Научная статья на тему 'Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог'

Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы инновационного логистического сервиса железных дорог»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

В.Н. Голоскоков, к.э.н., начальник Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД)

В отличие от традиционного представления о логистической услуге как совокупности операций с элементами экономического потока в сфере физического распределения и товарного обмена, -нами предлагается рассматривать логистические услуги дифференцировано: в зависимости от их принадлежности к базовой или к инновационной логистике.

Объектом управления базовой логистики выступают товарноматериальные потоки в сфере обращения и производства, а также финансовые, информационные и другие потоки, которые обеспечивают и описывают изменения пространственно-временного положения товарно-материальных потоков. Логистизация на основе базовой логистики часто предполагает формирование микро-логистических систем в сферах закупочной, производственной или сбытовой логистики. Однако для более системного изучения и оценки эффективности управления совокупными материальными потоками в целом с целью их сквозной оптимизации нужен особый методический инструмент. Использование современного инструментария логистики требует серьёзных подготовительных преобразований в производственных, сбытовых, научно-технических, финансовых подразделениях отечественных предприятий, формирования адекватной внутренней и внешней рыночной среды. Без серьёзных преобразований в отечественных бизнес-структурах применение современного инструментария логистики либо вообще невозможно и неэффективно, либо может породить организационно-экономический коллапс уже сложившихся хозяйственных форм и методов ведения хозяйства.

Инновационная логистика даёт возможность разработать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.

Таким образом, инновационную логистику можно рассматривать как совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной оптимальной организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных, скрытых резервов управления.

Инновационный аспект придает единой методологии логистики полноту и логическую законченность. Все управленческие решения в деятельности предприятия, связанные с заготовительным, складским, транспортным, сервисным и распределительным процессами, в соответствии с логистической концепцией должны приниматься с учетом рационализации всего потокового процесса.

Целесообразность использования инновационной логистики определяется (см. табл.1):

-возможностью разработки более широкой и содержательной программы логистизации путем создания сквозной аналитико-оп-тимизационной организации управления совокупностью материальных и сервисных потоковых процессов (интегрированной логистики) в нескольких звеньях цепи (сети) поставок продукции (услуг) на базе общего информационного пространства с целью выявления и использования дополнительных резервов управления;

-решением логистических (информационных и оптимизационных) задач в различных звеньях логистической цепи с целью определения зон взаимной выгоды и перспективного компромисса для нескольких собственников или сопряженных логистических систем;

-формированием инструмента контроля и механизмов взаимной ответственности участников логистических цепей в части гарантирования приоритета их общего интереса в поддержании устойчивости и оптимизации этих цепей перед интересами каждого участка в отдельности;

- возможностью оказания услуг на системной основе в области логистического реинжиниринга, организационного проектирования, «управление изменениями»;

-установлением более четкого и продуктивного взаимодействия между всеми функциональными подразделения фирмы в рамках интегральной парадигмы логистики как инструмента корпоративного менеджмента с позиции единого целого как системы;

- разработкой достаточно объективных и надежных критериев общественной и рыночной эффективности программ логис-тизации, ее отдельных мероприятий.

Создаваемые в 80-90-ые гг. технические средства для железных дорог отличались невысокой унификацией и технической сопряженностью (а в результате недостаточной утилитарностью); в настоящее время это обстоятельство создает трудности для логис-тизации отрасли, переходу к новым технологиям перевозок, в частности строительству высокоскоростных магистралей (ВСМ).

Использование модели инновационной логистики применительно к ОАО «РЖД» требует тесной межфункциональной координации, единства различных систем предприятия, формирования особого организационно-экономического механизма управления, в процессе которого суммируется группа потенциалов - конструкторский, технологический, производственный, маркетинговый, организационный, управленческий (см. рис.1.)

Опираясь на разработанный стратегический маркетинговый план, инновационная логистика, в тесном взаимодействии со стратегическим управлением, основой которого являются модели и методы динамического программирования, предусматривает последовательное (пошаговое) улучшение первоначальных стартовых условий плана перевозок путем наращивания организационно-экономических факторов успеха, улучшения состава и повышение качества сервисных услуг, коренного улучшения внутренней логистической среды, изменения организационной структуры и системы внутри- и межфирменных коммуникаций ОАО «РЖД».

Система управления базами данных (СУБД) модели, строящаяся по иерархическому принципу, включает банки данных и банки моделей, аккумулирующие количественные и отчетные показатели производственно-коммерческой деятельности. Необходимость иерархического построения файлов обусловлена различным характером задач на разных уровнях управления, несколькими степенями агрегирования информации, каждый из которых адекватен сложности управленческих решений. Данный принцип соответствует концепции интегрированной логистической информационной системы.

Банк базовых данных включает исходные данные о внутренней и внешней среде холдинга: информацию о потребителях (портфель заказов), программе НИР (продуктовая программа), идентификацию среднесрочной потребности в технологических разработках и их вариантах с точки зрения избранных стратегических зон хозяйствования (СЗХ), сведения об имеющемся технологическом потенциале. На более низком уровне детализации представлены файлы договоров, файлы календарно-производственного и проектного планирования, файлы использования подвижного состава, данные о его ремонтно-восстановительном цикле, закупке/убыли, запуске в производство новых серий, контроле использования на уровне дорог, станций и т.д.

Банк управленческих данных имеет то преимущество, что существенно разгружает банк базовых данных с непосредственным доступом. Здесь содержатся сводные аналитические данные, обобщающие результаты обработки первичной информации.

В банке базовых моделей хранятся, прежде всего, модели, предназначенные для выполнения расчетов и оценок, модели планирования, регулирования и контроля деятельности на среднем уровне управления. Здесь могут использоваться модульные программы, которые обрабатывают обособленные комплексы задач фирмы. Применительно к логистике решаются отдельные, изолированные (с позиции всей логистической цепочки) локальные задачи в рамках внутрипроизводственной, транспортной, распределительной или информационной логистики.

В банке управленческих моделей должен присутствовать определенный инструментарий моделей решения проблем, позволяющий получать на основе имеющейся внешней и внутренней информации плановые и контрольные данные, актуальные для стра-

Сравнительная характеристика понятий логистического сервиса при базовой и инновационной логистике

Таблица

Логистика как сфера деятельности по экономике и организации поставок (базовая логистика) Логистика как научный инструмент (метод) оптимальной организации потоковых процессов (инновационная логистика)

1.Логистические услуги

Платная непроизводственная деятельность логистических структур для осуществления поставки или повышения эффективности ее результатов в рамках отдельных функциональных сфер - МТО, дистрибьюция, транспортно-складская деятельность, банковские операции, информационные услуги, оптовая и розничная торговля. Платная непроизводственная деятельность по изучению и совершенствованию потоковых процессов с помощью современных методов управления и информационных технологий (услуги логистизации)

2Логистическііе издержки

Издержки, связанные с производством материально- ценностей и оказанием логистических услуг по экономике и организации поставок( в МТО, производстве, сбыте, дистрибьюции и т.д.); классические издержки в рамках закупочной, сбытовой, транспортной и др. видов логистики Издержки, связанные с логистизацией, т.е. созданием работоспособных ЛС для рационального(оптимального) тактического и стратегического управления потоковыми процессами. В мат. сфере - издержки по управлению потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя.

З.Критерин оценки логистической деятельности

A)эмпирически сложившиеся показатели качества обслуживания; B)величина совокупных издержек поставки Работа системы оценивается на основе требований международных стандартов на основе:а)улучшения показателей качества сервиса; в)величины снижения совокупных издержек с учетом: 1 )трансакций;2) полного жизненного цикла товара; с)увеличения объема продаж, роста сегментов обслуживания

4.Объекты управления

Товарно-материальные ценности, подлежащие производству и поставке Поточные процессы, образуемые в результате той или иной деятельности (материальные, финансовые, информационные и др. потоки, связанные с поставкой товаров и оказанием ресурсоемких (материальных) и нересурсоемких (нематериальных) услуг

5.Логнстический сервис

Логистическая деятельность, т.е. состав логистических услуг по доставке материалов, сырья, комплектующих, готовой продукции для производственного или конечного потребления Состав основных функций, задач и операций по логистизации действующих и вновь создаваемых структур (определение неиспользованных резервов управления, постановка, формализация и моделирование логистических задач, выбор экономико-мат.методов, моделей, технических средств

6..Позиционирование логистики на предприятии

Выделение отдельных логистических функций и видов деятельности по поставкам продукции. Сфера, контролируемая менеджером по логистике -повседневное управление предприятием Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер. Интеграция процессов планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление - не по принципу непосредственного реагирования, а на основе планирования упреждающих воздействий.

7.0ценка конкурентоспособности

Внутренняя конкурентоспособность. Сфера деятельности - национальный, региональный уровень. Возможность действий на зрелых рынках (олигопольная стратегия). Внешняя и внутренняя конкурентоспособность. Возможность действий на динамичных рынках (стратегии «инновационного прорыва», «динамичного наверстывания»). Компании (при наличии других ресурсов стратегического потенциала), могут действовать на глобальном уровне-встраиваться в сети ТНК, стратегических альянсов

тегических целей фирмы, позволяющие, в частности, оптимизировать инвестиционные расчеты, обеспечить логистической координацией максимальное число звеньев логистической цепи, включая ее внешних участников. В качестве важнейшего инструментария

можно назвать дескриптивные (аналитические) модели, модели принятия решений, логистические модели MRP-II, ERP,SCM.

Для такого класса управленческих моделей требуются особые подсистемы подготовки данных для обобщенного представления

управленческой информации. В связи с этим все большее значение приобретают создаваемые в последние годы специально для верхнего уровня управления исполнительные информационные системы EIS{Executive Information Systems), системы выборочной отчетности ERS (Exception Regular Systems). Нередко представляемая в такой форме информация дополняется различными вариантами ее анализа и в свободно создаваемые графики. В этом случае EIS расширяется до формата системы поддержки принятия решений DSS (Decision Support Systems) с включением в нее механизмов анализа тенденций (трендов) и аналитических алгоритмов.

Таким образом, Отдел (служба) инновационной логистики, выделенный в штабное (стратегическое) подразделение ЛЦ мог бы осуществлять функции стратегического планирования деятельности ОАО «РЖД», связанные с прогнозом экономического потенциала сети дорог, долгосрочным конфигурированием экономических потоков, определением перспективных сегментов рынка и зон хозяйствования, анализом долгосрочных трендов на рынке перевозок, и поиском оптимальных внедренческих форм логистических технологий (форм, методов, алгоритмов логистизации с учетом критериев интегрированной логистики).

Другим перспективным направлением развития инновационной логистике в сфере железнодорожного транспорта, как представляется, должна стать координация деятельности создаваемых логистических центров (ЛЦ) и Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий (ОЦВ) на железнодорожном транспорте.

Отраслевой (ОЦВ) и до-рожные (ДЦВ) центры внедрения сегодня обеспечивают масштабную реа-лизацию на железнодорожном транспорте результатов научно-ис-следовательских и опытно-конст-рукторских работ. Отраслевой центр внедрения, взаимодей-

ствуя с разработчиками и изготовителями отдельных комплектующих для систем, произво-дит окончательную сборку про-граммно-аппаратных комплексов, проводит приемо-сдаточные испы-тания и поставляет изделия на до-роги.

В настоящее время не только координация множества участников инновационного процесса, но и финансирование договоров на гарантийный и послегарантийный сервис является проблемной частью договорной работы. Отсутствие финансирования на ряде дорог, большие задержки оплаты произведенных работ ведут к разрушению системы сервиса, накоплению неисправных блоков в депо, а, следовательно, и к увеличению финансовых потерь дорог, связанных с ограничениями эксплуатации внедрения систем, увеличением стоимости ремонта и другими негативными последствиями. При сложившейся системе разработки и эксплуатации новой техники зачастую ущемляются интересы заказчика.

Это обусловливает необходимость использования логистических информационных технологий как основы для органи-зации процесса интегрированного управления, что обеспечивает решение задач со-здания и управление базой данных по используемым в программах холдинга техничес-ким средствам, автоматизации договорного и финансового учета, мониторинга процесса внедрения и эксплуатации на местах, поддер-жки принятия решений, электрон-ного документооборота.

Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла изделия (ЖЦИ) является одной из базовых целей логистики, и основана на концепции CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support), представляющая собой совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании единого инфор-

Интегрированная информационная логистическая среда |— Управление интегрированной цепочкой товародвижения/перевозок

МТО

Распределение

1. Система управления 2. Изучение

данными об изделии реализуемости,

инновационныи

маркетинг

3. Логистическая 4. Разработка,

информация о ресурсах, Стадии проектирование, подготовка

оценка инновационного электронной документации

потенциала ЖЦИ (ноу-хау)

5. Структура рисков, управление рисками

б.Формированис патентно-л и цеизиои ной стратегии

7. Эксплуатация \интегриро ванная логистическая поддержка.

Информационные потоки по планированию и координации.

Рис.2. Структура «CALS - интегрированная логистика», ориентированная на поток инноваций.

мационного пространства, обеспечивающая взаимодействие всех участников этого цикла.

Смысл концепции CALS и интегрированной логистики, применительно к сфере инноваций, иллюстрирует следующая схема (См. рис. 2):

Согласно схеме, основу взаимодействия составляет интегрированная информационная логистическая среда. В ней реализуется главное правило: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе ЖЦИ или элементе интегрированного информационного потока, сохраняется и становится доступной всем участникам в соответствии с имеющимися у них правами (уровнями) доступа к информации. Цель применения CALS- технологий в рамках интегрированной логистической поддержки - повышение эффективности инновационного процесса от разработки ноу-хау до практического внедрения, включая прямое сокращение затрат на проектиро-

вание и уменьшение времени вывода новшества на рынок.

Применение CALS- технологий становится возможным при выполнении следующих условий:

-наличие современной инфраструктуры электронной передачи данных;

-введение понятия «электронный документ» как средства адекватного учета и логистического сопровождения операций в процессе производства и поставки продукции;

-наличие современного программного обеспечения и систем управления базами данных, защита информации;

-реформирование (реинжиниринг) бизнес - процессов; -создание управленческого учета, гармонизированной с международными стандартами и рекомендациями.

Логистические требования должны учитываться уже на стадии проектирования изделий: в процессе разработки транспортных

НИОКР ------------»s маркетинг логистика

г 1 ..................(

Межфункциональная логистическая коордш ация

Поиск и Характеристика

фильтрация идей ТС: скорость.

—► экономичность.

удобство для

пассажира

Система Разработка 1I роверка Анализ продаж и

слежения за концепции ТС с принятия выбор целей.

мировым НТП и учетом концепции Система сервиса

конкурентами требований логистики

готребитель

Поиск

Разработка поставщиков и

модели и координация

летальной —► поставок. 11рямая и

концепции обратная связь с потребителями

Рис.З. Система требований инновационной логистики и маркетинга к циклу «разработка-внелрение-эксплуатация» транспортных средств.

Контур информационной систсмы

Направление по формированию программы

ТЭО, координация с соисполнителями программы

формиро вания программ инвести ций

марксти нга контрол я качества

Направление по ведению договорного учета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласование и контроль прохождения финансовых документов

группы.

договор по

ов и постав

методи ч кам

еского MTP и

обеспече ПТК

ния

Автоматизированная информационная система управленческого учета отраслевых программ (проектов)

Направление по реализации программ

Управленческий учет в режиме on-line, базы данных для стат. обработки

бюро.

финансово-

аналитического

анализа

информационных

технологий

внедрения и расчета окупаемости

мониторинга работ и монтажа ТС

Направление по эксплуатации и гарантийному сервису

Определение уровней и рациональных іраниц сервиса

послепродажного

сервиса

анализа

логистических

издержек

претензионной работы и рекламаций

Рис.4. Структура задач и функциональных подразделений инновационной логистики в системе управления сетевыми программами ОАО «РЖД»

средств, логисты должны предъявлять систему требований к конструкторам с позиции решаемых логистических задач, учитывающих необходимый уровень сервиса для пассажиров и эксплуатационные параметры эксплуатации транспортных средств: по скорости, вместимости, комфортности, унификации деталей, узлов и типоразмеров, ремонтопригодности, экономичности и др. (см. рис. 3).

Полезность инновации может быть достигнута только при достижении определенного уровня качества, (как интегральной совокупности потребительских свойств конечного продукта, так и входящих в него компонентов). Исходя из изложенного, выстраивается следующая логистическая цепь:

W = Р------------*Т-----►и----►Е----*У-----^

где: W- потенциальная потребительная стоимость,

Р- качество (базисная идея инновации),

Я- надежность (эксплуатационный аспект),

Т- показатели качества (технический аспект), и- полезность (экономический аспект),

Е - ликвидность (коммерческий аспект),

У - интенсивность продаж или скорость товародвижения и Б -система сервиса (логистический аспект; логистика в узком смысле, как базовая логистика).

По мнению автора, логистический потенциал инновационной структуры с учетом специфики его работы может быть представлен в аналитической форме следующей целевой функцией: с п т

Хі Д Хк Зук------► тіп (1)

с п т

Хі Д Хк Оук------► тах (2)

при ограничениях:

c n c

Ii Ij 3ijk < Ii Xi

c n c

Ii Ij 3ijk < Ii Yi

(3)

(4)

где: Qijk - логистические операции, выполняемые инновационными предприятиями;

3ук - логистические затраты предприятия в сфере инновационной деятельности;

IXi - суммарные ресурсы предприятия в сфере инновационной деятельности;

1У^ - суммарные производственные мощности инновационных и других предприятий по выполнению логистических операций; с - номенклатура логистических операций; п - число контролируемых логистических цепей; т - номенклатура контролируемых экономических потоков. Применительно к железнодорожному транспорту актуальным является вопрос организации системы сервиса с централизованным финансированием, исключающим дублированные затраты и одновременно обеспечивающим повышение качества выполняемых работ. Актуальным представляется возложение на службы инновационной логистики, прежде всего задач по координации многочисленных отраслевых программ инновационного развития и модернизации сети дорог. Инновационная логистика должна стать инструментом координации различных инновационных проектов, выявляя их приоритет, обосновывая критерии и алгоритмы реализации таких программ. Управление программами и инновационными проектами включает в себя несколько направлений, соответствующие стадиям реализации (см. рис.4).

Рис.4. Структура задач и функциональных подразделений инновационной логистики в системе управления сетевыми программами ОАО «РЖД»

Структуры инновационной логистики могут выполнять функции системного интегратора креативных инновационных проектов, реализованных через отраслевые (сетевые) программы.

Литература:

Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 № 384 О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.-Российская газета от 5.06.01 г.

Елисеев С.Ю. Управление грузопотоками на основе информа-ционно-управляющих и аналитических технологий: концептуальные принципы построения логистической системы.// Железнодорожный траснпорт,№3, 2005,с.32.

Сергеев В.И. и др. Глобальные логистические системы: Учеб. пособие.- СПб.: Бизнес-пресса, 2001. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.