Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями'

Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / professional orientation / diagnostics / professional activity / formation / social partnership.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И Л. Федотенко, М Г. Новикова

В современных условиях значительно возросли требования к подготовке выпускников университета, к формированию у них профессиональной направленности с целью развития познавательной или социальной мотивации, а также интереса к будущей профессии. В статье обоснованы условия формирования высокого уровня профессиональной направленности у бакалавров экономических специальностей на основе взаимодействия университета и социально-экономической инфраструктуры региона. Представлены инструменты управления социальным партнерством при реализации авторской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И Л. Федотенко, М Г. Новикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF BACHELORS OF ECONOMICS AT THE UNIVERSITY BASED ON EFFECTIVE INTERACTION WITH EMPLOYERS

In modern conditions, the requirements for the preparation of university graduates, for the formation of a professional orientation in order to develop cognitive or social motivation, as well as interest in the future profession, have significantly increased. The article substantiates the conditions for the formation of a high level of professional orientation among bachelors of economic specialties based on the interaction of the university and the socio-economic infrastructure of the region. The text of the article presents the tools for managing social partnership in the implementation of the author’s program.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями»

УДК 37.03

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

© 2020 И. Л. Федотенко1, М. Г. Новикова2

1докт. пед. наук, профессор e-mail: fedotenko @ tsput. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

2директор филиала e-mail: [email protected]

Московский финансово-юридический университет МФЮА (Ступино)

В современных условиях значительно возросли требования к подготовке выпускников университета, к формированию у них профессиональной направленности с целью развития познавательной или социальной мотивации, а также интереса к будущей профессии. В статье обоснованы условия формирования высокого уровня профессиональной направленности у бакалавров экономических специальностей на основе взаимодействия университета и социально-экономической инфраструктуры региона. Представлены инструменты управления социальным партнерством при реализации авторской программы.

Ключевые слова: профессиональная направленность, диагностика, профессиональная деятельность, формирование, социальное партнерство.

Современные психолого-педагогические исследования, а также реальная образовательная практика свидетельствуют о том, что значительная часть бакалавров экономики после окончания университета не работают по выбранной специальности. Анализ образовательного процесса университета показал, что ежегодно происходит отчисление 6-8% студентов, до 42% студентов систематически пропускают занятия, около 32% студентов несвоевременно сдают экзаменационную сессию. Опрос студентов 2-3 курсов выявил, что около 35% студентов не определились, будут ли они работать по выбранной специальности. Полученные данные убеждают, что процесс обучения в университете не ориентирован на адресное формирование профессиональной направленности у бакалавров.

Проведенная нами диагностика бакалавров выпускных курсов университета выявила недостаточный и низкий уровень их профессиональной направленности, таким образом, очевидно, что значительная часть выпускников не готова работать в аспекте выбранного направления подготовки. В период с 2016 по 2019 г. в Московском финансово-юридическом университете МФЮА было проведено исследование на тему «Формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете». В его основу легла гипотеза о том, что одной из значимых причин низкого уровня профессиональной направленности бакалавров экономики является неэффективное взаимодействие университета и потенциальных работодателей. Сложившееся в практике социальное партнерство университета и различных структур региона носило эпизодический, фрагментарный, нередко случайный характер и не могло существенно повлиять на развитие профессиональной направленности.

Феномен профессиональной направленности является сложным, многогранным, находится в центре внимания ученых, представляющих различные области науки.

Проанализировав различные психологические и педагогические источники информации, мы сформулировали следующее определение: профессиональная направленность - это системный конструкт личности студента, интегрирующий:

- осознание бакалаврами своих интересов, способностей, потребностей, мотивов учебно-познавательной деятельности;

- стремление к высокому уровню освоения знаний;

- готовность к труду для успешного овладения профессией;

- развитие личностных качеств, необходимых для успешного вхождения в профессию.

В качестве методологических оснований нашего исследования были выбраны личностный, деятельностный, полисубъектный и аксиологический подходы.

Категория «формирование» в проведенном нами исследовании рассматривалась в двух аспектах:

- во-первых, управление формированием профессиональной направленности высшего образования с целью повышения качества образования и выполнение ФГОС в вариативной части программы подготовки;

- во-вторых, выход на региональный (муниципальный) уровень управления формированием профессиональной направленности бакалавров, для удовлетворения потребностей ведущих заказчиков образования - региональных и муниципальных экономических комплексов.

Важным условием, которое определяет эффективность подготовки бакалавров, выступало наличие и качество региональных (муниципальных) программ развития высшего образования, как одного из механизмов подготовки профессиональных кадров.

Задачей исследования явился анализ существующих программ подготовки экономистов. При этом учитывалось использование передовых технологий, имеющихся в регионе ресурсов, а также реальный вклад в развитие муниципальной экономики.

В исследованиях Центра развития карьеры студентов МФЮА выявлено, что «главная системная проблема профессионального образования - это отсутствие эффективного управления кадровым потенциалом региона и, как следствие, профессиональным образованием».

В результате проведенной работы нами выявлены проблемы в формировании профессиональной направленности бакалавров, взаимодействии учреждений образования и потенциальных работодателей в муниципалитете. Анализ показал, что участие работодателей в образовательном процессе университета носит непостоянный и случайный характер. Мероприятия, направленные на взаимодействие с работодателями, имеют разовый характер, охватывают незначительное число студентов. Проанализировав положение молодежи на рынке труда, мы выявили, что работодатели, нуждаясь в профессиональных кадрах, не видят своей роли в процессе подготовки кадров и вкладывают большие средства в переподготовку и «подгонку» специалиста «под себя».

Современные студенты с легкостью осваивают компьютерные технологии, но трудно общаются друг с другом и окружающими. Поколение молодежи У - это продукт нового времени. Большинство молодых людей не хотят работать в коллективе, где взрослое поколение имеет иные ценности, взгляды, приоритеты, а стремятся к самостоятельности. У молодых людей другое мировоззрение, взгляды, ценностные ориентации. Они предпочитают работать или со своими сверстниками или самостоятельно, считают, что регулярно менять работу - это в порядке вещей, что формирование их как специалиста не зависит от работодателя. Работодатели, понимая такое положение вещей, часто негативно относятся к молодому поколению. Получить работу молодому специалисту сложно, нужно основательно доказать в длительном отборе кандидатов, на стажировке, свою состоятельность как специалиста. Медленный рост заработной платы и низкий ее размер они считают ущемлением своих прав, однако это

Федотенко И. Л., Новикова М. Г. Формирование профессиональной направленности

бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями

адекватная реакция на «мобильность в карьере». Независимость, любовь к свободе, возможность распоряжаться личным временем - таковы особенности поколения Y.

К этой проблеме добавляется также демографическая проблема, в частности из-за низкого уровня рождаемости в 90-х годах. В ближайшие 15 лет приступит к работе ограниченное количество молодежи, а значит, экономике придется работать с «возрастными» сотрудниками. За молодых специалистов усилится конкуренция, и эти изменения будут иметь негативные последствия. Таким образом, необходимо грамотно и серьезно распорядиться этим ограниченным ресурсом.

В проведенном нами исследовании приняли участие 383 студента. Основными этапами диагностики стали:

— начальный (установление реального состояния проблемы исследования);

— промежуточный (выявление продуктивности учебно-воспитательного воздействия на студентов, динамики формирования направленности и профессионально значимых качеств личности);

— итоговый (получение результатов педагогического воздействия).

Изучив научную литературу и психолого-педагогические исследования, мы обосновали целесообразность использования следующего диагностического инструментария: анкетирование; наблюдения, беседы, структурированное интервью, эссе, психолого-педагогический эксперимент.

В целях диагностики профессиональной направленности студентов использовались следующие методики: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (Т.Д. Дубовицкая); «Методика определения направленности личности на достижение успеха и избегания неудач» (А. А. Реан и В.А. Якунин), тест СТМ «Структура трудовой мотивации» (А.Г. Шмелев) и другие. Использовалась также авторская анкета «Профессионализм и профессиональная направленность» для бакалавров.

Тестирование студентов выпускного курса показало, что у 28,2% низкий уровень профессиональной направленности, у 62,6% средний и только у 9,2% высокий. Как показывают исследования, проведенные нами, около 68% студентов очного отделения постоянно или временно работают и совмещают учебу и работу.

Проведя анализ взаимодействия образования и его потенциальных заказчиков в городском округе Ступино Московской области, мы выявили разовое, а не регулярное их взаимодействие. Мероприятия, которые способствуют формированию профессиональной направленности бакалавров, бессистемны, не обоснованы, недостаточны как в количественном, так и качественном отношении. С целью более адресного привлечения работодателей в университет, был создан в округе общественный совет (Университетский округ), что позволило осуществлять управление образованием для удовлетворения потребностей конкретной территории, а также объединить ресурсы профессиональных образовательных организаций, округа, региона и работодателей. Создан элемент управления системой на принципе территории, объединивший ресурсы отраслевых предприятий, округа и образования. Разработка и внедрение в систему такого взаимодействия на муниципальном уровне способствует участию работодателей в оценке качества подготовки бакалавров в муниципалитете и определенных образовательных организациях, в создании вариативной части программ подготовки. Федеральные образовательные стандарты обязывают преподавателей профессионального образования проходить стажировку на предприятиях и организациях. Для выполнения этой задачи нами предусмотрена программа муниципальной подготовки педагогических кадров. В этой программе учитываются специфика региональной (муниципальной) экономики, ее потребности и возможности. Эта программа предусматривает региональную (муниципальную) программу подготовки педагогов образовательных организаций на предприятиях соответствующего профиля в округе. Для внедрения передовых

технологий в обучение, освоения современных программ и методов, применяемых работодателями на предприятиях, им необходимо совершенствовать свои знания и компетенции, взаимодействуя с конкретными работодателями на территории. Традиционного повышения квалификации здесь явно недостаточно. Для того чтобы разработанные муниципальные программы развития образования не носили формальный характер, мы разработали механизм привлечения инвестиций и партнерского взаимодействия (используя механизм социального партнерства).

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы использовали такие формы включения работодателей в образовательный процесс университета, как проведение масштабных мероприятий, в рамках Университетского округа: дни карьеры, дни профессий, «Ярмарка идей» (конкурсы научного проектирования), мастер-классы, панельные дискуссии, конкурсы, викторины, экскурсии на предприятия (промышленный туризм). Полезно также участие студентов в промышленных выставках, организуемых работодателями.

Качество подготовки кадров мы увязываем с оценкой формирования профессиональной направленности бакалавров, с профессиональной подготовкой преподавателей высшей школы, вовлечением практиков в образовательный процесс. В программе представлены инновационные методики подготовки кадров, в том числе для развития предпринимательства, подготовки для участия в World skills Russia.

Проведение повторной диагностики на контрольном этапе по тесту Т.Д. Дубовицкой выявило определенную позитивную динамику: низкий уровень профессиональной направленности остался только у 2,9 % студентов, 48,2 % показали средний уровень и 48,9 % - высокий. При проверке эссе студентов выяснилось, что студенты проявляют интерес к профессии, получили представление о ней, информированы о предприятиях региона, о выпускаемой ими продукции, ее особенностях. Свыше половины из них показали устойчивую профессиональную мотивацию, в структуре которой ведущее место занимают значимые социальные мотивы, ориентированные на перспективу работы в профессии.

Вместе с тем значительно снизилась тенденция избегания трудной работы и боязнь неудач, она приблизилась к 5 %. К концу эксперимента студенты стали увереннее в себе, своих возможностях и правильном выборе профессии. Университет за 2018-2019 гг. заключил в 2 раза больше договоров на прохождение практики студентами, а также договоров о сотрудничестве, чем в предыдущие годы. Возросло количество заявок от работодателей в Центр развития карьеры студентов с предложениями трудоустройства для выпускников.

Большинство современных студентов работает, однако чаще всего это вынужденная ситуация, не связанная с направлением подготовки.

Вузы должны с первых курсов приобщать студентов к профессии, взаимодействовать с работодателями напрямую, создавать базовые кафедры, проводить конкурсы профессионального мастерства, привлекать работодателей в учебный процесс университета, использовать уже имеющиеся в регионе площадки работодателей и создавать новые образовательно-научные-производственные пространства. Тогда студенты реально будут знать ресурсы региона, овладевать профессиональными навыками в процессе обучения вузе и на старте карьеры смогут получать заработную плату на 20-30% больше.

Ключевой навык, который нужно освоить в вузе, - это самообучение. Именно он поможет бакалаврам состояться в профессии. Сегодня повсюду междисциплинарность, только саморазвитие и самообучение позволят выпускникам добиться успеха. Основным вопросом выступает внутренняя мотивация студента, ее необходимо развивать в процессе обучения в вузе, формируя профессиональную направленность у студентов с 1 курса.

Федотенко И. Л., Новикова М. Г. Формирование профессиональной направленности

бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями

Для МФЮА вопрос трудоустройства студентов является одним из ключевых. Развивая профессиональную направленность в процессе обучения в вузе, мы достигаем трудоустройства около 90% выпускников и около 80% из них по специальности.

В заключение остается подчеркнуть, что действующая Концепция развития образования в России определяет своей главной целью «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», соответствующего мировым требованиям. Достижение этой цели возможно только путем качественного обучения в вузе, приобретения студентами современных профессиональных умений и навыков, знания региона, где они живут и обучаются. Все это возможно при формировании личной профессиональной направленности.

Библиографический список

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждена 26.12.2017 №1642. URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 12.04.2020)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; утверждена 15.05.2013 №792. URL: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 12.04.2020)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена 17.11.2008 г. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 12.04.2020)

Стратегия социально-экономического развития городского округа Ступино Московской области на период до 2030 года. URL: https://stupinoadm.ru/dokumenty/programmy/kompleksnaya/ (дата обращения: 12.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.