УДК 378(571.54/55) ББК 74 58 (2Рос-4Чит)
И С 69 ГСНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.08
Дубцова Марина Михайловна,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой географии, теории и методики обучения географии; факультет естественных наук, математики и технологии, Забайкальский государственный университет; 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: [email protected].
Потехина Надежда Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Институт социальных наук, психологии и педагогики; психолого-педагогический факультет, Забайкальский государственный университет; 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: [email protected].
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество; социальное партнерство; профессионально-педагогическая подготовка; будущий учитель; востребованность; рынок труда; социальное партнерство.
АННОТАЦИЯ. В статье актуализируются проблемы, связанные с профессионально-педагогической подготовкой будущих учителей на примере подготовки учителей географии в рамках конкретного региона - Забайкальского края. В статье приведен анализ взглядов исследователей по проблеме качества образования, выделены при этом наиболее важные элементы исследуемого феномена. Авторы предприняли попытку с точки зрения хронологии детально проследить «путь» становления социального партнерства как фактора повышения качества профессионально-педагогической подготовки на примере подготовки будущих учителей географии, используя элементы сравнительного анализа с опытом зарубежных стран. Авторы отстаивают идею социального партнерства в образовании, которое может разрешить множество проблем в этой социально значимой сфере, и выступают за создание новой модели функционирования организаций, осуществляющих профессиональную подготовку. Анализ исследований, посвященных проблеме реализации социального партнерства в профессиональном образовании, позволяет авторам выделить основные его формы. Примером такого эффективного социального партнерства с организациями разного уровня для комплексного решения проблем подготовки педагогических кадров, в статье является работа преподавателей кафедры географии Забайкальского государственного университета. В заключение авторы делают вывод о профессиональном педагогическом образовании как важнейшей подсистеме социальной сферы, находящейся в центре социальных запросов и требований.
Dubtsova Marina Mikhaylovna,
Candidate of Pedagogy, Head of Department of Geography, Theory and Methods of Teaching Geography, Faculty of Natural Sciences, Mathematics and Technology, Zabaikal State University, Chita, Russia.
Potekhina Nadezhda Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Institute of Social Sciences, Psychology and Pedagogy, Faculty of Psycology and Pedagogy, Zabaikal State University, Chita, Russia.
SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF RAISING QUALITY OF PROFESSIONAL TEACHER TRAINING (BY THE EXAMPLE OF TRAINING FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS)
KEYWORDS: quality; social partnership; professional teacher training; future teacher; demand; labor market.
ABSTRACT. The article actualized problems connected with professional future teacher training on the example of training geography teachers within a particular region - Trans-Baikal territory. The article contains analysis of views of researchers on the issue of quality of education, and highlights the most important elements of the phenomenon under study. The authors attempt to trace in detail the chronological way of formation of social partnership as a factor of improving the quality of professional-pedagogical training on the example of preparation of future teachers of geography, using elements of comparison with the experience of foreign countries. The authors defend the idea of social partnership in education, which can solve many problems in this socially significant sphere, and favor the creation of a new model of functioning of organizations engaged in professional training. Analysis of studies devoted to the problem of realization of social partnership in professional education, allows the authors to identify its main forms. The work of the Department of Geography of the Trans-Baikal State University is presented as an example of effective social partnership with organizations of different levels for the complex decision of problems of training pedagogical staff. As a result of their study the authors come to the conclusion about professional teacher education as an important subsystem of the social sphere which is at the center of social demands and expectations.
В условиях стремительных перемен, система высшего педагогического образо-
которые происходят в современном вания, как и всего профессионального обра-
обществе в течение последних десятилетий, зования, претерпевает значительные струк-
© Дубцова М. М., Потехина Н. В., 2016
турные изменения и характеризуется сменой приоритетов и ценностей. В этой связи выдвигаются новые требования к процессу педагогической подготовки студентов - будущих учителей, которые направлены на формирование личности специалиста с достаточно высоким уровнем готовности к предстоящей педагогической деятельности, эффективному решению профессиональных проблем, постоянному самосовершенствованию, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности, являющейся социально и профессионально мобильной. С принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическое образование оказалось в принципиально иной ситуации, когда ответственность за качество подготовки будущего педагога возложена как на организации, реализующие государственной задание, так и на профессиональные сообщества, которые способны изложить требования конкурентоспособного образования, и на сообщества работодателей, готовых к интегрированной деятельности по обновлению содержания образования. Современное качество подготовки педагогических кадров связывается сегодня с индивидуальным видением студентами их будущей профессиональной карьеры на рынке труда, профессиональным консенсусом в области основополагающих элементов содержания основных образовательных программ и требованиями профессиональных педагогических сообществ в большей степени, нежели только требованиями существующих образовательных стандартов [2].
Качество профессионального образования - многоплановое понятие. Оно характеризуется определенной динамикой развития, которая обусловлена постоянной трансформацией социальной, технологической и политической сред, что, в свою очередь, ведет к изменениям в деятельности всей системы образования и отдельных образовательных организаций. Это совокупность свойств, которая обусловливает способность удовлетворять требования общества в области подготовки специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, квалификацией, качествами.
Э. М. Коротковым качество профессионального образования понимается как «комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионально-
го успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [4]. Наиболее важным элементом качества профессионального педагогического образования является характеристика профессиональных компетенций, которые отражают присвоенный реальный опыт профессиональной педагогической деятельности и совместно выработанную конвенцию требований на актуальные образовательные результаты. В этом смысле компетентность, как и качество, являются институтами, то есть системой конвенци-альных требований и результатами совместной деятельности [2].
А. Р. Масалимова отмечает, что на современном этапе для работодателей важны такие профессиональные качества будущих педагогов, как умение решать нестандартные проблемы, мыслить логически, осуществлять рефлексию собственной деятельности, использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач; способность к вариативному принятию решений; самореализации, проектной деятельности, нахождении способов деятельности в нестандартных ситуациях; способность формулировать цели и определять средства их достижения, делать прогнозы возможных изменений проблемной ситуации, выбирать собственную стратегию профессиональной деятельности [11]. Эти и другие обстоятельства позволяют говорить об усилении роли профессиональной адаптации студента в период его обучения в вузе, которая предполагает глубокое практическое вхождение его в профессию посредством выполнения элементов педагогической деятельности. В процессе профессиональной адаптации приобретаются необходимые профессиональные знания, умения и навыки, формируются компетенции, развивается интерес к будущей профессии, формируется положительная мотивация обучающихся к занятию данным видом профессиональной деятельности. Реализовать эту цель на практике позволяет институт социального партнерства.
Социальное партнерство представляет собой институт социально-мотивационного сотрудничества для осуществления согласованной деятельности при условии соблюдения совместно принятых сторонами приоритетов. Основой взаимодействия в нем является взаимовыгодный интерес, реализуемый в разных видах деятельности, составляющих общий ресурс партнерства: взаимный обмен профессиональным опытом, интеллектуальными продуктами, ресурсами и др. [11].
Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для реше-
ния проблем в этой социально значимой сфере необходимы усилия всего общества. В мире широко признано, что, оставаясь средством воспроизводства существующих в конкретных социумах институтов и отношений, оно все больше становится основным инструментом обеспечения и ускорения преобразований [7].
Социальное партнерство в профессиональном образовании понимается как взаимодействие образовательных организаций со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, который обеспечивает возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ, и нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными партнерами системы профессионального образования являются работодатели, представленные различными объектами индустрии и сфер деятельности, профессиональными ассоциациями работодателей, отраслевыми органами управления [11]. Для партнерства организации профессионального образования и работодателей взаимовыгодное сотрудничество направлено на достижение общей цели - качества подготовки будущего специалиста [2].
О. Н. Олейникова называет социальное партнерство мощным средством повышения эффективности профессионального образования, обеспечивающим связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда [3].
В европейских странах становление социального партнерства в сфере высшего профессионального образования происходило в процессе развития социального диалога еще с середины 50-х годов прошлого века. В начале 1990-х годов во многих странах Западной Европы были сформированы основные модели социального партнерства, созданы органы социального партнерства разных уровней (национальный, региональный, отраслевой, местным), а также на уровне отдельных образовательных организаций (с участием представителей организаций-работодателей, ассоциаций работодателей, торгово-промышленных палат, представителей сферы образования) для разработки квалификационных требований к выпускникам, национальной системы квалификаций и образовательных стандартов, рабочих программ учебных дисциплин, содержания и организации различных видов практики на предприятиях (обучение на рабочем месте), прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях, на-
выках будущих выпускников, мониторинга развития региональных рынков труда, выявления необходимости введения новых направлений и профилей и обучения [8].
В нашей стране к решению задачи формирования и развития социального партнерства в сфере профессионального образования общество приступило сравнительно недавно. В 2003 году Министерством образования России приоритетным направлением реализации программы развития образования было определено «Привлечение общественных ресурсов образования для его модернизации и развития», что свидетельствовало о признании важности роли социального партнерства и необходимости активного участия в образовательной политике всех граждан страны, семей, родителей, общественности, профессиональных педагогических сообществ, научных, культурных, коммерческих организаций.
Анализ исследований, посвященных проблеме реализации социального партнерства в профессиональном образовании, позволяет выделить следующие основные его формы:
- участие социальных партнеров в разработке компетентностно ориентированных учебных планов и основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), совершенствовании их содержания, обсуждении предполагаемых результатов обучения;
- содействие социальных партнеров в открытии новых образовательных программ, которые востребованы на современном рынке труда;
- привлечение представителей организаций-работодателей к реализации ОПОП через чтение лекций и проведение семинарских занятий, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, магистерскими диссертациями;
- привлечение партнеров к обновлению и развитию образовательных ресурсов, их участие в работе Попечительских советов;
- создание совместно с партнерами научно-образовательных структур (научных и учебных лабораторий, учебных центров, базовых кафедр и их филиалов); проведение совместных научных исследований и научных мероприятий;
- участие в организации и проведении производственных практик студентов, пересмотре и актуализации содержания их программ;
-оценка качества подготовки выпускников, предполагающая участие социальных партнеров в работе государственных аттестационных комиссий;
- содействие трудоустройству выпускников [1; 6; 7].
На кафедре географии, теории и методики обучения географии (ТиМОГ) Забай-
кальского государственного университета на протяжении почти 6о-ти лет осуществляется подготовка будущих учителей географии. Одним из направлений Стратегии развития кафедры (на 2013-2017 гг.) является «Установление эффективного социального партнерства с организациями разного уровня для комплексного решения проблем подготовки педагогических кадров географического профиля и интеграции их в систему образования региона». Данное направление предполагает взаимодействие и сотрудничество со многими организациями, в частности, такими, как Институт развития образования (краевой) по вопросам повышения квалификации действующих учителей географии, развития и совершенствования педагогического географического образования в регионе; Институт природных ресурсов, экологии и криологии (ИПРЭК) СО РАН по привлечению высококвалифицированных специалистов к реализации ОПОП, вопросам совместной проект-но-грантовой деятельности, проведения круглых столов, конференций с целью распространения идей, опыта, научных и практических результатов деятельности в области географического образования, организации научно-исследовательской деятельности студентов, содействия выпускникам в их научно-профессиональном развитии; общественные организации (Забайкальское отделение Русского географического общества, Забайкальское отделение Ассоциации российских географов-обществоведов, Забайкальское отделение Российской ассоциации учителей географии) по вопросам формирования у студентов активной гражданской позиции в профессиональной сфере, позиционирования кафедры как центра географического образования в регионе; организации, реализующие программы дополнительного образования (туристические клубы и центры, центр детско-юношеского технического творчества и др.), музеи по вопросам включения студентов в процесс обучения через создание открытой образовательной среды; средства массовой информации для освещения наиболее значимых событий в географическом образовании Забайкальского края.
Вместе с тем основными партнерами являются непосредственно организации-работодатели - Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Комитет образования администрации городского округа «Город Чита», отделы и комитеты образования муниципальных образований края, образовательные организации разного уровня, с которыми кафедра взаимодействует по вопросам контрактно-целевого приема абитуриентов и
трудоустройства выпускников, разработки модели выпускника и формирования современной структуры подготовки студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Географическое образование»), которая отражает потребности общества и перспективы социально-экономического развития региона с учетом современных тенденций и инноваций в педагогической науке и образовательной политике, детализации спектра необходимых профессиональных компетенций, разработки системы оценки их сформированности, фондов оценочных средств, организации работы по сопряжению предметного содержания вузовского географического образования с содержанием школьного географического образования, а также с целью привлечение к разработке и реализации ОПОП.
Участие партнеров в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов - будущих учителей географии осуществляется по нескольким направлениям. Представители организаций-работодателей участвуют непосредственно в реализации образовательных программ, то есть привлекаются к преподаванию дисциплин профессионального цикла. На сегодняшний день это представители Минобрнауки и молодежной политики региона, научные сотрудники ИПРЭК СО РАН, директора школ. Представителями организаций-работодателей предложен и реализуется ряд учебных курсов по выбору («Организация научно-исследовательской работы учащихся», «Менеджмент в образовании», «Демография Забайкалья» и др.). Работодатели участвуют в процедурах разработки и утверждения тематики курсовых работ и выпускных квалификационных работ в соответствии с актуальными проблемами развития образования и науки, являются руководителями названных работ, консультантами при их выполнении, рецензентами выполненных работ, оказывают помощь студентам в форме предоставления информации, площадок для опытно-экспериментальной работы, рекомендаций, проводят мастер-классы. Работодатели участвуют в процессе анализа и проектирования содержания ОПОП путем внесения рекомендаций, предложений, разработки направлений взаимодействия в ходе обсуждения и принятия ОПОП на Совете факультета.
Важнейшим направлением сотрудничества с образовательными организациями края разных уровней является организация и проведение педагогических (производственных) практик. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и тем самым выступают в качестве «ведущего фак-
тора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов» [5]. По уровню организации практики работодатели судят о качестве подготовки студентов; на данном этапе формируется репутация образовательной организации у работодателей. К числу важнейших задач, которые стоят перед вузами и работодателями, по формированию востребованных рынком труда общекультурных и профессиональных компетенций в период прохождения производственных практик, следует отнести:
- сопряжение компетенций, которые осваиваются в рамках ОПОП, и содержания производственной практики и определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на практике;
- максимальное сближение осваиваемых компетенций в рамках ОПОП, и компетенций, запрашиваемых конкретными работодателями - партнерами вуза;
- согласование оптимальной совокупности производственных условий для формирования комплекса компетенций в процессе прохождения студентами практик с учетом их индивидуальных творческих способностей и профессиональных интересов;
- получение образовательными организациями обратной связи от работодателей об уровне сформированности заданных компетенций с целью дальнейшей корректировки и совершенствования реализуемых ОПОП, повышения их эффективности;
- поиск новых форм производственных практик, которые обеспечивали бы приобретение обучающимися значимого опыта практической деятельности и способствовали их дальнейшему трудоустройству;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов, создание для них ситуаций профессиональных проб для успешного овладения технологиями самопродвижения и построения карьеры.
Профессиональная (производственная) практика на реальном рабочем месте позволяет решать названные задачи, способствует завершению формирования специалиста, развитию взаимовыгодного сотрудничества между работодателями и образовательной организацией [9].
Для осуществления руководства практикой студентов-географов назначаются представители от образовательных организаций, являющихся базами практик. Совместно с методистами вуза по педагогике и психологии определяется комплекс заданий для практики. По ее окончании предоставляются отзывы работодателей о работе студентов в период прохождения практики.
Руководители практик от школ принимают активное участие в установочных и заключительных отчетных конференциях по педагогическим практикам.
Представители организаций-работодателей включены в состав комиссии по итоговой государственной аттестации в качестве председателей и членов комиссии. Они принимают участие в заседаниях кафедры при обсуждении дидактических единиц, теоретических вопросов, практических заданий и ситуационных задач, включаемых в содержание государственного экзамена и отражающих специфику будущей профессиональной деятельности педагогов, что позволяет оценить уровень освоения выпускниками необходимых компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.
Социальные партнеры участвуют в работе ежегодных научных студенческих конференций, где студенты представляют и обсуждают результаты, полученные в ходе выполнения курсовых работ, результатов опытно-экспериментальной деятельности, реализуемой в рамках подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций.
С работодателями осуществляются постоянные контакты в рамках обсуждения содержания издаваемых кафедрой учебно-методических материалов для проведения учебных занятий, практик и организации самостоятельной работы студентов. Они являются рецензентами учебных, учебно-методических пособий, практикумов, методических рекомендаций.
С целью привлечения партнеров к анализу и проектированию содержания ОПОП по направлению подготовки кафедра взаимодействует с ними в рамках работы круглых столов («Проблемы географического образования на современном этапе» и др.), конференций («Перспективы и проблемы введения ФГОС нового поколения. Достижение планируемых результатов ФГОС ООО средствами современного УМК «География» др.); ежегодных конференций «Географические исследования» (секция «Географическое образование»), организуемые ИПРЭК СО РАН совместно с кафедрой, которые являются площадками для анализа и обсуждения содержания реализуемых ОПОП. По рекомендации представителей директората ИПРЭК СО РАН при их проектировании была усилена научная составляющая, что дало основание для разработки учебных дисциплин блока «Про-ектно-исследовательская деятельность в науке и образовании» реализуемого учебного плана подготовки бакалавров.
Многолетний анализ опыта педагогической деятельности и организации школь-
ных научных краеведческих исследований учителей географии края были взяты за основу формирования структуры компетенций учебной дисциплины «Организация туристической и краеведческой деятельности». С участием работодателей в рамках «Дня карьеры» проводятся анкетные опросы работодателей, направленные на оценку сформированности компетенций студентов-практикантов старших курсов и приходящих на работу в школу молодых учителей географии. Кроме того, в течение ряда лет кафедра географии, ТиМОГ запрашивает отзывы о работе выпускников от организаций-работодателей, анализ которых позволяет корректировать содержание программ учебных дисциплин, совершенствовать технологии обучения студентов и процедуры оценки его результатов.
В 2012 году социальными партнерами была поддержана идея перехода на новую модель подготовки педагогических кадров, способствующую формированию общекультурных и профессиональных компетенций педагогов нового поколения, готовых на высоком профессиональном уровне выполнять свою миссию в условиях быстрых и противоречивых изменений, происходящих в образовании. В результате была открыта новая основная профессиональная образовательная программа по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности и география»). Основанием для совмещения профилей подготовки бакалавров послужил мониторинг перспективных потребностей региона в педагогических кадрах названного профиля, анализ ситуации на рынке труда, учет актуальных проблем развития системы образования Забайкальского края. Реализация двух профилей позволит за счет
существенного расширения спектра общекультурных и профессиональных компетенций будущих учителей повысить их востребованность на региональном рынке труда, решить проблему укомплектованности кадрами школ, в том числе сельских. Подводя итог, отметим, что профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей географии предполагает взаимодействие и сотрудничество со многими организациями-партнерами и реализацию различных форм социального партнерства.
Таким образом, профессиональное педагогическое образование - важнейшая подсистема социальной сферы, находящаяся в центре социальных запросов и требований. Его качество предполагает обеспечение высокой степени конкурентоспособности выпускников, их профессиональную мобильность, готовность к инновациям. Поэтому в условиях модернизации системы образования необходимо создание принципиально новой модели функционирования организаций профессионального образования и объединения усилий субъекта образовательного процесса и потребителей его результатов. Реализовать данную цель на практике позволяет социальное партнерство, которое в системе подготовки будущих учителей подразумевает конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы педагогического образования. Развиваемые на основе социального диалога партнерские связи являются фактором повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, создания дополнительных условий для формирования у них необходимых компетенций, расширения и углубления их практических знаний, повышения социальной и экономической эффективности образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородин Н. С. Непрерывное профессиональное образование в условиях многоуровневого социально-образовательного комплекса // Вестник учебно-метод. объединения по проф.- пед. образованию. Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2001. Вып. 1 (28). С. 132-136.
2. Головинская Е. А., Пивчук Е. А. Сетевое партнерство: пространство развития : методическое пособие. СПб. : Политех. ун-т, 2014. 155 с.
3. Госбук. URL: http: //www.gosbook.ru/ (дата обращения 18.01.2016).
4. Коротков Э. М. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов. 2-е издание. М. : Академический проект, 2007. 79 с.
5. Костыгина В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик : автореф. дис. ...канд. пед. наук. Пенза, 2010. 27 с.
6. Манец Т. В. Социальное партнерство в системе профессионального образования как институциональное соглашение : дис ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2009. 208 с
7. Маралова Е. А., Данилина Т. А. Управление социально-педагогическим партнерством в современном образовании / / Человек и образование. 2010. № 3 (24). 61-65 с.
8. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство с сфере профессионального образования в странах европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 111-120.
9. Руснаука.URL: http://www.rusnauka.com/5_NMIV_2009/Pedagogica/40642.doc.htm (дата обращения 18.01.2016).
10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.01.2016)
11. Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международ. сборник научных трудов / Воронежский гос. ун-т; под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2004. Вып. 21. 211-217 с.
LITERATURA
1. Borodin N. S. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v usloviyakh mnogourovnevo-go sotsial'no-obrazovatel'nogo kompleksa / / Vestnik uchebno-metod. ob"edineniya po prof.- ped. obrazovaniyu. Ekaterinburg : Ural. gos. prof.-ped. un-t, 2001. Vyp. 1 (28). S. 132-136.
2. Golovinskaya E. A., Pivchuk E. A. Setevoe partnerstvo: prostranstvo razvitiya : metodiche-skoe posobie. SPb. : Politekh. un-t, 2014. 155 s.
3. Gosbuk. URL http://www.gosbook.ru/ (data obrashcheniya 18.01.2016).
4. Korotkov E. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya : uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e iz-danie. M. : Akademicheskiy proekt, 2007. 79 s.
5. Kostygina V. V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh inzhenerov-stroiteley v protsesse uchebno-proizvodstvennykh praktik : avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Pen-za, 2010. 27 s.
6. Manets T. V. Sotsial'noe partnerstvo v sisteme professional'nogo obrazovaniya kak institutsional'noe soglashenie : dis ... kand. ekon. nauk. Ekaterinburg, 2009. 208 s
7. Maralova E. A., Danilina T. A. Upravlenie sotsial'no-pedagogicheskim partnerstvom v sovremennom obrazovanii / / Chelovek i obrazovanie. 2010. № 3 (24). 61-65 s.
8. Oleynikova O. N., Murav'eva A. A. Sotsial'noe partnerstvo s sfere professional'nogo obrazovaniya v stranakh evropeyskogo soyuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 6. S. 111-120.
9. Rusnauka.URL: http://www.rusnauka.com/5_NMIV_2009/Pedagogica/40642.doc.htm (data obrashcheniya 18.01.2016).
10. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 274-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federa-tsii». URL: https: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya 25.01.2016)
11. Chelovek i obshchestvo: na rubezhe tysyacheletiy : mezhdunarod. sbornik nauchnykh trudov / Voronezhskiy gos. un-t; pod obshchey red. prof. O. I. Kirikova. Voronezh : Voronezhskiy gos. un-t, 2004. Vyp. 21. 211-217 s.