Научная статья на тему 'Роль интерактивных практик в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей'

Роль интерактивных практик в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / FUTURE SCHOOL PSYCHOLOGISTS’ TRAINING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY / READINESS TO WORK WITH FAMILY / INDICATORS AND LEVELS OF FUTURE SCHOOL PSYCHOLOGISTS’ READINESS TO WORK WITH FAMILY / INTERACTIVE PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемерилова Ирина Альбертовна

Статья посвящена обоснованию использования интерактивных практик в учебном процессе в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области профессиональной подготовки обучающихся, использования методов наблюдения, опроса, экспертной оценки, тестовых испытаний. Готовность к работе с семьей охарактеризована как комплексное личностное образование. Выделены показатели и уровни готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Раскрыты содержание формирующего эксперимента и его результаты. Экспериментальным путем доказана эффективность формирования у будущих школьных психологов готовности к работе с семьей с помощью интерактивных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чемерилова Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE PRACTICES ROLE IN FORMING FUTURE SCHOOL PSYCHOLOGISTS’ READINESS TO WORK WITH THE FAMILY

The article is devoted to the substantiation of using interactive practices in educational process to form future school psychologists’ readiness to work with the family. The realization of the research tasks is achieved on the basis of the analysis of scientific literature, the generalization of advanced pedagogical experience in the field of students’ vocational training, the use of the methods of observation, questioning, expert evaluation and tests. Readiness to work with the family is characterized as comprehensive personal education. The author highlights the indicators and levels of future school psychologists’ readiness to work with the family. The content of the forming experiment and its results are revealed. The effectiveness of the formation of future school psychologists’ readiness to work with the family through interactive practices has been proved experimentally.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных практик в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-3.16

Чемерилова Ирина Альбертовна

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Статья посвящена обоснованию использования интерактивных практик в учебном процессе в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области профессиональной подготовки обучающихся, использования методов наблюдения, опроса, экспертной оценки, тестовых испытаний. Готовность к работе с семьей охарактеризована как комплексное личностное образование. Выделены показатели и уровни готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Раскрыты содержание формирующего эксперимента и его результаты. Экспериментальным путем доказана эффективность формирования у будущих школьных психологов готовности к работе с семьей с помощью интерактивных практик. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2018/3/16.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 74-77. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 378.1 Дата поступления рукописи: 24.08.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.16

Статья посвящена обоснованию использования интерактивных практик в учебном процессе в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области профессиональной подготовки обучающихся, использования методов наблюдения, опроса, экспертной оценки, тестовых испытаний. Готовность к работе с семьей охарактеризована как комплексное личностное образование. Выделены показатели и уровни готовности будущих школьных психологов к работе с семьей. Раскрыты содержание формирующего эксперимента и его результаты. Экспериментальным путем доказана эффективность формирования у будущих школьных психологов готовности к работе с семьей с помощью интерактивных практик.

Ключевые слова и фразы: подготовка будущих школьных психологов; психолого-педагогическое сопровождение семьи; готовность к работе с семьей; показатели и уровни готовности будущих школьных психологов к работе с семьей; интерактивные практики.

Чемерилова Ирина Альбертовна, к. пед. н., доцент

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары irina737983@mail. т

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

В настоящее время всё больше внимания в российском образовании уделяется роли семьи, поскольку родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Однако современные исследователи подчеркивают, что в настоящее время российская семья находится под влиянием кризисных и переходных тенденций, ее возможности выступать фактором успешной социализации ребенка пока ограничены, поэтому она сама и институт современного родительства нуждаются в дифференцированной социально-экономической и психолого-педагогической поддержке [5, с. 4]. Неслучайно Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены многочисленные формы и направления воспитания семейной культуры, семейных ценностей, социализации в рамках основных семейных ролей, сотрудничества и партнерства образовательной организации с родителями и семьей.

Поэтому актуальность исследования определяется необходимостью осмысления различных аспектов деятельности школьного психолога, в частности, его способностью осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семьи; оказывать ей помощь и поддержку, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей. Цель исследования - выявить роль интерактивных практик в формировании готовности будущих школьных психологов к работе с семьей.

Проблеме формирования у обучающихся, будущих школьных психологов, готовности к работе с семьей посвящены многочисленные исследования. Например, Г. Г. Хасанова исследовала проблему педагогического обеспечения процесса формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями. В частности, ею разработана структурно-содержательная модель формирования готовности обучающихся к работе с родителями школьников; предложены пути реализации организационно-педагогических условий ее формирования в вузе [6, с. 8]. Интересный опыт подготовки студентов к работе с родителями школьников представлен в монографии Г. Г. Альмухаметовой под редакцией Ф. А. Сайфуллина [1]. М. Г. Рахимова, И. Г. Яценко выделяют условия формирования готовности студентов, будущих педагогов-психологов, к работе с родителями [4; 8].

Среди условий формирования готовности выделены такие, как введение в образовательный процесс спецкурсов; учет региональных особенностей семейного воспитания [6]; сформированность профессионально-значимых качеств личности психолога; использование активных методов и форм обучения [7]; эмоционально-ценностное отношение к работе с родителями [3].

Анализ исследовательских работ по теме позволяет нам утверждать, что готовность будущих психологов к работе с семьей как интегративное личностное образование складывается из усвоенных и принятых личностью семейных ценностей (смыслов, идей, отношений, личностных особенностей), сформированной системы психолого-педагогических знаний, умений, компетенций, позволяющих выстраивать взаимоотношения с родителями воспитанников, транслировать семейные ценности, эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семьи, оказывать ей профессиональную помощь и поддержку.

В целях решения исследовательских задач мы разработали систему показателей уровня готовности будущих школьных психологов к работе с семьей:

- качество усвоенных профессиональных знаний и сформированных умений в области психолого-педагогического сопровождения семьи и оказания ей необходимой помощи в вопросах личностного и социального развития, воспитания обучающихся;

- сформированность профессионально значимых личностных качеств, таких, как: деликатность и тактичность, умение расположить к себе, организовать доверительное общение с родителями, высокий уровень сформированное™ конфликтологической культуры, позволяющей конструктивно разрешать спорные ситуации, что очень важно [2, с. 717];

- степень развития профессионального мышления и рефлексии;

- наличие четких представлений о трудовых функциях педагога-психолога, стремление к творческой самореализации в профессии;

- степень владения профессиональными технологиями, позволяющими решать консультационные и развивающие задачи в работе с родителями, формировать и совершенствовать их воспитательные компетенции.

В соответствии с этими показателями были разработаны следующие характеристики уровней готовности будущих школьных психологов к работе с семьями воспитанников.

Низкий уровень (недопустимый). Для него характерны слабость знаний в области психолого-педагогического сопровождения семьи, которые носят поверхностный характер, и недостаточная сформированность профессиональных умений. При анализе конкретных ситуаций наблюдается склонность к шаблонам мышления. Несформированность профессионально значимых личностных качеств, низкий уровень сформированно-сти конфликтологической культуры. Слабая степень владения технологиями, необходимыми в работе с семьей. Нет четкого представления о трудовых функциях педагога-психолога в работе с семьей. Не сформирована потребность в творческой самореализации в профессии.

Средний уровень (допустимый) подразумевает наличие прочных знаний в области психолого-педагогического сопровождения семьи, в целом сформированные профессиональные умения. Студенты имеют четкие представления о трудовых функциях педагога-психолога в работе с семьей, осознают степень подготовленности к профессиональной деятельности. При анализе конкретных ситуаций прослеживают причинно-следственные связи, предлагают верные решения. Профессионально значимые личностные качества развиты, уровень сформированности конфликтологической культуры средний. Обучающиеся владеют технологиями, позволяющими решать консультационные и развивающие задачи в работе с семьей, приемами повышения психолого-педагогической культуры родителей. Сформирована установка на проявление творчества в профессии, но пока она носит не ярко выраженный характер.

Высокий уровень (оптимальный) характеризуется ярко выраженным интересом к работе с семьей. Знания в области педагогики и психологии семейных отношений, сопровождения семьи - хорошие и отличные и носят целостный характер. Профессиональные умения сформированы. Мышление отличается самостоятельностью и творческим характером. Студенты мыслят себя в профессии, понимают ее смысл и назначение, у них сформированы рефлексивные умения. Присутствует высокий уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств и конфликтологической культуры. Характерна высокая степень владения технологиями, позволяющими решать консультационные и развивающие задачи в работе с родителями, формировать их психолого-педагогическую культуру. Активно проявляется стремление к творческому самовыражению в профессии.

Мы исходим из того, что достижению допустимого и оптимального уровней готовности будущих школьных психологов к работе с семьями воспитанников способствует использование в учебном процессе интерактивных практик, что позволяет стимулировать активность студентов на занятиях, дает возможность каждому студенту раскрыть себя в коллективном сотрудничестве в составе команды или индивидуально, проявить свои интеллектуальные и творческие способности, обеспечивает развитие их познавательной активности и самостоятельности, формирует профессиональное мышление.

Форма проведения занятий с помощью интерактивных практик заключается в организации обучения в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере заинтересованности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и делает этот процесс личностно значимым для обучаемых, обеспечивает развитие их познавательной активности и самостоятельности.

В экспериментальной работе приняли участие 85 студентов-бакалавров, обучающихся на третьем курсе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова. В состав экспериментальной группы были включены студенты групп КЗУП-24-15 и БПФ 06-15 (42 человека); в состав контрольной группы - студенты групп ЗУП 14-15 и ПФ-06-15 (43 человека).

В ходе констатирующего эксперимента был определен уровень готовности респондентов к работе с семьей. В качестве диагностического инструментария использовались: опрос студентов, тестирование, решение ситуационных задач, метод экспертной оценки.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень готовности будущих психологов к работе с семей. В экспериментальной группе низкий (недопустимый) уровень был выявлен у 54,6% респондентов, средний уровень (допустимый) - у 35,3%, высокий уровень (оптимальный) - у 10,1% обучающихся.

В контрольной группе низкий уровень готовности к работе с семьей был диагностирован у 56,1% респондентов; средний уровень - у 33,5%, высокий уровень - у 10,4% обучающихся.

Формирующий эксперимент проводился в течение 2017-2018 учебного года.

Работа с контрольной и экспериментальной группами осуществлялась по утвержденному учебному плану. Отличие состояло в том, что в экспериментальной группе был дополнительно реализован факультатив «Психолого-педагогическое сопровождение семьи».

Среди задач факультатива можно выделить: формирование у студентов представлений о месте и роли семьи как социального института, о функциях, особенностях, структуре, динамике современной семьи, о культуре и психологии супружеских и детско-родительских отношений, о социальной политике государства в области защиты семьи, материнства и детства; освоение компетенций, связанных со способностью консультировать родителей по вопросам психического развития детей, помогать им в освоении образовательных программ, оказывать помощь и поддержку в складывающихся взаимоотношениях с детьми и педагогами, решать задачи повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей.

В нашем опыте в рамках факультатива «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» использовались следующие интерактивные практики:

1. Проведение деловых и ролевых игр, организованных в режиме работы творческих мини-групп. Каждая группа получала конкретное задание, связанное с необходимостью смоделировать поведение школьного психолога в следующих ситуациях: 1) крайне негативное отношение родителей к школе; 2) тревога родителей по поводу неблагоприятных межличностных отношений в классном коллективе (вариант: слабая успеваемость ребенка; подавленное состояние, тревожность и др.); 3) конфликт между родителями и классным руководителем; 4) отсутствие взаимопонимания между родителями и подростком; 5) разногласия между родителями по поводу методов воспитания ребенка и др.

2. Привлечение студентов к обсуждению кейсов, связанных с необходимостью: принятия решения в условиях взаимодействия с семьей, обсуждения с родителями проблем ребенка, консультативной работы.

Применение кейс-метода было направлено на решение следующих задач: овладение методикой анализа профессиональных ситуаций; формирование умений поиска и использования дополнительной информации, необходимой для уточнения изначальной ситуации, а также способности рассматривать разные варианты развития событий, обосновывать свою позицию, убеждать.

В этом случае действия преподавателя сводились к тому, что он стимулировал студентов найти решение разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения с родителями (например, отсутствие у ребенка интереса к учебе, осложненные отношения с ровесниками, агрессивное поведение, сложные отношения с одним из родителей и др.).

В целях обучения анализу и проектированию психолого-педагогических ситуаций студентам предлагалось действовать по алгоритму: 1) выделить ситуацию, разложив ее на факты; 2) выявить проблему и сформулировать ее как вопрос; 3) определить цель и задачи, которые необходимо решить; 4) предложить решение кейса.

Итогом коллективного обсуждения кейса выступали: принятие решения, выработка правил (рекомендаций) для родителей, совместное занятие с родителями и др.

Для более эффективного обсуждения тем мы предлагали студентам так называемые видеокейсы, сопровождающиеся демонстрацией роликов - фрагментов из художественных и документальных фильмов, телерепортажей на семейные темы. Например, видеокейс по теме «Супружество» был организован с целью формирования ценностного отношения к категории «супружество», расширения представлений о гармоничных семейных отношениях; поиск ответа на вопрос: возможно ли счастье в супружестве, как его достичь?

Видеокейс по теме «Забота о близких» был проведен с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к членам своей семьи. Его участники размышляли над проблемой: «Каким способом можно выразить свою любовь к близким? Как сделать их счастливее?».

Задачи использования кейсов, в том числе и видеокейсов, в учебном процессе многообразны: введение обучающихся в социокультурное пространство; формирование представлений о семейных ценностях и личностно-ценностных ориентиров; расширение понятий о гендерных ролях в семье, решение психологических задач (а именно: создание позитивного эмоционального настроя в группе, воспитание умения слушать, уважать чужое мнение, позицию, поддерживать партнера в сложных ситуациях); актуализация способности делать свой выбор.

3. Организация и проведение групповых дискуссий.

Групповая дискуссия предполагает доверительный обмен мнениями по поводу конкретной проблемы, вопроса или задачи, позволяет приобщить обучающихся к диалогу, в процессе которого формируется личностное знание.

Мы предлагали студентам разработать и продемонстрировать различные формы обсуждения вопросов, связанных с понятиями: семья, супружество, взаимоотношения в семье, моральная поддержка, детско-родительские отношения, проблемы воспитания детей в семье. Темы для обсуждения предлагали сами студенты. Вот некоторые из них: «Слагаемые семейного счастья», «Большая семья: быть или не быть?», «Сознательное родительство», «Возможно ли воспитание нравственности в детях в условиях усиления безнравственности в обществе?», «Что значит быть хорошим родителем?», «Ответственность за близких» и др.

Например, дискуссия на тему «Иерархия семейных ценностей», на наш взгляд, способствовала упрочению представлений студентов о семейных ценностях, формированию потребности молодых людей в создании гармоничных, крепких взаимоотношений в своей семье. Дебаты на тему «Семья или карьера» были проведены с целью осознания обучающимися ценности семьи, ее роли в жизни человека; понимания необходимости нравственного выбора между семьей и карьерой.

4. Применение метода проектирования.

Проектирование выступает как ведущий практикоориентированный метод, позволяющий совершенствовать профессиональную подготовку обучающихся. В нашем опыте студенты создавали проекты: «Руководство для сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Родительская гостиная в школе», «Повышение воспитательной компетентности современных родителей», «Консультирование родителей детей группы риска», «Семейный клуб», «Пути взаимодействия с семьей "группы риска"»; «Буклеты как средство повышения психолого-педагогической культуры родителей», «Игровые занятия для родителей».

5. Привлечение студентов к участию в тренингах.

Тренинг - интерактивная практика, основанная на использовании серии специально подобранных игр и упражнений с целью формирования конкретных профессиональных качеств и умений. В нашей практике мы использовали тренинги: психологической саморегуляции; аутосуггестии в различных ситуациях профессиональной деятельности; формирования лидерских качеств, коммуникативных, организаторских умений; развития конфликтологической устойчивости, - а также применяли тренировочные комплексы упражнений для развития мышечного, пластического, речевого аппарата и др. [7, с. 45].

В заключение исследования результаты формирующего этапа эксперимента оценивались с помощью таких диагностических методов, как опрос студентов, тестовые испытания, метод экспертной оценки. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика, а именно увеличение количества студентов, имеющих средний и высокий уровень готовности к работе семьей (на 22,6% и 15,8% соответственно). В контрольной группе такой рост составил 4,3% и 3,7%.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу о том, что важнейшая проблема формирования готовности будущих школьных психологов к работе с семьей может быть успешно решена с помощью интерактивных практик (кейс-метод, дискуссии, ролевые и деловые игры, групповая творческая работа, проектирование, тренинг) в процессе профессиональной подготовки.

Список источников

1. Альмухаметова Г. Г. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников: монография / под ред. Ф. А. Сайфуллина. Сибай: Изд-во СИ БашГУ, 2010. 110 с.

2. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 716-721.

3. Карпова С. В. Подготовка студентов к психолого-педагогическому просвещению родителей: автореф. дисс. ... к. пед. н. Петрозаводск, 2007. 20 с.

4. Рахимова М. Т. Условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-pedagogov-psihologov-k-rabote-s-roditelyami-shkolnikov (дата обращения: 21.08.2018).

5. Сахапова Э. И. Формирование у будущих педагогов-психологов готовности к работе с семьей: вопросы теории и практики: монография. Казань: Отечество, 2013. 168 с.

6. Хасанова Г. Г. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников: автореф. дисс. ... к. пед. н. Магнитогорск, 2010. 20 с.

7. Чемерилова И. А., Иванова Е. К. Система формирования готовности будущих педагогов-психологов к саморазвитию профессиональных компетенций // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 5А. С. 41-49.

8. Яценко И. Г. Педагогические условия формирования готовности психологов к работе с семьями и детьми «группы риска»: автореф. дисс. ... к. пед. н. Калининград, 2010. 20 с.

INTERACTIVE PRACTICES ROLE IN FORMING FUTURE SCHOOL PSYCHOLOGISTS' READINESS TO WORK WITH THE FAMILY

Chemerilova Irina Al'bertovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor I. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary irina 737983@mail. ru

The article is devoted to the substantiation of using interactive practices in educational process to form future school psychologists' readiness to work with the family. The realization of the research tasks is achieved on the basis of the analysis of scientific literature, the generalization of advanced pedagogical experience in the field of students' vocational training, the use of the methods of observation, questioning, expert evaluation and tests. Readiness to work with the family is characterized as comprehensive personal education. The author highlights the indicators and levels of future school psychologists' readiness to work with the family. The content of the forming experiment and its results are revealed. The effectiveness of the formation of future school psychologists' readiness to work with the family through interactive practices has been proved experimentally.

Key words and phrases: future school psychologists' training; psychological and pedagogical support of family; readiness to work with family; indicators and levels of future school psychologists' readiness to work with family; interactive practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.