УДК 159.9
А.В. Мирук
ассистент, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. Статья посвящена формированию психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Раскрыта сущность понятия «психологическая готовность», выделены факторы и разработана программа ее формирования в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: психологическая готовность, формирование психологической готовности, компоненты психологической готовности.
A.V. Miruk, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS-
PSYCHOLOGISTS
Abstract. Article is devoted to the formation of psychological readiness for professional activity psychology students. The essence of the concept of «psychological readiness», highlighted factors and developed a program of its formation in the course of training in high school.
Keywords: psychological readiness, the formation of psychological readiness, psychological readiness components.
Современное общество предъявляет к работе профессионалов и к вузам, занятым их подготовкой, новые требования. Вся система подготовки специалистов в целом определена спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Но связь между сферой деятельности выпускников и высшим учебным заведением не всегда прочна и надежна. Поэтому для адаптации к условиям профессиональной деятельности после окончания вуза молодому специалисту требуется время. Важную роль в успешности этого процесса играет наличие у молодого специалиста готовности к своей профессиональной деятельности, одной из основных составляющих которой является психологическая готовность.
По определению И.А. Калининой психологическая готовность к профессиональной деятельности может быть рассмотрена «...как степень сформированности у студента мотивацион-ной и операциональной сфер профессионализма» [1, с. 9]. По мнению Н.В. Кузьминой, психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять деятельность на уровне существующих в современном обществе требований науки и техники. Так как любая деятельность есть решение многочисленного ряда задач, профессионализм (или психологическая готовность) обнаруживается, прежде всего, в умении видеть и формулировать задачи, применить методологию, оценивать и выбирать методы, наиболее подходящие для их решения [2, с. 112]. Иными словами, психологическая готовность связана с осознанием своих личностных потребностей, предполагает активность личности и является предпосылками для успешной профессиональной деятельности.
Раскрывая системообразующие факторы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, Е.В. Шипилова выделяет: преобразование социально-значимой деятельности, характер потребностно-мотивационной сферы студента, направленность на реализацию творческого потенциала личности, готовность к саморазвитию, которые у студентов разных курсов имеют неравномерный характер показателей выраженности уровня [3, с. 4].
Важно отметить и структурные компоненты психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности: профессиональная идентичность, профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, осознание престижа профессии, профессиональная компетентность, которые интерпретируются как внутренние (объективные и субъективные) психолого-акмеологические факторы её успешного формирования.
В настоящем исследовании, направленном на изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, названные факторы и компоненты учитываются при постановке следующих задач: способствование развитию интереса, активности, а также ценностного отношения к выбранной профессии, знаний об индивидуальной линии профессионального развития; помощь в решении проблем развития психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности; формирование профессиональной уверенности; развитие способностей к прогнозированию; формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих изменение поведения.
Диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В эксперименте принимали участие студенты 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование» в количестве 40 человек.
В исследовании использованы наблюдение, опрос, методика «Изучения уровня коммуникативного контроля» (М. Шнайдер), «Опросник направленности поведения» (В. Смейкл, М. Кучер), методика «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» Д. Холланда.
По результатам исследования по методике «Опросник направленности поведения» выявлено, что 57,5% всех испытуемых характеризует направленность на себя, руководство мотивами собственного благополучия, стремление достичь собственных целей независимо от интересов партнеров, коллег.
У 22,5% испытуемых проявляется направленность на задачу или деловая направленность - эти студенты характеризуются сосредоточенностью на деятельности. Несмотря на свои личные интересы, они охотно идут на сотрудничество с другими, если это даст положительный результат. Всегда пытаются отстоять свое мнение, которое считают единственно правильным и полезным для выполнения задания. Охотно осваивают новые знания, умения и навыки, если это полезно для дела, которое они производят.
Уровень коммуникативного контроля тесно связан с направленностью поведения. Он определяется способностью человека к способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, искреннему общению, контроля собственного эмоционального состояния. По результатам методики «Изучение уровня коммуникативного контроля» мы получели следующие результаты: у 30% испытуемых низкий уровень коммуникативного контроля - поведение этих студентов равномерное (одинаковое) независимо от ситуации. Они способны к искреннему раскрытию в общении. Некоторые считают таких людей «невыгодными» в общении из-за их прямолинейности.
50% имеют средний коммуникативный контроль. Это означает, что эти студенты искреннее, но сдержанны в своих эмоциях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.
У 20% студентов высокий уровень коммуникативного контроля - такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо себя чувствуют и способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
В ходе исследования по методике «Типология личности и привлекательная профессиональная среда» было выявлено, что преобладающим является сочетание нескольких типов личности у одного испытуемого, по количеству набранных баллов этим типам присуща одинаковая или почти одинаковое количество набранных баллов. В чистом виде преобладающим ти-
пом являются: артистический - для 10%; социальный - для 12,5% и деловой - для 7,5% от всего количества опрошенных.
У других испытуемых выявлено сочетание следующих типов: интеллектуальный + конвенциональный - 22,5%; социальный + деловой - 30% опрошенных; реалистичный + интеллектуальный -17,5%. Каждый из определенных типов личности, так или иначе связан с привлекательной профессиональной средой.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у студентов 2 курса преобладает направленность на себя, средний уровень коммуникативного контроля. Мы можем предположить, что у них недостаточно сформирована психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности.
Для формирования психологической готовности у студентов-психологов в исследовании разработана программа, направленная на:
- формирование у студентов собственных личностных и профессионально важных качеств;
- развитие целеполагания, приводящего к пониманию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для будущей профессиональной деятельности, так же собственной личности;
- формирование положительного отношения к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности;
- развитие у студентов ориентации на деловую направленность как одну из важных составляющих профессии психолога.
Программа состоит из пяти блоков.
I блок «Кто Я?» - ориентирован на формирование представлений у студентов о себе как о будущем психологе. Цель - формирование личного целостного представления о себе; расширение временной перспективы, развитие навыков самопознания, развитие творческого потенциала.
II блок «Я - человек чувств» посвящен эмоциональному компоненту. Целью блока является познание студентом своих эмоциональных состояний, осознание причин, вызывающих их; оптимизация эмоционального состояния, развитие навыков оценивания эмоциональных состояний.
III блок «Моя профессия - психолог», цель которого является оценивание студентом себя в роли будущей профессиональной деятельности; осуществление самоанализа собственной профессиональной позиции; осознание профессиональных ценностей и принципов; формирование образа «Я - профессионал».
IV блок «Я и другие» отражает представленность личности студента в других людях: преподавателях, одногруппниках, учебном коллективе. Цели блока: становление адекватной самооценки; развитие оценки своих коммуникативных возможностей; развитие профессиональной уверенности; осуществление способности к саморегуляции; формирование позитивных личностных сил; развитие способностей к прогнозированию, обеспечивающих изменение поведения.
V блок «Программирование личностного и профессионального роста» - является объединяющим, так как выполняемые задания в рамках его включают в себя результаты, получаемые при изучении предыдущих блоков. Цели блока: развитие ценностного отношения к будущей профессии; обучение студентов навыкам самопрограммирования на развитие, личностный и профессиональный рост.
Представленная программа формирования у студентов-психологов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности является актуальной в период реформирования системы образования. Своевременная помощь позволит студентам сформировать по-
ложительное отношение к учебному процессу и будущей профессиональной деятельности, а значит быстрее освоить специфику профессиональной деятельности, не разочароваться в ее перспективах, в собственной росте и карьере.
Список литературы:
1. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 188 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. - 400 с.