАНЕКО»), начатое в 2007 г. с предполагаемым вводом в эксплуатацию объектов в три этапа. Ввод Комплекса предусматривает удвоение объема переработки нефти с 7 до 14 млн т в год с расширением линейки выпускаемых нефтепродуктов и повышением их качества (Официальный сайт компании ОАО «ТАНЕКО». URL: www.taneco.ru).

Таким образом, были обозначены основные направления и компоненты инновационного развития нефтехимического комплекса, а также приоритеты, задачи и направления инновационной отраслевой политики. Предприятия НГХК РТ, хотя и определены зоной «прорыва» в рамках перехода на инновационный тип развития экономики региона в ряде программ, но, по нашему мнению, это касается в большей степени таких направлений, как развитие нано- и биотехнологий. А вот значительное внимание, уделенное освоению битумных месторождений как одному из наиболее перспективных инновационных направлений развития НГХК республики, действительно способно заложить стабильную минерально-сырьевую основу для долгосрочного развития нефтехимического комплекса.

Литература

1. Демидова Е.В. Актуальные проблемы и тенденции развития нефтегазохимического комплекса России // Вест. Казан. технол. ун-та. 2013. № 18. С. 244-247.

2. Гарифуллина РХ., Райская М.В. Преемственность и специфика программ повышения энергоэффективности и качества технологий освоения углеводородного сырья нефтедобывающей компании на примере ОАО «Татнефть» // Вест. Казан. технол. ун-та. 2013. № 19. С. 285287.

3. О Программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. постановление Кабмина Респ. Тат. от 19 апр. 2010 г. № 275 (с изм. на 6 сент. 2010 г.) // URL: docs.cntd.ru/document /917037934.

4. Ильясов И.Т., Жуковская И.В. Управление финансовыми результатами деятельности предприятий нефтегазового комплекса // Экономический Вестник Республики Татарстан. 2008. № 3.

5. Перспективы добычи нефти в Республике Татарстан // Нефть и жизнь. 2012. № 4. С. 53-55.

© М. В. Райская - д-р экон. наук, проф. каф. экономики КНИТУ, emma898@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.