УДК 378.147.88
активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-менеджеров при обучении в высшем учебном заведении
Н. И. Созонтова (Ухтинский государственный технический университет)
В статье анализируется значимость самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделено внеаудиторной самостоятельной работе в учебной деятельности студентов, которая должна отвечать реальным экономическим, социальным и политическим процессам в обществе. Рассматриваются различные аспекты активизации внеаудиторной самостоятельной работы будущих менеджеров, являющейся ведущей формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; активизация; внеаудиторная самостоятельная работа; студенты-менеджеры; иностранный язык.
INTENSIFYING INDEPENDENT OFF THE CLASS STUDIES AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS SPECIALISING IN MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
N. I. Sozontova (Ukhta State Technical University)
The article highlights the importance of independent academic study. Special attention is paid to independent off the class study that should meet the economic, political and social realities within the society. The article also describes various aspects of encouraging independent out-of-class work of future managers. The independent work is a leading educational form in higher education institutions. The paper concentrates on independent out-of-class study of foreign languages as well as the methodological aspects of effective learning. The goal, types, tasks and methods of encouragement of independent of the class studies of future managers have been highlighted. This encouragement will enhance the professional competence of future managers. The most significant factor for encouraging and contributing to the efficiency of students’ out-of class activity is a steady motivation.
Keywords: independent work of students; activation; off the class study; prospective managers; foreign language.
Модернизация системы высшего образования повлекла за собой коренную переработку практически всех учебных планов, учебно-методических комплексов и учебно-методической литературы. Ускорение научно-технического прогресса, развитие инновационных технологий, внедрение в повседневную жизнь новых принципов и методов, способов и средств решения профессиональных задач поставило людей большинства экономически развитых стран перед необходимостью постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, осваивать новые профессии и др. Нельзя не отметить, что профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, с одной стороны, не соответствуют постоянно изменяющимся требованиям и подходам к высшему образованию, а с другой - устаревают к тому времени, когда специалисты начинают работать.
При анализе процессов реформирования высших учебных заведений, а также при изучении федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования становится отчетливо видно, что изменилась парадигма образования. Особенности иноязычной подготовки менеджеров в высшем учебном заведении обусловлены изменением практической цели обучения, которая отражает установку современного общества на обучение и овладение иностранным языком как средством общения. Студенты усваивают базовый уровень владения иностранным языком, т. е. основы грамматики, лексический минимум, что обеспечивает возможность «выживания» в стране изучаемого языка. Важную роль при обучении менеджеров играет принцип учета специальности, предполагающий включение в обучение ситуаций и тем устного профессионального обще-
© Созонтова Н. И., 2013 33
ния, текстов для чтения, литературы по специальности, так как овладение языком требуется для решения задач, связанных с будущей специальностью студентов.
Общепризнано, что в условиях значительного сокращения количества аудиторных занятий распределение часов в пользу самостоятельной работы студентов-менеджеров означает, что они тратят меньше времени на малоэффективные традиционные способы получения знаний. В Федеральном законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» самостоятельная работа студентов - это форма организации учебного процесса как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении. Самостоятельная работа, объем которой определен в государственном стандарте, является обязательной для каждого студента.
Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность, однако именно она открывает огромные возможности для сотрудничества студента-менеджера и преподавателя [2, с. 112]. При изучении каждой дисциплины самостоятельная работа должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
- аудиторной;
- внеаудиторной;
- творческой (в том числе научно-исследовательской) работы.
Одним из наиболее продуктивных направлений в учебном процессе высшего учебного заведения является внеаудиторная самостоятельная работа сту-дентов-менеджеров, поскольку данный вид деятельности стимулирует их самостоятельную творческую деятельность, вырабатывает навыки самостоятельного принятия решений, способствует развитию чувства ответственности и организованности и т. д. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы требует от студентов-менеджеров высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и личной ответственности.
Возросший в настоящее время поток информации требует от менеджеров новых умений и способов работы с ней, которые необходимо сформировать во время обучения в вузе. Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов-ме-неджеров - содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Можно с уверенностью сказать, что одной из актуальных задач высшего образования является развитие способностей овладения умениями внеаудиторной самостоятельной познавательной деятельности, тщательно спланированной преподавателем, но осуществляемой без его непосредственного участия. По мнению А. П. Панфиловой, данная организация учебного процесса меняет роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя как организатора - внешнее управление процессом обучения и развития через самоорганизацию студента, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи [4, с. 24]. Собственный практический опыт менеджера является лишь предпосылкой для начала поиска новой информации, условием для его анализа и получения новых результатов, их диагностики и прогнозирования, позволяющих улучшить ранее имевшийся опыт.
В научно-педагогической литературе описаны различные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которые необходимо использовать сту-дентам-менеджерам. Среди них особо выделим следующие:
- работа с документами, первоисточниками, источниками электронной информации;
- работа с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой;
— выполнение рефератов, докладов, сообщений, дополнительных и индивидуальных заданий преподавателя;
— подготовка к семинарам, конференциям, зачетам, экзаменам и промежуточным формам контроля;
— проведение исследований, выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
— подготовка ко всем видам контрольных испытаний;
— самостоятельная работа над отдельными темами учебных дисциплин;
— просмотр учебных фильмов и видеозаписей и т. д. [6, с. 12].
По мнению М. А. Измайловой, задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:
— углубление и систематизация знаний;
— постановка и решение познавательных задач;
— развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
— практическое применение знаний, умений;
— развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью [3, с. 5].
Для того чтобы цели и задачи этого вида работ для студентов-менеджеров не были абстрактными, необходимо пробудить в них желание самостоятельно исследовать и овладевать знаниями, необходимыми для будущей профессии.
В педагогической литературе можно встретить примеры различных приемов активизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-менеджеров. Наиболее эффективными из них являются:
— обучение студентов методам самостоятельной работы во время учебных занятий, в результате чего во время внеаудиторных занятий произойдет закрепление и углубление полученных знаний и навыков, а также поиск и приобретение новых;
— формирование во время лекций, практических занятий и семинаров устойчивой мотивации к изучению дисциплины для предстоящей учебной и профессиональной деятельности;
— проблемное изложение материала, направленное на интенсификацию учебного процесса и, как следствие, формиро-
вание и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней;
— необходимость установления наглядной связи теории с практикой. Данная связь приводит к внутреннему единству образовательного процесса в высшем учебном заведении, связанности, качественной определенности, высоким результатам учебной и профессиональной деятельности и социализации обучающихся;
— методы активного обучения, которые необходимо использовать для проявления творческого, исследовательского подхода и поиска новых идей для решения разнообразных специализированных задач. Активные методы позволяют осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, значительно повысить эффективность и качество дальнейшей внеаудиторной деятельности студентов;
— создание структурных логических схем дисциплины и ознакомление студентов с их элементами. Данные схемы на уровне образного мышления доводят до сознания студента основные особенности дисциплины;
— подготовка междисциплинарных пособий, с помощью которых возможно осуществить интеграцию различных образовательных дисциплин и идею междисциплинарных связей. Очевидно, что междисциплинарные связи нескольких дисциплин способствуют обучению студентов на более высоком уровне, улучшению их теоретической и практической подготовки и формированию у них научного мышления. В конечном итоге через осуществление междисциплинарных связей создаются благоприятные условия повышения уровня профессиональной компетентности будущих специалистов;
— постепенное усложнение как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, требующей интеграции уже имеющихся знаний и умений;
— разный уровень обученности, который обусловливает необходимость индивидуализации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной рабо-
ты студентов-менеджеров. Цель данной работы - повысить качество знаний и рост творческой активности студентов. Личностно ориентированный подход необходим для создания оптимальных условий, для развития личности и учета его индивидуальных особенностей будущих менеджеров [5, с. 10З].
Говоря о личностно ориентированном подходе и процессе активизации внеаудиторной самостоятельной работы студен-тов-менеджеров, стоит заметить, что в последнее время высказывается мнение о возможности увеличения доли самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса. Однако с уверенностью можно сказать, что увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы не приведет к тому, что студент станет субъектом обучения. Понятие внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов необходимо соотносить с организующей ролью преподавателя, предусматривающей систематический контроль данного вида деятельности сту-дента-менеджера. Для того чтобы подобная работа была эффективной, студенту необходимо взять на себя функции преподавателя, т. е. самому анализировать, планировать, регулировать и оценивать свою деятельность.
Как отмечалось выше, педагогическая активизация внеаудиторной самостоятельной деятельности может быть эффективной лишь в том случае, если учтены психолого-педагогические особенности студентов-менеджеров, мотивы обучения в высшем учебном заведении, формы и средства обучения и т. д. В готовности студента к самостоятельной внеаудиторной деятельности можно выделить несколько уровней: 1) низкий (отличается стремлением усвоить знания); 2) средний (свойственна ориентация на овладение способами внеаудиторной самостоятельной деятельности); З) высокий (характеризуется совершенствованием способов получения знаний).
Именно поэтому для успешной активизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-менеджеров следует придерживаться ряда требований. Во-пер-
вых, необходим комплексный подход не только к организации внеаудиторной самостоятельной работы, но и ко всем формам аудиторной работы. Во-вторых, обязательно сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы. В-третьих, должен быть обеспечен контроль за качеством выполнения студентами-менед-жерами внеаудиторной самостоятельной работы.
Как известно, активизировать внеаудиторную самостоятельную деятельность студентов-менеджеров можно лишь на основе положительной установки на изучение дисциплины, интереса к восприятию материала. Во время обучения в высшем учебном заведении у студен-тов-менеджеров нужно сформировать:
1) осознание необходимости изучать дисциплину;
2) интерес к дисциплине;
3) оценку важности места выбранной дисциплины среди других;
4) самооценку знаний.
Активизация внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов-менеджеров возможна только при наличии устойчивой мотивации. Мотивационный компонент включает в себя мотивы, цели, потребности в профессиональном обучении, совершенствовании, самовоспитании, саморазвитии и ценностные установки актуализации в профессиональной деятельности [1, с. 24].
Различают следующие виды мотивации: 1) внешнюю - зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы; 2) внутреннюю - склонности обучающегося, его способности к учебе; 3) процессуальную (учебную), которая проявляется в понимании полезности выполняемой работы, когда необходима психологическая настройка менеджера на важность выполняемой работы.
Самым сильным мотивирующим фактором является необходимость полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. Если студент осознает, что сегодня востребованность любого специалиста на рынке труда повышается, когда он способен общаться на иностранном языке, вести переговоры
Зб
с представителями другой страны как в деловой сфере, так и на уровне межличностных отношений, то он охотнее будет заниматься изучением иностранного языка. Очевидно, что компании, имеющие связи с другими странами и сталкивающиеся с необходимостью применения иностранного языка, ценят сотрудников, владеющих им в совершенстве. У такого сотрудника больше шансов на продвижение, так как он обладает большим потенциалом по сравнению с его коллегами, не владеющими иностранными языками. Рассматривая другие факторы, способствующие активизации внеаудиторной самостоятельной работы, можно выделить:
— полезность выполняемой работы. Осознание студентом того, что результаты его внеаудиторной работы можно будет использовать в дальнейшей учебной деятельности и работе, улучшит его отношение к выполняемому заданию и повысит качество работы;
— участие в творческой деятельности;
— фактор контроля знаний (при определенных условиях);
— поощрение студентов за успехи в проделанной работе (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу;
— личность преподавателя, который может и должен раскрыть творческий потенциал студента и определить перспективы его внутреннего роста [6, с. 5].
Говоря о роли высшего профессионального образования в формировании профессиональной подготовки будущих менеджеров, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях наиболее эффективной является внеаудиторная самостоятельная работа. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы менеджеров в высшем учебном заведении является важным условием совершенствования знаний, которое приводит к их
глубокому и прочному усвоению, способствует формированию умений и навыков применять полученные знания на практике. Студент-менеджер превращается в активный субъект собственного обучения, готовый выстраивать индивидуальный образовательный процесс, вести научно-исследовательский поиск, извлекать информацию и трансформировать ее в знания. Внеаудиторная самостоятельная работа имеет не только учебное, но и личностное, а также общественное значение. Стремление к самостоятельности - это фундаментальная потребность каждой личности, выражающаяся в дальнейшем в саморазвитии, самоуправлении и самосовершенствовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банько, Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров : монография / Н. А. Банько. — Волгоград, 2004. — 75 с.
2. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности. Книга для учителя / Л. В. Жарова. — Москва : Просвещение, 1993. — 205 с.
3. Измайлова, М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов : методическое пособие / М. А. Измайлова. — Москва : Дашков и Ко, 2009. — 62 с.
4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. — Москва : Изд. центр «Академия», 2009. — 192 с.
5. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие [Электронный ресурс] / под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — Режим доступа: http://www.pedlib. ru/Books/1/0266/1_0266-103.shtml. — Дата обращения: 30.11.2012.
6. Самостоятельная работа : методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров : Старая Вятка, 2011. — 35 с.
Поступила 24.12.12.
Об авторе:
Созонтова надежда игоревна, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет» (г Киров, Россия), аспирант кафедры образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет», [email protected]
Для цитирования: Созонтова, Н. И. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы студен-тов-менеджеров при обучении в высшем учебном заведении / Н. И. Созонтова // Интеграция образования. — 2013. — № 3 (72). — С. 33—38.
REFERENCES
1. Banko N. A. Formirovanie professionalno-pedagogicheskoy kompetentnosti kak komponenta professionalnoy podgotovki menedzherov [Developing professional and pedagogical competence as a component in managers’ education]. Volgograd, VolgGTU Publ., 2004, 75 p.
2. Zharova L. V. Uchit samostoyatelnosti [To learn independtly]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1993, 205 p.
3. Izmaylova M. A. Organizatsiya vneauditornoy samostoyatelnoy raboty studentov [Setting up students’ independent extracurricular studies]. Moscow, Dashkov & Ko Publ., 2009, 62 p.
4. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical techniques: active learning]. Moscow, Centre Academy Publ., 2009, 192 p.
5. Bulanova-Toporkova M. V. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly [Pedagogy and psychology of higher education]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2002. Available at: http://www.pedlib.ru/Books/170266/1_0266-103. shtml.
6. Samostoyatelnaya rabota: metod. rekomendatsii dlya specialistov uchrezhdeny nach. i sredn. prof. obrazovaniya [Independent Studies: methodological handbook for the specialists of primary and secondary education]. Kirov, Old Vyatka Publ., 2011.
About the author:
Sozontova Nadezhda Igorevna, seniour lecturer, Department of Foreign Languages, Vyatka State University (Kirov, Russia), postgraduate student at the Department of Educational Technologies, [email protected]
For citation: Sozontova N. I. Aktivizacija vneauditornoj samostojatel’noj raboty studentov-menedzherov pri obuchenii v vysshem uchebnom zavedenii [Intensifying independent off the class studies among undergraduate students specialising in management in higher education institutions]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 3 (72), pp. 33-38.