Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обратная связь / система обратной связи / пресс-служба Администрации Президента РФ / коммуникации / информационные ресурсы / feedback / feedback system / press service of the Presidential Administration of the Russian Federation / communications / information resources

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимов Михаил Владимирович

Объектом исследования является система обратной связи в учреждениях государственной службы Российской Федерации, также деятельность их пресс-служб в учреждениях госслужбы РФ, а предметом исследования – инструменты формирования системы обратной связи в управлении пресс-службы и информации Администрации Президента Российской Федерации. Взаимодействие органов исполнительной власти с населением является одной из фундаментальных функций государства, поскольку оно направлено на обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей и интересов граждан, а также поддержание стабильности и благополучия в обществе. Диалог общества и властных структур происходит через общественную связь и от качества этой связи зависит то, как будет воспринята проводимая этими структурами работа. В рамках решения этой задачи осуществляется множество механизмов, которые позволяют государственным органам получать информацию от жителей страны и работать над улучшением качества предоставляемых услуг. Важно отметить, что системные механизмы обратной связи должны быть оптимизированы для эффективного использования. Для этого необходимо разработать соответствующие процедуры сбора и анализа информации, а также создать инструменты для ее распространения и использования. При этом следует учитывать различные потребности и интересы населения, чтобы обратная связь была максимально полезной и целевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A FEEDBACK SYSTEM IN THE PRESS SERVICE AND INFORMATION DEPARTMENT OF THE PRESIDENTIAL ADMINISTRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The object of the study is the feedback system in the institutions of the civil service of the Russian Federation, as well as the activities of their press services in the institutions of the civil service of the Russian Federation. The subject of the study is the tools for forming a feedback system in the press service and information department of the Presidential Administration of the Russian Federation. The interaction of executive authorities with the population is one of the fundamental functions of the state, since it is aimed at ensuring security, meeting the needs and interests of citizens, as well as maintaining stability and well-being in society. The dialogue between society and government structures takes place through public communication, and the quality of this communication determines how the work carried out by these structures will be perceived. As part of this task, many mechanisms are being implemented that allow government agencies to receive information from residents of the country and work to improve the quality of services provided. It is important to note that system feedback mechanisms must be optimized for effective use. To do this, it is necessary to develop appropriate procedures for collecting and analyzing information, as well as create tools for its dissemination and use. At the same time, various needs and interests of the population should be taken into account so that feedback is as useful and targeted as possible.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Inf. about the author: Evpatov Yuri Gennadivich - member of the Union of Journalists of Russia, external doctoral student at the Department of Public Relations and Media Policy, Faculty of Journalism, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 367007, Russia, Moscow, Morskaya st., 9. Email: [email protected]

Received: 29.05.2023. Accepted: 30.06.2023.

References

Abdulagatov Z. M. (2011). Features of socialization of modern youth and social deformations in the youth environment. Makhachkala. (In Rus.).

Abdullaev M. A., Halimbekova M. H., Kafarov T. E. (2012). Features of the manifestation of patriotism in modern Russian society. Makhachkala. (In Rus.).

Aliev A. K. (2004). The North Caucasus and Dagestan: the current ethnopolitical situation and ways to stabilize it. Makhachkala. (In Rus.).

Berezin V.M. (2002). The essence and reality of mass communication. M. (In Rus.). Butaev M. D., Samedov D.S. (2004). Current trends and problems of regional media development in the era of globalization. Makhachkala. (In Rus.).

Buyanov V. S. (2007). Russia and the Caucasus region. M. (In Rus.). Dashdamirov A. F. (2001). National idea and ethnicity. M. (In Rus.). Dibirov A.-N. Z. (2012). Personality, ethnicity and society: identity before the challenges of globalization. Makhachkala. (In Rus.).

Dobaev I. P. (2004). The South of Russia in the system of international relations: national and regional security. Rostov-on-Don. (In Rus.).

Glushchenko O.A. Ecology of communication: toxicity factors in media texts / O.A. Glushchenko, N.V. Grishanin, N.V. Kirillina // Communicologiya. 2021. Vol. 9. No. 4. pp. 160-178. (In Rus.).

Landa K. G. (2012). Dagestan and Russia's geostrategy in the Caspian Sea. Moscow-Makhachkala. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M. (In Rus.). Sharkov F.I. (2004). Integrated advertising communications. M. (In Rus.). Landa K. G. Dagestan and Russian geostrategy in the Caspian Sea. Moscow-Makhachkala, 2012. (In Rus.).

Sharkov F.I. Political consulting. M., 2004. (In Rus.).

Sharkov F.I. Integrated advertising Communications. M., 2004. (In Rus.)

■ ■ ■ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алимов М.В.

Газета «Московский комсомолец». Москва, Российская Федерация.

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. Аннотация. Объектом исследования является система обратной связи в учреждениях государственной службы Российской Федерации, также деятельность их пресс-служб в учреждениях госслужбы РФ, а предметом исследования - инструменты формирования системы обратной связи в управлении пресс-службы и информации Администрации Президента Российской Федерации. Взаимодействие органов исполнительной власти с населением является одной из фундаментальных функций государства, поскольку оно направлено на обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей и интересов граждан, а также поддержание стабильности и благополучия в обществе. Диалог общества и властных структур происходит через общественную связь и от качества этой связи зависит то, как будет воспринята проводимая этими структурами работа. В рамках решения этой задачи осуществляется множество механизмов, которые позволяют государственным органам получать информацию от жителей страны и работать над улучшением качества предоставляемых услуг. Важно отметить, что системные механизмы обратной связи должны быть оптимизированы для эффективного использования. Для этого необходимо разработать соответствующие процедуры сбора и анализа информации, а также создать инструменты для ее распространения и использования. При этом следует учитывать различные потребности и интересы населения, чтобы обратная связь была максимально полезной и целевой.

Ключевые слова: обратная связь, система обратной связи, пресс-служба Администрации Президента РФ, коммуникации, информационные ресурсы.

Для цитирования: Алимов М.В. Формирование системы обратной связи в управлении пресс-службы и информации Администрации Президента Российской Федерации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. С. 25-34.

Сведения об авторе: Алимов Михаил Владимирович - корреспондент отдела СНГ и региональной политики газеты «Московский Комсомолец», член Союза журналистов Москвы. E-mail: [email protected], тел. +7(926)263-59-92.

Статья поступила в редакцию: 17.004.2023. Принята к печати: 24.06.2023.

Введение. В цифровую эпоху эффективная коммуникация играет решающую роль в поддержании прозрачности, подотчетности и общественного доверия. Особенно это касается государственных учреждений, таких как Управление пресс-службы и информации Администрации Президента Российской Федерации. Надежная система обратной связи необходима для обеспечения эффективного и точного распространения информации, решения проблем общественности и адаптации к изменяющимся обстоятельствам [Булыгин]. Кроме того, обратная связь позволяет на каждом последующем этапе взаимодействия с аудиторией анализировать полученные промежуточные результаты и новые данные, полученные в результате предшествующего взаимодействия. По итогам такого анализа уточняются ожидания

аудитории, что обеспечивает эффективность работы пресс-службы [Кириллина: 176].

В этом эссе рассматривается важность создания системы обратной связи в этом отделе и описываются ключевые шаги, связанные с ее формированием.

Пресс-служба Администрации Президента РФ является официальным органом информирования общественности о деятельности Президента и его администрации. Ее основные функциональные характеристики включают:

1. Организация и координация работы средств массовой информации: пресс-служба занимается организацией пресс-конференций, брифингов, совещаний, брифингов для журналистов, радио- и телевизионных программ, предоставляет информационные материалы и комментарии.

2. Работа социальных сетей и информационных ресурсов: пресс-служба Администрации Президента РФ активно ведет работу в социальных сетях, создает информационные ресурсы, обеспечивает их аудиторию максимально полной и достоверной информацией.

3. Создание и распространение информации: пресс-служба создает и распространяет информационные материалы на русском и иностранных языках, в том числе конденсированные итоги встреч Президента, интервью с членами администрации и другими экспертами, сообщения о законодательных и других инициативах.

4. Медиаконтроль: пресс-служба Администрации Президента РФ контролирует информацию, распространяемую средствами массовой информации, чтобы исключить ложную и неправильную информацию.

5. Работа с журналистами: пресс-служба Администрации Президента РФ работает с журналистами, отвечает на их вопросы, предоставляет информационные данные и консультирует по вопросам, связанным с деятельностью Президента [Шарков, 2007].

6. Анализ и оценка медийной ситуации: пресс-служба Администрации Президента РФ анализирует и оценивает медийную ситуацию, информирует руководство страны о возможных негативных последствиях, помогает обеспечиывать информационное противодействие.

Характеристика пресс-службы Администрации Президента Российской Федерации

Пресс-служба Администрации Президента Российской Федерации осуществляет управление и координацию взаимодействия со СМИ от

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. имени Президента1. Как правило, он обладает следующими характеристиками:

1. Официальная коммуникация: Пресс-служба служит основным каналом официальной коммуникации Администрации Президента со средствами массовой информации и общественностью.

2. Распространение информации: способствует своевременному и точному распространению информации о деятельности, решениях и политике президента.

3. Координация со СМИ: пресс-служба координирует свои действия с различными СМИ, как отечественными, так и международными, для облегчения освещения деятельности Президента, интервью и пресс-конференций.

4. Связи с общественностью: занимается деятельностью по связям с общественностью, включая ответы на запросы СМИ, организацию интервью и организацию пресс-мероприятий.

5. Обмен сообщениями и контроль имиджа. Пресс-служба играет решающую роль в формировании и контроле общественного имиджа президента, управляя освещением в СМИ и формулируя ключевые сообщения.

6. Прозрачность и подотчетность. Он стремится обеспечить прозрачность и подотчетность, предоставляя доступ к официальной информации и отвечая на публичные запросы, связанные с деятельностью президента.

7. Антикризисное управление: во время кризисов или чрезвычайных ситуаций пресс-служба действует как центральный пункт для распространения информации среди средств массовой информации и общественности, обеспечивая скоординированное и последовательное сообщение.

8. Протокол и этикет: он поддерживает стандарты протокола и этикета во время официальных мероприятий, обеспечивая надлежащий доступ к СМИ и взаимодействие.

Важно отметить, что характеристики пресс-службы могут различаться в разных политических системах и администрациях, поэтому конкретные практики могут отличаться в других странах.

Функциональные характеристики пресс-службы Администрации Президента РФ

Пресс-службы эффективно работают не только при правительстве РФ, ведомствах и министерствах, но также и при администрации

1 Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации. -Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/structure/administration (дата доступа 13.07.2023).

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.

президента РФ. По мнению известного американского политического ■ технолога Стивена Хесса, пресс-службы сейчас уже можно принимать как данность, а не инструмент пропаганды со стороны власти. Цель пресс-служб — это информирование общественности, сбор и транслирование объективной информации о работе органа государственной власти, но таким образом, чтобы сохранить и улучшить её репутацию и позитивный образ [Пикулькин].

Обратная связь относится к информации или ответам, предоставляемым получателем отправителю в процессе общения. Он играет решающую роль в эффективном общении, поскольку помогает отправителю понять, как его сообщение воспринимается и интерпретируется получателем. Обратная связь может быть вербальной или невербальной и может указать, было ли сообщение понято, есть ли какие-либо недоразумения или необходимы дополнительные разъяснения [Афанасьев]. Это позволяет корректировать и улучшать общение, гарантируя, что предполагаемое сообщение будет эффективно передано и понято.

Система обратной связи - это процесс или механизм, который собирает информацию о выходе или производительности системы и использует ее для внесения корректировок или улучшений. Он включает в себя получение сигналов или данных обратной связи, их сравнение с требуемым эталоном или заданным значением и выполнение корректирующих действий на основе несоответствия между фактическим и желаемым состоянием [Афанасьев]. Целью системы обратной связи является поддержание стабильности, оптимизация производительности и достижение желаемых результатов путем постоянного мониторинга и корректировки поведения системы.

Значение системы обратной связи определяется следующими процессами:

1. Расширение взаимодействия с общественностью: система обратной связи позволяет пресс-службе и информационному отделу установить прямую связь с общественностью, позволяя ей высказывать свое мнение, опасения и предложения. Это способствует ощущению вовлеченности, гарантируя, что общественные настроения и ожидания учитываются в процессах принятия решений.

2. Подотчетность и прозрачность. Благодаря внедрению системы обратной связи отдел может нести ответственность за свои действия и решения. Он предоставляет гражданам платформу для поиска разъяснений, запроса информации и привлечения правительства к ответственности за его политику и действия. Это способствует прозрачности, которая жизненно важна для укрепления общественного доверия и легитимности.

3. Выявление тенденций общественного мнения. Эффективная система обратной связи позволяет отделу собирать и анализировать

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. общественное мнение и настроения по различным вопросам. Эти данные можно использовать для информирования разработчиков политики, оценки успеха или недостатков правительственных инициатив и соответствующей адаптации коммуникационных стратегий.

Ключевые шаги и рекомендации по созданию системы обратной связи:

1. Развитие инфраструктуры:

а. Внедрение онлайн-платформы: Создайте удобный веб-сайт или приложение, где граждане могут оставлять отзывы, запросы и предложения. Эта платформа должна быть доступна на нескольких языках и обслуживать людей с разным опытом и способностями.

б. Телефонные и почтовые услуги: Создайте специальную линию помощи и почтовый адрес для получения отзывов от граждан, которые могут предпочесть более традиционные каналы связи.

2. Управление обратной связью:

а. Выделенная команда: назначьте команду, ответственную за обработку полученных отзывов и управление ими. Эта команда должна состоять из обученных специалистов, которые могут быстро реагировать, подтверждать и классифицировать отзывы, чтобы обеспечить бесперебойный процесс обратной связи.

б. Стандартизированные протоколы и механизмы реагирования: Разработайте четкие инструкции и протоколы для работы с различными типами обратной связи. Это включает в себя время отклика, процедуры эскалации и механизмы обработки важной или конфиденциальной информации.

3. Анализ и использование данных:

а. Категоризация и анализ отзывов: Разработайте систему классификации и анализа полученных отзывов. Это позволяет департаменту выявлять повторяющиеся проблемы, тенденции общественного мнения и области, требующие немедленного внимания или улучшения.

б. Интеграция с процессами разработки политики: создание каналов обратной связи для использования данных в процессе принятия решений. Это обеспечивает учет общественного мнения, позволяя правительству формулировать политику, которая лучше отвечает потребностям и чаяниям его граждан.

4. Непрерывное улучшение:

а. Периодические оценки: регулярно оценивайте эффективность и действенность системы обратной связи. Это включает в себя оценку времени отклика, качества обратной связи и удовлетворенности пользователей. Отзывы граждан относительно самой системы обратной связи также должны быть включены в процесс оценки.

б. Адаптация к меняющимся потребностям: постоянно обновлять и улучшать систему обратной связи на основе технологических достижений, новых тенденций в области коммуникации и меняющихся общественных предпочтений.

Это гарантирует, что система останется актуальной и эффективной для удовлетворения меняющихся потребностей населения. Кроме того, соучастие в разработке и распространении информации позволяет людям выражать свое отношение и способствует вовлечению граждан в процесс принятия решений [Глущенко и др.].

Использование обратной связи для повышения эффективности государственных программ.

Обратная связь является важным механизмом взаимодействия государства с населением, позволяющим улучшить эффективность государственных программ и повысить качество предоставляемых услуг [Шипунов]. Для этого необходимо использовать различные инструменты обратной связи, такие как опросы, консультации, фокус-группы и другие.

Например, при разработке социальных программ правительство может проводить опросы среди населения для выявления реальных потребностей и проблем. Это позволит учесть мнение населения при формировании бюджета и распределении ресурсов. Кроме того, обратная связь помогает органам исполнительной власти контролировать выполнение программ и оперативно реагировать на недостатки. Например, если благотворительная программа не достигает цели или имеет низкий уровень эффективности, правительство может получить обратную связь от участников программы для выявления причин и корректировки действий.

Также важно учитывать обратную связь при проведении анализа результатов государственных программ. Например, если программа по улучшению экологии показывает положительные результаты в одном регионе, а в другом - нет, правительство может провести дополнительное исследование для выявления причин различий и корректировки программы

Заключение. Системные механизмы обратной связи являются важным инструментом для улучшения взаимодействия органов исполнительной власти с населением. Они позволяют получать отзывы и предложения от граждан, а также оценивать эффективность действий власти и корректировать их при необходимости [Шарков, 2004].

Кроме того, системы обратной связи могут помочь повысить доверие населения к власти, поскольку люди чувствуют, что их мнение учитывается и уважается. Это может способствовать более конструктивному диалогу между гражданами и органами власти, что в

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. свою очередь может привести к разработке и реализации более эффективных проектов для решения социально-экономических проблем.

Поэтому создание систем обратной связи должно быть одним из приоритетных направлений работы органов исполнительной власти. Необходимо разработать прозрачные и доступные механизмы для сбора информации от граждан, а также проводить регулярный анализ полученных данных для определения потребностей населения и корректировки стратегии действий власти.

В целом, использование системных механизмов обратной связи является важным шагом на пути к построению более открытого и демократического общества, где интересы граждан учитываются при принятии решений органами власти.

Таким образом, формирование надежной системы обратной связи в Департаменте пресс-службы и информации Администрации Президента Российской Федерации имеет решающее значение для обеспечения прозрачности, подотчетности и вовлеченности общественности. Используя эффективную систему обратной связи, департамент может сократить разрыв между правительством и гражданами, улучшить взаимодействие и обеспечить, чтобы политика и решения лучше отражали потребности и чаяния россиян.

Источники

Афанасьев В.Г. (2023). Человек в управлении обществом. / В.Г. Афанасьев. М. - 310 с.

Булыгин Ю. Е. (2018). Основы теории организации социального управления: Учеб. Пособие. / Ю. Е. Булыгин. М. - 420 с.

Глущенко О.А. Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах / О.А. Глущенко, Н.В. Гришанин, Н.В. Кириллина // Коммуникология. 2021. Т.

9. № 4. С. 160-178.

Кириллина Н.В. Источники неопределенности и применение итеративного

подхода в управлении интерактивной коммуникацией в сети / Н.В. Кириллина //

Коммуникология. 2020. Т . 8. № 4. С. 172-179.

Хьюстон Т. (2022). Обратная связь. Как сказать всё, что думаешь, и получить всё, что хочешь / Тереза Хьюстон. М.: Издательство МИФ. - 212 с.

Пикулькин А. В. (2019). Система государственного управления: Учебник для вузов. / А. В. Пикулькин. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 315 с.

Шипунов В. Г. (2019). Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. / В. Г. Шипунов. М- 290 с.

Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации // Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/structure/administration (дата доступа 13.07.2023).

Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. М.: Дашков и Ко

Шарков Ф.И. (2007). Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике / Ф.И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. М.:

Дашков и К°, 324 с.

■ ■ ■ FORMATION OF A FEEDBACK SYSTEM IN THE PRESS SERVICE AND INFORMATION DEPARTMENT OF THE PRESIDENTIAL ADMINISTRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alimov M.V.

Newspaper «Moskovsky Komsomolets», Moscow, Russian Federation.

Abstract. The object of the study is the feedback system in the institutions of the civil service of the Russian Federation, as well as the activities of their press services in the institutions of the civil service of the Russian Federation. The subject of the study is the tools for forming a feedback system in the press service and information department of the Presidential Administration of the Russian Federation. The interaction of executive authorities with the population is one of the fundamental functions of the state, since it is aimed at ensuring security, meeting the needs and interests of citizens, as well as maintaining stability and well-being in society. The dialogue between society and government structures takes place through public communication, and the quality of this communication determines how the work carried out by these structures will be perceived. As part of this task, many mechanisms are being implemented that allow government agencies to receive information from residents of the country and work to improve the quality of services provided. It is important to note that system feedback mechanisms must be optimized for effective use. To do this, it is necessary to develop appropriate procedures for collecting and analyzing information, as well as create tools for its dissemination and use. At the same time, various needs and interests of the population should be taken into account so that feedback is as useful and targeted as possible.

Keywords: feedback, feedback system, press service of the Presidential Administration of the Russian Federation, communications, information resources.

For citation: Alimov M.V. Formation of a feedback system in the management of the Press service and Information of the Presidential Administration of the Russian Federation // Communicology: Electronic scientific Journal. Volume 8. No. 2. 2023, pp. 25-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inf. about the author: Mikhail Vladimirovich Alimov - correspondent of the CIS and Regional politics department of the Moskovsky Komsomolets newspaper, member of the Union of Journalists of Moscow. E-mail: [email protected] , tel. +7(926)263-59-92.

Received: 17.04.2023. Accepted: 24. 06.2023. References

Afanasyev V.G.(2023). Man in the management of society/V.G. Afanasyev.M.-310 p. (In Rus.).

Bulygin Yu. E. (2018). Fundamentals of the theory of the organization of social management: Studies. Manual / Y. E. Bulygin. M. - 420 p. (In Rus.).

Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. Glushchenko O.A. Ecology of communication: toxicity factors in media texts / O.A. Glushchenko, N.V. Grishanin, N.V. Kirillina // Communicology. 2021. Vol. 9. No. 4, pp. 160-178. (In Rus.).

Kirillina N.V. Sources of uncertainty and the use of an iterative approach in the management of interactive communication in the network / N.V. Kirillina // Communicology. 2020. Vol. 8. No. 4, pp. 172-179. (In Rus.).

Houston T. (2022). Feedback. How to say everything you think and get everything you want / Teresa Houston. M.: Publishing House MYTH. - 212 p.

Pikulkin A.V. (2019). The system of public administration: Textbook for universities. / A.V. Pikulkin. M.: UNITY-DANA. - 315 p. (In Rus.).

Shipunov V. G. (2019). Fundamentals of managerial activity: personnel management, managerial psychology, management at the enterprise. / V. G. Shipunov. M- 290 р. (In Rus.).

Official website of the Presidential Administration of the Russian Federation // Electronic resource: http://www.kremlin.ru/structure/administration (accessed 13.07.2023). Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M.: Dashkov and Co. (In Rus.). Sharkov F.I. (2007). Legal regulation of communication activities: in advertising, public relations, journalism / F.I. Sharkov; International. acad. Business and Management, Institute of Modern Communication Systems and Technologies, Moscow: Dashkov and Co., 324 p. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.