Научная статья на тему 'Проблемы организации сетевого профиля обучения в муниципальном образовании'

Проблемы организации сетевого профиля обучения в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / NETWORK ORGANIZATION / INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SPECIAL TRAINING / QUALITY OF EDUCATION / TECHNOLOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Е. С.

Проведен анализ возможностей построения модели профильного обучения в условиях муниципального образования, рассмотрены образовательные запросы выпускников и перспективы их востребованности на рынке труда города. Проведено исследование условий, повышающих качество образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the organization of a network profile of training in municipality

The article analyzes the possibilities of building a model of specialized training in the conditions of municipal education, the educational needs of graduates and the prospects of their demand in the labor market of the city. Author describes the study of conditions that improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации сетевого профиля обучения в муниципальном образовании»

УДК 373.1

Е.С. КОВАЛЬ

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Проведен анализ возможностей построения модели профильного обучения в условиях муниципального образования, рассмотрены образовательные запросы выпускников и перспективы их востребованности на рынке труда города. Проведено исследование условий, повышающих качество образования.

Ключевые слова: сетевая организация, взаимодействие образовательных организаций, профильное обучение, качество образования, технологический профиль.

The article analyzes the possibilities of building a model of specialized training in the conditions of municipal education, the educational needs of graduates and the prospects of their demand in the labor market of the city. Author describes the study of conditions that improve the quality of education.

Keywords: network organization, interaction of educational organizations, special training, quality of education, technological profile.

Проблема

Одной из задач развития муниципального образования является повышение качества образования.

В настоящее время наблюдается внедрение рыночных отношений в образовательное пространство, в связи этим возникают понятия «рынок образовательных услуг», «конкурентоспособность». Тенденции рыночной экономики определяют цели образования в подготовке высококвалифицированного, компетентного, конкурентоспособного выпускника. Одним из эффективных путей решения этой проблемы является профильное обучение, которое стало важным направлением модернизации образования, повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Введение системы про-

© Коваль Е.С., 2018

фильного обучения в образовательное пространство требует организации деятельности, основная цель которой заключается в создании условий для максимально полного удовлетворения профессиональных намерений учащихся, обеспечение общедоступности и современного качества образования [1, 2].

Как показывает опыт других стран и некоторых регионов России, наиболее эффективным условием решения данной задачи является внедрение новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей содержания образования [3].

Изучая опыт регионов страны по реализации профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных организаций, мы увидели, что выбор модели осуществляется с учетом особенностей конкретной территории.

Для выбора модели реализации технологического профиля обучения в муниципальной системе образования необходимо определить понятие «модель». Термин «модель» является многоаспектным и употребляется во многих значениях.

В психолого-педагогических исследованиях (С.И. Архангельский, К.Е. Морозов, В.А. Штоф и др.) под моделью понимается естественно или искусственно созданное для изучения объекта познания явление (предмет, процесс и т.п.), аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или невозможно [4]. Модель - это идеальная копия реального объекта, которая воспроизводит не все явление целиком, а лишь наиболее существенные его черты, свойства, которые являются определяющими по отношению к результату и закреплены в наглядно воспроизводимых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Обобщенно можно сказать, что «моделью называется специально созданная форма для воспроизведения некоторых характеристик объекта, подлежащих познанию» [5].

Рассмотрим наиболее распространенные модели реализации профильного обучения - сетевая кооперация и ресурсная сеть.

Сетевая кооперация - объединение нескольких общеобразовательных школ на условиях взаимовыгодного обмена ресурсами или условиями. Кооперация создает возможность реализации профильного обучения в условиях недостатка кадровых и других ресурсов в каждой отдельно взятой школе. Данная модель экономична, так как строится на основе более интенсивного использования объединенных ресурсов. Кооперация позволяет открывать классы, укомплек-

тованные школьниками из нескольких входящих в кооперацию школ, повышает степень открытости школы, способствует расширению разнообразных профессиональных контактов педагогов. Однако она не лишена и недостатков. В основном они связаны с организацией работы скооперированных между собой организаций. Сложности могут проявляться в стремлении организаций к доминированию, в возникновении конфликтов между педагогами соседних школ, в занижении результатов обучения «чужих» учеников, в вопросах совместного использования объединенных ресурсов, составлении расписания, контроле посещаемости учащимися занятий, что может привести к снижению их дисциплины и ответственности, а в итоге - к ухудшению результатов образования.

На наш взгляд, сетевая кооперация наиболее применима, когда организации расположены недалеко друг от друга или имеют доступ к дистанционным средствам обучения.

Ресурсная сеть - объединение нескольких общеобразовательных организаций вокруг наиболее сильной, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом и играющей роль «ресурсного центра». В этой модели одна из организаций является «донором» для других, использующих ее ресурсы.

Анализ возможностей моделей «сетевая кооперация» и «ресурсная сеть» и изучение возможностей (ресурсов) образовательных организаций города, участвующих в реализации технологического профиля обучения, показал, что необходим поиск новой модели, которая могла бы интегрировать в себе существенные подходы построения обеих моделей с учетом особенностей муниципального образования.

У учащихся небольшого города (с населением меньше 100 тыс. человек) возникает проблема с выбором профиля. Данная ситуация сложилась в городе Ступино Московской области, где несоответствие кадрового обеспечения, оборудованных по профилю кабинетов, недостаток учебно-методического обеспечения, небольшое количество обучающихся в старших классах не позволяют обеспечить качественное профильное обучение в каждой школе.

Интегративная модель построения профильных образовательных сетей, на наш взгляд, должна обладать не только основными системообразующими признаками моделей «сетевая кооперация» и «ресурсная сеть», но и прежде всего синтезировать в себе все преимущества этих моделей и одновременно минимизировать присущие этим моделям недостатки.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени важнейшим показателем целесообразности построения и эффективности работы модели является гармонизация интересов личности и общества, степень удовлетворения потребностей социума и образовательных запросов учащихся.

Важным условием повышения эффективности технологического профиля обучения будет интеграция ресурсов образовательных организаций и совместное их использование. Такое сотрудничество предполагает:

• согласование учебных планов и программ по профильным предметам;

• использование материально-технической базы организаций профессионального образования;

• привлечение к образовательному процессу преподавательских кадров организаций профессионального образования;

• оплата работы преподавателей за счет использования вариативной части базисного учебного плана.

Методы исследования

Эмпирическую базу исследования составил опрос, проведенный нами среди выпускников 9-х и 11-х классов в сентябре 2017 г. В нем приняли участие 230 учащихся общеобразовательных организаций. В исследовании использовалась систематическая вероятностная выборка. Из 352 участников эксперимента в девяти общеобразовательных организациях было выбрано 230 человек для анкетирования. При однородной генеральной совокупности вероятностная систематическая выборка дала равную возможность каждому участнику стать респондентом.

Результаты исследования

Результаты исследования наглядно показывают, что формирование профессионального выбора у выпускников 11-х классов значительно выше, чем у девятиклассников (табл.).

При этом только 63% учащихся выбрали профессии, востребованные на рынке труда города, хотя 78% смогли назвать две

Выбор профессии выпускниками общеобразовательных организаций города

Класс Выбрали профессию, % Профессия, востребованная в районе, %

9-й класс 62 47

11-й класс 91 63

и более профессии, которые будут востребованы в нашем городе. Объясняется это тем, что после школы 40% из общего числа выпускников собираются жить и работать за пределами города и области.

Анализируя мотив выбора профессии, можно сказать, что 68% учащихся выбирают профессию, соответствующую, по их мнению, их интересам и способностям. Самая распространенная причина затруднений при выборе профессий - сложность выбора среди многих профессий, которые нравятся учащимся, а также сложность поступления в избранное учебное заведение. Поэтому большинство из них активно участвуют в различных профориентационных мероприятиях (элективные курсы - 83%, профдиаг-ностика - 74%, экскурсии на предприятия - 61%, беседы о профессиях - 86%, ярмарка вакансий учебных мест - 83%, профильное обучение - 100%).

Изучая роль влияния профориентационных мероприятий на выбор профессии выпускниками школ, мы пришли к выводу, что элективные курсы повлияли на выбор профессии 66% учащихся, ярмарка учебных мест - 69%, профильное обучение - 83%:

Учащиеся 11-х классов считают, что для успешного и правильного выбора профессии школа должна увеличить количество профилей, проводить про-фдиагностику и тренинги, давать больше информации об учебных заведениях, рынке труда, различных профессиях и требованиях к ним, проводить экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения.

Обсуждение результатов исследования

Организация сетевого профильного обучения в условиях образовательной сре-

ды города Ступино позволит повысить качество образования путем интеграции образовательных ресурсов, совместного использования материально-технических, кадровых и управленческих ресурсов образовательных организаций.

В образовательной системе города в силу различных обстоятельств складывается целый ряд предпосылок для успешной интеграции организаций общего и профессионального образования на основе сетевого взаимодействия.

В системе среднего профессионального образования в связи с уменьшением числа учащихся и высвобождением преподавателей стало возможным вести обучение старшеклассников в специализированных кабинетах, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования.

В ситуации дефицита рабочих кадров Управление образования городского округа Ступино совместно с работодателями, руководителями организаций профессионального образования объединяет усилия для решения задач, позволяющих обеспечить район необходимыми кадрами:

• проведение мониторинга состояния трудовых ресурсов;

• выявление возможностей предприятий и организаций по организации практики студентов и дальнейшего трудоустройства на предприятии;

• создание конкурентных условий для работников;

• стимулирование модернизации действующих предприятий;

• увеличение набора в профессиональные учебные заведения за счет контингента из других районов и регионов;

• совершенствование профориентаци-онной работы со школьниками;

• создание системы дополнительного образования взрослых.

Наладить подготовку высококвалифицированных специалистов, необходимых городу, на наш взгляд, возможно через создание условий для реализации технологического профиля обучения на базе организаций профессионального обучения, формирование у молодежи мотивации к труду, потребности получения востребованной на рынке труда профессии в соответствии с их интересами и склонностями.

В системе образования Ступинского городского округа создана целостная система профориентационной работы, направленная на выявление интересов и склонностей подрастающего поколения к определенной профессиональной деятельности, формирование потребности к труду, которая охватывает все ступени обучения. Дошкольное образование:

• осуществляется психолого-социальная ориентация детей;

• проводятся учебные занятия по изучению мира труда;

• формируется мотивация и интерес детей к труду в ходе игровой деятельности.

Школьное образование:

• обеспечивает профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; проводит системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

• привлекает учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышает его роль в выборе профессии;

• использует возможности Молодежной биржи труда для организации и проведения профориентации;

• организует профильное обучение учащихся для более полного раскрытия

их индивидуальных интересов, способностей и склонностей. Профессиональное образование:

• проводит профессиональный отбор (подбор) поступающих с учетом показателей профессиональной пригодности;

• укрепляет мотивацию к выбранному профилю и адаптацию к будущей профессии.

Руководит работой по профориентации в системе образования города Молодежная биржа труда, входящая в состав Комитета по работе с молодежью и молодежной политике администрации городского округа Ступино. В Московском финансово-юридическом университете МФЮА создан Центр развития карьеры, где опытные специалисты организуют деятельность ответственных за профориентацию в школе, консультируют учащихся и их родителей, осуществляют связь с предприятиями и организациями города.

Ежегодно Ступинский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА организует Дни карьеры и Дни профессий, направленные на взаимодействие школьников и студентов с потенциальными работодателями района. Данные мероприятия позволяют школьникам выбрать будущую профессию, а студентам - приобрести навыки трудоустройства и познакомиться с рынком вакансий и перспективами развития выбранных профессий.

Межведомственное сотрудничество различных муниципальных структур, предприятий, организаций на территории Ступинского района позволяет расширить возможности проведения профориентационной работы среди молодежи в образовательной среде и планирование их профессионального будущего через:

• сопровождение профессиональной ориентации (методическое, информационное);

• проведение городской ярмарки вакансий учебных мест;

• развитие шефских связей между предприятиями и образовательными организациями по вопросам профессиональной ориентации (экскурсии на предприятия, производственная практика на предприятиях, помощь в оснащении учебных лабораторий);

• изучение потребностей рынка труда;

• изучение образовательных интересов учащихся, проведение профдиагно-стики;

• формирование системы предпрофиль-ного и профильного обучения;

• работа со СМИ.

Особую значимость, на наш взгляд, приобретает профориентационная работа при выборе учащимися профиля, реализуемого через предпрофильную подготовку и профильное обучение в школе.

На рисунке представлены формы про-фориентационной работы.

Родительские собрания в организациях общего образования Профдиагностика

V

Ярмарка вакансий учебных мест Работа со СМИ День профессий День карьеры

Экскурсии в организации профессионального образования Экскурсии на предприятия и организации города и района Мастер-классы представителей предприятий и организаций Тематические семинары для школьников, студентов, учителей и преподавателей Тематические круглые столы

Рис. Формы профориентационной работы

Выводы

Результаты проведенного нами исследования еще раз подтвердили необходимость создания условий для получения общего (полного) среднего образования в общеобразовательных организациях всеми учащимися, изъявившими желание. При этом каждая образовательная организация должна предоставить учащимся возможность в получении качественных знаний по профильному обучению, чтобы выпускник мог в будущем продолжить обучение в профессиональном учебном заведении в соответствии с профилем, изучаемым в школе. Мы согласны с выпускниками 11-х классов, что общеобразовательным организациям необходимо активнее расширять спектр профилей, предлагаемых учащимся за

1. Рыжаков М.В. Профильное обучение в зарубежных странах//Профильная школа. 2003. № 1. С. 49-56.

2. Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 3-19.

3. Певзнер М.Н., Букетов О. Образовательные ориентации старшеклассников как объект управленческой деятельности. М.: ИДФ, 1998. 168 с.

счет развития сетевого взаимодействия. Подобный опыт представлен в данной работе.

Реализация технологического профиля обучения совместно с организациями профессионального образования дает возможность учащимся общеобразовательных школ не только освоить профиль обучения по одной из специализаций, но и получить профессиональную подготовку.

В результате таких усилий образуется единая образовательная сеть в рамках одного города, под руководством Управления образования позволяющая реализовывать множество профилей обучения, в том числе и технологический, максимально эффективно использовать кадровый и материально-технический ресурс системы образования.

4. Судьина Л.Н., Липатова С.Н., Рубен П.Н. Разработка и реализация модели управления профильным обучением в муниципальной системе образования на основе сетевой кооперации и взаимодействия// Образование и саморазвитие. 2011. № 2 (24). С. 32-37.

5. Шепило А.Г. Реализация модели технологического профиля обучения через взаимодействие учреждений общего и профессионального образования //Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 40. С. 50-53.

I ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.