потоки новизны
формирование системы инновационного
логистического сервиса железных дорог
Голоскоков В.Н.
канд. экон. наук, начальник Северо-Кавказской железной дороги
Инновационная логистика предполагает критическую оценку, т.е. ревизию всех априорных ограничений, накладываемых на организацию управления движением потоков. Метод сквозной аналитико-оптимизационной организации этих потоков, взятый на вооружение инновационной стратегической логистикой допускает использование всех возможных вариантов организации управлением этими потоками ради конечного результата, то есть экстремизации целевой функции логистической деятельности в зависимости от состояния и изменения внешней среды.
Преобразования на основе инновационной логистики распространяются на всю систему управления (управляющую и управляемую системы и объект управления), а также на ряд ограничений внешней среды (институционального и нормативно-правового характера). Там, где это возможно, инновационная логистика в союзе со стратегическим маркетингом может участвовать в формулировании ряда требований к разрабатываемой линейке продуктов, и тем самым оказывать воздействие на инновационный процесс (на различных этапах проектирования продукта) и последующий логистический сервис. Перспективным направлением развития инновационной логистики в сфере железнодорожного транспорта в нашей стране, как представляется, должна стать координация деятельности создаваемых логистических центров (ЛЦ) и Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий (ОЦВ) на железнодорожном транспорте.
Отраслевой и дорожные (ДЦВ) центры внедрения сегодня обеспечивают масштабную реализацию на железнодорожном транспорте результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Отраслевой центр внедрения, взаимодействуя с разработчиками и изготовителями отдельных комплектующих для систем, производит окончательную сборку программно-аппаратных комплексов, проводит приемо-сдаточные испытания и поставляет изделия на дороги.
В то же время практическое решение поставленных перед ОЦВ и ДЦВ задач ведется в направлении реализации множества отраслевых программ:
• ресурсосбережения;
• безопасности;
• повышения массы и длины поездов;
• создания нового и продления срока службы эксплуатируемого подвижного состава и др. Однако зачастую производитель или внедряющая организация при внедрении проектировании наукоемкого оборудования отвечают только за начальные этапы жизненного цикла изделия, его соответствие конструкторским замыслам в ходе разработки и изготовления, фактически самоустраняясь от цикла взаимоувязанных мероприятий в технологической последовательности: разработка - производство- внедрение - эксплуатация - послепродажный сервис.
В настоящее время не только координация множества участников инновационного процесса, но и финансирование договоров на гарантийный и послегарантийный сервис является проблемной частью договорной работы. Отсутствие финансирования на ряде дорог, большие задержки оплаты произведенных работ ведут к разрушению системы сервиса, накоплению неисправных блоков в депо, а, следовательно, и к увеличению финансовых потерь дорог, связанных с
логистизация с использованием базовой
логистики сводится
преимущественно
к улучшению управленческих решений, сигналов и команд
инновационная логистика ограничениями эксплуатации внедрения систем,
предполагает критическую увеличением стоимости
ремонта и другими нега-
оценку, или ревизию всех тивными последствиями.
При сложившейся систе-
априорных ограничений, ме разработки и эксплуатации новой техники
накладываемых на организацию зачастую ущемляются
интересы заказчика. управления движением потоков Это обусловливает необ-
__ходимость использо-
_ вания логистических информационных технологий как основы для организации процесса интегрированного управления, что обеспечивает решение задач создания и управление базой данных по используемым в программах холдинга техническим средствам, автоматизации договорного и финансового учета, мониторинга процесса внедрения и эксплуатации на местах, поддержки принятия решений, электронного документооборота.
_____ _ . Интегрированная логистическая поддержка
____жизненного цикла изделия (ЖЦИ) является
_ одной из базовых целей логистики. Она осно-
_ вана на концепции CALS (Continuous Acquisition
_____ . and Life cycle Support), представляющая собой
совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, базирующаяся на использовании единого информационного пространства, обеспечивающая взаимодействие всех участников этого цикла. В настоящее время важным и сравнительно _ новым мероприятием для российских субъектов рынка является присутствие инновационной логистики на начальных стадиях жизнен_ ного цикла наукоемких изделий. Как отмечает
_ Ж-Ж. Ламбен, большинство инновационных
прорывов зарождается в лаборатории.
_ «...Однако преуспевающей компании важно
_ соблюдать баланс между стратегией «техноло-
_ гического выталкивания» нового продукта и
_ стратегией «втягивания инноваций рынком»,
поэтому контроль должен осуществляться на наиболее ранней стадии разработки ново-
го товара..., таким образом, что формируется инновационная система, которая:
а) прислушивается к голосу покупателя;
б) ориентирует инвестиции и производство на предвидимые потребности;
в) учитывает разнообразие потребностей через сегментацию рынков;
г) стимулирует инновации и предпринимательскую деятельность»[3].
Таким образом, инновационная логистика во взаимодействии со стратегическим маркетингом должны участвовать в формировании концепции товара на стадии его замысла, формирования совокупности его потребительских качеств, обеспечивая конструктивный диалог между заказчиками и исполнителями. По ходу разработки необходимо взаимодействие с машиностроительными и локомотиво-ремонтными заводами. Представители логистических сервис-центров должны во взаимодействии со службами качества предприятий контролировать основные технологические стадии производства транспортных средств, отслеживая основные этапы цепочки «создания стоимости».
Обязательное активное участие логистических сервис-центров на этапах генерирования ноу-хау, согласования требований заказчиков и исполнителей, внедрения, обслуживания технических систем в гарантийный и послегарантийный периоды обусловлено наукоемкостью внедряемых систем.
Логистические требования должны учитываться уже на стадии проектирования изделий: в процессе разработки транспортных средств логисты должны предъявлять систему требований к конструкторам с позиции решаемых логистических задач, учитывающих необходимый уровень сервиса для пассажиров и эксплуатационные параметры эксплуатации транспортных средств: по скорости, вмести-
инновационная логистика
в союзе со стратегическим
маркетингом может
участвовать в формулировании ряда требований к разрабатываемой линейке продуктов
Система слежения за мировым НТП и конкурентами
Разработка концепции ТС с учетом требований логистики
Проверка принятия концепции
Анализ продаж и выбор целей. Система сервиса
/
1
/
НИОКР ^--■к, маркетинг ^--^ логистика —^ потребитель
, / / / Межфункциональна:! логистическая координация
Поиск и Характеристика
фильтрация ТС: скорость.
идеи экономичность,
удобство
для пассажира
» / Поиск
Разработка поставщиков
модели и координация
и детальней —► поставок. Прямая
концепции и ооратная связь
с потребителями
Рис. 1. Система требований инновационной логистики и маркетинга к циклу «разработка-внедрение-эксплуатация» транспортных средств
мости, комфортности, унификации деталей, узлов и типоразмеров, ремонтопригодности, экономичности и др. (рис. 1 ). Полезность инновации может быть достигнута только при достижении определенного уровня качества, (как интегральной совокупности потребительских свойств конечного продукта, так и входящих в него компонентов) Исходя из изложенного выстраивается следующая логистическая цепь:
где: потенциальная потребительная стоимость, Q - качество (базисная идея инновации),
R - надежность (эксплуатационный аспект), Т - показатели качества (технический аспект), и - полезность (экономический аспект), Е - ликвидность (коммерческий аспект),
зачастую производитель
при внедрении
проектировании наукоемкого
оборудования отвечают
только за начальные этапы
жизненного цикла изделия
V - интенсивность продаж или скорость товародвижения и S - система сервиса (логистический аспект; логистика в узком смысле, как базовая логистика).
Применительно к железнодорожному транспорту актуальным является вопрос организации системы сервиса с централизованным финансированием, исключающим дублированные затраты и одновременно обеспечивающим повышение качества выполняемых работ. Актуальным представляется возложение на службы инновационной логистики, прежде всего, задач по координации многочисленных отраслевых программ инновационного развития и модернизации сети дорог. Инновационная логистика должна стать инструментом координации различных инно-
Контур информационной системы
Направление гто формированию программы
ТЭО, координация с соисполнителями программы
Формирования программ Инвестиций
Маркетинга Контроля качества
Направление по ведению договорного учета
Согласование
и контроль прохождения финансовых документов
труп
Лого-воров и методического обеспечения
по поставкам МТР и ПТК
Автоматизированная информационная система управленческого учета отраслевых программ (проектов)
Направление по реализации программ
Управленческий учет в режиме on-line, базы данных для стат. обработки
5шро,
финансово-аналитического анализа
информационных технологий
внедрения и расчета окупаемости
мониторинга работ и монтажа ТС
Направление по эксплуатации и гарантийному сервису
Определение
уровней и рациональных границ сервиса
послепродажного сервиса
анализа логистических издержек
претензионной работы н рекламаций
Рис. 2. Структура задач и функциональных подразделений инновационной логистики в системе управления сетевыми программами ОАО «РЖД»
полезность инновации может
быть достигнута только
при достижении
определенного уровня качества
тот
вационных проектов, выявляя их приоритет, обосновывая критерии и алгоритмы реализации таких программ. Управление программами и инновационными проектами включает в себя несколько направлений, соответствующие стадиям реализации (рис. 2).
Структуры инновационной логистики могут выполнять функции системного интегратора креативных инновационных проектов, реализованных через отраслевые (сетевые) программы. Задачи инновационной логистики:
• участие в разработке концепции отраслевых программ на предстоящий и долгосрочный периоды, формировании предложений по включению в проект новых разработок, оказание помощи дорогам в формировании предложений на поставку наукоемких технических средств;
• рассмотрение в установленном порядке предложений от дорог по номенклатуре приоритетных транспортных средств (ТС) и методам их внедрения, участие совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» в формировании перечня перспективных проектов и организация работы по согласованию и выделению средств на их финансирование. Формирование проекта программ и представление его ведущему исполнителю (управляющему проектом) для рассмотрения и обоснования (в части логистической составляющей);
• разработка экономически обоснованных предложений по тематике программ на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
• участие через своих представителей в работе научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых в ОАО «РЖД» для подготовки проекта и определения способов его реализации с позиции логистических критериев;
• оптимизация процесса внедрения прогрессивных технических средств и технологий на основе квалифицированного производствен-
но-финансового менеджмента; создание условий для приоритетного внедрения наукоемких систем сложной комплектации, требующих большой подготовительной работы;
• обеспечение высокого уровня качества работ в технологической цепочке: «разработка
- производство - внедрение - эксплуатация»;
• осуществление контроля качества на всех этапах выполнения проекта;
• участие в согласовании совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» цен на выполнение работ и продукцию, изготавливаемую для железных дорог согласно проекту;
• оказание помощи дорогам, отделениям и предприятиям железнодорожного транспорта в разработке организационно-экономических мероприятий по реализации сетевых программ, обеспечении эффективной последующей эксплуатации технических средств;
• взаимодействие с железными дорогами
- филиалами ОАО «РЖД» по вопросам учета и постановки на баланс внедренных технических средств, информационных систем и логистических технологий;
• предоставление управляющему проектом, департаментам - заказчикам ТС отчетов по реализации программ модернизации сети и подвижного состава, обновлении программного обеспечения и компьютерной базы, и логистизации перевозок отчетов по выполнению программ, расходованию выделенных средств и логистическим издержкам. Таким образом, логистическая информационная система управленческого учета в рамках сетевых программ призвана охватить все этапы разработки программы
- от выбора входящих в программу мероприятий до систематизации данных о получаемом экономическом эффек-
актуальным представляется возложение на службы инновационной логистики, прежде всего, задач по координации многочисленных
отраслевых программ
инновационного развития и модернизации сети дорог
интегратора креативных
овационной те. Должны быть автоматизированы основные бизнес-логистики могут выполнять процессы управления реализацией программы:
_функции системного • подготовка проекта;
• договорной учет и финансовое планирование;
__• мониторинг процесса
инновационных проектов внедрения и эксплуатации; __• гарантийное обслуживание.
Создание замкнутого технологического цикла разработки программы на основе данных договорного учета и электронного документооборота дает возможность подготовки сводной отчетности для принятия руководством компании решений о приоритетах финансирования работ, что позволит сократить сроки
выполнения работ.
от ж
Литература
ановление Правительства РФ от .2001 № 384 О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.-Российская газета от 5.06.01 г.
2.Елисеев С.Ю. Управление грузопотоками на нове информационно-управляющих и ана-
итических технологий: концептуальные при-[ы построения логистической системы.// Железнодорожный траснпорт,№3, 2005,с.32.
3.Ламбен Жан - Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Пер. с фр. - СПб: Наука, 1996, 589 с.
4.Сергеев В.И. и др. Глобальные логистические системы: Учеб. пособие.- СПб.: Бизнес-пресса, 2001. - 240 с.
5.Якунин В.И. О реформе железнодорожного транспорта и стратегическом развитии Компании. Материалы расширенного заседания Правления ОАО «РЖД».// Железнодорожный траснпорт,№1 200б.с.7.