РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ганичева ИЛ., МирукА.В.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация
В статье рассмотрены возможности развития психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Обосновывается роль основных структурных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Описываются результаты проведенного исследования и внедренной в учебный процесс системы заданий, способствующей развитию основных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов; психологическая готовность к профессиональной деятельности; структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности; рефлексивный компонент; мотивационный компонент; когнитивный компонент; развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
Ganicheva I.A., Miruk A. V.
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University,
Nizhni Novgorod, Russian Federation
The article describes the possibilities of development ofpsychological readiness of students to future professional activity, which appears as one of the most important professionally meaningful characteristics of future teacher-psychologist. The role of the basic structural components of psychological readiness of students to professional activity. Describes the results of the conducted research and implemented in the educational process the system of tasks that contribute to the development of the main components ofpsychological readiness ofstudents to professional activity.
Keywords: professional training of students; psychological readiness for professional activity; structural components ofpsychological readiness of students to professional activity; a reflective component; a motivational component; a cognitive component the development of psychological readiness of students for future professional activity.
В современных условиях обеспечения высокого уровня компетентности специалистов особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки студентов, формирование их готовности к профессиональной деятельности.
Молодому специалисту, окончив высшее учебное заведение, требуется, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям своей профессиональной деятельности. А в процессе адаптации немаловажную роль играет наличие у молодого специалиста психологической готовности к профессиональной деятельности.
Вполне обосновано встаёт вопрос о необходимости рассмотрения такого понятия, как психологическая готовность студентов к профессиональной психолош-педагогической деятельности. Готовность к профессиональной деятельности понимается как сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями (A.A. Деркач, В.Д. Шадриков).
В последнее время проведено достаточное количество научных исследований, посвященных изучению психологической готовности личности к деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В.Д. Шадриков), профессиональной подготовки психологов (Ю.Н. Галагузова, О. И. Донина, И.А. Зимняя), формированию профессионально значимых качеств личности (В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Н.Р. Милютина).
В своих трудах Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A. отмечают, что психологическая готовность к деятельности понимается как сложное образование, совокупность компонентов, характеризующихся динамической структурой, и функциональными зависимостями [1]. Калинина И.А. определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности «.. .как степень сформированное™ у студента мотивационной и операциональной сфер профессионализма» [2].
Анализ психолого-педагогических источников, определяющих специфику деятельности психологов, помог сформулировать основные структурные компоненты психологической готовности:
- рефлексивный - образует самооценку профессиональных качеств и анализ восприятия себя другими;
- когнитивный - характеризуется оптимальным развитием психических процессов и интеллектуальных операций, которые нужны для учебной деятельности.
- мотивационный - отражает положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, мотивы достижения успеха в ней.
В нашем исследовании психологическая готовность определяется как психическое новообразование, характеризующееся наличием внутренних сил студента, направленность его на значимую деятельность, что обеспечивает успешность профессиональной деятельности [3].
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время большое количество вузов использует информационную модель обучения, ориентирующую студентов на принятие инфор-
мацнн, ее переработку и демонстрацию степени её освоения. Данная модель способствует развитию пассивной роли студента и направлена, главным образом, на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование готовности к профессиональной деятельности.
Объектом исследования является психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности. Исследование осуществлялось на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». В исследовании принимали участие студенты 2 курса, в количестве 65 человек. Целью нашего исследования являлось изучение уровня сформированное™ некоторых компонентов психологической готовности, а именно определение эмоционального отношения студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности, направленности личности в общении, а также уровень мотивации профессионального обучения.
В качестве основных методов исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: анкета профессиональной идентичности Родыгиной У.С. [6]; ориентировочная анкета Смекала В., Кучера М. [5]; методика «Мотивация профессионального обучения» Каташева В.Г. [4].
Для изучения эмоционального отношения студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности нами была использована анкета, разработанная У.С. Родыгиной [6]. Проанализировав данные анкеты, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1.
Результаты по анкете профессиональной идентичности У.С. Родыгиной
Типология профессиональной идентичности Кол-во опрашиваемых (%)
пассивная позиция, сопровождающаяся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии 5%
пассивная позиция, сопровождающаяся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии 13,3%
средне выраженная активная позиция, сопровождающаяся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии 8,3%
средне выраженная активная позиция, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии 21,7%
средне выраженная активная позиция, сопровождающаяся положительными эмоциями относительно будущей профессии 10%
активная позиция, сопровождающаяся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии 15%
активная позиция, сопровождающаяся положительными эмоциями относительно будущей профессии 26,7%
Из таблицы 1 видно, что 5% опрашиваемых студентов характеризуются пассивной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Они
уверены, что выбранная профессия не для них, в ней они не смогут реализовать себя, она не способна удовлетворить их потребности.
13,3% респондентов характеризуются пассивной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Они считают, что вузовского образования им достаточно для дальнейшей работы, но пока не задумывались, чем будут заниматься после окончания обучения.
8,3% испытуемых имеют среднюю выраженность активной позиции, сопровождающуюся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов отмечается наличие негативных эмоции относительно выбранной профессии, так как они считают, что она удовлетворяет не всем их запросам и жизненным потребностям.
21,7% опрашиваемых студентов характеризуются средней выраженной активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Они по-разному могут относиться к учебно-профессиональным ситуациям, преобладание эмоций зависит от ситуаций.
10% респондентов присуща средняя выраженная активная позиция, сопровождающаяся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Данные студенты считают профессию психолога своим призванием, одним из способов самореализации в жизни. Однако осознанная активность по отношению к профессии находится на среднем уровне.
15% респондентов наделены активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, они ставят цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги.
26,7% опрашиваемых студентов характеризуются активной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, придерживающиеся данной позиции, считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое призвание и способ самореализации. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической деятельности; читают дополнительную психологическую литературу.
Таким образом, можно отметить, что, в среднем, для 26,6% студентов 2 курса характерно либо проявление отрицательных эмоций, либо проявление пассивной позиции по отношению к приобретаемой профессии
С целью определения направленности личности студентов-психологов в общении, решения задач в процессе их совместной деятельности нами была использована ориентировочная анкета (В. Смекала, М. Кучера) [5].
Проанализировав данные анкет, было выявлено, что у 25% опрошенных проявляется деловая направленность (или направленность на задачу). Эти студенты характеризуются сосредоточенностью на деятельности. Они охотно идут на сотрудничество с другими, несмотря на свои личные интересы, если это может принести результат. Всегда стремятся осваивать полезные для дела знания, умения и навыки. У 40% опрошенных имеет место направленность на себя, которая характеризуется наличием мотивов собственного благополучия. Эти студенты, в первую очередь, стремятся достичь собственных целей, независимо от интересов коллег, партнеров. У 35 % студентов, поведение направлено на взаимодействие. Это достаточно низкий показатель, учитывая то, что деятельность студентов-психологов предполагает постоянные тесные контакты с другими людьми, работу в коллективе, работу с детьми. Направленность на взаимодействие определяется потребностью человека в общении, стремлении поддерживать хорошие взаимоотношения.
Мотивационный компонент готовности исследовался с помощью методики «Мотивация профессионального обучения» В.Г. Каташева [4]. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что для 40% опрашиваемых студентов характерен средний уровень мотивации учения в вузе, их отличает индифферентное отношение к процессу обучения. Они проявляют познавательную активность, если присутствует угроза предупреждения, претензий со стороны учебной части, а также, если найдут пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний.
30% от общего числа опрашиваемых составляют студенты с нормальным и высоким уровнем мотивации обучения, они характеризуются направленностью на учебно-профессиональную деятельность, на самообразования и самопознание. Высокая потребность в стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, в сохранении собственной индивидуальности, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.
У 30% студентов-психологов выявлен низкий уровень мотивации. Их профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Студенты еще находятся в стадии самоопределения, еще нет достаточного опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.
На основании проведенного исследования, можно выделить следующие направления развития психологической готовности к профессиональной деятельности, которые пока еще недостаточно сформированы у студентов 2 курса психолого-педагогического факультета. Это: - развитие целеполагания, приводящего к пониманию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для будущей профессиональной деятельности, так же собственной личности;
- активизация студента на получение знаний о специфике, содержании, технологиях работы практического психолога;
- формирование способности к эмоциональной саморегуляции в процессе профессионального общения и поведения;
- формирование представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности.
Процесс развития психологической готовности студентов к будущей профессиональной
деятельности обеспечивается созданием и внедрением в учебный процесс системы заданий, которая включают в себя пять блоков.
I блок: «Кто Я?» - ориентирован на формирование представлений у студентов о себе как о будущем психологе. Особо эффективным для формирования целостного представления о себе, развития навыков самопознания и творческого потенциала является использование на учебных занятиях таких методов обучения, как: ролевые игры, социально-психологические тренинги, тренинги личностного роста и др. Это способствует развитию профессионально важных качеств и навыков будущих специалистов, а это, в свою очередь, является залогом успешной профессиональной деятельности в будущем.
II блок: «Я — человек чувств» - посвящен развитию эмоционального компонента психологической готовности. Целью блока является: познание студентом своих эмоциональных состояний, осознание причин, вызывающих их; оптимизация эмоционального состояния, развитие навыков оценивания эмоциональных состояний. Использование на занятиях и в процессе самостоятельной работы многообразия интересных творческих и развивающих упражнений, ролевых игр, дискуссий, диагностических заданий, учебно-исследовательских заданий, проигрывание проблемных ситуаций позволят изучить эмоциональное состояние студента и выработать навыки управления им.
III блок: «Моя профессия - психолог», целью которого является оценивание студентом себя в роли субъекта будущей профессиональной деятельности; осуществление самоанализа собственной профессиональной позиции; осознание профессиональных ценностей и принципов; формирование образа «Я - профессионал». На лекциях, лабораторно-практических занятиях и в процессе производственной практики необходимо подводить студентов к самоанализу и осознанию собственных профессиональных мотивов. Важным условием эффективной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности является личность самого преподавателя вуза. Именно от преподавателя во многом зависит уровень интереса студентов к предмету, темп и результативность процесса обучения, динамика уровня их психолого-педагогической грамотности, успешность целенаправленного формирования профессионально-значимого содержания мотивов учебно-познавательной деятельности.
IV блок: «Я и другие». Целью данного блока является становление адекватной самооценки; развитие коммуникативных возможностей студента; развитие профессиональной уверенности; осуществление способности к саморегуляции; формирование позитивных личностных
сил; развитие способностей к прогнозированию, обеспечивающих изменение поведения. Эта работа обеспечивается созданием системы взаимодействия, системы дифференцированных заданий, разноуровневых заданий для индивидуальной самостоятельной работы, как в процессе учебных занятий, так и в процессе педагогической практики.
Как показал опыт работы, особо эффективным для реализации целей данного блока является использование таких интересных творческих заданий, как: оформление «Дневника личностного и профессионального самоизучения» (в процессе тренинговых форм работы); определение основных линий собственного дальнейшего профессионально-личностного становления и развития; пополнение копилки методик исследования уровня личностного развития; пополнение педагогической копилки тренинговыми материалами (заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по профессионально-личностному саморазвитию, а также по развитию личностных качеств студентов.
Новизна результатов исследования заключается в том, что выявлена сущность психологической готовности, как психического новообразования, характеризующегося наличием внутренних сил студента, направленностью его на значимую деятельность, что обеспечивает успешность профессиональной деятельности; показано, что процесс развития психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обеспечивается созданием и внедрением в учебную деятельность системы заданий, направленных на формирование личного целостного представления о себе; развитие навыков самопознания; оптимизацию эмоционального состояния; осознание профессиональных ценностей и принципов, а также развитие профессиональной уверенности и способности к прогнозированию.
Список литературы
1. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
2. Калинина H.A. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дисс. ...канд. псих. н. М., 2007. 23 с.
3. Калинина Т.В., Мирук A.B. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1728-1730.
4. Каташев В.Г., Соломко Л.И., Матушанский Г.У. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Каташева. Казань: Изд-во Казанского гос. техн. ун-та, 2002. 395 с.
5. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. Учебное пособие. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.
6. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-51.