«вешние воды...»
особенности инновационной логистики и ее применение в сфере
железнодорожного транспорта
Инновационная логистика дает возможность разрабатывать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.
Инновационную логистику можно рассматривать как совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной оптимальной организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных, как правило, скрытых резервов управления.
Услуги инновационной логистики предлагается рассматривать как услуги в области управления. То есть из их состава следует исключить традиционную рутинную деятельность по экономике и организации поставок (логистике поставок), а именно: физические операции с элементами потоков в сфере товарно-материального движения (рис. 1) Инновационный аспект придает единой методологии логистики полноту и логи-
Голоскоков В.Н.
канд. экон. наук, начальник Северо-Кавказской железной дороги
* Ьо
о о
о\
Базовая
логистика
Синтез базовой и инновационной логистики
Инновационная логистика
Объекты управления
Материально-вещественные ценности
Материальные и сопутствующие им финансовые и информационные
потоки
Любые потоковые процессы
Формы и методы управления
Необходимые для обеспечения допустимого уровня управления данной структурой
Необходимые для рационального (оптимального) управления поставками товаров
Необходимые для рационального (оптимального) управления любыми потоковыми процессами
Рис.1
Базовая и инновационная логистика
ческую законченность. Все управленчес- _
кие решения в деятельности предприятия, _
связанные с заготовительным, складским, _
транспортным, сервисным и распределительным процессами, в соответствии
с логистической концепцией должны _
приниматься с учетом рационализации _
всего потокового процесса. Это требует _
предварительного исследования (анализа, прогноза, моделирования) собственно коммерческих процессов в оптовом _
звене и обеспечивает наилучшую реализацию общеэкономических функций сферы _
товарного обращения.
Базовая и инновационная логистика допол- _
няют друг друга, но в тоже время между ними _
существует определенное противоречие. _
Сегодня отечественные структуры нуждают- _
ся в тотальной, конструктивной и последовательной программе логистизации с целью создания в них целостных логистических систем, позволяющих решать задачи стратегического уровня. Однако любые логис- _
тические преобразования сопровождаются _
значительными затратами, и поэтому требу- _
ют реализации последовательной и развернутой в пространстве и времени программе _
мероприятий, которые одновременно являются комплексом необходимых социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых
и др. предпосылок создания полноценного _
логистического обеспечения действующих структур.
Такой многошаговый и по существу инновационный процесс, требующий затяжно- _
го и достаточно дорогого экспериментирования, позволяет, с одной стороны, осу- _
ществлять сравнительно
равномерное и поэтому инновационный аспект
доступное инвестирова-
ние капитала в процесс придает единой методологии
логистизации, с другой - _
получать нарастающие логистики полноту величины годового эффек-
та от прошлых и текущих и логическую законченность
__т:
ии и
базовая и инновационная
логистика дополняют
между ними существует
определенное противоречие
мероприятий логистизации и сопоставлять их с произведенными затратами. Только решение всего комплекса взаимосвязанных тактических и стратегических задач управления в требуемом режиме времени на базе использования потенциала всей логистической системы позволяет достигать поставленные цели. Поэтому только логистическая система, охватывающая максимальное число операций (процессов) и уровней, создающая системный (синергетический эффект), способна окупить издержки логис-тизации и обеспечить высокую эффектив-
В этих условиях внедрение отдельных эле-тов и фрагментов современной логистики не позволяет добиться желаемого эффекта, приводя в тоже время к неадекватно большим затратам. Даже применение отдельных огистических задач и методов требует для их успешной реализации глубоких и дорогостоящих преобразований. Причем затраты на их осуществление чаще всего не окупаются эффектом логистизации. С иругий стирины, российская экономика с многочисленными дефектами рынка, институциональными деформациями и пробелами неподготовлена к непосредственному использованию логистики в полной мере. Поэтому, как показывает опыт эволюционного развития маркетинга в России — от простых форм к более сложным — отечественными бизнес-структурами процесс логистизации, скорее всего, будет востребован методом «малых дел» — с целью создания работоспособных логистических систем разного профиля и уровня, и приобретения на их основе необходимого логистического опыта для дальнейшего развития. При этом пойдет процесс постепенного усложнения комплекса взаимосвязанных логистических функций оперативного и стра-
тоже время
1,2007, № 6
тегического характера по оптимизации поставок. В этом случае, хотя развитие логистических методов и начнется с самых примитивных форм организации товарных и информационных потоков, сам ход эволюции будет осуществляться под надзором «креативного кода» инновационной логистики.
Это позволит, во-первых, сделать процесс логистизации управляемым (путем заимствования передовых достижений западных стран и отбраковывания эволюционно тупиковых, нежизнеспособных схем). В то же время появится возможность вносить корректировки в программу логистизации тех или иных отраслей с учетом состояния отечественных институтов и сложившейся структуры национального рынка.
Во-вторых, это даст возможность минимизировать неизбежные издержки (технологические и организационные барьеры входа, риски при освоении новых технологий) при вхождении на рынок логистических услуг. Поначалу логистические затраты российских субъектов рынка - пионеров на рынке логистических инноваций - окажутся неадекватно большими, а результаты скромными.
Однако освоение маркетинговой концепции бизнеса, модернизация производства, появление на рынке адекватной по количеству и качеству товарной массы приведут к исчерпанию резервов эффективности непосредственно в сфере производства и поиску новых источников роста в сфере товарообмена. Лидеры рынка, как показала практика западных стран второй половины прошлого века, все больше будут «выталкиваться» в область оптимизации сферы обращения и станут искать конкурентных преимуществ в системах закупок и распределения.
даже применение отдельных логистических задач
и методов требует
для их успешной реализации
глубоких и дорогостоящих
преобразований
поначалу логистические
затраты российских субъектов
рынка - пионеров на рынке
логистических инноваций
окажутся неадекватно
большими, а результаты -скромными
Отсюда следует, что целесообразность использования инновационной логистики определяется: • возможностью разработки более широкой и содержательной программы логистизации путем создания сквозной аналитико-оптими-зационной организации управления совокупностью материальных и сервисных потоковых процессов (интегрированной логистики) в нескольких звеньях цепи (сети) поставок продукции (услуг) на базе общего информационного пространства с целью выявления и использования дополнительных резервов управления;
• решением логистических (информационных и оптимизационных) задач в различных звеньях логистической цепи с целью опре-
еления зон взаимной выгоды и перспективного компромисса для нескольких собс-'венников или сопряженных логистических систем;
• формированием инструмента контроля и механизмов взаимной ответственности участников логистических цепей в части гарантирования приоритета их общего интереса в поддержании устойчивости и оптимизации этих цепей перед интересами каждого участка в отдельности;
• возможностью оказания услуг на системной основе в области логистического реинжиниринга, организационного проектирования, «управление изменениями»;
• установлением более четкого и продуктивного взаимодействия между всеми функциональными подразделения фирмы в рамках интегральной парадигмы логистики как инструмента корпоративного менеджмента с позиции единого целого как системы;
• разработкой достаточно объективных и надежных критериев общественной и
, 2007,№ 6
рыночной эффективности программ логис-тизации, ее отдельных мероприятий. Основными принципами разработки организационно-экономического механизма управления инновационной логистикой являются:
• детализация генеральной цели логистического проекта на составные подцели;
• выбор организационной структуры управления, обладающей наиболее высоким уровнем инновационной восприимчивости (матричная, «сетевая», с использованием временных рабочих групп и др.);
• формирование модели гибкого развития предприятия в условиях нестабильности внешней среды;
• обеспечение достижения цели логистического проекта с учетом потенциала функциональных систем - на «пересечении» целей проекта и задач функциональных систем;
• межфункциональная координация всех систем на основе логистического подхода и ориентации фирмы на активное формирование спроса (стратегический маркетинг);
• формирование в структурных подразделениях фирмы центров финансовой ответственности (центры затрат, прибыли, инвестиций);
• создание эффективной системы контроллинга и управленческого учета;
• создание новой модели управления персоналом, ориентированной на коллективное участие работников в инновационном логистическом процессе, преодоление мотивации «сопротивления переменам». В современных условиях важным элементом деятельности логистических инновационных систем становятся управление нововведениями и оценка инвестиционных проектов, а также логистическая координация в
в современных условиях
важным элементом
деятельности логистических
инновационных систем
становятся управление нововведениями и оценка
инвестиционных проектов
процессе выработки решений, касающихся продуктовых или процессных инноваций. А объектами логистизации являются способы выполнения проекта, последовательность, методика анализа, ноу-хау управления структурой, способы согласования управленческих решений с подразделениями организации.
__БА
в Р
Шз •
Литература
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ.
- М.: Олимп-Бизнес, 2001. - 640 с.
2. Джеймс Р.Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Под ред. В. Сергеева. Пер. с англ. - М:ИНФРА-М:2005, 797с.
ниел О»Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами пред-ятия. - М.: «Вершина»,2004.
4. Зырянов. М Глава «Альфа-Интегратор -БААН Евразия» об особенностях внедрения в России систем ERP. - Computerworld, №167, 2000.
5. Некрасов А.Г.Инновационные стратегии равления результативностью транспортно-
логистических цепей.// Железнодорожный транспорт,№1, 2005, с.48
6. Некрасов А.Г., Атаев К.И. Методы логистического аудита и оценки в железнодорожном комплексе// Железнодорожный транс-порт,№7, 2005, с.33
7. Некрасов А.Г. Взаимодействие информационных ресурсов в логистических цепочках поставок (на примере транспортной отрасли): Монография / Под редакцией Л.Б. Миротина.
- М.: Техполиграфцентр, 2002. - 205с.
8. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. - М.: «Альпина Бизнес Букс»,2005.
, 2007,№ 6