УДК 371.388.6:377 ББК 74.57 К 90
Кулачко Наталья Станиславовна, заведующий отделением, Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону, т. 89281415328.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
(рецензирована)
Статья раскрывает проблему организации самостоятельной работы студентов в образовательном процессе педагогического колледжа. В статье самостоятельная работа студентов рассматривается как основная форма образовательного процесса, обосновывается ее роль в образовательном процессе колледжа, которая заключается в формировании творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Ключевые слова: образовательный процесс, самостоятельная работа студентов,
внеаудиторная деятельность, развитие компетенций, факторы активизации самостоятельной работы студентов, направления самостоятельной работы студентов, формы организации самостоятельной работы студентов.
Kulachko Natalia Stanislavovna, head of the department, Don Teachers ’ College, Rostov-on-Don, tel.: 89281415328.
ORGANIZATION OF THE INDIVIDUAL STUDENTS’ WORK IN THE EDUCATIONAL
PROCESS OF PEDAGOGICAL COLLEGE
(reviewed)
The article reveals the problem of organizing individual work of students in the educational process of a teaching college. In this paper students' individual work is regarded as the basic form of the educational process; its role in the educational process of the college, which consists in the formation of the creative personality of the future specialist, capable of self-development, self-education, innovation has been justified.
Keywords: educational process, students' individual work, extracurricular activities, develop skills, factors enhancing students' individual work, the direction of students' individual work, forms of organization of individual work of students.
Самостоятельная работа студентов - это организованная преподавателями активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время. Дидактические цели - поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, развитие самостоятельности мышления, формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации. Как отмечает И.Я. Лернер, «это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением» [3, 17]. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой: учебное задание (то, что должен выполнить студент, объект его деятельности); форму проявления соответствующей деятельности (памяти, творческого воображения, мышления) при выполнении студентом учебного задания. В словаре русского языка С.И. Ожегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия. Опираясь на данное определение и рассматривая различные источники, выяснили, что: самостоятельная работа заключается в формировании навыков самостоятельного изучения и анализа литературных источников, а также обобщение опыта своей работы и других во время учебной деятельности; самостоятельная деятельность студентов (по деятельность личности, направленное на овладение профессиональным мастерством; самостоятельная работа - это закрепление знаний, профессиональных умений и навыков студентов,
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе педагогического колледжа заключается в формировании творческой личности будущего специалиста, способного к
саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы формировать компетенции, развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике среднего профессионального образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-дея-тельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов - целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
Самостоятельная работа студентов - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Г раницы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. На младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Не закрепленные в иных видах деятельности знания студентов, как правило, быстро забываются. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, количество контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа - чем больше, тем лучше. Не всегда дается экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не
настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:
- полезность выполняемой работы - если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает; другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке;
- участие студентов в творческой деятельности - это может быть участие в научноисследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре;
- важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика, она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего, игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры;
- участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.;
- использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента и др.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Как отмечает П.И. Пидкасистый: «Преднамеренно созданные условия, в которых можно увидеть обстановку, характер занятия, его результаты у других и попробовать свои силы, убедиться, что дело интересное и достигается явный успех новичка под руководством симпатичных и умелых руководителей, приводят к желаемому результату» [4, 9].
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей, в первую очередь это неготовность студентов в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психологодидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Одной из целей самостоятельной работы студентов является научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою компетентность. Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, который должен работать не со «студентом в общем», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студента должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя, творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера (решение педагогических задач, работа с текстами, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, моделей, выполнение графических работ, выполнение индивидуальных заданий и др. Для развития положительного отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Таким образом, в условиях интеграции современного мира меняются цели образования. Преподаватели вынуждены решать сложную задачу: в условиях скромного финансового обеспечения образовательного процесса, существующих противоречий в обществе - подготовить специалистов не только профессионально владеющих новыми знаниями, но и способных успешно социализироваться. Ряд серьёзных обстоятельств, влияет на профессиональное и социальное становление молодых специалистов: снижение воспитательной функции государства в обществе, расширение конфликтных зон между студентами, недостаточное сотрудничество педагогов с семьями, снижение социального статуса педагога. В настоящее время воспитательная функция государства в обществе резко снижена. Стремясь стать успешными и адаптированными в жизни, студенты теряются в выборе ценностей, не знают, каким способом обеспечить себе жизненный успех. Часто это результат дефицита установочной информации, который можно устранить через разнообразные формы подачи информации, как на уроках, так и во внеурочное время. Преподаватель становится центром социального воспитания. Давая будущему специалисту методологические знания, преподаватели развивают у студентов исследовательские навыки, умение самостоятельно искать и находить ответы на проблемные вопросы.
Литература:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д: МарТ,
2005.
2. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. Ростов н/Д: МарТ,
2002.
3. Лернер И. Я. Концепция базового содержания образования. М., 1991.
4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
5. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2001.
References:
1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A. Y. Dictionary of pedagogy. M.; Rostov n /D: MarT, 2005.
2. Kukushkin V.S. Introduction to the teaching career: a textbook. Rostov n /D: MarT, 2002.
3. Lerner I.J. Concept of basic educational content. M., 1991.
4. Pedagogy: a textbook /Ed. P.I. Pidkasisty. M.: Pedagogical Society of Russia, 1998.
5. Yusko G.N. Scientific and teaching bases for the organization of individual work of students in a rating system of training: Abstract. diss ... Cand. ped. Sciences: 13.00.08. Rostovon/D, 2001.