УДК 378 ББК 74.480
Иванова Людмила Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Ivanova Lyudmila Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Формирования самостоятельной готовности студентов к педагогическому творчеству как фактор инновационной культуры Students’ Independent Readiness for Creative Activity Forming as a Factor
of Innovation Culture
В статье проведен анализ формирования самостоятельной готовности к педагогической деятельности студентов. Рассмотрены особенности организации самостоятельной работы студентов, новые формы и методы обучения, методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
The article analyzes the formation of the students’ independent readiness for professional activity. The peculiarities of the students’ independent work organization, new forms and methods of training, methodological support and supervision of independent work are considered.
Ключевые слова: инновационная культура, педагогическая деятельность, рейтинговая система, самостоятельность, творчество, умения, навыки, занятия, отчетная документация
Key words: innovation culture, pedagogical activity, rating system, independence, creativity, abilities, skills, lessons, report documentation.
Инновационная культура сегодня - это наука о том, какими должны быть
технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.
Современная постиндустриальная цивилизация связана с коренным поворотом в системе отношений «человек - производство», а именно с тем, что современная экономика приобретает всё более инновационный характер.
Вместе с тем отметим, что инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, эконо-
мики, искусства, науке, образовании и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно (и нужно!) рассматривать как необходимое условие всякого развития. Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями и происходят маргинализация (от франц. margo - край) больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.
Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование обучения, тоже осуществляется через введение новшеств.
Согласно фундаментальному системному принципу, в ту или иную инновационную систему входят лишь те элементы, связи между которыми внутри данной системы являются существенно необходимыми, а также принципиально более устойчивыми и более взаимозависимыми, чем связи между этими элементами и какими-либо внесистемными образованиями (вещами, свойствами, отношениями).
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа является одним из видов учебной работы студентов, ориентированной на поиск, углубление знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование инновационной культуры творческой деятельности:
• развитие умений самостоятельно получать новые знания;
• осознанное, творческое применение знаний и способов деятельности в различных социально-предметных ситуациях;
• осмысление и критический анализ литературы по проблемам будущей профессиональной деятельности;
• творческое применение знаний и углубленное изучение проблемы при разработке конкретных социально-значимых проектов и программ.
Самостоятельная работа студентов выполняется под руководством и контролем преподавателей кафедр. Самостоятельная работа студентов по освоению дисциплин учебных планов подготовки содержит следующие аспекты: аудиторную самостоятельную работу, подготовку к очередному практическому или семинарскому занятию; выполнение семестрового индивидуального задания и написание курсовой, дипломной (выпускной квалификационной) работы.
Аудиторная форма организации самостоятельной работы студентов осуществляется и контролируется на всех видах учебных занятий, консультациях, коллоквиумах. При этом используются следующие формы контроля: тестирование, опросы, проверка конспекта, отчет по заданию, контрольная работа, доклад (сообщение), коллоквиум, компьютерный контроль, комплексная проверка знании, умений и навыков.
Внеаудиторная форма организации самостоятельной работы студентов включает: выполнение домашнего задания, изучение программного материала, научно-исследовательскую и научно-методическую работу по заданной теме, выполнение программ практик и написание отчетов по практике, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовку к олимпиадам, разработку проекта по теме индивидуального задания, выполнение расчетно-графической работы. Формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы являются: собеседование, отчет по заданию, проверка конспекта, проекта, отчета, рефератов, практический контроль. Контроль за выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на этапе промежуточной аттестации в виде зачетов и экзаменов, а на этапе итоговой аттестации - в виде защиты курсовых и дипломных работ.
Самостоятельная работа студентов обеспечивается методическими рекомендациями, разработками, указаниями, подготовленными преподавателями. В них отражаются планы-задания к практическим занятиям, комплекты заданий
для проверки готовности студентов к занятию, контрольные вопросы по темам и вопросы для обсуждения на занятиях.
Внедрение новых форм и методов обучения
Совершенствование организации учебного процесса определяется изменением традиционно применяемых форм обучения на инновационные, более полно соответствующие реалиям времени.
Внедрение новых технологий предполагает создание в институте условий для становления и развития личности студента. Личностно-ориентированное образование строится на основе индивидуально-личностного и профессионально-ориентированного подхода к студенту. Такой взгляд на профессиональную подготовку определяет выбор форм и методов обучения. Важнейшими содержательными направлениями в подготовке будущих специалистов являются:
• фундаментализация образования, связанная с ознакомлением студентов с методологией познания, важнейшими направлениями развития науки и техники;
• профессионализация образования, связанная с обучением студента в контексте его будущей профессиональной деятельности;
• развитие и повышение эффективности системы научнопроизводственных практик, как обязательного элемента подготовки специалистов любого профиля;
• формирование программ издательской деятельности института по созданию информационно-методического обеспечения учебного процесса;
• создание целевых научно-методических программ по разработке высокоэффективных образовательных технологий, включая компьютерные технологии;
• централизованное обновление учебно-материальной базы института на основе совместной деятельности вуза и баз практик.
В институте наряду с традиционно сложившейся структурой организации учебного процесса проводится постоянный поиск новых путей и форм учебной работы.
Кафедры активно внедряют в учебный процесс разнообразные современные технологии обучения студентов: исследовательские задания на период производственной практики, задания творческого характера, семинары-конференции, семинары-экскурсии, занятия в микрогруппах, проблемные лекции, опережающее обучение, коллективный метод обучения, деловые и ролевые игры.
Совершенствуется форма проведения курсового экзамена и зачета. Вместе с традиционными широкое применение находят инновационные формы контроля: на кафедрах проводится работа по созданию и внедрению в учебный процесс различных обучающих и контролирующих программ.
В учебном процессе задействован компьютерный класс для занятий информатикой, информационными технологиями управления, информационными технологиями в профессиональной деятельности, компьютерной психодиагностикой, информационными системами в экономике, компьютерной графикой, программированием, моделированием. Компьютерный класс оснащен дополнительным офисным оборудованием (серверы, лазерные принтеры, сканеры, модемы), программным обеспечением, текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, программами статистической обработки данных и другими сервисными программами. Кафедры интегрируют свои усилия по развитию сферы новых информационных технологий в соответствии с подготовленностью преподавательского состава и сферой научных интересов.
Применение новых информационных технологий в институте повышает требования к квалификации преподавателей, их методическому мастерству, умению не только подбирать материал, соответствующий тематике, но и использовать те преимущества и возможности, которые дает компьютер с точки зрения представления информации и использования различных каналов её восприятия.
Повышению методического мастерства преподавателей, в плане реализации современных педагогических технологий, способствует работа деканов фа-
культетов по изучению и внедрению в преподавание дисциплин опыта лучших педагогов, систематическое информирование преподавателей о появлении и возможностях новых компьютерных средств и программного обеспечения.
Таким образом, структура и содержание работы кафедры по внедрению новых форм и методов обучения способствует росту качества подготовки специалистов.
Самостоятельная работа студентов является частью процесса обучения и требований базового уровня образования по специальностям ГОС ВПО и СПО. В связи с совершенствованием системы образования, расширением перечня изучаемых предметов, углублением их содержания становится важным внедрение в педагогическую практику более совершенной методики обучения, обеспечивающей повышение качества учебной работы, активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Задача преподавателей института - научить студентов приобретать знания из различных источников информации путем самостоятельного поиска. В организации самостоятельной работы студентов актуальны проблемы влияния разных факторов на развитие умственных способностей студентов, рациональной организации работы каждого студента, наращивания объема самостоятельных умственных и практических действий обучаемых. Самостоятельная работа студентов - это их деятельность на занятиях и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя и под его контролем, но без его непосредственного участия. Формы и методы работы варьируются в зависимости от вида учебной нагрузки (аудиторная и внеаудиторная) и подразделяется на традиционные и инновационные.
Мониторинг качества знаний студентов по итогам выполнения самостоятельной работы осуществляется преподавателями кафедр через проверку и оценку выполненной работы, тестирование знаний по учебной дисциплине. Содержание самостоятельной работы студентов разрабатывается с учетом целей и
сроков обучения, содержания и специфики учебных дисциплин, образовательного и интеллектуального потенциала студентов, их потребностей, интересов и т.д. Основой самостоятельной работы студентов является актуализация познавательной деятельности, сконструированной преподавателем с учетом запланированных часов, требований ГОС ВПО и программ дисциплин.
Поиск наиболее эффективных методов и форм в организации самостоятельной работы студентов направлен на приобщение их к научноисследовательской работе, развитие их творческих и профессиональных способностей.
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых
имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.
Рейтинговая система это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы а значит подготовить молодого человека к принятию инновационных процессов.
Выполнено исследование при поддержке АВЦП « Развитие научного потенциала высшей школы РФ (2009-2010)», проект3.1.1./6700 « Формирование инновационной культуры студентов педагогического вуза».
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.
2. Игнатов, В.Г., Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие./ ИгнатовВ.Г., Белолипецкий В.К. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2000. - 256 с.
3. Коджаспирова, Г.М., Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г.М.., Коджаспиров А.Ю. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
4. Кукушкин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.
5. Соколова, Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / науч. ред. Е.М. Бабосов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1980. - 144 с.
6. Фаустова, Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2004. - 72 с. - (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).
7. Юшко, Г.Н. / Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук:
13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. Ростов-н/Д, 2001. 23 с.
Bibliography
1. Faustova, E.N. Student of Modern Times: A Social and cultural profile. - M., 2004. - 72 p. - (The System of Education at a Higher School: An Exploratory Survey on the Main Directions of Higher Education Development / NILU, Vol. 4).
2. Ignatov, V.G., Belolipetsky, V.K. Professional Culture and Professionalism of Public Service: Context of History and Modern Times: Manual. - Rostov-on-Don: "March" Publishing Center, 2000. - 256 p.
3. Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Yu. Pedagogical Dictionary. - M: "March" ICC; Rostov Rostov-on-Don: "March" Publishing Center, 2005. - 448 p.
4. Kukushkin, V.S. Introduction to Teaching Activity: Study Guide. - Rostov-on-Don:: March, 2002. - 217 p.
5. Sokolova, G.N. Labor and Professional Culture (Experience of Sociological Research) / Scient. Ed. E.M. Babosov. - Mn.: Publishing House of BSU, 1980. - 144 p.
6. State Educational Standard of Higher Professional Education, 17, March, 2000, State Registration Number 234 ex / ch.
7. Yushko, G.N. Scientific and Educational Bases for the Organization of Students’ Independent Work in the Rating Education System: Synopsis of Thesis ... Dis. ... Cand. of Ped.:
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education. - Rostov-on-Don: Rostov State University Rostov, 2001. - 23 p.