ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
Ю.Н. ТАРАН, Л.М. ТАФИНЦЕВА
В рамках реализации ПНПО, утвержденного 21 декабря 2005 г., разработаны «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», определяющие главную цель деятельности классного руководителя XXI века - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Современной школе необходим педагог-воспитатель, способный не только организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка на основе гуманистических ценностей, но и создать условия для социального развития учащихся, ориентированные на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни, то есть, педагог -воспитатель, успешно реализующий и социально-педагогическую функцию. Смена приоритетов диктует новые требования к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов - классных руководителей. Соответственно, становится важным создание оптимальных условий для развития личности будущего педагога как классного руководителя, формирования его профессионально-значимых качеств, в частности, готовности к реализации социально-педагогической функции.
Теоретико-методологический анализ процесса формирования готовности позволил разработать модель процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя. Данная модель характеризуется единством структурных (цель, содержание, формы и методы) и функциональных (мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-рефлексивный компоненты готовности) составляющих; целостностью, динамичностью, уровневостью. Эффективность процесса формирования готовности будущих педагогов в вузе к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя зависит от содержания и педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась апробация модели процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя и комплекса педагогических условий, выявленных в процессе теоретического осмысления. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Липецкого государственного педагогического университета со студентами филологического (экспериментальная группа) и исторического факультета (контрольная группа); в школах г. Липецка и г. Грязи Липецкой области. Исследование осуществлялось с 2001 по 2006 гг.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал недостаточный уровень сформированности готовности к реализации социально-педагогической функции у работающих классных руководителей общеобразовательных школ: не понимают сущности социальнопедагогической функции 38% респондентов, только у 16,6% респондентов проявляется устойчивой яркая направленность и стремление к выполнению социально-педагогической функции классного руководителя, сформированность профессиональной рефлексивной позиции классных руководителей также недостаточна, только 20% респондентов показали высокий уровень сформированности.
У будущих педагогов как классных руководителей общий уровень готовности к реализации социально-педагогической функции является также недостаточным, т.к. на низком уровне находятся в экспериментальной группе 49,6% студентов, в контрольной группе 50% студентов. Средний уровень готовности продемонстрировали 37,3% респондентов в экспериментальной и 36,6 % в контрольной группах. Высокий уровень готовности к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя показали только 13,1% студентов в
экспериментальной группе и13% в контрольной группе. Анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы:
• формирование готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя в учебно-образовательном процессе вуза требует специально-организованной деятельности;
• успешность процесса формирования будущих педагогов к реализации социальнопедагогической функции классного руководителя может быть обеспечена на основе реализации модели и комплекса педагогических условий.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что готовность будущего педагога как классного руководителя к реализации социально-педагогической функции формируется более эффективно, если сформирована мотивация будущих педагогов на классное руководство, в частности, на реализацию социально-педагогической функции классного руководителя. В контексте нашего исследования формирование таковой осуществлялось в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности образовательного процесса вуза.
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать выводы об уровнях сформированности готовности к реализации социально-педагогической функции в конце опытноэкспериментальной работы. Необходимо отметить положительную динамику формирования готовности будущих педагогов как классных руководителей в условиях применения комплекса педагогических условий в экспериментальной группе и практически ее отсутствие в контрольной группе.
Сравнение результатов до и после проведения опытно-экспериментальной работы свидетельствует о значительных изменениях уровня сформированности готовности к реализации социально-педагогической функции будущих классных руководителей экспериментальной группы. Если в начале эксперимента для большинства студентов был характерен низкий уровень сформированности готовности к реализации социально-педагогической функции классного руководителя, то в конце формирующего эксперимента - средний, увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированности. В контрольной группе значительной положительной динамики так и не выявлено.
Уровни сформированности готовности на начало и конец эксперимента в экспериментальной и контрольной группе убеждают в эффективности предложенной модели формирования готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя общеобразовательной школы.
Итоги проведенного теоретико-экспериментального исследования, дают возможность сделать следующие выводы. В современных условиях в деятельности классного руководителя наряду с воспитательной функцией актуализируется социально-педагогическая функция, что подтверждает необходимость и возможность формирования готовности будущих педагогов-воспитателей к ее реализации.
Готовность будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя общеобразовательной школы проявляется в единстве мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-рефлексивного компонентов, наличие и степень сформированности которых, обеспечивают успешное выполнение данной функции. Теоретически обоснованная модель, выявленные и апробированные педагогические условия обеспечивают эффективное формирование готовности студентов педвузов как будущих классных руководителей общеобразовательной школы к реализации социально-педагогической функции.