■ ■ ■ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Автор: ГЕРАСИМОВ А.В.
ГЕРАСИМОВ Артур Витальевич - соискатель ученой степени кандидата социологических наук, преподаватель кафедры публичного администрирования Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 428037, г. Чебоксары, К.Цеткин, 26. Тел./ факс: +7(927) 862-3218. Е-таН: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается роль информационных и коммуникационных ресурсов органов государственной власти в управлении процессами формирования общественного сознания. Описывается проблема использования механизмов обратной связи при взаимодействии органов власти и общества. Выдвигаются предложения по оптимизации процессов управления общественным сознанием.
Ключевые слова: связи с общественностью, информационные и коммуникационные ресурсы, общественное сознание, государственное управление.
В настоящее время общество перешло из постиндустриальной эпохи к информационной эпохе. Сейчас можно говорить об обществе потребителей информации, информационном обществе, тотальной информатизации, глобализации информационных процессов и каналов распределения информации, гегемонии информации. Успех организаций на рынке, победа депутатов на выборах или эффективность расходования семейного бюджета напрямую зависят от количества и качества информации. Проблема на наш взгляд состоит в том, что многие каналы распределения информации недостаточно эффективно контролируются на государственном уровне, а иногда и не вполне добросовестно. Механизмы влияния общества на потоки информации незначительны и несущественны. Порой они просто отсутствуют. Таким образом, в процессе коммуникации органов власти с населением через СМИ не в достаточной мере представлена обратная связь. Для эффективного взаимодействия обратную связь следует понимать как систематизированный поток данных о воздействии информации на общественное мнение по конкретному вопросу и на общественное сознание, в целом. Острая проблема на сегодняшний день заключается в том, что сбор какой-либо достоверной информации, данных о деятельности государственных или коммерческих структур по воздействию на общественное сознание осложнен рядом факторов. В первую очередь это незаинтересованность в этом большей части общества. В то же время структуры, имеющие доступ к каналам воздействия на массовое сознание, управляют потребностями, формируют мировоззрение, ценностные ориентации, создают стереотипы социального поведения и т.д. Эти процессы происходят, происходили, и будут происходить. Все мы живем в социуме и так или иначе воздействуем друг на друга, перенимаем опыт, обмениваемся жизненными установками, то есть, приспосабливаемся к окружающей среде, изменяя себя. Главный вопрос состоит в том, как мы это делаем, и если эти процессы управляются, то кем и с какой целью.
КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюйу
На сегодняшний день управление общественным сознанием осуществляется только в одностороннем порядке. Рассмотрим этот процесс с помощью пятиступенчатой модели коммуникации Лапласа. В своей теории он рассматривал информационное взаимодействие между индивидуумами как процесс, состоящий из пяти блоков, каждый из которых характеризуется следующими вопросами: кто передает информацию; какую информацию передает; с помощью чего, по каким каналам; кому передается информация; с каким эффектом? Стадиям передачи информации в государственном управлении по формированию общественного сознания соответствуют следующие позиции: субъект воздействия (органы власти), сообщение (информация), канал передачи сообщения (СМИ), объект воздействия (общество, общественность, целевые аудитории), реакция населения (эффект, обратная связь). В данной схеме органы государственной власти играют роль субъекта формирования общественного мнения. В их структурных подразделениях по связям с общественностью (пресс-службы) в соответствии с целями власти создается информационное сообщение. Здесь нас интересует, как и на основе чего происходит создание стратегии подачи информации.
Власть применяет некий синтез двух подходов теории связей с общественностью, функционерского и функционального. С одной стороны, она зависит от отношения к ней общественности и поэтому планирует эффект воздействия информации и старается ориентироваться на данные, полученные через обратную связь, с другой стороны общественность не может в свою очередь каким-либо образом воздействовать на властные структуры. Население в данной схеме способно только реагировать, оно не участвует в процессе определения целей воздействия, общественность не влияет на процесс создания сообщения. Обратная связь корректирует только форму предоставления информации. Цель же воздействия регулируется исключительно субъектом коммуникации.
Выделяют следующие социально-политические функции взаимодействия с общественностью: гармонизация групповых, частных и общественных интересов, а также отношений между группами, субъектами рыночной деятельности, политики; демократизация общества; просвещение общества; содействие гуманизации общества. Реализация данных функций удовлетворяет как общество в целом, так и власть, создавая положительную социально-политическую среду, укрепляя общественный строй и формируя положительный образ власти у общественности. Проблема состоит в том, что органы государственного управления не имеют возможность распределять информацию напрямую населению. Важную роль в передаче информационных взаимодействий играют СМИ, которые в своей деятельности ориентируются на денежную выгоду, т.е. зависят от коммерческих структур. Здесь СМИ выступают ретранслятором информации, перерабатывая ее в соответствии со своими возможностями и целями. Государство на данном этапе коммуникации не участвует в процессе передачи сообщения, а СМИ и коммерческие структуры, имеющие рычаги влияния на СМИ, создают новую информацию, в соответствии со своими целевыми установками, часто противоречащими социально- политическим функциям власти.
Таким образом, информация с помощью которой происходит формирование общественного сознания, первоначально формируется исходя из целей государства, а на этапе ее передачи корректируется и изменяется под воздействием ретранслятора, в роли которого выступает СМИ. Исходя из этого, выделяем два направления оптимизации процесса управления общественным сознанием, позволяющие исключить односторонность этих процессов и контролировать все стадии передачи информации.
Первое направление - создание общественных организаций по контролю над коммуникативными процессами в обществе, их задача состоит в том, что бы следить за системой действий органов власти и СМИ по формированию общественного сознания. Второе направление - разработка правовых механизмов влияния на деятельность СМИ и коммерческих структур в сфере формирования общественного сознания.
Список литературы
1. Ачкасова В.А., Володина Л.В. Связи с общественностью как социальная инженерия. Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. СПб, 2005. 336 с.
2. Василенко Л.А., Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. М., 2008.
3. Василенко Л.А. Превентивные технологии управления как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов // Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно важных решений и общественных слушаний с применением «высоких» информационных технологий. М., 2010. 376 стр.
4. Newton, K. (1999) 'Mass media effects: Mobilization or media malaise?' British Journal of Political Science, vol. 29, no. 4, pp. 577-599.
5. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Рациональность действия и общественная рационализация. М., 1981.
6. Шарков, Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. М., 2004. 140 с.
7. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 236 с.
8. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М., 2009. 766 с.
■ ■ ■ THE ROLE OF INFORMATIONAL RESOURCES IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS FORMATION
Author: GERASIMOV A.V.
GERASIMOV Artur Vitalievich, - an applicant for the degree of Candidate of Sociological Sciences, Institute of Public Administration and Human Resources Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 26, K. Zetkin, Cheboksary, Russia, 428037. Tel.: +7 927 862 32 18. E-mail: [email protected].
Annotation. The article focuses on the role of state authorities' informational and communicative resources in the public consciousness formation. The author analyzes the problem of using feedback mechanisms in government and society interaction and proposes to optimize the processes of public consciousness management.
Keywords: public relations, informational and communicative resources, public opinion, public consciousness.
References
1. Achkasova V.A., Volodina L.V.Svyazy s obshestvennostyu kak socialnaya injeneriya. - St.Peresburg, 2005. - 336 str. [Achkasova, V.A., Volodina, L.V. (2005) Public relations as a social engineering, St.Peresburg].
2. Vasilenko L.A., Internet v informatizacii gosudarstvennoy sluzhby Rossii: sociologichesky aspekt. - M., 2008. [Vasilenko L.A. (2008) Internet in informatization of the Russian State Service: sociological aspects, Moscow].
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
3. Vasilenko L.A. Preventivnyye tekhnologii upravleniya kak sposob operezhayushchego regulirovaniya inno-vatsionnykh sotsial'nykh protsessov. // Innovatsionnyye tekhnologii provedeniya obshchestvennoy ekspertizy go-sudarstvenno vazhnykh resheniy i obshchestven-nykh slushaniy s primeneniyem «vysokikh» informatsionnykh tekhnologiy. M., 2010. 376 str. [Vasilenko, L.A. (2010) 'Preventive technologies of management as a way of advance regulation of innovative social processes', Innovative technologies of the public examination of nationl important decisions and public hearings using high information technologies, Moscow].
4. Newton, K. (1999) 'Mass media effects: Mobilization or media malaise?', British Journal of Political Science, vol. 29, no. 4, pp. 577-599.
5. Habermas J. Teoriya communicativnogo deystviya. Racionalnost deystviya I obschestvennaya racional-izaciya. М.,1981. [Habermas, J. (1981) Communicative action theory, Moscow].
6. SharkovF.I. Integrirovannye PR-kommunicacii. М., 2004. 140 str. [Sharkov, F.I. (2004) IntegratedPR-com-munications, Moscow].
7. Sharkov F.I. Kommunikologiya: entsiklopedicheskiy slovar'-spravochnik. М., 2009. 766 str. [Sharkov, F.I. (2009) Communicology: encyclopedic dictionary catalogue, Moscow].
8. Sharkov F.I. Kommunikologiya: entsiklopedicheskiy slovar'-spravochnik. M., 2009. 766 str. [Sharkov, F.I. (2009) Communicology: encyclopedic dictionary catalogue, Moscow].