УДК 378.1
Е.А. ЧЕЛНОКОВА1, С.Н. КУЗНЕЦОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье предлагается новое понимание роли, значения и доли самостоятельной работы обучающихся в компетентностной модели образования, аргументируется необходимость пересмотра подходов к пониманию задач самостоятельной работы. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Авторы статьи указывают на значимость самостоятельной работы студентов в современной системе высшего образования. Наиболее перспективными компетенциями в структуре образовательных целей авторы выделяют три компетенции, которые имеют непосредственное отношение к самостоятельной работе: способность к самообразованию, способность работать самостоятельно, способность планировать и распределять свое время. Авторы указывают, что главным смыслом и результатом самостоятельной работы студентов является развитие интеллектуально-логических способностей и способности выражать свои мысли, оформлять результаты учебной и исследовательской работы, а также стимулирование активного использования знаний, полученных ранее при изучении дисциплин, выработки умения их применения при изучении условий решаемых задач. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы предлагают использовать методический прием «синквейн». Рассмотрена процедура составления синквейна. Данный подход позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Ключевые слова: компетенции, учебный процесс, аудиторная, внеаудиторная познавательная деятельность, формы самостоятельной работы, контроль самостоятельной работы, образовательный процесс, рейтинговая система контроля, технология развития критического мышления, синквейн.
E.A. CHELNOKOVA1, S.N. KUZNETSOVA1
' Minin Nizhny Novgorod ШМе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
AS A INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. The article proposes a new understanding of the role, value and proportion of independent work of students in a competence model of education, discusses the need of revision of approaches to understanding the tasks of independent work.
In the article the authors consider the role of independent work of students in the educational process. The authors point to the importance of independent work of students in the modern higher education system. The most promising competencies in the structure of educational objectives, the authors identify three competencies that are directly related to independent work: the ability to
educate themselves, the ability to work independently, ability to plan and allocate their time. The authors point out that the main purpose and the result of independent work of students is the development of intellectual and logical abilities and the ability to Express their thoughts, to make the results of educational and research work as well as encouraging active use of knowledge gained earlier when studying disciplines, develop skills of their application in the study of the conditions of tasks. Speaking about the importance of independent work of students, the authors suggest a methodological procedure «sinquain». The procedure of drawing up sinquan. This approach allows to harmoniously combine elements of all three major educational systems: information, activity and personality-oriented.
Keywords: competence, educational process, classroom, extracurricular cognitive activity, forms of independent work, monitoring of independent work, educational process, technology of critical thinking development, sinquan.
Введение. Формирование способной к профессиональной самореализации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях личности становится приоритетным направлением в образовании. Целью образования, как заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [1], является разностороннее и своевременное развитие молодого поколения, его творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Данное понимание цели образования потребовало поиска путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки.
С вступлением в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования произошло перераспределение учебной нагрузки: уменьшилось количество аудиторных часов и увеличилось время, отводимое на самостоятельную работу. Ведущая роль внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в модернизации образовательного процесса ВПО нашла отражение в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; в п.1.2. «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» записано, что «к 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий» [2].
Увеличение объема часов на самостоятельную работу в учебных планах дисциплин в высших образовательных учреждениях является вполне оправданным, поскольку позволяет не только совершенствовать практические умения студентов, но и максимально приблизить академическое образование в вузах к будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа предполагает, что студент выполняет различного рода задания, включающие в себя программный материал, который не освещался во время аудиторных занятий. Данный вид деятельности способствует развитию и активизации творческой деятельности студентов и может рассматриваться в качестве главного резерва повышения качества подготовки специалистов [17, с. 28].
Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности [7].
В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами поиска информации, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности.
Подготовка человека, способного к самосовершенствованию и самовоспитанию в течение всей жизни, — важная задача образования. Но сегодня мы видим, что не каждый студент умеет самостоятельно работать. Перед преподавателем стоит колоссальная задача -научить студента учиться, создать для него условия, способствующие развитию его познавательной деятельности.
Под самостоятельной учебной деятельностью обычно понимают любую организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация. Как дидактическое явление самостоятельная деятельность представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания; в конечном счете, это приводит студента либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Самостоятельная работа студентов имеет серьезные недостатки. Во-первых, это неумение студентов организовать свою самостоятельную работу. Отсутствие навыков планирования, самоорганизации и самоконтроля приводит к тому, что творческие работы студенты выполняют в самый последний момент на весьма низком уровне, зачастую пользуясь плодами трудов более успешных однокурсников, возможно, родителей, компилируя известные учебники, «решебники», монографии, статьи или даже скачивая аналогичные работы сомнительного качества из Интернета. Во-вторых, отсутствие у студентов элементарных навыков работы с книгой, справочной литературой (цитирование, конспектирование, реферирование, резюмирование и т.п.), неумение выделять главное и второстепенное, проводить сравнительный анализ, обобщать, сводить в таблицы теоретический материал, делать выводы и пр. [17].
Самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории [10].
Рассматривая значение самостоятельной работы, учёные-классики обращают внимание на её значимость: «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения», - считал К.Д. Ушинский, указывая, что самостоятельная работа является деятельностью по усвоению знаний и умений,
осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляемой им
[15].
А. Дистервег обращал внимание, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [16].
К рассмотрению вопроса о роли самостоятельной работы студентов обращались многие ученые: Н.А. Введенский, Н.Г. Дайри, Р.Г. Лемберг, Г.М. Муртазин и другие [4]. Однако единого понимания самостоятельной работы не сложилось. Так, В.И. Загвязинский рассматривает ее как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [8].
И.А. Зимняя интерпретирует самостоятельную работу как организуемую самим обучаемым в максимально удобный и рациональный, с его точки зрения, период; контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредственного системного управления ею со стороны [8].
Авторы П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов полагают, что самостоятельная работа студентов является средством организации учебного или научного познания, которое выступает в качестве: 1) объекта их деятельности, задаваемого преподавателем, программированным пособием или обучающей программой; 2) формы проявления студентом определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, приводящего его к получению нового задания или углублению имеющегося[13].
Самостоятельная работа студента, по мнению В.П. Шишкина, выступает в качестве высшей формы учебной деятельности, формой самообразования, которая осознана им как свободная по выбору и внутренне мотивированная деятельность [18].
И.В. Попова склонна рассматривать самостоятельную работу студента как особую форму обучения по заданию преподавателя, «выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно» [12], а Э.В. Губернаторова - как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога. При выполнении самостоятельной работы проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества, как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля [17].
В трудах отечественных и зарубежных учёных нашли отражение следующие вопросы организации самостоятельной работы в образовательном процессе:
- работа по заданию учителя (Б.П. Есипов);
- вид учебной деятельности (О.А. Нильсон, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Е.Г. Тараева);
- внеаудиторная работа (И.И. Кобыляцкий, Е.Г. Тараева);
- самоорганизация и самообразование (Ю.Н. Кулюткин, Г. Сухобская, Н.Д. Левитов);
- мотив деятельности (Р.Г. Лемберг, Б.П. Есипов, Н.Г. Дайри, Е.Я. Голант);
- метод обучения (Л.В. Жарова, А.В. Усова, А.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
- вид и форма организации (О.А. Нильсон, Е.Г. Тараева);
- дидактическое средство обучения (Б.И. Коротяев, П.И. Пидкасистый);
- средства организации самостоятельной деятельности (П.И. Пидкасистый, Е.Г. Тараева) [13].
Внедряемая в настоящее время независимая оценка качества подготовки специалистов с участием работодателей направлена на определение сформированности у выпускников профессиональных компетенций. Однако, с точки зрения работодателя, кроме сугубо профессиональных компетенций, которые характеризуют квалификацию выпускника вуза, специалисту необходимы такие качества, как проявление устойчивого интереса к своей профессии, принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях, применение в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий, способность к работе в коллективе, умение учиться, профессионально реализоваться [19].
Об уровне значимости самостоятельной работы студентов в современной системе высшего образования можно судить по результатам опроса, участие в котором принимали 54 респондента: несколько групп студентов очной формы обучения (98,1%), преподаватели и работодатели (1,9%).
Опрос был проведен для обеспечения практической реализации самостоятельной работы и оценивался по пятибалльной шкале.
Одной из составных частей опроса было проведение социологического исследования, направленного на определение значимости различных компетенций в структуре образовательных целей, три компетенции имеют непосредственное отношение к самостоятельной работе (рисунок):
- способность к самообразованию (24,1% - 3 балла; 48,1% - 4 балла; 27,8% - 5 баллов);
- способность работать самостоятельно (1,9% - 2 балла; 18,5% - 3 балла; 44,4% - 4 балла; 35,2% - 5 баллов);
- способность планировать и распределять свое время (1,9% - 1 балл; 33,3% - 3 балла; 40,7% - 4 балла; 24,1% - 5 баллов) [10].
Способность к самообразованию
рчюфиуи ОД^^ННННН^^
13 (34.1 ■№) 1В (27.Я НО
О (О и) _1_ О (О и) 1
Способность работать самостоятельно
а 19 ■*.)
10 (111 » *»>
а (О *>) I 1 (1.0 Н)
Способность плониропи I ь и распределять снос время
18 (33,3 Н) _и_ т цаад» чя®
1<1,вн> 0(0%)
Рисунок — Определение значимости компетенций в структуре образовательных
целей
Исследование показало, что все респонденты придают большое значение формированию указанных компетенций и, следовательно, самостоятельной работе студентов. Данные компетенции имеют немалый удельный вес в общем рейтинге компетенций. Работодатели отвели способности работать самостоятельно второе место по значимости.
При организации самостоятельной работы студентов акцент делается не на оптимизацию ее отдельных видов, а на создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности [3].
Аналогичные подходы будут способствовать определению ряда закономерностей. Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов:
- увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки;
- повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время [20].
Одной из задач самостоятельной работы является формирование у обучающихся профессиональных компетенций и чувства ответственности, развитие самостоятельного и нестандартного мышления. Самостоятельная работа призвана научить студентов самостоятельно применять накопленные знания и опыт, управлять процессом самообразования, организовывать собственную деятельность. Кроме того, самостоятельная работа студентов формирует навыки работы в научно-информационной среде и интеллектуальные компетенции [5].
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий к познавательной активности.
Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания.
Самостоятельная работа студентов способствует тому, чтобы студент не только овладел компетенциями по данной дисциплине, но и сформировал навыки самостоятельной работы во всех видах деятельности: учебной, научной, профессиональной; сформировал способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения и выход из кризисной ситуации и т.п.
Независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [6].
Авторы пришли к выводу, что при изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
- внеаудиторная самостоятельная работа;
- аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
- творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели [21].
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы самостоятельной работы, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание, при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. В результате изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям,
так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма самостоятельной работы на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ, которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Выполнение практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы на основе индивидуального подхода.
Любая работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирования эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных.
Сегодня главное в этом вопросе заключается в том, что часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
Самостоятельная работа - плановая деятельность студентов по поручению и под методическим руководством преподавателя. Самостоятельная работа предполагает не только освоение курса дисциплины, но вместе с тем помогает освоению навыков самостоятельной учебной и научной работы и осознанию ответственности процесса познания.
Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать с сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями студентов.
При проведении самостоятельной работы преподаватель должен учитывать уровень подготовки студентов, доступность для их понимания содержания учебного материала [3]. Из этого очевидно, что результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений через определенное время после завершения изучения дисциплины.
Предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства преподавателя в самостоятельную работу студентов. Преподаватель выступает в роли педагога-менеджера, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его
индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей. Учебная информация используется как средство организации учебной деятельности [4].
В последние годы организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. Отмечается, что в качестве такой технологии в современной практике часто рассматривается рейтинговая система оценки качества подготовки студентов, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности.
Рейтинговая система оценки качества подготовки студентов предполагает многобалльное оценивание знаний студентов, возможность объективно отразить в баллах индивидуальные способности студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы.
Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ [22].
Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 86-100 баллов - отлично, 71-85 баллов - хорошо, 45-70 баллов - удовлетворительно, 45 баллов и менее от максимальной суммы - неудовлетворительно.
При использовании рейтинговой системы:
- основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности;
- во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя учесть индивидуальность студента;
- имеет место стандартизованная учебная деятельность с запланированными видом, типом, формами контроля [9].
Использование рейтинговой системы контроля самостоятельной работы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности [12].
Самостоятельная работа предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей.
Самостоятельная работа в вузе - это часть учебного процесса, метод обучения, прием учебно-познавательной деятельности.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе [22].
Т.Ф. Ноэль-Цигульская совершенно справедливо отмечает, что в современном образовательном процессе необходимо использовать «нестандартные педагогические задачи и отойти от методик точного, однозначного ответа на опрос учителя. Нужны методики, которые предполагают также развернутое рассуждение студента на тему вопроса, где важен не сам ответ, а поиск ответа, погружение в мир совместных групповых, диалоговых
рассуждений и поисков относительной истины в условиях недостаточности первичной информации, так называемого знания» [11].
В связи с этим наиболее интересной представляется технология развития критического мышления с набором методических приемов и стратегий. Все чаще технологию критического мышления называют главной компетенцией профессионала XXI в.
Для наиболее точного понимания смысла критического мышления необходимо выделить его характеристику. На наш взгляд, наиболее точно это сделал американский исследователь профессор Д. Клустер, выделивший следующие характеристики критического мышления: 1) критическое мышление есть мышление самостоятельное; 2) информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; 3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; 4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 5) критическое мышление есть мышление социальное [14].
Одной из составляющих технологии развития критического мышления являются методические приемы - конкретное проявление определенного метода обучения или воспитания. В данном случае таковыми являются инсерт, «мозговая атака», «толстые вопросы», групповая дискуссия, кластеры, синквейн, эссе и т.д. Рассмотрим более подробно методический прием «синквейн».
Синквейн происходит от французского слова cing - «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже - как коллективное творчество.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа обучающихся;
- средства развития творческой выразительности [15].
В практике образования наибольшую популярность завоевал дидактический вид синквейна.
Структура дидактического синквейна:
1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета, явления или процесса.
3 строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия предмета, явления или процесса.
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описывающему предмету, явлению или процессу.
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета, явления или процесса.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от
студента умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу. В отличие от других форм самостоятельной
работы студентов, требует меньших затрат времени при подготовке, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения.
Использовать синквейн как заключительное задание по пройденному материалу можно при изучении любой учебной дисциплины. На практике авторами данная форма используется при проведении самостоятельной работы в группах очной формы обучения.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. На занятиях по дисциплине «Экономика образования» обучающийся должен уметь работать с текстом, обобщать, интегрировать информацию, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства студентов культура работы с текстом низкая. Данную проблему может решить прием «синквейн» как эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Прием учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме. Цель приема: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн - быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Примеры составления синквейна:
Синквейн на тему «Образование»:
- образование;
- среднее, высшее;
- формировать, познавать, изучать;
- целенаправленная познавательная деятельность людей;
- процесс.
Синквейн на тему «Экономическая деятельность»:
- экономическая деятельность;
- промышленная, сельскохозяйственная;
- покупают, продают, производят;
- организация, структура и состояние отрасли хозяйственной деятельности;
- удовлетворение потребностей.
Вывод. Рассмотрев роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, мы выделяем ряд требований, выполнение которых позволит поднять уровень организации самостоятельной работы студентов на факультетах, уровень и качество образовательного процесса в целом:
- на современном этапе развития высшего образования самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение;
- образовательные стандарты третьего поколения требуют выделения для самостоятельной работы студентов объема времени, сопоставимого с объемом всех остальных форм работы;
- самостоятельная работа должна быть методически обеспечена со стороны преподавателя, должна им организовываться и контролироваться;
- тематика, объем времени, формы и методы самостоятельной работы, а также формы отчетности по ней должны быть указаны в программах всех дисциплин, утверждены на заседаниях кафедр и методических комиссий. Желательно издание методических пособий, подробно регламентирующих проведение самостоятельной работы студентов по всем курсам;
- для адекватной оценки реально выполняемого объема самостоятельной работы студента должен проводиться регулярный мониторинг в форме анкетирования преподавателей и студентов;
- для организации и контроля самостоятельной работы студента должны быть выделены контактные часы помимо основной аудиторной нагрузки преподавателя;
- работа преподавателя во время контактных часов должна быть учтена при планировании индивидуальной нагрузки;
- проверка объема и качества работы преподавателей во время контактных часов должна осуществляться заведующими кафедрами и деканатами по выработанной системе критериев.
Таким образом, главным смыслом и результатом самостоятельной работы студентов является развитие интеллектуально-логических способностей и способности выражать свои мысли, оформлять результаты учебной и исследовательской работы [16], а также стимулирование активного использования знаний, полученных ранее при изучении дисциплин, выработки умения их применения при изучении условий решаемых задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
3. Благодинова В.В. Организация самостоятельной работы студентов по физике на базе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle) // Вестник Мининского университета. 2013. №1.
4. Вавилина А.В. Компетентностный подход в образовании // Новые образовательные стандарты высшей школы: традиции и инновации: сборник научных статей Всероссийской (с межд.участием) научно-практической конференции. Саратов, 2012. С.24-27.
5. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №11-1. С. 134-136.
6. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве. СПб: Экон. шк., 2001.
7. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2008. С.165-172.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 2000. 384 с. «Вестник Мининского университета» 2017 - № 1
9. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2(15). С. 80-82.
10. Кузнецова С.Н. Экономика образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 119 с.
11. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. М., 2005. С. 15-20.
12. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе: методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения /сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 4
13. Пидкасистый П.И, Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общ-во России, 1999. 354 с.
14. Полянских О. В. Использование некоторых видов самостоятельной работы в образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 241-243.
15. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. №7. С. 103-109.
16. Хамдамов У.Э., Хидирбаев Ш.Е. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Молодой ученый. 2014. №11. С. 426-427.
17. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С.28.
18. Jacob E., Rottenberg L., Patrick S., Wheeler E. Cooperative learning: Context and opportunities for acquiring academic English // TESOL Quarterly. 1996. Р. 253-280.
19. Kinsella K. Designing group work that supports and enhances diverse classroom work styles // TESOL Journal. 1996. P. 24-30.
20. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago: Association Press, 1980. P. 25-28.
21. Liang X., Mohan B.A., Early M., Jones L. Issues of Cooperative Learning // ESL Classes: A Literature Review TESL Canada Journal. La Revue TESL du Canada. 1998. Vol. 15 (2). Р.13-23.
22. Swain M., Miccoli L.S. Learning in a content-based, collaboratively structured course: The experience of an adult ESL learner // TESL Canada Journal.1994. №12(1). Р.15-28.
REFERENCES
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. N 751 g. Moskva «O nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossijskoj Federacii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751 Moscow "About the national doctrine of education in Russian Federation"] (in Russian).
2. Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 g. № 792-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 20132020 gody» [The government of the Russian Federation of 15 may 2013 № 792-R "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020"] (in Russian).
3. Blagodinova V.V. Organization of independent work of students in physics on the basis of a modular object-oriented dynamic learning environment (Moodle). VestnikMininskogo universiteta, 2013, no. 1. URL: http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific activities/vestnik/archive/nol (accessed 06.04.2013) (in Russian).
4. Vavilina A.V. Competence approach in education. New educational standards of the higher school: traditions and innovations. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj (s mezhd.uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii [New educational standards of the higher school: traditions and innovations: a collection of scientific articles of the All-Russian (with inter-junior) scientific and practical conference]. Saratov, 2012, pp.24-27 (in Russian).
5. Vaganova O.I., Kutepova L.I., Gladkova M.N., Gladkov A.V., Dvornikova E.I. Development of tools to assess educational outcomes of students of the University. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 11-1, pp. 134-136 (in Russian).
6. D.Dzhonson, R.Dzhonson, Je. Dzhonson-Holubek. Teaching methods: cooperative Learning. St. Petersburg, Jekon. shk. Publ., 2001 (in Russian).
7. Zagvjazinskij V.I. Research activity of the teacher: a textbook for stud. Supreme. Ped. Training. Institutions. Moscow, 2008, pp.165-172 (in Russian).
8. Zimnjaja I.A. Pedagogical psychology. Moscow, 2000. 384 p. (in Russian).
9. Kostylev D.S., Saljaeva E.Ju., Vaganova O.I., Kutepova L.I. Implementation of requirements of Federal state educational standard to the operation of an electronic information-educational environment of Institute. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 2016, t. 5, no. 2(15), pp. 80-82 (in Russian).
10. Kuznecova S.N. Economics of education. N. Novgorod, NGPU im. Koz'my Minina Publ., 2016. 119 p. (In Russian)
11. Nojel'-Cigul'skaja T.F. Critical thinking. Moscow, 2005, pp. 15-20 (in Russian).
12. Organization of independent work of students at the University. Methodical recommendations for teachers and students of the Institute of Economics full-time and correspondence forms of training. Sost. d-r soc. nauk, prof. I.V. Popova. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova Publ., 2009, p. 4 (in Russian).
13. Pidkasistyj P.I, Fridman, L.M. Garunov, M.G. Psycho-didactic guide the teacher of the high school. Moscow, Ped. obshh-vo Rossii Publ., 1999, 354 p (in Russian).
14. Poljanskih O.V. The use of certain types of independent work in educational process. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. [Pedagogical skill: materials V Intern. Sci. Conf.]. Moscow, Buki-Vedi. Publ., 2014, pp. 241-243 (in Russian).
15. Senashenko V., Zhalnina N. Independent work of students: actual problems. Vysshee obrazovanie vRossii, 2006, no. 7, pp. 103-109 (in Russian).
16. Hamdamov U.Je., Hidirbaev Sh.E. The place of independent work of students in the learning process. Molodoj uchenyj, 2014, no. 11, pp. 426-427 (in Russian).
17. Chelnokova E.A., Hraban G.S. Tutoring activities of the teacher in the individualization of independent work of students. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1(13), p. 28 (in Russian).
18. Jacob E., Rottenberg L., Patrick S., Wheeler E. Cooperative learning: Context and opportunities for acquiring academic English // TESOL Quarterly. 1996. Р. 253-280.
19. Kinsella K. Designing group work that supports and enhances diverse classroom work styles // TESOL Journal. 1996. P. 24-30.
20. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago: Association Press, 1980. P. 25-28.
21. Liang X., Mohan B.A., Early M., Jones L. Issues of Cooperative Learning // ESL Classes: A Literature Review TESL Canada Journal. La Revue TESL du Canada. 1998. Vol. 15 (2). Р.13-23.
22. Swain M., Miccoli L.S. Learning in a content-based, collaboratively structured course: The experience of an adult ESL learner // TESL Canada Journal.1994. №12(1). Р.15-28.
© Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Челнокова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: chelnokova [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Chelnokova Elena Aleksandrovna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Кузнецова Светлана Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Kuznetsova Svetlana Nikolaevna - candidate of economic Sciences, associate Professor in the Department of Economics of enterprise, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]