УДК 37.03
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
© 2020 И. Л. Федотенко1, М. Г. Новикова2
1докт. пед. наук, профессор e-mail: fedotenko @ tsput. ru
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
2директор филиала e-mail: [email protected]
Московский финансово-юридический университет МФЮА (Ступино)
В современных условиях значительно возросли требования к подготовке выпускников университета, к формированию у них профессиональной направленности с целью развития познавательной или социальной мотивации, а также интереса к будущей профессии. В статье обоснованы условия формирования высокого уровня профессиональной направленности у бакалавров экономических специальностей на основе взаимодействия университета и социально-экономической инфраструктуры региона. Представлены инструменты управления социальным партнерством при реализации авторской программы.
Ключевые слова: профессиональная направленность, диагностика, профессиональная деятельность, формирование, социальное партнерство.
Современные психолого-педагогические исследования, а также реальная образовательная практика свидетельствуют о том, что значительная часть бакалавров экономики после окончания университета не работают по выбранной специальности. Анализ образовательного процесса университета показал, что ежегодно происходит отчисление 6-8% студентов, до 42% студентов систематически пропускают занятия, около 32% студентов несвоевременно сдают экзаменационную сессию. Опрос студентов 2-3 курсов выявил, что около 35% студентов не определились, будут ли они работать по выбранной специальности. Полученные данные убеждают, что процесс обучения в университете не ориентирован на адресное формирование профессиональной направленности у бакалавров.
Проведенная нами диагностика бакалавров выпускных курсов университета выявила недостаточный и низкий уровень их профессиональной направленности, таким образом, очевидно, что значительная часть выпускников не готова работать в аспекте выбранного направления подготовки. В период с 2016 по 2019 г. в Московском финансово-юридическом университете МФЮА было проведено исследование на тему «Формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете». В его основу легла гипотеза о том, что одной из значимых причин низкого уровня профессиональной направленности бакалавров экономики является неэффективное взаимодействие университета и потенциальных работодателей. Сложившееся в практике социальное партнерство университета и различных структур региона носило эпизодический, фрагментарный, нередко случайный характер и не могло существенно повлиять на развитие профессиональной направленности.
Феномен профессиональной направленности является сложным, многогранным, находится в центре внимания ученых, представляющих различные области науки.
Проанализировав различные психологические и педагогические источники информации, мы сформулировали следующее определение: профессиональная направленность - это системный конструкт личности студента, интегрирующий:
- осознание бакалаврами своих интересов, способностей, потребностей, мотивов учебно-познавательной деятельности;
- стремление к высокому уровню освоения знаний;
- готовность к труду для успешного овладения профессией;
- развитие личностных качеств, необходимых для успешного вхождения в профессию.
В качестве методологических оснований нашего исследования были выбраны личностный, деятельностный, полисубъектный и аксиологический подходы.
Категория «формирование» в проведенном нами исследовании рассматривалась в двух аспектах:
- во-первых, управление формированием профессиональной направленности высшего образования с целью повышения качества образования и выполнение ФГОС в вариативной части программы подготовки;
- во-вторых, выход на региональный (муниципальный) уровень управления формированием профессиональной направленности бакалавров, для удовлетворения потребностей ведущих заказчиков образования - региональных и муниципальных экономических комплексов.
Важным условием, которое определяет эффективность подготовки бакалавров, выступало наличие и качество региональных (муниципальных) программ развития высшего образования, как одного из механизмов подготовки профессиональных кадров.
Задачей исследования явился анализ существующих программ подготовки экономистов. При этом учитывалось использование передовых технологий, имеющихся в регионе ресурсов, а также реальный вклад в развитие муниципальной экономики.
В исследованиях Центра развития карьеры студентов МФЮА выявлено, что «главная системная проблема профессионального образования - это отсутствие эффективного управления кадровым потенциалом региона и, как следствие, профессиональным образованием».
В результате проведенной работы нами выявлены проблемы в формировании профессиональной направленности бакалавров, взаимодействии учреждений образования и потенциальных работодателей в муниципалитете. Анализ показал, что участие работодателей в образовательном процессе университета носит непостоянный и случайный характер. Мероприятия, направленные на взаимодействие с работодателями, имеют разовый характер, охватывают незначительное число студентов. Проанализировав положение молодежи на рынке труда, мы выявили, что работодатели, нуждаясь в профессиональных кадрах, не видят своей роли в процессе подготовки кадров и вкладывают большие средства в переподготовку и «подгонку» специалиста «под себя».
Современные студенты с легкостью осваивают компьютерные технологии, но трудно общаются друг с другом и окружающими. Поколение молодежи У - это продукт нового времени. Большинство молодых людей не хотят работать в коллективе, где взрослое поколение имеет иные ценности, взгляды, приоритеты, а стремятся к самостоятельности. У молодых людей другое мировоззрение, взгляды, ценностные ориентации. Они предпочитают работать или со своими сверстниками или самостоятельно, считают, что регулярно менять работу - это в порядке вещей, что формирование их как специалиста не зависит от работодателя. Работодатели, понимая такое положение вещей, часто негативно относятся к молодому поколению. Получить работу молодому специалисту сложно, нужно основательно доказать в длительном отборе кандидатов, на стажировке, свою состоятельность как специалиста. Медленный рост заработной платы и низкий ее размер они считают ущемлением своих прав, однако это
Федотенко И. Л., Новикова М. Г. Формирование профессиональной направленности
бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями
адекватная реакция на «мобильность в карьере». Независимость, любовь к свободе, возможность распоряжаться личным временем - таковы особенности поколения Y.
К этой проблеме добавляется также демографическая проблема, в частности из-за низкого уровня рождаемости в 90-х годах. В ближайшие 15 лет приступит к работе ограниченное количество молодежи, а значит, экономике придется работать с «возрастными» сотрудниками. За молодых специалистов усилится конкуренция, и эти изменения будут иметь негативные последствия. Таким образом, необходимо грамотно и серьезно распорядиться этим ограниченным ресурсом.
В проведенном нами исследовании приняли участие 383 студента. Основными этапами диагностики стали:
— начальный (установление реального состояния проблемы исследования);
— промежуточный (выявление продуктивности учебно-воспитательного воздействия на студентов, динамики формирования направленности и профессионально значимых качеств личности);
— итоговый (получение результатов педагогического воздействия).
Изучив научную литературу и психолого-педагогические исследования, мы обосновали целесообразность использования следующего диагностического инструментария: анкетирование; наблюдения, беседы, структурированное интервью, эссе, психолого-педагогический эксперимент.
В целях диагностики профессиональной направленности студентов использовались следующие методики: «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (Т.Д. Дубовицкая); «Методика определения направленности личности на достижение успеха и избегания неудач» (А. А. Реан и В.А. Якунин), тест СТМ «Структура трудовой мотивации» (А.Г. Шмелев) и другие. Использовалась также авторская анкета «Профессионализм и профессиональная направленность» для бакалавров.
Тестирование студентов выпускного курса показало, что у 28,2% низкий уровень профессиональной направленности, у 62,6% средний и только у 9,2% высокий. Как показывают исследования, проведенные нами, около 68% студентов очного отделения постоянно или временно работают и совмещают учебу и работу.
Проведя анализ взаимодействия образования и его потенциальных заказчиков в городском округе Ступино Московской области, мы выявили разовое, а не регулярное их взаимодействие. Мероприятия, которые способствуют формированию профессиональной направленности бакалавров, бессистемны, не обоснованы, недостаточны как в количественном, так и качественном отношении. С целью более адресного привлечения работодателей в университет, был создан в округе общественный совет (Университетский округ), что позволило осуществлять управление образованием для удовлетворения потребностей конкретной территории, а также объединить ресурсы профессиональных образовательных организаций, округа, региона и работодателей. Создан элемент управления системой на принципе территории, объединивший ресурсы отраслевых предприятий, округа и образования. Разработка и внедрение в систему такого взаимодействия на муниципальном уровне способствует участию работодателей в оценке качества подготовки бакалавров в муниципалитете и определенных образовательных организациях, в создании вариативной части программ подготовки. Федеральные образовательные стандарты обязывают преподавателей профессионального образования проходить стажировку на предприятиях и организациях. Для выполнения этой задачи нами предусмотрена программа муниципальной подготовки педагогических кадров. В этой программе учитываются специфика региональной (муниципальной) экономики, ее потребности и возможности. Эта программа предусматривает региональную (муниципальную) программу подготовки педагогов образовательных организаций на предприятиях соответствующего профиля в округе. Для внедрения передовых
технологий в обучение, освоения современных программ и методов, применяемых работодателями на предприятиях, им необходимо совершенствовать свои знания и компетенции, взаимодействуя с конкретными работодателями на территории. Традиционного повышения квалификации здесь явно недостаточно. Для того чтобы разработанные муниципальные программы развития образования не носили формальный характер, мы разработали механизм привлечения инвестиций и партнерского взаимодействия (используя механизм социального партнерства).
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы использовали такие формы включения работодателей в образовательный процесс университета, как проведение масштабных мероприятий, в рамках Университетского округа: дни карьеры, дни профессий, «Ярмарка идей» (конкурсы научного проектирования), мастер-классы, панельные дискуссии, конкурсы, викторины, экскурсии на предприятия (промышленный туризм). Полезно также участие студентов в промышленных выставках, организуемых работодателями.
Качество подготовки кадров мы увязываем с оценкой формирования профессиональной направленности бакалавров, с профессиональной подготовкой преподавателей высшей школы, вовлечением практиков в образовательный процесс. В программе представлены инновационные методики подготовки кадров, в том числе для развития предпринимательства, подготовки для участия в World skills Russia.
Проведение повторной диагностики на контрольном этапе по тесту Т.Д. Дубовицкой выявило определенную позитивную динамику: низкий уровень профессиональной направленности остался только у 2,9 % студентов, 48,2 % показали средний уровень и 48,9 % - высокий. При проверке эссе студентов выяснилось, что студенты проявляют интерес к профессии, получили представление о ней, информированы о предприятиях региона, о выпускаемой ими продукции, ее особенностях. Свыше половины из них показали устойчивую профессиональную мотивацию, в структуре которой ведущее место занимают значимые социальные мотивы, ориентированные на перспективу работы в профессии.
Вместе с тем значительно снизилась тенденция избегания трудной работы и боязнь неудач, она приблизилась к 5 %. К концу эксперимента студенты стали увереннее в себе, своих возможностях и правильном выборе профессии. Университет за 2018-2019 гг. заключил в 2 раза больше договоров на прохождение практики студентами, а также договоров о сотрудничестве, чем в предыдущие годы. Возросло количество заявок от работодателей в Центр развития карьеры студентов с предложениями трудоустройства для выпускников.
Большинство современных студентов работает, однако чаще всего это вынужденная ситуация, не связанная с направлением подготовки.
Вузы должны с первых курсов приобщать студентов к профессии, взаимодействовать с работодателями напрямую, создавать базовые кафедры, проводить конкурсы профессионального мастерства, привлекать работодателей в учебный процесс университета, использовать уже имеющиеся в регионе площадки работодателей и создавать новые образовательно-научные-производственные пространства. Тогда студенты реально будут знать ресурсы региона, овладевать профессиональными навыками в процессе обучения вузе и на старте карьеры смогут получать заработную плату на 20-30% больше.
Ключевой навык, который нужно освоить в вузе, - это самообучение. Именно он поможет бакалаврам состояться в профессии. Сегодня повсюду междисциплинарность, только саморазвитие и самообучение позволят выпускникам добиться успеха. Основным вопросом выступает внутренняя мотивация студента, ее необходимо развивать в процессе обучения в вузе, формируя профессиональную направленность у студентов с 1 курса.
Федотенко И. Л., Новикова М. Г. Формирование профессиональной направленности
бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями
Для МФЮА вопрос трудоустройства студентов является одним из ключевых. Развивая профессиональную направленность в процессе обучения в вузе, мы достигаем трудоустройства около 90% выпускников и около 80% из них по специальности.
В заключение остается подчеркнуть, что действующая Концепция развития образования в России определяет своей главной целью «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», соответствующего мировым требованиям. Достижение этой цели возможно только путем качественного обучения в вузе, приобретения студентами современных профессиональных умений и навыков, знания региона, где они живут и обучаются. Все это возможно при формировании личной профессиональной направленности.
Библиографический список
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждена 26.12.2017 №1642. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 12.04.2020)
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; утверждена 15.05.2013 №792. URL: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 12.04.2020)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена 17.11.2008 г. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 12.04.2020)
Стратегия социально-экономического развития городского округа Ступино Московской области на период до 2030 года. URL: https://stupinoadm.ru/dokumenty/programmy/kompleksnaya/ (дата обращения: 12.04.2020)