педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Алешугина Елена Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0004
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА ВУЗА
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru)
Аннотация. Образовательная система в связи с новыми требованиями государства и общества претерпела множество изменений. На сегодняшний день появились новые средства формирования выпускников, изменилась роль преподавателя, сменились образовательные цели. И на фоне данных преобразований остается открытым вопрос социально-образовательного ландшафта высшего учебного заведения. Без его решения невозможно обеспечить полноценное формирование будущих профессионалов. Поэтому, цель работы заключается в рассмотрении процесса формирования социально-образовательного ландшафта вуза. В статье раскрывается сущность образовательной среды вуза, ее значение для будущих выпускников, ее влияние на формирование профессиональных компетенций. Чем больше высшее учебное заведение уделяет внимания созданию благоприятных условий обучения, тем больше возможностей формирования высококвалифицированных и конкурентоспособных профессионалов оно предоставляет. В качестве примера развития социально-образовательного ландшафта авторы представляют деятельность Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Университет определил основные направления развития, обозначил план дальнейших действий и представил первые результаты развития социально-образовательного ландшафта. Дальнейшее развитие среды позволит значительно усовершенствовать подготовку будущих выпускников.
Ключевые слова: социально-образовательный ландшафт, качество профессионального образования, высшая школа, студент, выпускник, высшее учебное заведение, самостоятельность, образовательная среда, образовательные условия, образование, образовательный процесс.
FORMATION OF SOCIAL EDUCATIONAL LANDSCAPE OF THE UNIVERSITY
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Technologies of service and technological education» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev, 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru Aleshugina Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru)
Abstract. The educational system in connection with the new requirements of the state and society has undergone many changes. To date, new means of forming graduates have appeared, educational goals have changed. The question of higher education remains open. Without his decision it is impossible to ensure a full future of future professionals. Therefore, the aim of the work is to consider the process of formation of social and educational education. The article reveals the essence of the educated environment, its importance for future professional competencies. It provides even more opportunities for the formation of highly qualified and competitive professionals. As an example of the development of the social and educational sphere of the author's activities of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. The university identified the main directions of development, outlined a plan for further actions and presented the first results of the development of a social educational facility. Further development of the environment will significantly improve the training of future graduates.
Keywords: socio-educational landscape, higher education institution, student, graduate, higher education institution, independence, educational environment, educational conditions, education, educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная образовательная система России была подвергнута масштабному реформированию, поскольку с течением времени изменились потребности государства и общества [1]. Если традиционная система подготовки выпускников высших учебных заведений была нацелена в основном на теоретическую часть, и обучающиеся действительно владели теоретической информацией на высоком уровне, то теперь система подготовки имеет в большей степени практическую направленность, поскольку опыт прошлого показал недостаточную подготовленность молодых специалистов к реальной профессиональной деятельности [2]. С введением компетентностного подхода выпускник высшей школы приобретает не только высо-
кий теоретический уровень подготовки, но и практические навыки [3]. Компетентностный подход подразумевает формирование у студентов компетенций, которые они смогут реализовать на практике [4]. От степени их сформированности зависит способность будущего профессионала ориентироваться в собственной деятельности на рабочем месте. Формирование компетенций - вопрос обширный [5]. Качество их формирования зависит от множества факторов. Один из самых важных - это социально-образовательный ландшафт [6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Работа по формированию социально-образовательного ландшаф-
Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna, Aleshugina Elena Anatolyevna pedagogical
FORMATION OF SOCIAL EDUCATIONAL LANDSCAPE ... sciences
та - сложный процесс, требующий долгого времени. Данным вопросом занимаются исследователя разных стран [7].
В России данный процесс должен идти особенно активно, поскольку внедрение компетентностного подхода повлекло за собой массу изменений, к которым, даже спустя несколько лет после его появления, требуется адаптация [8].
Кроме того, с каждым годом под влиянием социально-экономических преобразований изменяются многие элементы образовательной системы высших школ [9]. Поэтому учреждения вынуждены постоянно подстраиваться под них, своевременно реагировать на эти изменения для осуществления надлежащей подготовки выпускников [10].
Университеты совершенствуют образовательную среду разными способами, выбирая самые результативные [11]. Данными вопросами занимались такие ученые как М.М. Князева, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, М.В. Кларин, В.В. Рубцов, Ю.С. Мануйлов [12].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение процесса формирования социально-образовательного ландшафта вуза.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Образовательная среда включает взаимосвязь условий, которые обеспечивают образование человека. Формирование и развитие личности происходит в определенных средовых условиях [13]. Влияние учебного процесса на личность, ее взаимодействие с образовательной средой выступает как создание особого образовательного пространства [14].
Нельзя не сказать, что важными составляющими образовательной среды являются следующие положения:
- содержание изучаемых дисциплин направлено на практику, действительность [15];
- формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы и легко применимы [16];
- отношения между преподавателем и студентом основываются на принципах демократичности и развивающего характера обучения [17];
- наличие материально-технических возможностей для организации современной учебной деятельности и развития обучающихся [18];
- организация взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса [19].
Однако при всем при этом мы учитываем необходимость создания особых помещений, где студенты смогут заниматься самостоятельной работой и совершенствовать свои профессиональные и общекультурные компетенции [20].
Образовательная среда должна создавать определенную атмосферу, комфорт. Это способствует самоопределению студента, его профессиональному становлению, процессу формирования профессиональных компетенций [21-29].
Образовательная среда состоит из следующих компонентов:
- внутренняя направленность высшего учебного заведения (специфика университетских ценностей, целей и задач) [30];
- избираемые образовательные технологии и их психологическая организация [31];
- средства, с помощью которых высшее учебное заведение решает собственные задачи в общекультурном контексте [32];
- психологический климат;
- психологическая организация передачи знаний [33].
В Нижегородском государственном педагогическом
университете имени Козьмы Минина активно развивается работа по созданию такого пространства, в котором обучающиеся смогут самостоятельно развивать свои навыки. Создание комфортных условий для обучения -26
одна из первостепенных задач вуза.
За 2017-2018 учебный год разработан и реализован проект специализированной аудитории для самостоятельной работы студентов.
Проект аудитории представлен на рисунке 1 и 2. Также планируется создание многоцелевого образовательного пространства, студии коллоборативного обучения.
Рисунок 1 - Проект аудитории для самостоятельной работы студентов в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина
Рисунок 2 - Проект аудитории для самостоятельной работы студентов в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина
Планируется создание инновационной образовательной среды, состоящей из дизайн-решений современного образовательного пространства, теоретического и методического обеспечения проектно-ориентированного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики.
Создание социально-образовательного ландшафта в университете должно пойти несколько стадий и окончательно сформироваться к 2020 году. То есть в 2019 году университет имени Козьмы Минина развивает содержательное и программно-методическое обеспечение деятельности преподавателей и студентов в инновационных пространствах, создает банк лучших практик по реализации учебных событий в инновационных образовательных пространствах.
В таблице 1 отражены будущие результаты деятельности университета по созданию условий для развития
социально-образовательного ландшафта._
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Алешугина Елена Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
Таблица 1 - планирование создания специальных помещений для формирования социально-образовательного ландшафта
Тип помещения Наименование помещения
Открытые образовательные пространства Многоцелевой образовательное пространство, корпус №2
«Open space», корпус №7
Студия коллоборативного обучения, корпус №1 (331,332)
Образовательное пространство мастерских, корпус №7
Зоны самостоятельной работы студентов Ауд. 417, центры библиотеки, корпуса №1, 7
Высокотехнологичные аудитории Скрипториум, корпус №1
Лаборатория проектирования и моделирования, корпус №7
Лаборатория робототехники
Проектные аудитории 2 проектора
Отметим, что некоторые помещения уже подготовлены для студентов и могут использоваться студентами.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В работе рассмотрен процесс формирования социально-образовательного ландшафта вуза. Нами были выделены неотъемлемые составляющие образовательной среды высшего учебного заведения (содержание изучаемых дисциплин направлено на практику, действительность; формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы и легко применимы; отношения между преподавателем и студентом основываются на принципах демократичности и развивающего характера обучения; наличие материально-технических возможностей для организации современной учебной деятельности и развития обучающихся; организация взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса). Грамотное формирование социально-образовательного ландшафта - одна из задач вуза, от решения которой также зависит развитие образовательной среды целиком. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина активно продвигается процесс создания социально-образовательного ландшафта. Нами были представлены первые результаты, а также планируемые для внедрения разработки. Социально-образовательный ландшафт влияет на становление будущих выпускников как грамотных конкурентоспособных профессионалов, поскольку дает возможность развиваться самостоятельно и творчески в особых условиях, обеспечивающих соответствующий комфорт. Дальнейшее развитие среды позволит значительно усовершенствовать подготовку будущих выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
4. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
5. СмирноваЖ.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.
6. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
10. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
14. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
15. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
16. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
17. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
18. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
19. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
20. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
21. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80. Костылев Д.С., СаляеваЕ.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
22. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
23. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.
24. Аниськин В.Н. Совершенствование управления образовательным процессом на основе холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2 (9). С. 22-25.
25. Молокостова А.М., Якиманская И.С. Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.
26. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
27. Железовская Г.И., Недогреева Н.Г., Львицына А.А. Педагогические условия создания информационно-образовательной среды учебногозаведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 93-96.
28. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
29. Рашидова З.Д. Мультимедийная образовательная среда как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 225-228.
30. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna, Aleshugina Elena Anatolyevna FORMATION OF SOCIAL EDUCATIONAL LANDSCAPE ...
pedagogical sciences
31. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
32. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
33. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Конкурсы профмастерства как механизм профессионального становления обучающихся (на примере Челябинской области) // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 23-27 ноября 2015г., г. Красноярск. — Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2016. - С.30-34.
Статья поступила в редакцию 18.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
28
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)