Научная статья на тему 'Содержание и требования к профессиональной подготовке студентов в сфере спортивно-оздоровительного туризма'

Содержание и требования к профессиональной подготовке студентов в сфере спортивно-оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОЛЖНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

В статье обобщен накопленный опыт и раскрыты подходы по составлению содержания образовательных программ в сфере спортивно-оздоровительного туризма. Обоснованы недостатки разработанности требований к квалификациям основных должностей работников сферы спортивно-оздоровительного туризма. В работе представлена классификация групп профессий для сферы спортивно-оздоровительного туризма составленная на основе Общероссийского классификатора должностей работников. Определены виды учреждений профессиональной деятельности, обеспечивающих рабочие места для трудоустройства будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму, а также охарактеризованы направления трудовой деятельности при выполнении функциональных обязанностей сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and requirements to professional education in sports and recreation tourism sphere

The article has summarized the experience and explained approaches to compiling training programs in sports and recreation tourism. The work has proved insufficiently developed requirements to qualification of employees on key positions in sports and recreation tourism. The article presents the classification for occupation of professional groups in sports and recreation tourism based on the All-Russian Classifier of Jobs. The research has identified the kinds of career institutions that provide the jobs for hiring the future professionals in sports and recreation tourism, describing also the directions for the working activity when processionals perform their job functions.

Текст научной работы на тему «Содержание и требования к профессиональной подготовке студентов в сфере спортивно-оздоровительного туризма»

УДК 796.071+796.5

СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье обобщен накопленный опыт и раскрыты подходы по составлению содержания образовательных программ в сфере спортивно-оздоровительного туризма. Обоснованы недостатки разработанности требований к квалификациям основных должностей работников сферы спортивно-оздоровительного туризма. В работе представлена классификация групп профессий для сферы спортивно-оздоровительного туризма составленная на основе Общероссийского классификатора должностей работников. Определены виды учреждений профессиональной деятельности, обеспечивающих рабочие места для трудоустройства будущих специалистов по спортивнооздоровительному туризму, а также охарактеризованы направления трудовой деятельности при выполнении функциональных обязанностей сотрудников.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, спортивно-оздоровительный туризм, содержание туристского образования, должностная характеристика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p7-12

CONTENT AND REQUIREMENTS TO PROFESSIONAL EDUCATION IN SPORTS AND RECREATION TOURISM SPHERE

Olga Vladimirovna Alexeeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article has summarized the experience and explained approaches to compiling training programs in sports and recreation tourism. The work has proved insufficiently developed requirements to qualification of employees on key positions in sports and recreation tourism. The article presents the classification for occupation of professional groups in sports and recreation tourism based on the All-Russian Classifier of Jobs. The research has identified the kinds of career institutions that provide the jobs for hiring the future professionals in sports and recreation tourism, describing also the directions for the working activity when processionals perform their job functions.

Keywords: professional education, sports and recreation tourism, content of education in tourism, work-related characteristics.

В международной практике специальности в туризме и спорте классифицируются: по секторам (туристско-спортивный центр; спортивные государственные органы; региональные туристские организации; средства размещения и др.), рабочим функциям (формирование туристского продукта, продвижение и сбыт, информация для посетителей и др.), уровню деятельности (генеральный менеджер, менеджер направления, супервайзер, сотрудник, советник, консультант и др.). Учебная программа выглядит в виде системы, которая образована из специальных, ориентированных на отрасль туризма и спорта разделов широкого круга общих курсов и дисциплин. В содержание программы включены: контроль качества; эффективность коммуникации; управление человеческими ресурсами в туризме и спорте; стратегическое планирование; стратегический маркетинг; и многое другое [2].

За годы развития профессиональной подготовки в вузах нашей страны для сферы спортивно-оздоровительного туризма была проделана немалая работа по созданию стандартов, образовательных программ, корректировки учебных планов и рабочих программ

по дисциплинам. В различных вузах России подготовка кадров по спортивнооздоровительному туризму велась в различных специальностях, таким как: «Физическая культура и спорт», «Безопасность и жизнедеятельность», «Менеджмент организации», «Экономика предприятия» и др. До 2002 г. образовательные учреждения самостоятельно определяли содержание подготовки. В учебные планы включали дисциплины: спортивный туризм, рекреационно-спортивные потребности, динамику сил человека в сфере отдыха, спорта и досуга, методику обслуживания туристов спортивно-зрелищных мероприятий, организацию спортивно-оздоровительной деятельности. В Перечне направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки РФ, отсутствовали стандарты туристских специальностей.

В ходе перестройки туристской отрасли происходит и изменение к содержанию основных требований к специалистам. Поэтому, наблюдается зависимость запросов специализаций туристских предприятий, а также типов территориальной организации туристской деятельности. В структуре профессии по спортивно-оздоровительному туризму начинает учитываться квалификация к кадрам, требуемая в соответствии с технологическими и методическими функциями по разрядам и должностям.

На основе проекта Европейского союза ТАСИС «Укрепление учебной базы для индустрии туризма» в 1999 году А.А. Федулиным, М.А. Морозовым были разработаны квалификационные требования к специалистам туристского бизнеса. По мере расширения сектора туристских услуг и различных категорий специалистов в области туризма выявились уровни профессиональной подготовки и специфические требования к кадрам, которые были конкретизированы: уметь работать с клиентами; знать иностранные языки; уметь организовывать работу офиса, систематизировано работать со служебными документами; знать экономику туризма, ассортимент туристских, гостиничных и ресторанных услуг и продукции; знать и уметь применять методы маркетинга, методики продаж и продвижения туристского продукта; уметь планировать маршруты; владеть информационными технологиями [5].

С появлением Концепции о модернизации российского образования на период до 2010 года определяются основные принципы образовательной политики России. Однако в данный момент профессиональное образование не решает проблему кадрового пополнения рынка труда, что обусловлено новыми требованиями к уровню квалификации работников. В связи с этим предлагается обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при предоставлении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Начиная с 2001 г. разрабатываются новые стандарты и программы туристского образования. В данный период развития профессиональной подготовки, учитывалось: во-первых, формирование общей подготовки, во-вторых, специальная подготовка включала виды трудовой деятельности.

Несмотря на это, возникала необходимость создания целостной образовательной программы, обеспечивающей фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности, т.е. установления связи между теоретической и практической составляющими подготовки будущего специалиста. Поэтому в структуре содержания стандартов второго поколения по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» были разработаны дидактические единицы. На основании обозначенного порядка формирования образовательной программы высшего учебного заведения определялись конечные цели, которые могут быть достигнуты в ходе обучения и воспитания.

Разработанный ранее в 1997 г. проект Государственного образовательного стандарта (ГОС) «Рекреация и туризм», обеспечивал общеобразовательную, профессиональную подготовку и повышение профессионального уровня. Кроме того, были введены:

специальный блок дисциплин, региональный вузовский компонент, дисциплины по выбору и дисциплины специализации. Данный проект являлся предшественником стандарта специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», который в дальнейшем утверждался в 2002 и в 2005 гг. Однако стандарт не в полной мере отвечал современным требованиям Болонского соглашения [4].

Присоединение России к Болонской декларации способствовало активизации деятельности, целью которой являлась организация системы отечественного высшего профессионального образования, при этом особое внимание уделялось формированию профессиональной компетентности. Переход вузов России на двухуровневую систему подготовки выпускников (бакалавров и магистров) позволяет применять новые подходы к формированию ФГОС ВПО, заложенные в стандартах третьего поколения. Учет усвоенных студентами знаний осуществляется в кредитных единицах, которые измеряются во время обучения по плану модульных учебных программ.

С учетом интеграции России с европейским образовательным пространством высшая школа должна сотрудничать с работодателями и определить общие компетенции бакалавра, магистра, специалиста, сформировать требования к их профессиональной подготовке с учетом мировых тенденций. Адекватной реакцией на изменение социального заказа стало появление учебных планов и программ с гибкой структурой и новыми образовательными технологиями [1], ориентированными на индивидуальные запросы абитуриентов и их родителей, а также на потребности рынка труда [2, 7, 8].

На основе этого, учитывая практические рекомендации письма Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13, разъясняющие порядок формирования образовательных программ высшего учебного заведения и государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям, возникла необходимость создания образовательной программы в сфере спортивно-оздоровительного туризма.

Многие ученые считают, что в число первоочередных задач разработки стандарта входит определение типовых модулей в программах ВПО и описание их компетенций в зачетных единицах. При этом в содержание ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» были включены виды, объект и область профессиональной деятельности. Составление нового стандарта позволило осуществлять учебное планирование на основе модульной организации образования, внедрения в процесс подготовки современных информационных технологий и создания национального депозитария учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Кроме того, анализ образовательных программ третьего поколения показал, что в соответствии с многоступенчатой системой образования «бакалавр - магистр - специалист» для сферы спортивно-оздоровительного туризма не разработаны.

Анализ справочника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на предприятиях потребительского рынка и услуг позволил выявить профессий по спортивно-оздоровительному туризму. В соответствии с классификатором основных профессий рабочих и должностей служащих перечислим профессии, разработанные первоначально в 1996, а затем утвержденные в 2008 г., наименование которых можно применить к разряду требований спортивно-оздоровительного туризма (таблица 1).

Анализ нормативных документов показал, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 220н г., в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих даются пояснения только для должности инструктор-методист по туризму, а для остальных работников требования не разработаны.

Таблица 1

Группы профессий по спортивно-оздоровительному туризму (составлены на основе «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей и тарифных ____________________________разрядов», 2008 г.) [3]__________________________

№ п/п Группы профессий Должности

1 административно-управленческий персонал директор, начальник, менеджер по отраслям и в функциональных подразделениях

2 работники (заняты непосредственно в обслуживании) инструктор по туризму, инструктор - методист по туризму, организатор путешествий, руководитель группы, спортсмен-инструктор, старший тренер, тренер по туризму

3 профессии специальной подготовки повара, гостиничные работники, сантехники, официанты, водители и т.д.

Нами определено, что основными секторами осуществления трудовой деятельности будущего специалиста по спортивно-оздоровительному туризму будут являться: туристские базы, базы отдыха, туристские фирмы, экскурсионные бюро, производственные коллективы, общеобразовательные школы, ССУЗы, вузы, учреждения детско-юношеского туризма и спорта, санаторно-курортные учреждения, поисковоспасательные службы, МЧС, учреждения досуговой деятельности, государственные учреждения физической культуры и спорта.

Установлено, что не определены виды трудовых операций, которые обеспечат выполнение функциональных обязанностей специалиста работающего в турфирме. Ниже представлена характеристика направлений трудовой деятельности и операций для сотрудников турфирмы (таблица 2).

Таблица 2

Примерная характеристика направлений трудовой деятельности в турфирме

Направление трудовой деятельности Виды трудовых операций Задачи, решаемые средствами ФГОС ВПО «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

Планирование туристских маршрутов этапы планирования маршрута, программ. Классификация маршрутов, программ обслуживания. Составление технологической документации на маршруты, программы (графики, сведения, информация) формирование умений по технологии планирования маршрутов, программ, туров. Проектирование туристских услуг, составление технологической документации

Принятие решения составление планов по управлению программами, маршрутами и туристами. Разработка тактических и технических приемов для организации туристов, самоорганизация руководителя. Организация групп в экстремальных условиях формирование умений по составлению графиков движения, планов походов, организаций, подготовки и проведения походов, маршрутов, туров, туристов. Уметь планировать тактические, технические, логистические решения по организации туристов на маршруте

Работа по продаже реализация услуги «Туристский поход». Работа по телефону, прямые и косвенные продажи в офисе формирование умений и навыков по технике и методикам продаж

Прием информации проведение анкетирования населения по организации отдыха приобретение умений и навыков сбора информации и выполнения анализа проведенного исследования. Составление и предоставление информации для туристов. Использование знаний и умений в организа-

Направление трудовой деятельности Виды трудовых операций Задачи, решаемые средствами ФГОС ВПО «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

ции туристов и передачи информации о маршруте

Работа с клиентами организация, подготовка и проведение походов, программ, туров по активным видам туризма и работа с туристами на маршрутах формирование организационных умений и навыков при работе с туристами на маршруте и по обслуживанию

Организация услуги предоставление туристской услуги «Поход». Организация туристов на маршруте при обслуживании. Организация рабочего дня. формирование умений и навыков проектирования, обследования маршрутов с активными способами передвижения. Владение организационными умениями по предоставлению услуги

Контроль разработка планов по обеспечению безопасности туристов на маршруте формирование знаний и умений использования форм и методов контроля в организации туристов на маршруте и выполнение действий

ВЫВОДЫ

- выявлено, что при осуществлении профессиональной подготовки кадров по спортивно-оздоровительному туризму имеется ряд проблем в разработке требований к содержанию образовательных и профессиональных стандартов;

- установлено, что составление содержания образовательных программ претерпевал ряд изменений и требований в зависимости возникающих запросов развития сферы спортивно-оздоровительного туризма;

- определено, что нормативные документы, регулирующие область спортивнооздоровительного туризма не в полной мере характеризуют требования к видам работ специалистов профессиональной деятельности;

- разработка направлений трудовой деятельности и выполняемых операций по спортивно-оздоровительному туризму в офисе дают полное представление сотруднику о функциональных обязанностях;

- высокие требования к подготовке студентов определяют введение в учебные программы новых тем и дисциплин, а также пересмотр содержания предметов, традиционно входящих в эти программы на основе междисциплинарной интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, О.В. Профессионально-деятельностный подход к подготовке студентов по спортивно-оздоровительному туризму: теоретические основы исследования /

О.В. Алексеева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. университета, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-9793-0217-1.

2. Алексеева, О.В. Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 10-15.

3. Квартальнов, А. В. Тенденции развития профессионально-квалификационной структуры туристско-спортивного менеджмента / А.В. Квартальнов, Ю.М. Лагусев // Молодежь. Спорт. Туризм : междунар. форум. Квартальновские научные чтения, Москва, 18-20 февраля 2004 г. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 134-141.

4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов ОК 016-94. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008. - 301 с.

5. Оптимизация системы профессионального образования / под ред. М.М. Мусар-ского, А.И. Рытова ; авт. кол. : В.Н. Ахренов, Н.Б. Баранникова, В.В. Бусыгин и др. - М. :

АСОУ, 2006. - 80 с.

6. Федулин, А.А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма / А.А. Фе-дулин, М. А. Морозов. - М. : [б. и.], 1999. - 23 с.

7. Шеманаев, В.К. К вопросу определения профессионально-важных психологических качеств инструкторов-проводников спортивно-оздоровительного туризма / В.К. Шеманаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). -С. 137-142.

8. Шеманаев, В.К. Разработка профессиограммы инструктора-проводника спортивно-оздоровительного (активного) туризма / В.К. Шеманаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 188-192.

REFERENCES

1. Alexeeva, O.V. (2010), The Profession-Activity Approach to Training in Health Tourism: Research Background, publishing house of the Buryat State University, Ulan-Ude, pp. ISBN 978-5-9793-0217-1.

2. Alexeeva, O.V. (2011), “Research of students’ readiness to professional activities in sports and health tourism”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 10-15.

3. Kvartalnov, A.V. and Lagusev, Yu.M. (2004), “The Development Trends in Vocation and Qualification Structure in Tourism and Sport Management”, The Youth. Sports. Tourism: Intern. Forum, The Readings from Kvartalnov, Moscow, February 18-20, 2004, publishing house Sovietsky Sport, Moscow, pp. 134-141.

4. The National Classifier of Employee’s Occupations, Positions and Wage Categories OK 016-94, (2008), The Sib. Univ. Publishers, Novosibirsk.

5. Ahrenov, V.N., Barannikova, N.B. and Busygin, V.V. (2006), The Optimization in Professional Education, Musarskiy, M.M., Rytova, A.I (Ed.), publishing house ASOU, Moscow, Russian Federation.

6. Fedulin, A.A. and Morozov, M.A. (1999), Challenges in Tourism Training, Moscow, Russian Federation.

7. Shemanaev, V.K. (2013), “Development of Job Analysis for the Coach Guide in Health (Active) Tourism”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 188-192.

8. Shemanaev, V.K. (2012), “On Identification of Occupation-Specific Psychological Qualities for Coach Guides in Health Tourism”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 137-142.

Контактная информация: o_vtor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2013.

УДК 796.6

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ БОРЦОВ РАЗНЫХ КОНТИНЕНТОВ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор,

Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровней спортивных достижений борцов разных континентов на Олимпийских играх. Установлено, что анализ этих уровней необходим для определения динамики и перспектив развития спортивной борьбы как аргументированных доказа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.