УДК 371.213.1 ББК 74.204
Кулебякина Марина Юрьевна
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедра педагогики Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск Kulebyakina Marina Yurievna Candidate of Pedagogics,
Lecturer Chair of Pedagogics Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Технология формирования готовности будущего классного руководителя к воспитательной работе в инновационных общеобразовательных учреждениях*
Technologies of Future Class Teachers’ Readiness Forming for Instructional Work
in Innovation Educational Institutions
В статье раскрыты структурные компоненты и педагогические условия формирования готовности будущих классных руководителей к воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях.
The article reveals structural components and pedagogical conditions of future class teachers’ readiness forming for instructional work in educational institutions.
Ключевые слова: технология, готовность студента к воспитательной работе, воспитательная функция, инновации.
Key words: technology, student’s readiness for instructional work, educational function, innovations.
Актуальность исследования воспитательных возможностей работы классного руководителя в учреждениях инновационного типа, а также вопросов, связанных с подготовкой студентов педагогических вузов к данной деятельности, обусловлена поиском новых путей влияния на развитие личности обучающегося, связанных с гуманизацией и демократизацией образования [1].
В числе основных направлений модернизации школьного образования -создание условий для профильного обучения на старшей ступени общеобразовательного учреждения, развития познавательных, творческих способностей одаренных учащихся.
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2. «Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация)» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»
Наиболее эффективно данные направления реализуются в инновационных общеобразовательных учреждениях. «Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [10, с. 544]. А.Н. Тубельский полагает, что к инновационным могут быть отнесены лишь те общеобразовательные учреждения, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения, а не просто внедряют готовые разработки» [16, с. 159 - 160]. В соответствии с этим к инновационным общеобразовательным учреждениям можно отнести лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также появившиеся в последние годы нетиповые общеобразовательные учреждения, преимущественно для одаренных, талантливых школьников, сочетающие в себе структуру лицея и центра, гимназии и центра и пр. В работах ученых лицеи определяются как «прагматические школы старшего звена для детей с ярко выраженными специальными потребностями, которые дают предпрофессиональную подготовку повышенного типа в тесном контакте с вузами и обеспечивают пропедевтику в той или иной профессии, той или иной ступени высшего профессионального образования», а наличие широкого спектра специальностей делает реально возможным выбор индивидуальной образовательной траектории [7, с. 52]. Гимназия - это образовательное учебное заведения для детей с повышенной мотивацией к учению, дающее универсальное образование, которое позволяет выпускнику овладеть набором универсальных языков по различным предметам, являющихся средством, как для приобретения научного знания, так и для выбора ориентиров в самостоятельной жизни [8, с. 22].
В основе работы общеобразовательных учреждений данного типа лежит внутренняя дифференциация, направленная на индивидуальное развитие каждого ребенка, выявление его интересов, склонностей, учебных возможностей. Поскольку каждый ученик располагает уникальным опытом, который он накапливает в собственной жизнедеятельности в ходе целенаправленного учебно-
воспитательного процесса, то задача обучения «не невилировать субъектный опыт как результат жизнедеятельности ребенка, а максимально его использовать с учетом личностно-значимых ценностей, смыслов, индивидуальных устремлений, склонностей, потребностей» [19, с. 31]. Одной из самых важных личностно-значимых ценностей в лицеях и гимназиях являются интеллектуальные ценности, так как познавательный мотив является основой полноценного овладения учебной деятельностью, ее успешности. Однако упор лишь на познавательную деятельность может привести, по мнению Н.Л. Селивановой, к обеднению всей жизнедеятельности коллектива школьников. В ее организации необходимо использовать формы внеучебной деятельности, которые делают жизнь класса насыщенной: кружки, научные общества при вузах, которые обогащают жизнедеятельность класса, расширяя воспитательное пространство [12, с. 39]. В качестве важнейшей задачи воспитания, по мнению исследователей, следует обозначить формирование гражданской ответственности и правового самосознания, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [5, с. 15]. «Воспитание охватывает формирование направленности личности: ее убеждений, мировоззрений, идеалов, стремлений, интересов, желаний» [9, с. 445]. Осуществление всех этих задач возлагается на классного руководителя и предполагает огромную профессионально-личностную подготовку учителя, не только как транслятора знаний, но и как личности, способной понять, раскрыть, оценить, спрогнозировать развитие каждого ученика как индивидуальности [19; 10, с. 389]. В связи с этим воспитательная функция наряду с координирующей, образовательной и развивающей является одной из основных в работе педагога [13, с. 20]. В.В. Воронов дает следующее определение данному понятию: «Воспитательная функция - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом» [3]. В соответствии с «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя» цель деятельности классного руководителя заключается в создании условий для саморазвития и самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в обществе [11]. Современной школе необходим педагог-воспитатель, способный не только организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка, но и создать условия, ориентированные на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни [15, с. 3].
Однако процесс его подготовки в вузе, сопровождается рядом противоречий и вытекающих из них проблем. В Федеральном государственном образовательном стандарте Высшего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46, по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация степень «бакалавр») указано, что будущий педагог должен быть готовым к решению следующих профессиональных задач:
в области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности: изучение, формирование и реализация потребностей и взрослых в культурнопросветительской деятельности; организация культурного пространства;
в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности [17].
Согласно проведенным исследованиям наибольшие затруднения в организации воспитательной деятельности начинающих классных руководителей связаны с отбором содержания, форм и методов проведения классного часа, внеклассного мероприятии, способствующих повышению интереса у учащихся; применением технических средств во время классного часа, внеклассного мероприятия; применением нетрадиционных форм и методов проведения классных часов и внеклассных мероприятий; осуществлением самоанализа классного часа и внеклассных мероприятий [2, с. 106].
Следующей проблемой подготовки студентов педагогического вуза к работе классного руководителя, является неустойчивая мотивация студентов к овладению воспитательной функцией педагогической профессии, что обусловлено сложностью организации воспитательного процесса и воспитательной деятельности [5]. «Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решений педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций - такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формированием новых качеств, новое состояние учащихся» [3]. В узком смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. «Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой» [10, с. 382].
С целью определения характера причин возможных затруднений в деятельности начинающего классного руководителя среди студентов 3-5 курсов ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» был проведен письменный опрос. В опросе участвовали студенты филологического факультета, факультета иностранных языков, коррекционной педагогики и психологии, проходившие педагогическую практику в общеобразовательных учреждениях. При ответе на вопросы: «Какие затруднения возникали в вашей деятельности в качестве классного руководителя в пе-
риод прохождения педагогической практики? Каковы, на ваш взгляд, причины данных затруднений?» студенты помимо затруднений, о которых говорилось выше, констатировали следующие:
- в применении наглядности и средств обучения и воспитания (15 %), что объясняется недостаточным уровнем развития диагностических умений в определении главных задач в процессе обучения и воспитания;
- в разрешении конфликтных ситуаций (20 %), что вызвано недостаточным уровнем знаний возрастной психологии, индивидуальных особенностей учащихся;
- в установлении межличностных отношений в классе (18 %), в случае преобладания авторитарного стиля общения, либо, напротив, демократического, при отсутствии четко обозначенной позиции «учитель - ученик»;
- в умении планировать свою деятельность и деятельность учащихся (25%), при недостаточном уровне сформированности умения анализировать результаты проведенной диагностики и прогнозировать дальнейшую воспитательную работу с учащимися.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования готовности будущих педагогов к воспитательной работе. Целью разрабатываемой технологии явилось формирование структурных компонентов готовности студента к реализации воспитательной функции. В качестве условий эффективного внедрения технологии нам видятся следующие: диагностические (сбор и анализ сведений о результате развития готовности студента к осуществлению воспитательной функции); профессиональномотивационные (мотивация студентов на освоение системы соответствующих профессиональных знаний, умений, необходимых для успешной реализации воспитательной функции классного руководителя); содержательнопроцессуальные (выполнение студентами комплекса заданий по овладению воспитательной функций в процессе аудиторной, внеаудиторной деятельности, а также в период прохождения педагогической практики).
В соответствии с функционально-личностным (Т.А. Воронов, Н.В. Кузьмин, В.А. Сластенин и др.), компетентностным (Г.А. Кручинин, В. Медведев, Т.В. Татьянина, Т.И. Шукшина, и др.) подходами готовность будущего педагога к педагогической деятельности рассматривается в виде интегративного образования, включающего в себя профессионально значимые качества педагога, совокупность необходимых для этой деятельности знаний, умений, навыков и потребность к осуществлению этой деятельности. Т.И. Шукшина отмечает: «реализация компетентностного подхода с учетом гуманитарных технологий, может способствовать тому, что: во-первых, компетентностный формат позволит работодателю оценить возможности специалиста при выполнении определенных функций; во-вторых, во внимание будут приниматься духовно-нравственные качества выпускника, так как компетентность предполагает реализацию личностных качеств специалиста; в -третьих, компетентностный подход предполагает в содержании образовательных программ более крупные единицы, чем учебные дисциплины, так называемые программные модули, куда входят различные практикумы, тренинги, самостоятельные исследования и др.» [18, с. 171].
Обратимся к рассмотрению понятия готовности студентов к воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях. Понятие готовности к какой-либо деятельности рассматривается Е.М. Голиковой, как «компонент психологической профессиональной компетентности» [4, с. 111]. Под готовностью будущих классных руководителей к воспитательной работе мы понимаем интегративное личностное образование, являющееся целью и результатом формирования, проявляющееся в единстве мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-рефлексивного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное выполнение воспитательной функции в инновационных общеобразовательных учреждениях.
Мотивационно-потребностный компонент определяется интересом будущих педагогов к воспитательной работе; стремлением реализовывать ее творчески, с учетом ожиданий учащихся. Когнитивный компонент характеризуется совокупностью знаний, умений, способов реализации воспитательной
функции. Основными качествами педагога при этом являются: знание закономерностей процесса воспитания; специфики потребностей, интересов своих воспитанников; психологических особенностей детей; методик диагностики развития личности ребенка; теоретических основ семейного воспитания, правой базы, регулирующей защиту прав учащихся. Деятельностный компонент связан со способностью применять имеющиеся знания в воспитательном процессе. Характеризуется совокупностью умений, позволяющих реализовывать воспитательную функцию; анализировать и проектировать воспитательную работу с детьми; применять методики диагностики развития личности; организовывать работу с одаренными учащимися; взаимодействовать с педагогическим коллективом, психологами, родителями учащихся; сотрудничать с учреждениями дополнительного образования; организовывать практики на базе ведущих наукоемких предприятий, а также учебно-тренировочные сборы для талантливых школьников на площадках высших учебных заведений; осуществлять в процессе воспитания индивидуальное развитие каждого воспитанника. Эмоциональнорефлексивный компонент предполагает коммуникабельность, эмпатийность, экстравертность, толерантность; характеризуется верой в творческие возможности детей, их нравственный и интеллектуальный потенциал; признанием ребенка субъектом деятельности; осознанием и принятием на уровне личностных ценностей основных принципов гуманистической педагогики, способностью к самооценке воспитательного потенциала деятельности; чувством ответственности за результат своей работы.
Анализ теоретических источников позволил выявить следующие критерии оценки готовности будущего педагога к реализации воспитательной функции классного руководителя: направленность на реализацию воспитательной функции; наличие теоретических знаний о содержании деятельности классного руководителя, его воспитательной функции; сформированность практических умений к реализации воспитательной функции; сформированность профессиональной рефлексии.
Эффективность процесса формирования готовности будущих педагогов в педагогическом вузе к реализации воспитательной функции классного руководителя зависит от содержания и педагогических условий организации учебновоспитательного процесса, в качестве которых, на наш взгляд, целесообразно определить следующие: целенаправленное формирование мотивации будущих классных руководителей на реализацию воспитательной функции; оптимизация образовательного процесса по усвоению содержания, лежащего в основе воспитательной функции классного руководителя; развитие профессиональнорефлексивных качеств будущих классных руководителей.
В условиях образовательного процесса вуза готовность будущего педагога как классного руководителя к воспитательной функции формируется в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Так в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин укрепляется мотивация профессионального роста студентов; осуществляется их самоопределение в выборе путей профессиональной самореализации; адаптация к обучению в вузе; закладываются базовые основы знаний, умений, необходимых для формирования соответствующей готовности. К таковым относят практикоориентированные учебные дисциплины «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии», «Технология педагогического общения», курсы по выбору «Педагогический мастер-класс», «Содержание и технологии деятельности классного руководителя», «Инновационные подходы к организации деятельности классного руководителя», «Технологии организации детского досуга», «Система работы с одаренными детьми», «связанные с созданием условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач» [14, с. 54].
В процессе освоения указанных дисциплин студенты получают знания о сущности воспитания и его месте в структуре образовательного процесса, знакомятся с функциями и основными направлениями деятельности классного руководителя. В частности при изучении спецкурса «Инновационные подходы к деятельности классного руководителя» обучение студентов было направлено на
овладение современными технологиями управления воспитательным процессом, развитие профессиональной педагогической компетентности в условиях вариативности, интегративности и непрерывности воспитательного процесса. В рамках данного спецкурса основными формами занятий являлись лекции, семинары, практические занятия, тренинги, деловые игры, просмотр и анализ видеоматериалов, исследовательская работа, знакомство с воспитательными системами гимназий, лицеев и опытом работы практикующих классных руководителей. На практических занятиях проводились работы проблемно-поискового характера, использовались различные формы: блиц-игра, дискуссия, исследование и др. В процессе подготовки к семинарским занятиям у студентов формировались умения, направленные на приобретение знаний, организацию самостоятельного труда, оформление полученного материала различными способами, представление и защиту своих идей.
Формированию положительной мотивации студентов на выполнение воспитательной функции классного руководителя во многом способствует и внеаудиторная деятельность. Творческие формы организации досуга, разнообразные виды организационной деятельности дают возможность студентам быть активными участниками общего процесса профессиональной подготовки и переводить его на личностно-значимый уровень. В частности интересным представляется опыт педагогического студенческого клуба имени Е.Г. Осовского, в котором проблемы мотивации студентов к научно-поисковой и воспитательной работе решаются посредством погружения обучающихся в специально организованную воспитывающую среду взаимодействия с педагогами вуза, учеными, учителями-предметниками, классными руководители, руководителями общеобразовательных учреждений [6, с. 11].
Необходимость создания условий для приобретения студентами практического опыта воспитательной работы дает возможность рассматривать педагогическую практику в качестве важнейшего педагогического условия успешности профессионального становления будущих классных руководителей. В ходе реализации воспитательной функции в период прохождения педагогической
практики будущие классные руководители овладевают наиболее важными для ее успешного выполнения умениями собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию, наблюдать и интерпретировать поведение ребенка, совместно с классным руководителем проектировать воспитательную программу для различных категорий учащихся (талантливых школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья, ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию), прогнозировать конечный результат деятельности, анализировать результаты своей воспитательной работы.
Большое значение в процессе формирования готовности к реализации воспитательной функции имеет развитие профессионально-рефлексивных качеств будущих классных руководителей, которые связаны с осознанием студентами норм, правил и моделей выбранной ими профессии, способностью действовать в нестандартных, непредвиденных ситуациях, эмоциональноположительным отношением к воспитательной работе, соотнесением своих целей, задач и возможностей с ожиданиями. Активизации рефлексии способствуют рефлексивная подготовка, личный пример педагогов, самодиагностика, самоанализ в сочетании с взаимным анализом, атмосфера сотворчества, атмосфера взаимного доверия между студентами и педагогами.
В заключении отметим, что готовность будущих классных руководителей к воспитательной работе является сложным интегративным личностным образованием, формирование которого представляется наиболее эффективным в условиях рассматриваемой технологии.
Библиографический список
1. Баракина, С. Ю. Воспитательные возможности работы классного руководителя со школьными ожиданиями гимназий и лицеев [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
С. Ю. Баракина. - Ульяновск, 2003. - 241 с.
2. Блинова, М. В. Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов [Текст] / М. В. Блинова // Образование и саморазвитие. - 2009. -№ 5 (15). -- С. 104 - 110.
3. Воронов, В. В. Технология воспитания. Пособие для преподавателей вузов, студентов, учителей [Текст] / В. В. Воронов // http://ro.mgou.ru (дата обращения 10.12.2012 г.).
4. Голикова, Е. М. Технология формирования готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника [Текст] / Е. М. Голикова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 110 - 111.
5. Ефимова, О. С. Подготовка студентов педагогического вуза к работе классного руководителя на основе компетентностного подхода [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук:: 13.00.08 / О. С. Ефимова. - Глазов, 2010. - 207 с.
6. Зеткина, И. А. Студенческий научно-исследовательский педагогический клуб: опыт организации и работы [Текст] / И. А. Зеткина, П. В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 10 - 14.
7. Инновационное движение в российском школьном образовании
[Текст] / Под ред.
Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. - М.: Парсифаль, 1997. - 416 с.
8. Каспржак, А. Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях (на материале гимназий как одного из новых типов учебных заведений России 1985 - 1995 г.г. [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Каспржак. - М., 1995
- 46 с.
9. Новиков, А. М., Новиков, Д. А. Методология [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2011. - 668 с.
10. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский
центр «Академия», 2008. - 576 с.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» //
Мр://минобрнауки.рф (дата обращения 10.12.2012 г.).
12. Селиванова, Н. Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе [Текст]: автореф. ... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Л. Селиванова. - М., 1997. - 82 с.
13. Стефановская, Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. А. Стефановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -192 с.
14. Татьянина, Т. В. Гуманитарный потенциал технологий педагогическо-
го общения в развитии профессиональной компетентности будущего учителя: монография [Текст] /
Т. В. Татьянина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2009. - 102 с.
15. Тафинцева, Л. М. Формирование готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя [Текст]: автореф. ... к. п.н.: 13.00.08 / Л. М. Тафинцева. - Елец, 2008. - 21 с.
16. Тубельский, А. Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании [Текст] / А. Н. Тубельский.
- М., 1997. - С. 159 - 160.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // 1Щр://минобрнауки.рф (дата обращения 10.12.2012 г.).
18. Шукшина Т. И., Методологические основы проектирования гуманитарных технологий в образовании // Теоретико-методологические основы проектирования гуманитарных технологий в образовании: монография / под ред. Т. И. Шукшиной [Текст] / Т. И. Шукшина. - Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т., 2010. - С. 152 - 173.
19. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированная модель построения школы -гимназии [Текст] / И. С. Якиманская // Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. Материалы научно-практической конференции / Сост. Л. П. Косюк / Под ред. И. С. Якиманской. - Петрозаводск, 19961.
- С. 26 - 34.
Bibliography
1. Barakina, S. Yu. Educational Possibilities of Class Teachers’ Work With School Expectations of Gymnasiums and Lyceums [Text]: Diss. ... Cand. of Ped.:
13.00.01 / S. Yu. Barakina. - Ulyanovsk, 2003. - 241 p.
2. Blinova, M. V. Young Experts’ Professional Competence Development [Text] / M.V. Blinova // Education and Self-Development. - 2009 . - № 5 (15). - P. 104 - 110.
3. Efimov, O. S. Higher Pedagogical School Students’ Training for Work As Class Teachers on the Basis of Competence Approach [Text]: Diss. ... Cand. of Ped.:
13.00.08 / O. S. Efimov. - Glazov, 2010. - 207 p.
4. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education [Electronic Resourse]. - Access Mode: //http://minobrnauki.rf (Address Date 10.12.2012).
5. Golikova, E. M. Technologies of Students’ Readiness Forming for Preschool Children’s Informative Abilities Development [Text] / E. M. Golikova // Humanities and Education. - 2012 . - № 2 (10). - P. 110 - 111.
6. Innovative Movement in the Russian School Education [Text] / Under the Editorship of E. Dneprov, A. Kasprzhak, A. Pinsky. - M: Parsifal, 1997. - 416 p.
7. Kasprzhak, A. G. Pedagogical Bases of Education Content Updating in Modern Social and Economic Conditions (By the Material of Gymnasiums As One of New Types of Educational Institutions of Russia in 1985 - 1995 [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 / A.G. Kasprzhak. - M, 1995 - 46 p.
8. Novikov, A. M., Novikov, D. A. Methodology [Text] / A. M. Novikov, D. A. Novikov. - M.: SINTEG, 2011. - 668 p.
9. Pedagogics: Textbook for Higher School Students [Text] /
V. A. Slastenin, I. F. Isayev, E. N. Shiyanov / Under the Editorship of V.A. Slastenin.
- M.: Publishing Center "Akademiya", 2008. - 576 p.
10. Selivanova, N. L. Class and Its Educational Functions at Modern School [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 / N. L.Selivanova. - M, 1997. -82 p.
11. Shukshina, T. I. Methodological Bases of Humanitarian Technologies Design in Education // Theoretical-and-Methodological Bases of Humanitarian Technologies Designing in Education: Monograph / Under the Editorship of. T.I. Shukshina [Text] / T. I. Shukshina. - Saransk: Mordov. State Ped. In-t. 2010 . - P. 152 - 173.
12. Stefanovskaya, T. A. Class Teacher: Functions and Main Activities: Study Guide for Higher Pedagogical School Students [Text] / T. A. Stefanovskaya. - M: Publishing Center "Akademiya", 2006. - 192 p.
13. Tafintseva, L. M. Future Teachers’ Readiness Forming for Class Teachers’ Social and Pedagogical Function Realization [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 / L. M. Tafintseva. - Yelets, 2008. - 21 p.
14. Tatyanina, T. V. Humanitarian Potential of Pedagogical Communication Technologies in Future Teachers’ Professional Competence Development: Monograph [Text] / T.V. Tatyanina. - Saransk: Mordov. State Ped. In-t, 2009. - 102 p.
15. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on February 3, 2006, No. 21 "About the Approval of Methodical Recommendations About Implementation of Functions of a Class Teacher by Pedagogical Staff of State Educational Institutions of Subjects of the Russian Federation and Municipal Educational Institutions" [Electronic Resourse]. - Access Mode://http://minobrnauki.rf (Address Date 10.12.2012).
16. Tubelsky, A. N. Innovative School Examination // Innovative Movement in Russian School Education [Text] / A. N. Tubelsky. - M., 1997. - P. 159 - 160.
17. Voronov, V. V. Education Technologies. Manual for Higher School Teachers, Students, Teachers [Electronic Resourse] / V. V Voronov. - Access Mode: http://ro.mgou.ru (Address Date 10.12.2012).
18. Yakimanskaya, I. S. Personality Focused Model of Organizing School Gymnasium [Text] / I. S. Yakimanskaya // Gymnasium Model as Innovative Educational Institution. Materials of Scientific and Practical Conference / Comp. by L. P. Kosyuk / Under the Editorship of. I. S. Yakimanskaya. - Petrozavodsk, 19961. - P. 26 - 34.
19. Zetkina, I.A. Students’ Scientific Research Pedagogical Club: Experience of Organization and Work [Text] / I.A. Zetkina, P. V. Zamkin // Humanities and Education. - 2012 . - № 1 (9). - P. 10 - 14.