Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.
Agar, M. (1994). Language shock: Understanding the culture of conversation. New -York: William Morrow. 284 p.
Badawi, A. A. (2005). From the rhetoric of Qur'an. Ennahda (In Arabic).
Charteris-Black, J. (2004). Critical metaphor analysis. In J. Charteris-Black (Ed.), Corpus approaches to critical metaphor analysis (pp. 243-253).
Dawood, N. (1990). The Koran (5th ed.). Penguin.
Graham, W., & Kermani, N. (2006). Recitation and aesthetic reception. In J. D. McAuliffe (Ed.), The Cambridge companion to the Qur'an (pp. 115-141). Cambridge University Press.
Hart, R. P., & Lind, C. J. (2011). The rhetoric of Islamic activism: A DICTION study. Dynamics of Asymmetric Conflict, 4(2), 113-
125. https://doi.org/10.1080/17467586.2011.627934 '
Hicks, S. T. W. (2005). Presidential rhetorical crisis leadership: The speeches of presidents Franklin D. Roosevelt and George W. Bush on the events of 12-7-41 and 09-1101. Ph.D. dissertation, Wayne State University, Detroit, MI.
Jackson, R. (2005). Writing the war on terrorism: Language, politics and counter-terrorism (new approaches to conflict analysis). Manchester University Press.
Le Page, R. B., & Tabouret-Keller, A. (1985). Acts of identity: Creole-based approaches to language and ethnicity. Cambridge University Press.
Nelson, K. (2001). The art of reciting the Qur'an. American University Press.
Nielsen, C. L. (2008). Pearl Harbor and 9/11: A comparison. Unpublished M.A. thesis, East Tennessee State University, Johnson City, Tennessee.
Padwick, C. E. (1996). Muslim devotions: A study of prayer-manuals in common use. Oneworld.
Risager, K. (2006). Language and culture: Global flows and local complexity. Multilingual Matters.
Risager, K. (2012a). Linguaculture and transnationality: The cultural dimensions of language. In J. Jackson (Ed.), The Routledge handbook of language and intercultural communication (pp. 101-115). Routledge.
Risager, K. (2012b). Linguaculture. In C. Chapelle (Ed.), Encyclopedia of applied linguistics (pp. 3418-3421). Wiley.
Van Dijk, T. A. (1998). Ideology: A multidisciplinary approach. Sage.
Genovese Danila. Representation and self-representation of radical Islamism in the UK: Through the mirroring lens of the political self. (January 2012). https://www.researchgate.net/publication/297844848_Representation_and_self-representation_of_radical_Islamism_in_the_UK_Through_the_mirroring_lens_of_the_politic al_self
Qur'anifying Public Political Discourse: Islamic Culture and Religious Rhetoric in Arabic Public Speaking. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-16-3579-3_3
■ ■ ■ РОЛЬ ДАГЕСТАНСКИХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Евпатов Ю. Г.
Член союза журналистов РФ
Аннотация. В статье предпринята попытка анализа роли дагестанских СМИ в формировании патриотического сознания. Средства массовой информации
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. являются каналом, по которому морально-этические ценности, идеи гражданственности и патриотизма проникают в общество. Изучение и анализ роли периодических изданий в патриотическом воспитании подрастающего поколения в России сохраняет свою главную роль и задачу на протяжении всей истории СМИ. Оценивая в целом роль СМИ в гражданском, патриотическом, духовном и нравственном воспитании граждан Российской Федерации, можно отметить, что данное направление воспитания по сравнению с другими -экономическим, правовым, экологическим, эстетическим и даже физическим, -находится в не лучшем состоянии.
Ключевые слова: Россия, Дагестан, патриотизм, СМИ, президент, общество, традиции, культура, политика, идеология, Интернет.
Для цитирования: Евпатов Ю.Г. Роль дагестанских СМИ в формировании патриотического сознания. // Коммуникология. Том 8. №2. 2023. С. 17-25.
Сведения об авторе: Евпатов Юрий Геннадьевич - член союза журналистов РФ, соискатель кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 367007, Россия, г. Махачкала, ул. Морская 9. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 29.05.2023. Принята к печати: 30. 06.2023.
Патриотизм - современного демократического общества
Как и все другие направления воспитательной работы, патриотическое воспитание реализуются во взаимосвязи. Каждый аспект воспитания может быть использован как начальная ступень для формирования другого. Определение соотношения различных сторон воспитательной деятельности имеет важное политическое значение. Падение престижа России, как на международном, так и на внутригосударственном уровне стало вопросом национальной безопасности. Первоначально заговорили о патриотическом воспитании и сделали его стратегическим направлением всей воспитательной работы. Президент России В. В. Путин неоднократно обращался к теме важности патриотизма и взаимосвязи этого понятия с образом национальной идеи. Так, в ходе большой пресс-конференции в декабре 2019-го он называл патриотизм единственно возможной идеологией современного демократического общества1.
«Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна - патриотизм. В самом широком и хорошем смысле этого слова», - сказал тогда Путин, добавив, что это
1 Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества [эл. ресурс]: https://tass.ru/politika/7379985 (дата обращения: 05.09.2023)
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. понятие должно быть «деполитизировано, но направлено на укрепление внутренних основ российского государства».
В том же 2019 году Путин, выступая на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай», указал на роль патриотизма и мужества россиян в преодолении испытаний, которые выпали на долю страны в 1990-е годы. По его словам, в это время Россия пережила один из самых трудных периодов своей истории. Вместе с острейшими внутриполитическими, экономическими и социальными кризисами россияне также подверглись агрессии со стороны международного терроризма, отметил Путин. Он подчеркнул, что страна подошла к черте, за которой могли произойти развал и распад государства.
«Мы тогда могли, конечно, это было абсолютно реально, погрузиться в бездну крупномасштабной гражданской войны, утратить государственное единство и суверенитет и оказаться на периферии мировой политики. И только благодаря исключительному патриотизму, мужеству, редкому терпению и трудолюбию русского народа и других народов России наша страна была отодвинута от этой опасной черты», -сказал президент1. До этого к теме патриотизма Путин обращался в ходе большой пресс-конференции 2018 года. Тогда он назвал это явление основой укрепления российского государства. Путин также называл патриотизм ключевой частью общенациональной культуры. Об этом президент говорил в ходе торжественного приёма в Кремле по случаю Дня народного единства в 2018 году.
Роль медиа в воспитании нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Оценивая в целом роль СМИ в гражданском, патриотическом, духовном и нравственном воспитании граждан Российской Федерации, можно отметить, что данное направление воспитания по сравнению с другими - экономическим, правовым, экологическим, эстетическим и даже физическим, - находится в не лучшем положении.
За последние годы произошли качественные изменения в оснащенности населения техникой. Отпала даже необходимость приобретать по отдельности телевизор и компьютер. Сейчас все это с лихвой покрывают телефоны-смартфоны или Смарт ТВ. Резкий прорыв в общественную жизнь и значение социальных сетей открыло новую веху в СМИ. Возросла популярность таких интернет площадок, как YouTube, Telegram, Yandex, Вконтакте, Одноклассники др. Некоторые пользователи отмечают, что современные «умные» телевизоры чем-то похожие на смартфоны и дополняют ряд электронных гаджетов. К примеру, для тех,
1 Путин выступил на заседании клуба "Валдай" [эл. ресурс]: https://ria.ru/20191003/1559416104.html (дата обращения: 06.09.2023)
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. кто не успевает просмотреть любимый сериал или матч, Смарт ТВ предлагает функцию записи прямой трансляции.
В результате такого технологического прогресса СМИ получили возможность формировать определенную культуру и влиять на общественное мнение. Однако, не всегда такое влияние оказывает положительный результат. Зачастую нам навязывают чуждые нам ценности и идеалы. К примеру, нам преподносят пример идеального человеческого тела, с расчетом, на то, что зрители будут стремиться достичь такого же результата, используя тот или иной бренд. Такая форма рекламы может быть себя экономически и оправдывает, но многие люди будут испытывать внутреннее противостояние, из-за неудач в достижении этого «идеала». Допустим, откуда взялось утверждение, что идеальной женской фигурой должна быть пропорция: «90/60/90?». Если вернуться в историю, то эталоном красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. В то время «худышки» явно были не в моде. Считалось, что таковыми они могут быть по причине недостатка пищи. Это означало низкое материальное положение семьи и ничего хорошего не предвещало для родственников жениха. Также, излишняя стройность могла быть признаком какого-либо заболевания. Эта версия была еще хуже, сводила к нулю шансы выйти замуж. В то время у женщин не было другой роли кроме материнства. Наличие болезни говорило о том, что девушка могла умереть при родах. И лишь здоровые и выносливые женщины по праву считались будущими женами и матерями. И оглядываясь назад, становится очевидно, как поменялись идеалы красоты.
Особенно весомый вклад в процесс «духовного» становления молодежи вносит рыночная ТВ-продукция, на экранах бытуют сцены насилия, пропагандируется культ наживы любой ценой, вседозволенности и эпикурейства - именно эта продукция доминирует над духовно-нравственной и гражданско-патриотической. Происходит деформация системы массового информирования, как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации. Средства массовой информации отстаивают интересы «хозяев», поэтому государство должно регулировать процесс распределения сфер влияния на массы, прежде всего законодательными мерами. Монополия на СМИ не должна формироваться ни в какой форме. Нельзя допускать монополии на СМИ ни государства, ни отдельных групп лиц.
Недостаточное финансирование соответствующих программ и мероприятий приводит к постепенному упадку объектов дагестанского культурного наследия и, как следствие, к неспособности современного общества обеспечить формирование у молодого поколения общественно
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.
необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Дагестанские СМИ в формировании патриотического сознания
Для того, чтобы проанализировать какие из дагестанских СМИ оказывают наибольшее влияние на формирование патриотического сознания, нами был проведен социологический опрос. Всего было опрошено 500 человек. Результаты опроса выглядели следующим образом:
• 37% респондентов отдали свои голоса за газету «Ас-Салам»;
• 21% - телеканалу «ННТ»;
• 15% - газете «Дагестанская правда»;
• 10% - сайту «IslamDag.ru»;
• 8% - радиостанции «Ватан»;
• 4% - газете «Черновик;
• 3% - выбрали иные СМИ;
• 1% - телеканалу «РГВК»;
• 1% - газету «Новое дело»;
• 0% - ГТРК «Дагестан».
Конечно, при объективном анализе полученных результатов следуют учесть, тот факт, что опрос проводился в социальной сети телеканала «ННТ». Но вряд ли тот, кто хоть раз держал в руках газету «Ас-Салам» станет отрицать ее огромное значение в духовно-просветительской и патриотической жизни республики. К тому же в данное время газета имеет самый большой тираж среди печатных СМИ Дагестана. Да и география распространения давно уже вышла за пределы республики и даже страны.
Не менее значимыми в формировании у дагестанцев патриотизма являются радиостанция «Ватан» и портал «IslamDag.ru». Само название «Ватан», что в переводе с арабского языка означает - родина, говорит само за себя. Ежедневно зачитываются изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), цитируется стихи известных поэтов Дагестана, страны и мира, в режиме он-лайн проводятся передачи патриотического характера.
Сайт «IslamDag.ru», отметивший в 2016 г. десятилетний юбилей и со дня своего существования, идентифицировавший себя не только как сугубо религиозный ресурс, но и выступающий за культивацию таких понятий как патриотизм, верность горским обычаям и уважение к предкам.
Что касается телевизионных каналов, то политолог Х. Т. Курбанов в статье «Дагестанские СМИ и духовное развитие общества: от фобий к сотрудничеству» дает им следующую характеристику: «В Дагестане три главных телевизионных компаний - РГВК Дагестан, ГТРК «Дагестан» и телеканал «ННТ». РГВК «Дагестан» телеканал с пятнадцатилетней историей, ГТРК Дагестан насчитывает более полувека, а телеканал ННТ
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. самый молодой - ему всего 9 лет. Постольку РГВК и ГТРК каналы государственные - социально-политический контент здесь сильно ограничен бюджетными ножницами и в определенном смысле цензурой и самоцензурой. Без социальной направленности телевидение сегодня перестает быть значимым и авторитетным фактором в формировании общественного мнения и влияния на нее. Эту нишу - информирования запретных тем, критики власти, действий (бездействия) чиновников заполняют, естественно многочисленные блогеры, пранкеры, хайперы и прочие случайные информировальщики, которые имеют доступ к сетям и скоростному интернету. Все это создает массу проблем, мало того не решает вопросов согласия, единения и консолидации, но и вносит в общество раскол, усугубляя спящие конфликты и даже приводя к открытым столкновениям.
Это было видно на примере приграничного конфликта между Чеченской республикой и Республикой Дагестан летом 2019 г., в котором негативную роль сыграли именно блогеры. Они разместили в сети противоречивую информацию, из-за которой к административной границе двух братских республик была стянута агрессивная молодежь и силы правопорядка. Еще ранее такие инциденты имели место в отношениях Калмыкии и Дагестана и тоже из-за размещения в сети и дальнейшей накрутки половинчатой или недостоверной информации о якобы осквернении памятника Будды дагестанским спортсменом.
Все это происходит не только потому что огромное влияние на общественное сознание имеют социальные сети и блогеры, но и усугубляется ситуация тем, что, во-первых, происходит это на фоне отсутствия авторитетного официального канала информации (пусть и негосударственного), а во-вторых, потому что государственные СМИ и власть серьезно отстают на поле информационной брани. И преимущественно заняты самопиаром, а не разруливанием общественных процессов, то есть адекватной информационной политикой. Замазывание провалов информационной работы не дает результата, а иногда имеет обратный эффект»1.
Популяризация дагестанского культурного наследия
Позитивным примером по формированию дагестанского культурного наследия является работа телеканала «ННТ», который с начала своего основания выступает за сохранение и популяризацию дагестанского культурного наследия, а в равной степени и духовно-нравственного патриотического воспитания.
В 2014 г., хронометражем в 20-25 минут, на телеканале выпускалась моя авторская передача под названием «Наследие Дагестана». В ней
1 Курбанов Х. Т. «Дагестанские СМИ и духовное развитие общества: от фобий к сотрудничеству.- На правах рукописи.
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. рассказывалось—об—известных личностях республики,—религиозных и общественных деятелях, чей жизненный путь увековечен в памяти народа. Жизнь таких людей как подводника Магомеда Гаджиева, пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева, Героя России Абдулхакима Исмаилова и других дагестанцев, прославивших наш горный край, полна примеров доблести, чести и мужества. Особенно хотелось бы выделить один эпизод из жизни А. Исмаилова. Прославившийся тем, что был одним из первых, кто поднял знамя победы над Рейхстагом, он и после войны продолжал бороться с притеснителями и несправедливостью. Так одна женщина из Саратова прислала письмо, прося о помощи в поиске сына, находящегося в чеченском плену. К слову сказать, что по тем временам эта была невыполнимая миссия. Исмаилов же немедля ни секунды, бросается на поиски русского солдата. Собрав родственников и выехав в Гудермес, используя при этом свой авторитет и незаурядные дипломатические способности, ему удалось отыскать и освободить пленника.
На канале реализуется концепция «вплетенной духовности». Суть ее заключается в том, чтобы преодолеть фобии и стереотипы, которые сложились в некоторой (вероятно, больше взрослой и принимающей решение) части общества. Духовность в их понимании накрепко связана с религиозностью, религиозность видится им исключительно ретроградной, догматической, отсталой, темной, далекой от просвещения и развития. Важно вычленить от духовности религиозность и показать, что духовность нужна человеку не только как часть самостоятельного индивидуалистского пути, но и как благонравие, помогающее государству и обществу придерживаться неких правил. Под правилами здесь нужно иметь ввиду не только моральные императивы внутри микро социальных групп, но и правила для развития государственно-частных отношений и сотрудничества; правила как идеологическая модель для укрепления станового хребта государственности, для формирования личности, его идей, патриотизма и самосбережения.
Выводы. Для сбережения нации необходимы не только политическая культура и экономическое развитие, а прежде всего формирование патриотического сознания граждан. А это без вековых традиций невозможно. Этот тезис в СМИ и на ТВ не культивируется на должном уровне. Федеральные СМИ глубоко чужды и антагонистичны этому тезису, республиканские СМИ в этом смысле также не преуспели.
В данное время наши военные из Дагестана исполняют свой патриотический долг, находясь на специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Однако, против Российской Федерации уже давно развернута «информационная» война. И стоит признаться, что пока в этой войне не всё складывается наилучшим образом. В этой связи, вопрос о формировании патриотизма посредством
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023. массмедиа, рассматриваемый в данной статье, является весьма важным и актуальным, поскольку именно средства массовой информации относят к ведущим агентам социализации молодых людей.
Источники
Абдулагатов З. М. (2011). Особенности социализации современной молодежи и социальные деформации в молодежной среде. Махачкала.
Абдуллаев М. А., Халимбекова М. Х., Кафаров Т. Э. (2012). Особенности проявления патриотизма в современном российском обществе. Махачкала.
Алиев А. К. (2004). Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала.
Березин В.М. (2002). Сущность и реальность массовой коммуникации. М. Бутаев М. Д., Самедов Д.С. (2004). Современные тенденции и проблемы развития региональных СМИ в эпоху глобализации. Махачкала. Буянов В. С. (2007). Россия и Кавказский регион. М. Дашдамиров А. Ф. (2001). Национальная идея и этничность. М. Дибиров А.-Н. З. (2012). Личность, этнос и общество: идентичность перед вызовами глобализации. Махачкала.
Добаев И. П. (2004). Юг России в системе международных отношений: национальная и региональная безопасность. Ростов-на-Дону.
Глущенко О.А. Экология коммуникации: факторы токсичности в медийных текстах / О.А. Глущенко, Н.В. Гришанин, Н.В. Кириллина // Коммуникология. 2021. Т. 9. № 4. С. 160-178.
Ланда К. Г. (2012). Дагестан и геостратегия России на Каспии. Москва-Махачкала.
Шарков Ф.И. (2004). Политический консалтинг. М.
Шарков Ф.И. (2004). Интегрированные рекламные коммуникации. М.
■ ■ ■ ROLE OF DAGESTAN MEDIA IN FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS
Evpatov Y. G.
Member of the Union of Journalists of Russia. Russia, Makhachkala.
Abstract. The article attempts to analyze the role of Dagestan mass media in the formation of patriotic consciousness. The mass media are the channel through which moral and ethical values, ideas of citizenship and patriotism penetrate into society. The study and analysis of the historical, socio-cultural aspect of patriotic education of the younger generation in periodicals in Russia retains its main role and task throughout the history of the media. Assessing the overall role of the media in the civil, patriotic, spiritual and moral education of citizens of the Russian Federation, it can be noted that this area of education in comparison with others - economic, legal, environmental, aesthetic and even physical - is not in the best condition.
For citation: Evpatov Y. G. Role of Dagestan media in formation of patriotic consciousness//Communicology. 2023Vol. 8. No. 2. 2023, pp 17-25.
Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №2. 2023.
Inf. about the author: Evpatov Yuri Gennadivich - member of the Union of Journalists of Russia, external doctoral student at the Department of Public Relations and Media Policy, Faculty of Journalism, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 367007, Russia, Moscow, Morskaya st., 9. Email: [email protected]
Received: 29.05.2023. Accepted: 30.06.2023.
References
Abdulagatov Z. M. (2011). Features of socialization of modern youth and social deformations in the youth environment. Makhachkala. (In Rus.).
Abdullaev M. A., Halimbekova M. H., Kafarov T. E. (2012). Features of the manifestation of patriotism in modern Russian society. Makhachkala. (In Rus.).
Aliev A. K. (2004). The North Caucasus and Dagestan: the current ethnopolitical situation and ways to stabilize it. Makhachkala. (In Rus.).
Berezin V.M. (2002). The essence and reality of mass communication. M. (In Rus.). Butaev M. D., Samedov D.S. (2004). Current trends and problems of regional media development in the era of globalization. Makhachkala. (In Rus.).
Buyanov V. S. (2007). Russia and the Caucasus region. M. (In Rus.). Dashdamirov A. F. (2001). National idea and ethnicity. M. (In Rus.). Dibirov A.-N. Z. (2012). Personality, ethnicity and society: identity before the challenges of globalization. Makhachkala. (In Rus.).
Dobaev I. P. (2004). The South of Russia in the system of international relations: national and regional security. Rostov-on-Don. (In Rus.).
Glushchenko O.A. Ecology of communication: toxicity factors in media texts / O.A. Glushchenko, N.V. Grishanin, N.V. Kirillina // Communicologiya. 2021. Vol. 9. No. 4. pp. 160-178. (In Rus.).
Landa K. G. (2012). Dagestan and Russia's geostrategy in the Caspian Sea. Moscow-Makhachkala. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2004). Political consulting. M. (In Rus.). Sharkov F.I. (2004). Integrated advertising communications. M. (In Rus.). Landa K. G. Dagestan and Russian geostrategy in the Caspian Sea. Moscow-Makhachkala, 2012. (In Rus.).
Sharkov F.I. Political consulting. M., 2004. (In Rus.).
Sharkov F.I. Integrated advertising Communications. M., 2004. (In Rus.)
■ ■ ■ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алимов М.В.
Газета «Московский комсомолец». Москва, Российская Федерация.