Научная статья на тему 'Социальное партнерство образовательных учреждений как условие формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогики'

Социальное партнерство образовательных учреждений как условие формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION / BACHELOR OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауэр Елена Александровна, Дергунова Татьяна Александровна

Уровень развития региона зависит от качества подготовки квалифицированных кадров, в том числе в сфере образования. Социальное партнерство как способ согласования социальных интересов позволяет организовать процесс взаимодействия, создать условия для формирования профессиональной компетентности будущих учителей. В статье раскрыта взаимосвязь предмета и результатов социального партнерства образовательных учреждений с этапами формирования профессиональной педагогической компетентности бакалавра педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бауэр Елена Александровна, Дергунова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG BACHELORS OF EDUCATION

The level of regional development depends on the quality of the qualified personnel training which includes the field of education. Social partnership as a way of harmonizing social interests allows one to organize the interaction process and create the environment for the professional competence formation among future teachers. The article reveals the relationship between the subject and the results of social partnership of educational institutions and the stages in the formation of professional competence among Bachelors of Education.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство образовательных учреждений как условие формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогики»

УДК 371.13:37.072

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.24

Бауэр Елена Александровна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры педагогики и педагогического

и социального образования

Нижневартовского государственного университета

Дергунова Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования

Нижневартовского государственного университета

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ

Аннотация:

Уровень развития региона зависит от качества подготовки квалифицированных кадров, в том числе в сфере образования. Социальное партнерство как способ согласования социальных интересов позволяет организовать процесс взаимодействия, создать условия для формирования профессиональной компетентности будущих учителей. В статье раскрыта взаимосвязь предмета и результатов социального партнерства образовательных учреждений с этапами формирования профессиональной педагогической компетентности бакалавра педагогического образования.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, педагогическое образование, социальное партнерство, профессиональная среда, образовательное учреждение, бакалавр педагогики.

Bauer Elena Aleksandrovna

PhD in History, Assistant Professor, Education Science, Teachers' Training and Social Education Department, Nizhnevartovsk State University

Dergunova Tatyana Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science, Teachers' Training and Social Education Department, Nizhnevartovsk State University

SOCIAL PARTNERSHIP OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG BACHELORS OF EDUCATION

Summary:

The level of regional development depends on the quality of the qualified personnel training which includes the field of education. Social partnership as a way of harmonizing social interests allows one to organize the interaction process and create the environment for the professional competence formation among future teachers. The article reveals the relationship between the subject and the results of social partnership of educational institutions and the stages in the formation of professional competence among Bachelors of Education.

Keywords:

professional competence, teacher training, social partnership, professional environment, educational institution, Bachelor of Education.

Вопросам развития кадрового потенциала регионов придается принципиальное значение в федеральном законодательстве. В документах, в частности, обозначено, что развитие социально ориентированной экономики территорий напрямую зависит от специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. отмечен дефицит профессиональных кадров в сфере образования, без своевременного устранения которого невозможно внедрение инновационных технологий [1]. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. напрямую связывает обеспечение учреждений специалистами с вовлечением работодателей в процесс подготовки квалифицированных кадров [2].

На уровне субъекта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югры) признается, что уровень конкурентоспособности современной экономики региона зависит от уровня мастерства специалистов [3]. Особое внимание в Стратегии 2020 уделено развитию человеческого капитала, в том числе в сфере образования. Следовательно, система образования рассматривается как фактор благополучия граждан, который создает условия для экономического роста и социального развития общества.

Комплексное решение данной проблемы возможно с помощью такой формы взаимодействия, как социальное партнерство. Данное направление как способ согласования социальных интересов образовательных учреждений - достаточно новое явление в нашей жизни. Оно предполагает достижение общественно значимых целей посредством совместной деятельности учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по выработке единой

стратегии действий в конкретном регионе. Система социального партнерства позволит не только организовать процесс взаимодействия, но и создать условия для формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

Вопросы формирования новой системы отношений на основе социального партнерства отражены в диссертационных исследованиях А.В. Борилова, А.Л. Дугарова, Т.В. Манец, Н.В. Тюка-ловой и др. [4]. Немецкой практике школ организации социального партнерства в области подготовки востребованных специалистов посвящены работы Р. Арнольда [5].

Своевременность изучения проблемы на региональном уровне подтверждается новейшими исследованиями. Так, реализация моделей взаимодействия в Забайкальском крае описана в работах Н.М. Шибановой и Л.А. Павловой [6]. Опыт Свердловской области по регулированию социального партнерства в профессиональном образовании представлен М.А. Задориной и И.В. Тесленко [7]. Анализируя российскую практику выстраивания взаимодействия вуза с учреждениями образования, считаем необходимым согласовать результаты социального партнерства с этапами формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогики.

В процессе формирования профессионально-педагогической компетентности студента на базе Нижневартовского государственного университета (НВГУ) условно выделяем три этапа, на каждом из которых определен предмет совместной деятельности образовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь этапов формирования профессиональной педагогической компетентности бакалавра педагогического образования и результата социального партнерства для обучающихся_

Этап формирования профессиональной педагогической компетентности студента Предмет совместной деятельности образовательных учреждений Результат социального партнерства для обучающихся

Первый этап (довузовский) -профессиональная ориентация предпрофильная подготовка в условиях педагогического класса; организация научно-исследовательской деятельности и экспертная оценка работ в рамках межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира», студенческой научной конференции; осуществление набора по направлению формирование представлений о вузе и педагогической профессии; осознанный выбор профессии; включение в научно-исследовательскую деятельность на базе вуза; преимущества поступления по психолого-педагогическому направлению по результатам участия в предметной олимпиаде

Второй этап (вузовский) -теоретическая и практическая подготовка участие в разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП); привлечение работодателей к проведению занятий; проведение практики на предприятии; учет мнения социальных партнеров по формированию компетенций; разработка актуальной тематики курсовых и дипломных работ; укрепление положительного имиджа учреждений удовлетворение образовательных потребностей; формирование профессиональных компетенций в соответствии с запросами работодателей; информирование о ситуации на рынке труда; разработка проектов учебно-исследовательской работы на базе учреждений; демонстрация умений потенциальному работодателю

Третий этап (послевузовский) - построение карьеры повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей; научное сопровождение; консультирование информирование о наличии вакансий; определение траектории профессионального роста; развитие профессиональной компетентности

Как видно из таблицы, на первом этапе формирование профессиональной педагогической компетентности студента НВГУ может начаться с обучения в педагогическом классе [8]. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов создает условия для формирования у будущих абитуриентов представлений об условиях осуществления педагогической деятельности; определения личностных качеств, необходимых представителям данной профессии; воспитания уважительного отношения к истории педагогической мысли.

На втором этапе выстроенная модель социального партнерства позволяет устанавливать взаимосвязи академических знаний и практических умений в рамках практик, научной и внеучеб-ной деятельности. Ценно тесное сотрудничество заинтересованных сторон в разработке ОПОП,

определении научных принципов разрешения организационно-методических проблем школы в рамках курсовых и дипломных работ студентов.

На третьем этапе формирования профессиональной педагогической компетентности выпускника вуза предмет совместной деятельности направлен преимущественно на научное консультирование, сопровождение, повышение квалификации.

Как видим, система образования как особая сфера социальной жизни позволяет использовать широкие возможности социального партнерства на условиях равноправного сотрудничества, добровольного участия и взаимной ответственности сторон. От консолидации совместных усилий выигрывают все заинтересованные партнеры:

- Вуз получает возможность учитывать требования работодателей к содержанию подготовки специалистов, предоставлять образовательные и консультационные услуги научно-методического характера, использовать материально-техническую базу партнеров для проведения занятий и организации всех видов практик.

- Образовательные учреждения осуществляют деятельность по поиску и привлечению способных выпускников, напрямую влияют на формирование компетентности обучающихся, организуют совместную научно-практическую деятельность по решению актуальных проблем образования.

- Обучающиеся активно включаются в профессиональный процесс через созданную систему информирования, сопровождения и контроля на всех этапах обучения.

Вместе с тем необходимо разрешить проблему преодоления фрагментарности на третьем, послевузовском этапе формирования профессиональной педагогической компетентности бакалавра педагогического образования. Создание постоянно действующей, гибкой модели интеграции образовательных организаций с внешней профессиональной средой позволит определять социальное партнерство в качестве значимого условия подготовки квалифицированных кадров в регионе.

Ссылки:

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р : ред. от 10 февр. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 : ред. от 2 февр. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 22 марта 2013 г. № 101 рп. URL: http://www.depeconom.ad-mhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-okruga/297873/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-do-2020-g (дата обращения: 23.05.2017).

4. Борилов А.В. Социальное партнерство как индикатор качества среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007 ; Дугаров А.Л. Социальное партнерство как фактор модернизации профессионального образования в регионе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2012 ; Манец Т.В. Социальное партнерство в системе профессионального образования как институциональное соглашение : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2009 ; Тюкалова Н.В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2010.

5. Arnold R., Faber K. Qualität entwickeln - aber wie? Fortbildung und Beratung für die Schulen in Rheinland-Pfalz. Seelze, 2000. 119 S.

6. Шибанова Н.М., Павлова Л.А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Начальная школа. 2010. № 9. С. 49-53.

7. Задорина М.А., Тесленко И.В. Реализация социального партнерства в профессиональном образовании в Свердловской области: проблемы и перспективы регулирования // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-13. С. 2895-2899.

8. Тюстина Г.Г., Бауэр Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 103-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.