УДК 379.851 DOI 10.22412/1999-5644-11-3-2
ПОЛИАРХИЧНОСТЬ ЗНАНИЕВОЙ КОМПОНЕНТЫ КАК ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сахарчук Елена Сергеевна*, кандидат педагогических наук, доцент, 1515303@mail.ru,
Чупанов Абдулла Хизриевич**, доктор педагогических наук, профессор, achu-68@mail.ru;
Абдулатипова Эльмира Абдулатиповна**, кандидат педагогических наук, доцент, pismo@dspu.ru;
*ФГБОУВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация;
** ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация
Модернизация профессионального образования в РФ обусловлена потребностями интенсификации инновационного экономического развития страны и необходимостью позитивных изменений в социокультурном пространстве российского общества. Согласно программным документам стратегия модернизации образования нацелена на изменения в его содержании, ресурсном обеспечении и в концептуальных установках на индивидуализацию образования, развитие и повышение уровня конкурентоспособности выпускников. Профессиональное туристское образование, под которым в данной статье понимается институциональная и структурно-содержательная целостность образовательной среды в сфере туризма, целью функционирования которой является профессиональная подготовка специалистов для российского туризма как развитая интегрированная система, представляет собой наиболее адекватный формат решения задач модернизации, так как обладает: единством отраслевой ком-петентностной основы профессионализации, возможностями реализации оптимальных траекторий непрерывного отраслевого профессионального развития обучающихся, интегрирующими факторами социально-экономического и социокультурного характера, прежде всего фактором интеграции в отраслевой профессиональной среде. Целостная среда предполагает концептуальное единство в представлении о компетентностных моделях выпускников и, в частности о знаниевой компоненте модели. Целью исследования, по результатам которого была на-писана данная статья, было выявление на примере конкретной профессии в туризме, к которой согласно целям основных образовательных программ высшего образования, готовят разные вузы, идентичности их представлений о знаниевой компоненте подготовки, а также о соответствии представлений вузов представлениям профессиональной общественности, подготовившей Проект профессионального стандарта специалиста по туризму. Объектом исследования является модель выпускника вузов в сфере профессионального туристского образования, предметом — знаниевая компонента модели и её соответствие представлениям о необходимых знаниях профессиональной общественности в туризме. В целях исследования были отобраны 15 основных образовательных программ высшего образования различных вузов, готовящих «менеджеров туризма». Образовательные программы относятся к разным направлениям подготовки («Туризм», «Менеджмент», «Сервис», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Социально-культурный сервис и туризм»); для их анализа были выделены три параметра: «результаты образования», «требования к абитуриентам», «состав знаниевой компоненты». Результаты анализа были сопоставлены с результатами качественного анализа знаниевой компоненты профессионального стандарта. Как итог проведённого сопоставительного анализа была выявлена полиархичность зна-ниевой компоненты программ, которая интерпретируется авторами статьи как проблема формирования целостной системы профессионального туристского образования и препятствие к его модернизации. В качестве путей разрешения проблемы предлагается обеспечение открытости и гласности диалога в межвузовском обсуждении компетентностных моделей выпускников профильных направле-
ний подготовки и при разработке примерных основных образовательных программ, а также экспериментальное внедрение результатов разработки и постоянный мониторинг процессов профессиональной социализации выпускников.
Ключевые слова: модернизация профессионального туристского образования, полиархичность знание-вой компоненты, целостная образовательная среда в сфере туризма
Для цитирования: Сахарчук Е.С., Чупанов А.Х., Абдулатипова Э.А. Полиархичность знаниевой компоненты как проблема модернизации профессионального туристского образования //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 3. С. 13—25.
Статья поступила в редакцию: 06.02.2017, принята к публикации: 3.07.2017.
POLYARCHY OF KNOWLEDGE COMPONENTS AS A MODERNIZATION PROBLEM OF VOCATIONAL TOURISM EDUCATION
Elena S. Sakharchuk, Cand. Sci. (Pedagogic), Associate Prof., 1515303@mail.ru Russian state university of tourism and service, Moscow, Russian Federation
AbdullaKh. Chupanov, Dr. Sci. (Pedagogic), Prof., achu-68@mail.ru Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation
El'mira A. Abdulatipova, Cand. Sci. (Pedagogic), Associate Prof., pismo@dspu.ru Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation
Modernization of vocational education in Russia is caused with the needs of intensification of innovative economic development of the country and the need for positive changes in social and cultural space of the Russian society. According to the program documents, the strategy of education modernization aims at changes of its content, resources, and conceptual installations in the education individualization, development and improvement of graduates' competitiveness. Vocational tourism education in this article refers to the institutional and structural integrity of the educational environment in the field of tourism. Its purpose is training specialists for the Russian tourism as a developed integrated system which represents the most appropriate format for the solution of problems of modernization, as it has: unity industry competence framework of profession, opportunities for implementing optimal trajectories for the continuous professional development of students, integrating the factors of social and economic as well as social and cultural character, where the first one is the factor of integration in professional environment. Integrated environment is the conceptual unity in the understanding of competence models of graduates and in particular the knowledge component of the model. The aim of the study, which results helped to write this article was to identify the identity of their ideas about the knowledge component of training, as well as on the compliance of submissions of the universities to the ideas of the professional community that created the Project of the professional standard of a specialist in tourism on the example of a particular profession in tourism, which are taught in accordance with the purposes of the main educational programs of higher education, by different universities. The object of study is the model of the graduate schools in the field of vocational tourism education, the subject knowledge component of the model and its conformity with the view of the necessary knowledge of the professional community in tourism. For the purposes of the study there were selected 15 of the basic educational programs of higher education of various universities that train "managers of tourism". The educational programs belong to different areas of training ("Tourism", "Management", "Service", "Recreation, sports and health tourism", "Social and cultural service and tourism"); for their analysis there were identified three parameters: "results of education", "requirements for applicants", "the composition of knowledge components." The results of the analysis were compared with the results of the qualitative analysis of the knowledge components of professional standard. As a result of the comparative analysis there were identified polyarchy of knowledge components of programs, which is interpreted by the authors as the problem of formation
of integral system of vocational tourism education and its modernization obstacle. As a solution the authors propose ensuring the openness and transparency of dialogue in inter-University discussion of the competence models of graduates of specialized training areas and in the development of approximate basic educational programs, and experimental implementation of the development results and regular monitoring of graduates' professional socialization processes.
Keywords: modernization of vocational tourism education, polyarchy of knowledge components, integrated educational environment in the field of tourism
For citations: Sakharchuk E.S., Chupanov A.Kh., Abdulatipova E.A., Polyarchy of knowledge components as a modernization problem of vocational tourism education. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 13—25 (In Russ).
Введение в проблематику. Задачи модернизации российской системы профессионального образования, отражённые в программных документах «Развитие науки и технологий» (2013—2020 годы), ФЦП «Развитие образования на 2016—2020 годы», «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2014), в Указе Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ» (2016), в проектах приоритетного развития: «Вузы как центры пространства создания инноваций» (2016) и «Современная цифровая образовательная среда» (2016), в качестве основных ориентиров содержат указания на необходимость:
- изменений в содержании профессионального образования, состоящих в акцентуации со-временных потребностей производственных и непроизводственных сфер экономической деятельности в инновационных технологиях, их развитии и освоении на практике [18, 19];
- оптимизации ресурсов образовательной деятельности, означающих применение следующих наиболее эффективных механизмов организации образования: сетевое взаимодействие, социально и экономически интегрированная среда профессионального образования (общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, аттестация квалификаций; базовые кафедры на предприятиях, образовательные программы по заказу предприятий и т.п.); развитая электронная среда образования и др.1 [4, 7, 16];
- формирования среды развивающего и индивидуализирующего образования, позволяющей
1 Алипханова, Ф.Н. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гу-манитарного профиля в вузе: Автореф. ... д-ра пед. н.: 13.00.08: защищена 24.06.2010. М., 2010. 41 с.
выявлять и поддерживать талантливую молодёжь, повышать уровень конкурентоспособ-но-сти российских выпускников системы профессионального образования посредством внедрения новых, имеющих вариативный характер, образовательных программ, индивидуализации образовательных траекторий, применения технологий проектного обучения [8, 11, 13].
Система государственного регулирования российского образования направлена сегодня на решение вопросов модернизации образовательной деятельности: вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты (новой редакции), регламентирующие обязательность учёта в профессиональном образовании требований профессиональных стандартов; разрабатываются нормативные акты, которые должны помочь развитию связей между образованием и экономической деятельностью; развивается и совершенствуется система контроля качества образования [3, 5, 6].
Несмотря на наметившиеся позитивные изменения, всё ещё сохраняется ряд нерешённых принципиальных вопросов, препятствующих процессу совершенствования структуры и содержания образования, оптимизации ресурсов и формирования развивающей образовательной среды в контексте актуальных задач развития. В настоящей статье речь идёт о системе профессионального туристского образования. Под профессиональным туристским образованием понимается институциональная и структурно-содержательная целостность образовательной среды в сфере туризма, целью функционирования которой является профессиональная подготовка специалистов для российского туризма (Е.С. Сахарчук) [14, 15, 17, 22, 23].
В контексте майнстрима модернизации российского образования развитая система
профессионального туристского образования характеризуется:
- единством отраслевой компетентностной основы профессионализации [14, 15, 20];
- возможностями реализации оптимальных траекторий непрерывного отраслевого профессионального развития обучающихся [1, 11];
- интегрирующими факторами социально-экономического и социокультурного характера [2, 9, 12];
- фактором субъектной ориентированности системы, обуславливающим ресурс её саморазвития [21].
Единая компетентностная отраслевая основа как платформа саморазвития системы, с одной стороны, учитывает современные кадровые потребности туризма как сферы экономической деятельности, с другой стороны, является интегрирующим инструментом формирования связей между образованием и отраслевой средой, обеспечивающих реализацию основных функций профессионального образования:
- аксиологической (функции воспроизведения и развития системы отраслевых базовых ценностей);
- образовательной (функции формирования у обучающихся системных знаний в предметной области);
- развивающей (функции формирования условий и механизмов в отраслевой образовательной среде, способствующих постоянному профессиональному и личностному развитию обучающихся);
- воспитательной (функции развития у обучающихся устойчивой системы эмоционально-ценностных и нормативно-поведенческих отношений к обществу, к отраслевой сфере деятельности и к себе);
- инновационной (функции формирования, развития, продвижения и внедрения идей, нацеленных на решение профессиональных и об-шекультурных задач нового уровня);
- экономической (функции включения результатов научно-практической деятельности среды отраслевого образования в систему экономических отношений).
Стратегия модернизации: акцентуация потребностей экономики в инновациях (в идеях и на практике), оптимизация ресурсов и формирование среды развивающего и индивидуализирующего образования, относительно профессионального туристского образования имеет, таким образом, реальные шансы реализации в
контексте его целостного отраслевого развития. На наш взгляд, целостному развитию системы препятствует комплекс вопросов, касающихся структуры образования по уровням подготовки, содержания компетентностных моделей, кадрового и материально-технического обеспечения образовательных программ и др. В этой статье мы остановимся на нескольких аспектах содержания профессионального туристского образования, а именно:
- на нерешённом вопросе о компетентност-ной модели выпускника профильного вуза (результаты обучения) и соотнесённости этой модели с востребованной моделью на рынке труда;
- вопросе по составу знаниевой и практической составляющей обучения будущих специалистов туризма;
- вопросе о требованиях к абитуриентам образовательных программ.
Охарактеризуем исходные позиции модернизации российской системы профессионального туристского образования. Субъектами системы профессионального туристского образования на учрежденческом уровне являются организации, осуществляющие законную деятельность по разработке и реализации образовательных программ (основных образовательных программ профессиональной подготовки, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки), направленных на развитие профессиональных компетенций специалистов различных квалификационных уровней в сфере туризма.
Российская система профессионального туристского образования как объект модернизации в целом характеризуется теми же проблемами, что и всё современное российское образование: проблемы корреляции содержания образовательных и профессиональных стандартов; неполное соответствие структуры и содержания образовательных программ потребностям рынка труда; не систематизированная структура образовательных ступеней; не полностью удовлетворяющий потребителей результат образования.
Приведём аргументацию. В рамках нескольких действующих образовательных стандартов: 43.03.02 «Туризм», 38.03.02 «Менеджмент» (Профиль «Менеджмент в сфере туризма и гостеприимства»), 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 51.03.03 Социально-культурная деятельность (Профиль «Менеджмент социально-культурной
деятельности»), 43.03.01 Сервис (Профиль «Социально-культурный сервис и туризм»), относящихся к различным укрупнённым группам специальностей, российскими организациями высшего образования реализуются образовательные программы, основанные на моделях компетенций, нацеленных на выполнение выпускниками этих программ одних и тех же функциональных обязанностей — обязанностей «менеджера туркомпании».
В Проекте профессионального стандарта «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» приводятся следующие трудовые функции специалиста по туризму 6-го квалификационного уровня (6-й квалификационный уровень соответствует уровню завершённого бакалавриата):
- изучение и анализ запросов клиентов (туристов);
- разработка туристских маршрутов;
- организация подготовки и сопровождения туристской группы на маршруте;
- обеспечение безопасности туристов на маршруте;
- маркетинговые исследования спроса и предложений на туристский продукт;
- формирование туристского продукта;
- продвижение туристского продукта;
- реализация туристского продукта;
- контроль реализации туристского продукта;
- оформление документов для выезда из страны;
- анализ претензий туристов к качеству обслуживания и разработка мер по их устранению;
- консультирование и информирование клиентов о состоянии рынка туристских услуг;
- организация выполнения программы туристской поездки;
- контроль качества обслуживания туристской группы.
Параметры и инструменты исследования. Проект профессионального стандарта формулирует совокупность знаний, необходимых для осуществления вышеуказанных трудовых функций. Мы систематизировали данные знания по направлениям и выявили примерное соотношение объёмов знаний по разным направлениям. Основными направлениями знаний — содержательными блоками (модулями) в соответствии с проектом стандарта являются:
- правовой модуль: законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере туризма; основы трудового, гражданского
и административного законодательства; порядок оформления договоров с поставщиками на оказание услуг по реализации турист-ских продуктов; порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров; правила оформления туристской документации (туристских путёвок, ваучеров, страховых полисов и др.); основы миграционного и таможенного законодательства РФ и межправительственные соглашения по вопросам безвизового сообщения;
- экономический модуль: конъюнктура рынка туристских продуктов; маркетинг и менеджмент в сфере туризма; теория и методика маркетинговых исследований туристских продуктов; основы теории статистики и анализа; порядок, принципы и методы определения себестоимости туристских продуктов; цены на туристские продукты и отдельные туристские и дополнительные услуги;
- научно-инструментальный модуль: методики сбора, обработки и анализа информации; методы обработки информации с использованием современных технических средств ком-муникации и связи, компьютера; правила пользования локальными и глобальными телекоммуникационными системами, электронной почтой;
- общегуманитарный модуль: история мировой и отечественной художественной культуры; социальные основы туристской индустрии;
- технологический модуль: технологии организации экскурсионных услуг; инновационные технологии организации социокультурной деятельности; методика организации и проведения туристских походов; правила составления туристских маршрутов; правила обеспечения жизнедеятельности группы во время туристского похода; правила оказания туристам первой помощи; правила ориентирования на местности; правила эксплуатации туристского оборудования; способы связи со спасательными службами; правила прохождения туристами туристских маршрутов (пеших водных, горных и др.); схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций; правила оформления документов и составления отчётов; теория и методика обеспечения безопасности участников организуемых мероприятий; терминология и аббревиатура, принятые в туристской индустрии; правила и методики формирования туристского продукта; проектирование туристских услуг; схемы работы с гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными
и др.), иными организациями; правила бронирования билетов и услуг; системы бронирования и оформления услуг; техника работы с базами данных и компьютерными системами бронирования гостиниц и других туристских услуг; стандарты по организации работы с туристами; правила страхования туристов; профессиональная этика и этикет; онлайн-системы бронирования гостиниц и других туристских услуг; гостиничная база по всему миру; особенности оформления виз, авиабилетов, страховок, трансфера в разные страны; программа и условия обслуживания туристов при проведении туров;
- коммуникационный модуль: иностранный язык, теория межличностного общения, основы психологии; конфликтология; правила приёма контрагентов и проведения переговоров; основы ведения переговоров, деловой переписки;
- географический модуль: история, культура и география региона; санитарно-эпидемиологическое состояние дестинации; основы топографии и ориентирования на местности; климатические и другие особенности местности; география стран мира; география России; инфраструктура и особенности туристских направлений.
Анализ Проекта профстандарта показал следующее примерное соотношение содержательных блоков (модулей), необходимых для овладения шестым квалификационным уровнем:
- правовой — 12%;
- экономический — 9%;
- научно-инструментальный — 5%;
- общегуманитарный — 3%;
- технологический — 40%;
- коммуникационный — 16%;
- географический — 12%.
Результаты анализа отражены на рис. 1. Наибольший объем в знаниевой подготовке специалистов туризма шестого квалификационного уровня занимает технологический модуль, представленный, в основном, методиками и правилами осуществления профессиональной деятельности, связанной с проектированием, продвижением, реализацией и предоставлением туристских услуг и продуктов. Существенное значение (в соответствии с Проектом стандарта) для менеджера туризма имеет его компетентность в области поддержания коммуникации; в незначительно меньшей степени существенны знания географии, законов и подзаконных актов; экономических дисциплин.
Результаты исследования образовательных программ. Обратимся к основным образовательным программам высшего образования, декларирующим подготовку «менеджеров туризма» — «специалиста по туризму» 6-го квалификационного уровня в соответствии с проанализированным выше Проектом профессионального стандарта.
В таблицах 1—5 отражены результаты анализа нескольких направлений подготовки (относящихся, как было сказано выше, к разным укрупнённым группам). Анализ проводился на
Рис. 1. Объемы содержательных блоков знаниевой компоненты модели специалиста по туризму (Проект профессионального стандарта)
Fig. 1. The content units' volume of the knowledge components for the model of a specialist in tourism (Professional standard project)
Таблица 1
Результаты анализа образовательных программ уровня бакалавриата (в сфере туризма): направление подготовки «Туризм»
Table 1
The results of the analysis of bachelor's degree programs (in tourism): direction of training "Tourism"
Результаты образовательной деятельности Дисциплины (модули) учебного плана
ООП 43.03.02 «Туризм». Вступительные испытания: Русский язык; История; Обществознание; дополнительных вступительных испытаний не проводится
Компетенции выпускника, связанные: - с распределением функций и организацией работы исполнителей в организациях и на предприятиях туризма; - принятием оперативных управленческих решений в области туристской деятельности; - расчётом и оценкой затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью их рационализации; - обеспечением стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; - организацией процесса обслуживания потребителей и (или) туристов и др. 1. Гуманитарные дисциплины (психология профессионального общения; иностранные языки и др.), около 18%. 2. Экономические дисциплины (экономика, маркетинг, менеджмент, статистика, бизнес-проектирование и др.), около 20%. 3. Технологические дисциплины (технология и организация туристской деятельности, туристско-рекреационное проектирование и др.), около 39%. 4. Географические дисциплины (география, география туризма, ресурсоведение туризма и др.), около 15%. 5. Другие - 8%.
основе основных образовательных программ государственных вузов различной направленности (экономической, культуры, туризма, спорта и др.). Всего было проанализировано 15 программ по пяти направлениям подготовки.
В качестве параметров анализа были определены: декларируемые результаты образовательной деятельности, дисциплины (модули) учебного плана, вступительные испытания (для абитуриентов).
Целью анализа было исследовать характер корреляции содержания образовательных программ и требований рынка труда на примере функций «менеджера туризма» («специалист по туризму»). В таблице 1 систематизированы результаты анализа основной образовательной программы «Туризм» (бакалавриат, год набора 2016 г.).
Как видно из данных, систематизированных в таблице 1, знаниевая составляющая учебного плана ООП «Туризм» в целом пропорционально соответствует модели знаниевой составляющей в соответствии с Проектом профессионального стандарта; отличается в сторону увеличения по сравнению с Профстандартом только экономический модуль.
1. Технологический модуль: ООП — 39%, Профстандарт — 40%.
2. Географический модуль: ООП — 15%, Профстандарт — 12%.
3. Гуманитарные дисциплины: ООП — 18%, Профстандарт — 19% (Коммуникационный модуль, Общегуманитарный модуль).
4. Экономический модуль: ООП — 20%, Профстандарт — 9%.
В таблице 2 систематизированы данные по основной образовательной программе высшего образования «Менеджмент» (Профиль «Менеджмент в сфере туризма и гостеприимства») (набор 2016 г.).
Как видно из данных, систематизированных в таблице 2, знаниевая составляющая учебного плана ООП «Менеджмент» не вполне соответствует модели знаниевой состав-ляющей в соответствии с Проектом профессионального стандарта.
1. Технологический модуль: ООП — 19%, Профстандарт — 40%.
2. Географический модуль: ООП — 9%, Профстандарт — 12%.
3. Гуманитарные дисциплины: ООП — 16%, Профстандарт — 19% (Коммуникацион-ный модуль, Общегуманитарный модуль).
4. Экономический модуль: ООП — 48%, Профстандарт — 9%.
Технологический модуль охарактеризованной выше ООП почти в два раза меньше по объёму, чем в Проекте профстандарта; в то время как экономический модуль, напротив, превышает требуемый объем более чем в четыре раза.
Таблица 2
Результаты анализа образовательных программ уровня бакалавриата (в сфере туризма): направление подготовки «Менеджмент»
Table 2
The results of the analysis of bachelor's degree programs (in tourism): direction of training "Management"
Результаты образовательной деятельности Дисциплины (модули) учебного плана
ООП 38.03.02 Менеджмент. Вступительные испытания: Русский язык; Математика (профильная); Обществознание; дополнительных вступительных испытаний не проводится
Компетенции выпускника, связанные: - с участием в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации туризма и их подразделений; - формированием организационной и управленческой структуры организаций туризма; - организацией работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ в туризме и др. 1. Гуманитарные дисциплины (психология профессионального общения; иностранные языки и др.), около 16%. 2. Экономические дисциплины (экономика, маркетинг, менеджмент, статистика, бизнес-проектирование и др.), около 48%. 3. Технологические дисциплины (технология и организация туристской деятельности, индустрия туризма в России и за рубежом и др.), около 19%. 4. Географические дисциплины (ресурсоведение, география туризма) около 9%. 5. Другие - 8%.
Очевидно, что несмотря на условность представленных пропорций, в знаниевом поле выпускника вероятны пробелы, связанные с недостаточно глубоким знакомством с технологическими процессами и их особенностями в туризме. Обращает на себя внимание также проблема меньшего, чем требуется, объёма знаний по географии и в области коммуникаций. Приведённые в таблице 2 характеристики функций выпускника программы также не вполне охватывают диапазон задач 6-го квалификационного уровня Проекта профессионального стандарта.
В таблице 3 систематизированы данные по основной образовательной программе высшего образования 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (Бакалавриат) (профиль «Менеджмент в сфере рекреации и туризма») (набор 2016 г.).
Как видно из данных, систематизированных в таблице 3, знаниевая составляющая учебного плана ООП «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» не вполне соответствует модели знаниевой составляющей в соответствии с Проектом профессионального стандарта.
1. Технологический модуль: ООП — 14%, Профстандарт — 40%.
2. Географический модуль: ООП — 3%, Профстандарт — 12%.
3. Гуманитарные дисциплины: ООП — 28%, Профстандарт — 19% (Коммуникационный модуль, Общегуманитарный модуль).
4. Экономический модуль: ООП — 9%, Профстандарт — 9%.
Более трети всех дисциплин составляют медицинские и спортивные дисциплины, что вполне логично в контексте направленности программы (рекреация), однако в целом декларируемые результаты обучения, заключающиеся в реализации различных техноло-гий туроператорской и турагентской деятельности, не вполне отражены в дисциплинарном ряде.
В таблице 4 систематизированы данные по основной образовательной программе высшего образования 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (Бакалавриат) (Профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности») (набор 2016 г.).
Как видно из данных, систематизированных в таблице 4, знаниевая составляющая учебного плана ООП «Социально-культурная деятельность» не вполне соответствует модели знани-евой составляющей в соответствии с Проектом профессионального стандарта «Специалист по туризму»:
1. Технологический модуль: ООП — 31%, Профстандарт — 40%;
2. Географический модуль: ООП — 0%, Профстандарт — 12%;
3. Гуманитарные дисциплины: ООП — 30%, Профстандарт — 19% (Коммуникационный модуль, Общегуманитарный модуль);
4. Экономический модуль: ООП — 15%, Профстандарт — 9%.
Таблица 3
Результаты анализа образовательных программ уровня бакалавриата (в сфере туризма): направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Table 3
The results of the analysis of bachelor's degree programs (in tourism): direction of training "Recreation, sports and health tourism"
Результаты образовательной деятельности Дисциплины (модули) учебного плана
ООП 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (Бакалавриат) (Профиль «Менеджмент в сфере рекреации и туризма»). Вступительные испытания: Русский язык; Биология; Физика; дополнительных вступительных испытаний не проводится.
Компетенции выпускника, связанные: - с реализацией технологии турагентской и туроператорской деятельности; - организацией и обеспечением контроля качества оказываемых туристско-рекреационных услуг; - практическим осуществлением маркетинга и реализацией техники продаж туристских и рекреационных услуг; - работой с финансово-хозяйственной документацией в сфере рекреации, санаторно-курортного комплекса и туризма; - конструированием и продвижением туристско-оздо-ровительного продукта и циклов обслуживания туристов; - другие. 1. Гуманитарные дисциплины (социология, психология, культурология, история и др.), около 28%. 2. Экономические дисциплины (экономика и рекреация туризма, маркетинг рекреации и туризма, менеджмент рекреации и туризма и др.), около 9%. 3. Технологические дисциплины (экскурсоведение, турин-форматика, технологии массовых туристских мероприятий, анимация в туризме, делопроизводство в туризме, туристская песня и др.), около 14%. 4. Географические дисциплины (география рекреационных систем и туризма), около 3%. 5. Медицинские дисциплины (рекреалогия, курортология и др.), около 20%. 6. Спортивные дисциплины, около 18%. 7. Другие - 8%.
Таблица 4
Результаты анализа образовательных программ уровня бакалавриата (в сфере туризма): направление подготовки «Социально-культурная деятельность»
Table 4
The results of the analysis of bachelor s degree programs (in tourism): direction of training "Social and cultural activities"
Результаты образовательной деятельности Дисциплины (модули) учебного плана
ООП 43.03.01 Сервис (Бакалавриат) (Профиль «Социально-культурный сервис и туризм»). Вступительные испытания: Русский язык; Математика (профильная); Обществознание; дополнительных вступительных испытаний не проводится
Компетенции выпускника, связанные: - с организационно-управленческой деятельностью в СКС и туризме; - участием в планировании деятельности предприятия СКС и туризма; - участием в организации контактной зоны для обслуживания потребителей; - участием в организационно-управленческой деятельности предприятия сервиса, формировании клиентурных отношений; - выбором оптимальных процессов сервиса, соответствующего запросам потребителя, организация процесса предоставления услуги потребителю, в том числе с учётом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений; - и другие. Гуманитарные дисциплины (культурология, иностранные языки, конфликтология, русский язык и культура речи, сервисная деятельность, психология, педагогика и др.), около 35%; 2.Экономические дисциплины (экономика, менеджмент, налоги и налогообложение, маркетинг и др.), около 11%; 3. Технологические дисциплины (сервис в санаторно-курортных комплексах, социокультурное проектирование, ресторанный сервис и др.), около 34%; 4. Географические дисциплины (география туризма, краеведение), 3%; 5. Естественно-научные дисциплины (математика, информатика, концепции современного естествознания и др.), около 11%; 6. Другие - 6%.
Таблица 5
Результаты анализа образовательных программ уровня бакалавриата (в сфере туризма): направление подготовки 43.03.01 Сервис (Бакалавриат) (Профиль «Социально-культурный сервис и туризм»)
Table 5
The results of the analysis of bachelor S degree programs (in tourism): direction of training "Service" (bachelor's
degree), (Type of training «Social and cultural service and tourism»)
Результаты образовательной деятельности Дисциплины (модули) учебного плана
ООП 43.03.01 Сервис (Бакалавриат) (Профиль «Социально-культурный сервис и туризм»). Вступительные испытания: Русский язык; Математика (профильная); Обществознание; дополнительных вступительных испытаний не проводится
Компетенции выпускника, связанные: - с организационно-управленческой деятельностью в СКС и туризме; - участием в планировании деятельности предприятия СКС и туризма; - участием в организации контактной зоны для обслуживания потребителей; - участием в организационно-управленческой деятельности предприятия сервиса, формировании клиентурных отношений; - выбором оптимальных процессов сервиса, соответствующего запросам потребителя, организация процесса предоставления услуги потребителю, в том числе с учётом социальной политики государства, развитие клиентурных отношений; - и другие. 1. Гуманитарные дисциплины (культурология, иностранные языки, конфликтология, русский язык и культура речи, сервисная деятельность, психология, педагогика и др.), около 35%; 2. Экономические дисциплины (экономика, менеджмент, налоги и налогообложение, маркетинг и др.) около 11%; 3. Технологические дисциплины (сервис в санаторно-курортных комплексах, социокультурное проектирование, ресторанный сервис и др.), около 34%; 4. Географические дисциплины (география туризма, краеведение), 3%; 5. Естественно-научные дисциплины (математика, информатика, концепции современного естествознания и др.), около 11%; 6. Другие - 6%.
Обращает на себя внимание отсутствие дисциплин географического и ресурсоведческо-го направления, а также блока дисциплин, связанных с нормативно-правовым обеспечением рекреационной деятельности.
В таблице 5 систематизированы данные по основной образовательной программе высшего образования 43.03.01 Сервис (Бакалавриат) (Профиль «Социально-культурный сервис и туризм») (набор 2016 г.). Как видно из данных, систематизированных в таблице 5, знаниевая составляющая учебного плана ООП «Социально-культурная деятельность» не вполне соответствует модели знаниевой составляющей в соответствии с Проектом профессионального стандарта «Специалист по туризму»:
1. Технологический модуль: ООП — 34%, Профстандарт — 40%;
2. Географический модуль: ООП — 3%, Профстандарт — 12%;
3. Гуманитарные дисциплины: ООП — 35%, Профстандарт — 19% (Коммуникационный модуль, Общегуманитарный модуль);
4. Экономический модуль: ООП — 11%, Профстандарт — 9%.
В сравнении с требованиями Проекта профстандарта специалиста по туризму существенно меньше в знаниевой компоненте образовательной программы представлены географические дисциплины; технологические дисциплины также в меньшем объеме; гуманитарные, напротив, превышают объёмы стандарта почти в два раза.
Основные выводы по результатам исследования. Результаты анализа, приведённые в таблицах 1—5, позволяют сделать вывод о том, что у образовательных организаций, реализующих профильные программы в сфере туризма, отсутствуют единые, соотнесённые с содержанием профессиональных стандартов, представления о структуре знаниевой компоненты, обеспечивающей формирование компетенций специалиста в туризме, в частности, профессии менеджера предприятия туризма (специалиста по туризму, согласно Проекту стандарта). Отсутствие корреляции образовательных программ с содержанием профессиональных стандартов
позволяют сделать вывод об отсутствии реальных инструментов имплементации в образовательных программах отраслевого содержания, что и приводит к формированию «искусственной», непрактикоориентированной образовательной среды, формируемой, исходя из целей и возможностей непосредственно реализующих программы образовательных организаций.
Не сложилось также единого представления о «входных» требованиях образовательных программ (мы видим по результатам анализа, что вступительные ЕГЭ различны).
Различное толкование знаниевой составляющей компетентностных моделей выпускников вузов в сфере туризма обусловливает в свою очередь следующие проблемы:
— проблемы потребителей результатов образовательной деятельности при трудоустройстве выпускников: работодатель в сфере туризма все время оказывается в ситуации адаптационных трудностей на разных этапах профессионализации молодых специалистов, так как все они выпускались по разным стандартам и программам;
— проблемы профессиональной интериори-зации обучающихся выпускников: выпускники образовательных учреждений туристского профиля не удовлетворены качеством своего образования, часто вынуждены перепрофилизировать-ся, испытывают трудности при поиске работы; складывается парадоксальная ситуация, когда работодатель, например, предпочитает брать на работу вчерашнего школьника — выпускника трёхмесячных курсов дополнительного образования, организованных самим работодателем, а не бакалавра (специалиста) туризма, обучавшегося профессии в течение четрыех-пяти лет;
— проблемы развития образовательных траекторий: бессистемность в множественности реализуемых программ приводит к формированию препятствий в вертикальной преемственности
образовательных ступеней. Стратегия модернизации: акцентуация потребностей экономики в инновациях (в идеях и на практике), оптимизация ресурсов и формирование среды развивающего и индивидуализирующего образования, относительно профессионального туристского образования имеет, таким образом, реальные шансы реализации в контексте его целостного отраслевого развития.
Резюмируем. Целостное отраслевое развитие системы профессионального туристского образования, являясь одним из основных факторов реализации механизмов его модернизации (акцентуации потребностей экономики в инновациях (в идеях и на практике), оптимизации ресурсов, формирование среды развивающего и индивидуализирующего образования) сталкивается в настоящее время с проблемой полиар-хического характера представлений о структуре знаниевой компоненты, обеспечивающей формирование компетенций специалиста в туризме. Выявление данной проблемы является, на наш взгляд, одним из условий эффективной реализации намеченной стратегии развития профессионального образования. В качестве основных мер для разрешения проблемы полиархичности зна-ниевой компоненты профессионального туристского образования представляется необходимым обеспечение открытости и гласности диалога в межвузовском обсуждении компетентностных моделей выпускников профильных направлений подготовки и при разработке примерных основных образовательных программ (в контексте внедрения новых ФГОС), экспериментальное внедрение результатов разработки в формате лонгитюдных педагогических экспериментов и развитие механизмов обратной связи с постоянным мо-ниторингом процессов профессиональной социализации выпускников.
Литература:
1. Абдулатипова Э.А. Подготовка будущего менеджера по туризму в Республике Дагестан / Э.А. Абду-латипова, А.Х.Чупанов, Д.М. Маллаев // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 25-29.
2. Абдуразакова Д.М. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании личности / Д.М. Абдуразакова, М.Г. Мустафаева, Ф.М. Мустафаев. // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (87). С. 61-65.
3. Алиева Б.Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия реализации социального партнерства в социокультурном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Вестник Университета ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления (ГУУ)». 2015. № 8. С. 256-262.
4. Алижанова Х.А., Гаджимурадова Р.Т. Методологические основы, стратегия, цели и основные задачи профильного обучения. 2016. Вып. 1. Том 22. С. 14—16.
5. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6—8.
6. Балыхин Г.А., Радько С.Г., Балыхин М.Г. Развитие трудового потенциала на основе компетентностного подхода // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2015. № 5 (358). С. 12-18.
7. Везиров Т.Г., Захарова О.А. Виртуальная информационно-образовательная среда как инструментальное средство поддержки профессионального обучения в системе интеграции вузов // Известия ДГПУ. 2013. № 3 (24). С. 39-45.
8. Гаджиев Г.М., Рамазанов С.А., Маитханова К.Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательно среды // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С. 57.
9. Гаязова Э.Б., Зинурова З.Б. Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ // Вестник Казанского технологического университета. 2011. Т 386. № 22. С. 386.
10. Лагусев Ю.М. Воспитательный процесс в туристском профессиональном образовании: монография. М.: Сов. спорт, 2000. С. 73.
11. Лагусева Н.Н. О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и её результатов // Вестник РМАТ 2016. Т 1. № 1. С. 49-52.
12. Лойко О.Т., Демченко А.Р. Сравнительно-педагогические исследования систем образования России и зарубежных стран // Topical Problems of Professional Pedagogics. 2013. № 2 (10). C. 59.
13. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. № 9. 2000. С. 3-10.
14. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 8. 2014. № 3. С. 78-85.
15. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 8. 2014. № 2. С. 49-55.
16. Сахарчук Е.С. Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма /Е.С. Сахарчук, ТВ. Харитонова, С.В. Ильке-вич, П. Штремберг // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 4 (8). С. 31-36.
17. Сахарчук Е.С. Структура модели образования в сфере туризма: теоретическое обоснование // Вестник Ассоциации вузов туризма. Т 9. 2015. № 2 (10). С. 34-43.
18. Третьякова Т.Н., Казанцева А.Н. Праксеологический подход к туристскому образованию // В сб.: Современные проблемы науки туриндустрии. Челябинск, 2016. С. 186-190.
19. Чупанов А.Х. Использование тренинговых технологий в подготовке будущего менеджера туризма / Э.А Абдулатипова, А.Х. Чупанов А.Х., Д.М. Маллаев // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (34). С. 22-27.
20. Чупанов А.Х., Матафонова Т.А. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 113-115.
21. Ярычев Н.У., Ильясов Д.Ф. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденции развития современной школы // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 247-255.
22. Sakharchuk E., Khanbabaeva Z., Daitov V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Pro-grams in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.52.
23. Sakharchuk E., Yudin M., Ilkevich S. The State Information Policy as a Condition for the Formation of Social Competences of the Students (Case-Study: Higher Schools of Tourism). WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30(Management, Economics, Technology & Tourism), 14.
References:
1. Abdulatipova E.A., Chupanov A.Kh., Mallaev D.M., The future tourism manager's training in the Republic of Dagestan. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 3, 2015, pp. 25—29. (In Russ).
2. Abdurazakova D.M., Mustafaeva M.G., Mustafaev F.M., The universal-civilization and specifically cultural in law consciousness of a personality. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: Psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 2 (87), 2016, pp. 61—65. (In Russ).
3. Alieva B.Sh., Rabadanov M.Kh., Pedagogical conditions of realization of social partner-ship in socio-cultural educational environment of the University. Vfestnik Universiteta FGBOU VPO «Gosudarstvennyi universitet Upravleniya (GUU)», no. 8, 2015, pp. 256-262. (In Russ).
4. Alizhanova, Kh.A., Gadzhimuradova, R.T., The methodological framework, strategy, ob-jectives and goals of specialized education. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, no. 1, vol. 11, 2016, pp. 14-16. (In Russ).
5. Asmolov A.G., Modern Challenges and Perspectives of Professional Development in the World of Education. Obrazovatel'naya panorama, no. 1 (5), 2016, pp. 6-8. (In Russ).
6. Balykhin G.A., Rad ko S.G., Balykhin M.G., Development of Labor Potential on the Ba-sis of CompetenceApproach. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Tekhnologiya tekstil'noi promyshlennosti, no. 5 (358), 2015, pp. 12-18. (In Russ).
7. Vezirov T.G., Zakharova O.A., Virtual information-educational environment as a tool to support the professional training in the system of universities integration. Izvestiya DPGU, no. 3 (24), 2013, pp. 39-45. (In Russ).
8. Gadzhiev G.M., Ramazanov S.A., MaitkhanovaK.D., The graduates' employment as an indicator ofthe educational environment efficiency. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 1, 2015, p. 57. (In Russ).
9. Gayazova E.B., Zinurova Z.B., Variation of national models of two-level training: com-parative analysis. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 22, vol. 386, 2011, p. 386. (In Russ).
10. Lagusev Yu.M., Educational process in tourism professional education: monograph. Moscow: Sov. sport, 2000, pp. 73. (In Russ).
11. Laguseva N.N., Formation of innovative system of evaluation of education activities and it's results. Vestnik RMAT no. 1, vol. 1, 2016, pp. 49-52. (In Russ).
12. Loiko O.T., Demchenko A.R., Comparative study of teaching education systems of Rus-sia and foreing countries. Topical Problems of Professional Pedagogics, no. 2 (10), 2013, pp. 59. (In Russ).
13. NovikovA.M., Problems of humanization ofvocational education. Pedagogika, no. 9, 2000, pp. 3-10. (In Russ).
14. Sakharchuk E.S., Tourist-industry personnel training: an analysis of non-Russian training models. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma, no. 3, vol. 8, 2014, pp. 78-85. (In Russ).
15. Sakharchuk E.S., Fedulin A.A., Moscow regional education cluster in tourism and service. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma, no. 2, vol. 8, 2014, pp.49-55. (In Russ).
16. Sakharchuk E.S., Kharitonova T.V., Ilkevich S.V., Shtromberg P., Contemporary approaches to curriculum optimization for the educational programs of the academic bache-lor in tourism. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma, no. 4 (8), vol. 8, 2014, pp. 31-36. (In Russ).
17. Sakharchuk E.S., The structure of the educational model in the tourism: a theoretical basis. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma, no. 2 (10), vol. 9, 2014, pp. 34-43. (In Russ).
18. Tretyakova T.N., Kazantseva A.N., Praxiological approach to tourism education. Modern problems of science of the tourism industry. Chelyabinsk, 2016, pp. 186-190. (In Russ).
19. Chupanov A.Kh., Abdulatipova E.A., Mallaev D.M., Using the training technologies during the future tourism manager's training. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 1 (34), 2016, pp. 22-27. (In Russ).
20. Chupanov A.Kh., Matafonova T.A., Model of formation of professional competence of future experts of a tourist profile in the conditions of the information educational envi-ronment. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, no. 1 (44), 2014, pp. 113—115. (In Russ).
21. Yarychev N.U., Ilyasov D.F., The concept of the learning organization in the reflection of the tendencies of modern school development. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 4, 2011, pp. 247—255. (In Russ).
22. Sakharchuk E., Khanbabaeva Z., Daitov V., Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication), 2013, pp. 305-308. ISSN 1818-4952, DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.52.
23. Sakharchuk, E., Yudin, M., Ilkevich, S., The State Information Policy as a Condition for the Formation of Social Competences ofthe Students (Case-Study: Higher Schools of Tourism). WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL, Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 2014.