УДК 378.14: 379.851
Я.В. Ведомская
Формирование профессиональной компетентности менеджера как задача высшего образования в сфере туризма
В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций менеджеров сферы туризма через повышение коммуникативного уровня культуры личности.
Ключевые слова: компетенции, подготовка кадров, туристская индустрия, менеджмент в туризме, коммуникативная культура личности.
Yа.V. Vedomskaya
Formation of professional competence of the manager as a task of higher education in the field of tourism
The problems of formation of professional competencies of managers of tourism by improving the level of communicative culture of the individual.
Keywords: competence, training system for the tourism industry, tourism management, communicative culture of personality.
В последние десятилетия в России наблюдается стремительное развитие сферы туризма, что порождает увеличение потребности как в высококвалифицированных специалистах, так и в развитии туристского профессионального образования. Специального внимания заслуживает подготовка в вузах менеджеров туризма. Анализ функций, целей, задач профессиональной деятельности менеджера туризма позволяет рассматривать эту деятельность как принципиально коммуникативную.
Эффективность работы специалиста в области туризма в наибольшей степени зависит от культуры его взаимодействия и с туристами, и с коллегами. Однако анализ специальной литературы, обобщающей проблемы практики в сфере туризма, показывает низкий уровень профессиональной культуры работников этой сферы. В этой связи коммуникативная компетентность специалиста как важнейшая составляющая его профессиональной компетентности рассматривается сегодня как первостепенная проблема. Одним из путей ее решения является совершенствование формирования коммуникативной культуры менеджера туризма в период его подготовки в вузе.
Формирование коммуникативной культуры менеджера туризма в высшем учебном заведении рассматривается нами как составляющая формирования его личности в целом, которая включает в себя коммуникативную направленность (познание себя и других людей, ориентация на человека как на ценность, преобладание мотивов общения, связанных с достижением внутренней и внешней удовлетворенности туристов). Однако формирования одной лишь коммуникативной направленности недостаточно для соответствующего уровня профессиональной культуры специалиста. Важ-
но еще и развитие коммуникативных способностей, умений, навыков, обеспечивающих установление и поддержание целесообразных контактов с другими людьми, соответствующих социокультурной и профессиональной ситуации.
Необходимость сосредоточить внимание на данной проблеме в период обучения будущего менеджера туризма в вузе объясняется не только спецификой его профессиональной деятельности, но и в целом снижением уровня общей культуры молодых граждан России. Вместе с тем, изучение уровня коммуникативной культуры специалистов туристской сферы показывает, что образовательные учреждения не выделяют эту проблему как требующую специального решения. В системе высшего туристского образования задача специальной коммуникативной подготовки если и ставится, то решается фрагментарно, без опоры на специальные исследования.
Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущего менеджера туризма позволяет констатировать наличие ряда противоречий между:
- созданным научным фондом идей в области знаний о культуре человеческой коммуникации и дефицитом научно обоснованных подходов, раскрывающих пути овладения будущими специалистами коммуникативной компетентностью;
- необходимостью целенаправленного формирования коммуникативной культуры специалиста сферы туризма и отсутствием специальных исследований в этой области.
Поиск ответа на вопрос о том, какие организационно-педагогические условия могут обеспечить коммуникативную готовность выпускников туристского профиля, потребовали проведения конкретного исследования этой проблемы. Опираясь на современные концепции образования, в частности, на концепцию социального развития будущего специалиста, предполагающую формирование профессиональных умений и навыков, а также освоение форм и способов успешной коммуникации личности как стратегической цели любого образовательного учреждения [1], полагаем целесообразным обеспечить формирование коммуникативной культуры менеджера на двух уровнях:
- на общегуманитарном уровне образовательного процесса (при изучении общегуманитарных дисциплин),
- на уровне специального профессионального обучения (при изучении специальных коммуникативных дисциплин).
Содержательная часть программы обусловлена такой особенностью профессиональной деятельности менеджера туристской группы, как со-циономическая (его деятельность осуществляется в системе «человек-человек») [4]; предметом его деятельности является обеспечение «диалога культур», «взаимодействие культур» регионов, стран, что достигается посредством организации туристского досуга) [3]. Профессиональные функ-
ции специалиста в сфере туризма реализуются во взаимодействии с людьми [2]. Все вышесказанное позволяет в качестве условия формирования коммуникативной культуры выделить необходимость включения в структуру общегуманитарных и специальных дисциплин, наряду с когнитивным компонентном, относящимся к сфере знаний, еще трех компонентов: мотивационного, деятельностного и социально-психологического.
Так, мотивационный компонент включает:
- комплекс отношений менеджера по туризму к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам;
- мотивы профессиональной деятельности;
- профессиональные ценности;
- профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста.
Деятельностный компонент выражается в соблюдении менеджером
сферы туризма профессионально-этических норм, качеством выполнения профессиональных действий и т.д. Одним из наиболее важных компонентов является третий - социально-психологический компонент, включающий такие понятия, как адекватность межличностного взаимодействия, умение предупреждать и разрешать конфликты. Эти три компонента обеспечиваются системой тренингов, входящих в учебный план специальности.
Кроме того, целесообразно использование досуга как дополнительного пространства коммуникативного развития студентов в период их вузовской подготовки. В этой связи актуальной задачей исследователей оказывается конструирование для реализации в вузе досуговых проектов и моделей досуговой активности будущих специалистов сферы туризма в контексте:
- продолжения формирования их профессиональной культуры во время досуга на основе проявления активности самих студентов;
- охвата всех ресурсов социокультурного пространства вуза в целях создания дополнительных возможностей самоосуществления и развития индивида;
- использования условий культурно-досуговой общности, реализующей потребность в общении, самовыражении и формирующей способность к взаимодействию на основе личных приоритетов.
Примечания
1. Запесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. М.: Наука, 2002. 456 с.
2. Руденко Л. Л. Организация работы руководителя туристской группы. Владивосток: ДВГАЭУ, 1997.
3. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. Киев, 2004.
4. Якунина Ю.А. Проблемы эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» // Идеи, гипотезы, поиск...: сб. ст. по материалам 7-й науч. конф. аспирантов и молод. исследователей Северного междунар. унта. Секция «Педагогика. Психология». Магадан: СМУ, 2000. С. 42-44.