Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника'

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СЕМЬЯ / ШКОЛЬНИК / СОТРУДНИЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторянская Татьяна Валентиновна

В статье представлены результаты анализа сущности сотрудничества как психолого-педагогической проблемы и формирования профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимо сотрудничество с семьей с использованием традиционных и инновационных форм работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника»

взрослыми в школе; комфортное самочувствие, преобладающее положительное настроение; быстрое переживание социального стресса;

в личностно-самооценочной сфере: сформировалось целостное Я-представление, появились самоуважение, самопринятие, чувство собственного достоинства; умение осуществлять рефлексию и самооценку своей деятельности, принятие осознанного решения на основе критически осмысленной информации; высокий коэффициент социально-психологической адаптированности; осознание себя как члена семьи, выполнение полоролевых ожиданий в семье.

Опираясь на результаты, полученные в ходе эксперимента, мы выделили следующие педагогические условия успешной социализации воспитанников детских учреждений, замещающих семью:

1) опора на современное научное понимание сущности процесса успешной социализации и учет социально-педагогических и психологических особенностей развития детей-сирот в процессе организации воспитательной и социализирующей деятельности детской деревни семейного типа;

2)реализация комплексной социально-педагогической диагностики, методики коррекции и развития позитивного социального опыта воспитанников с учетом принципов социально-педагогической деятельности;

УДК 37.013.42

3) поэтапное формирование и соблюдение приемственности компонентов, критериев и показателей успешной полоролевой, семейной и профессиональной социализации воспитанников.

Проведенное исследование не претендует на полноту изучения проблем деятельности детской деревни. В дальнейшем изучении нуждается проблема формирования родственных связей, разработка развивающих занятий с детьми разного возраста в одной группе, подготовка воспитателей детских деревень к работе с социальными сиротами.

Примечания

1 См.: Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Основные положения. Астана, 2007. 76 с.

2 Перспективы программ работы с воспитанниками детских домов. Алматы, 2011. С. 3.

3 См.: БайсеркеЛ., МусабековаГ. Пути выявления и учет эффективности воспитательного процесса по формированию нравственных отношений между воспитателями и воспитанниками детского дома // Поиск. 2006. № 3. С. 256-257.

4 См.: Макина Л. Особенности межличностного отношения учащихся 9-х классов в условиях проживания в детском доме // Поиск. 1999. № 4. С. 101-102.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С СЕМЬЕЙ ШКОЛЬНИКА

Т. В. Хуторянская

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты анализа сущности сотрудничества как психолого-педагогической проблемы и формирования профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Отмечается, что для обеспечения гармоничного развития личности ребенка необходимо сотрудничество с семьей с использованием традиционных и инновационных форм работы.

Ключевые слова: педагог, семья, школьник, сотрудничество, формирование профессиональной готовности студентов.

Forming of Professional Readiness of Future Teachers to the Collaboration with Family of schoolboy

Т. V. Hutoryanskaya

In the article the results of analysis of essence of collaboration are presented as a психолого-педагогической problem and essence of forming of professional readiness of future teachers to the collaboration with family of schoolboy. It is marked that for providing of harmo-

nious development of personality of child collaboration is needed with family with the use of traditional and innovative forms of work.

Key words: teacher, family, schoolboy, collaboration, forming of professional readiness of students.

Политические, экономические, социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, обусловили переоценку существовавших десятилетиями представлений о функциях образования и воспитания, взаимодействии школы и семьи. Многие годы декларировалась идея превалирующей роли общественного воспитания, в результате этого недооценивалась роль семьи. Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации российского образования на период до 2012 года», где подчеркивается исключительно важная роль взаимодействия семьи и школы в решении задач воспитания.

Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее

© Хуторянская Т. В., 2012

отношений с детьми и их родителями. Однако школа как общественный институт не может (и не должна) заменить семью, решить ее социальноэкономические и материальные проблемы, но призвана организовать продуктивные педагогические взаимоотношения с родителями своих учащихся на основе сотрудничества с семьей1.

Изучение литературы по исследуемой проблеме позволяет нам выделить следующие наиболее важные аспекты: 1) сотрудничество как психолого-педагогическая проблема; 2) формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника.

Остановимся на рассмотрении сущности сотрудничества, это понятие требует уточнения, поскольку в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к его трактовке. В ряде работ сотрудничество понимается как вид взаимодействия, обусловливающий процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их личный контакт и изменения в деятельности . В других исследованиях - как наиболее продуктивный тип поведения в конфликтных ситуациях3 совместная деятельность4, как смысл совместной деятельности5. Можно выделить общие черты исследуемого понятия: его гуманно-личностную направленность, субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, демократизацию системы взаимодействия, а также построение взаимодействия в соответствии с целями сотрудничества между субъектами совместной деятельности.

Анализ подходов к понятию «сотрудничество» позволил выявить несколько моментов, имеющих существенное значение для уточнения понятия «сотрудничество педагога с семьей»: первое независимо от трактовки всегда рассматривается в контексте совместной деятельности; не всякая совместная деятельность является сотрудничеством, а только та, что характеризуется субъект-субъектными отношениями и положительным типом взаимодействия, основанном на диалоге; сотрудничество всегда носит продуктивный характер.

Все вышесказанное позволило нам сформулировать следующее определение: сотрудничество педагога с семьей - совместная деятельность педагога, детей и родителей, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями, равенством в общении (диалогом) и партнерством, взаимным уважением и обменом определенными ценностями, формирующая сплачивающий тип взаимоотношений при совместном поиске конструктивных решений педагогических задач, связанных с организацией целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечением личностного роста его участников и развитием межличностных отношений.

В рамках решения проблемы сотрудничества остановимся на особенностях сотрудничества семьи и школы, которое может быть представлено следующими направлениями:

повышением педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

консультированием родителей педагогами и психологами;

сравнительным анализом (педагогов, родителей и психологов) актуального опыта воспитания и обучения детей;

согласованием воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

совместной выработкой наиболее адекватных (с учетом возможностей, традиций, потребностей и т. п.) методов совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Под воздействием идеи преобладающей роли школы в воспитании сложилась такая система взаимодействия школы с родителями, которая наряду с позитивным опытом имеет и негативный, последний нуждается в преодолении устаревших представлений и формировании созвучных сегодняшнему дню традиций, отношений. Издавна школа являлась центром формирования педагогической культуры родителей, а в широком смысле

- общества в целом, поскольку каждый член общества прямо или косвенно, в полном объеме или частично осуществляет воспитательные функции. Педагогическая культура определяется как составная часть общей культуры, в которой воплощен приобретенный человеком опыт воспитания детей в семье, в школе и т. д. Повышение педагогической культуры в значительной степени обусловлено содержанием тех отношений, которые существуют между семьей и школой. Приобретенный в процессе этих отношений опыт может быть использован непосредственно родителями, членами семьи нескольких поколений, одновременно дети формируются и как будущие родители6.

Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы, которое предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается мнение, что родители - это «помощники», «подсобная сила» при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе -доминирующая. Взаимодействие же предполагает, что школа и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается. Этот недостаток можно преодолеть благодаря сотрудничеству.

Полноценное сотрудничество основывается на доброжелательности, такте, уважении, вере, оптимизме, откровенности. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Естественно, и школа, и семья стремятся

86

Научный отдел

к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки еще случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение детей. Есть и такие, кто считает своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов, поэтому только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у учителей цель одна - благо детей, их полноценное

7

и гармоничное развитие .

Актуальна постановка вопроса о системе сотрудничества, при котором субъекты содействуют удовлетворению интересов друг друга на уровне «семья-школа», с учетом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей образовательного учреждения. Это сотрудничество основано на принципах:

изменения роли родителей: они - не просто помощники педагогов, а равноправные участники интеллектуального, нравственного, физического, психического развития детей. Все, что касается детей, решается с их ведома и согласия, при условии обоюдной поддержки и непосредственного участия в этом процессе;

перехода школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам сотрудничества, построенным на диалоговой основе;

осуществления на практике дифференцированного и индивидуального подходов к семьям;

систематического и целенаправленного оказания разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

установления эффективного контроля, основанного на диагностике, и совместного с семьей поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечения своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Эти принципы могут быть реализованы в апробированные традиционных и инновационных формах сотрудничества:

участие родителей в анализе результатов диагностики готовности детей к школе и соответствующих коррекционных мероприятиях по преодолению школьной дезадаптации;

контрольная для родителей: «Мой ребенок: каким я его вижу?»;

групповые и индивидуальные консультации педагогов: «Трудности учащихся и пути их преодоления»;

обучающий тренинг: «Приемы активного слушания»;

анкетирование родителей: «Мои родительские проблемы. Какой помощи в их решении я ожидаю от школы?»;

циклы лекций и бесед на тему: «Индивидуальные особенности развития и поведения ребенка»;

педагогический практикум: «Как помочь ребенку раскрыть свои способности?»;

консультация для родителей: «Как научить ребенка дружить?»;

диспут: «Почему взгляды родителей и учителей часто не совпадают?»;

опросник для родителей: «Опыт сотрудничества с учителем»;

обучающий тренинг: «Разрешение конфликтов с детьми» (с элементами проигрывания ролей);

педагогический практикум: «Трудные ситуации в школе и дома»;

обучающий тренинг: «Эффективность поощрения и наказания».

Для того чтобы процесс сотрудничества семьи и школы был эффективным, необходимо еще в вузе организовать целенаправленную профессиональную подготовку студентов к осуществлению данного вида педагогической деятельности, результатом которой было бы формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Не останавливаясь подробно на общетеоретических вопросах профессиональной подготовки, представим ее алгоритм. Первым его этапом является определение цели и задач. Цель

- формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника, которая определила следующие задачи: развитие у студентов мотивации сотрудничества; овладение технологиями сотрудничества с семьей, включая ее педагогическую поддержку.

Следующим этапом является отбор содержания учебного материала, который представлен уровнями: 1) теоретическим, 2) учебного предмета; 3) учебного материала.

На первом уровне необходимо приобретение знаний предметов психолого-педагогического цикла и теории организации сотрудничества с семьей. Практическая подготовка на этом уровне предполагает умения организовывать учебно-воспитательный процесс и сотрудничество с семьей школьника. В рамках методических умений предполагается применять на практике методики организации учебно-воспитательной работы и умение использовать технологии организации сотрудничества.

Второй уровень - учебного предмета - включает программы спецкурсов, психолого-педагоги-ческих учебных дисциплин с тематическими разделами, содержание которых позволяет готовить студентов к сотрудничеству с семьей.

Тексты, видеоматериалы, система учебных проблемных задач-ситуаций, комплекс упражнений и заданий, тренинги - все это составляет третий уровень - учебного материала.

Примером подготовки будущих педагогов к использованию инновационных форм сотруд-

Педагогическая акмеология

87

ничества с семьей могут служить следующие обучающие тренинги:

сензитивности: формирование у будущих педагогов способности к эмпатии и развитие социальной сензитивности;

разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей): выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях;

активного слушания: формирование у студентов этих навыков;

эффективности поощрения и наказания: развитие умения видеть в ребенке личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.

Такие тренинги учат студентов понимать собственные ошибки и преодолевать трудности во взаимодействии с родителями и детьми.

Еще один шаг - это организационная сторона подготовки студентов к сотрудничеству с семьей, которая связана с раскрытием механизмов данного процесса, его этапов, среди них можно выделить:

1) познавательный - формирование у студентов ориентаций в информационном поле сотрудничества с семьей;

2) действенный - приобретение технологических умений сотрудничества с семьей;

3) креативный - перенос технологических умений сотрудничества с семьей в профессиональную деятельность.

Завершающим является определение критериев готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Поскольку в настоящее время отсутствуют такие критерии, в их качестве предлагаем выделить показатели в соответствии с обозначенными этапами: когнитивно-поведенческий, функциональный и творческий.

Первый включает, с одной стороны, наличие знаний по теории и практике сотрудничества с семьей, а с другой - умения находить и анализировать информацию об этом, строить диалогическое общение, устанавливать субъект-субъектные отношения на основе сотрудничества. В функцио-

УДК 37.013.42

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУРАТОРА В ВУЗЕ

Л. Ю. Фомина

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты анализа сущности понятия «кураторство в вузе». Отмечается, что кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной

нальный показатель включены умения переносить знания о сотрудничестве в профессиональную деятельность в период педпрактики, оценивать этот процесс и корректировать его. Творческий показатель - это умение вносить элементы новизны в организацию сотрудничества с семьей.

Таким образом, формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника включает: расширение содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения студентов сотрудничеству школы и семьи; вооружение их знаниями о сущности, задачах, методологических основах сотрудничества с семьей школьника; выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.

Примечания

1 См.: Воспитательный процесс : изучение эффективности : Метод, рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М., 2000. 128 с.

2 См.: Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь : личность, образование, самообразование, профессия. М., 1998. 399 с. ; См.: Шакуров Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества : пособие для слушателей ИПК. СПб., 1994. 43 с.

3 См.: ГришинаН. В. Психология конфликта. СПб., 2000. 130 с.

4 См.: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 176 с. ; КрыловаН. Б. Культурология образования. М., 2000. 432 с.

5 См.: ШияновЕ. Н., КотоваИ. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 288 с.

6 См.: Воронов В. В. Технология воспитания : пособие для преп. вузов, студ. и учителей. М., 2000. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См.: Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание : от формирования к развитию : учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д, 2000. 192 с.

работы со студентами. Подчеркивается, что профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Ключевые слова: профессиональная роль, куратор, функциональные обязанности, вуз, студенты, типология.

© Фомина Л. Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.